Преобразование уравнений с квадратным корнем 8 класс

Основные тождества для квадратных корней

Таблица основных тождеств для квадратных корней

$$ (\sqrt a)^2=a, \quad a \ge 0 $$

$$ \sqrt = |a|, \quad a \in \Bbb R $$

$$ \sqrt = |a^k |, \quad a \in \Bbb R, k \in \Bbb N $$

$$\sqrt = \sqrt a \cdot \sqrt b \cdot \sqrt c …, \quad a \ge 0, b \ge 0, c \ge 0, …$$

$$ \sqrt a \cdot \sqrt b \cdot \sqrt c … = \sqrt, \quad a \ge 0, b \ge 0, c \ge 0, …$$

Алгоритм решения уравнений с квадратным корнем

Решаем уравнение вида $ \sqrt = c, a \neq 0$

Шаг 1. Если $c \ge 0$, возвести в квадрат левую и правую части.

Если $c \lt 0$, решений нет, $x \in \varnothing$, перейти на шаг 3.

Шаг 2. $ax+b = c^2 \Rightarrow x = \frac $

Шаг 3. Конец работы.

Примеры

Пример 1. Вычислите:

д)$$ \sqrt <250>\cdot \sqrt <90>= \sqrt <25 \cdot 10 \cdot 9 \cdot 10>= \sqrt <25>\cdot \sqrt <9>9 \cdot \sqrt <10^2>= 5 \cdot 3 \cdot 10 = 150 $$

е)$$ \sqrt <33>\cdot \sqrt <21>\cdot \sqrt <77>= \sqrt <3 \cdot 11 \cdot 3 \cdot 7 \cdot 7 \cdot 11>= \sqrt <3^2>\cdot \sqrt <7^2>\cdot \sqrt <11^2>= 3 \cdot 7 \cdot 11 = 231 $$

Пример 2. Найдите значение выражения, если x = 1,14:

Пример 3. Решите уравнение:

$ (\sqrt)^2 = 5^2 \Rightarrow x-3 = 25 \Rightarrow x = 28 $

$\sqrt <5+x>= -1 \lt 0$ – значение квадратного корня не может быть отрицательным $x \in \varnothing$, решений нет

$ ( \sqrt)^2 = 4^2 \Rightarrow x^2+7 = 16 \Rightarrow x^2 = 9 \Rightarrow x_1,2 = \pm 3 $

$ (\sqrt<\sqrt+1>)^2 = 3^2 \Rightarrow \sqrt+1 = 9 \Rightarrow \sqrt = 8 \Rightarrow x+7 = 64 \Rightarrow x = 57 $

Пример 4*. Сократите дробь:

Пример 5. В Древнем Вавилоне уже умели находить не только квадратные корни в натуральных числах, но и вывели формулу для приблизительных вычислений.

Если число можно представить в виде $k = a^2 \pm b$, где $a^2$ – ближайший к a по значению квадрат натурального числа, b — «остаток», то

$ \sqrt <65>= \sqrt <8^2+1>\approx 8+ \frac<1> <2 \cdot 8>\approx 8,06 $

$ \sqrt <65>= \sqrt <8^2-1>\approx 8 — \frac<1> <2 \cdot 8>\approx 7,94 $

Найдите с точностью до сотых квадратные корни из следующих чисел:

$ \sqrt <125>= \sqrt <121+4>= \sqrt <11^2+4>\approx 11+ \frac<4> <2 \cdot 11>\approx 11,18 $

$ \sqrt <138>= \sqrt <144-6>= \sqrt <12^2-6>\approx 12 — \frac<6> <2 \cdot 12>\approx 11,75 $

$ \sqrt <83>= \sqrt <81+2>= \sqrt <9^2+2>\approx 9 + \frac<2> <2 \cdot 9>\approx 9,11 $

$ \sqrt <175>= \sqrt <169+6>= \sqrt <13^2+6>\approx 13 + \frac<6> <2 \cdot 13>\approx 13,23 $

Урок алгебры по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (690 кБ)

Цели и задачи:

  • проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку;
  • проверить качество усвоения материала отдельными учащимися;
  • закрепить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
  • формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений;
  • воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.

Ход урока

I. Организационный момент

  • сообщение темы изучения материала;
  • формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения данного материала;
  • показ практической значимости изучения нового материала, мотивации учащихся к его усвоению;
  • постановка перед учащимися учебной проблемы.

Слайд 1

II. Устно

Слайд 2-3

Слайд 4

2. Решить уравнение

x 2 =81x 2 =0,36x 2 =1
x 2 =0

Слайд 5

3. Выполнить действия, используя формулы сокращенного умножения

III. Проверка домашнего задания

Слайд 6

е)
ж)
з)
и)
к)

Слайд 7

г)
д)
е)

Слайд 8


IV. Решение примеров

№422(а, б, в) Выполните действие:



№423(а, б, д, е). Выполните действие, используя формулы сокращенного умножения

а) (x+)(x-)=x 2 -y


№425(а-в). Выполните действия

а)
б)
в)

№428(а, б, в). Выполните действия



№426(а-г). Преобразуйте выражение




№427(а, б, в). Разложите на множители, используя формулу разности квадратов:



№428 (а, б, в). Разложите на множители выражение:



№429(а-г). Сократите дробь




V. Самостоятельная работа

Вариант 1Вариант 2
Упростите выражение
Выполните действия
Сократите дробь

VI. Проверка самостоятельной работы

Слайд 9

Вариант 1Вариант 2
Упростите выражение
Выполните действия
Сократите дробь
=

VII. Задание на дом

№ 420(г-е), № 423(в, г, ж, з), № 430(г-е), № 441(а).

Квадратные уравнения (8 класс)

Уравнение называют квадратным, если его можно записать в виде \(ax^2+bx+c=0\), где \(x\) неизвестная, \(a\), \(b\) и \(с\) коэффициенты (то есть, некоторые числа, причем \(a≠0\)).

В первом примере \(a=3\), \(b=-26\), \(c=5\). В двух других \(a\),\(b\) и \(c\) не выражены явно. Но если эти уравнения преобразовать к виду \(ax^2+bx+c=0\), они обязательно появятся.

Коэффициент \(a\) называют первым или старшим коэффициентом, \(b\) – вторым коэффициентом, \(c\) – свободным членом уравнения.

Виды квадратных уравнений

Если в квадратном уравнении присутствуют все три его члена, его называют полным. В ином случае уравнение называется неполным.

Как решать квадратные уравнения

В данной статье мы рассмотрим вопрос решения полных квадратных уравнений. Про решение неполных — смотрите здесь .

Итак, стандартный алгоритм решения полного квадратного уравнения:

    Преобразовать уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Выписать значения коэффициентов \(a\), \(b\) и \(c\).
    Пока не отработали решение квадратных уравнений до автоматизма, не пропускайте этот этап! Особенно обратите внимание, что знак перед членом берется в коэффициент. То есть, для уравнения \(2x^2-3x+5=0\), коэффициент \(b=-3\), а не \(3\).

    Вычислить значение дискриминанта по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Решите квадратное уравнение \(2x(1+x)=3(x+5)\)
    Решение:

    Теперь переносим все слагаемые влево, меняя знак.

    Уравнение приняло нужный нам вид. Выпишем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_2=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Решите квадратное уравнение \(x^2+9=6x\)
    Решение:

    Тождественными преобразованиями приведем уравнение к виду \(ax^2+bx+c=0\).

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    В обоих корнях получилось одинаковое значение. Нет смысла писать его в ответ два раза.

    Решите квадратное уравнение \(3x^2+x+2=0\)
    Решение:

    Уравнение сразу дано в виде \(ax^2+bx+c=0\), преобразования не нужны. Выписываем коэффициенты.

    Найдем дискриминант по формуле \(D=b^2-4ac\).

    Найдем корни уравнения по формулам \(x_1=\frac<-b + \sqrt><2a>\) и \(x_1=\frac<-b - \sqrt><2a>\).

    Оба корня невычислимы, так как арифметический квадратный корень из отрицательного числа не извлекается.

    Обратите внимание, в первом уравнении у нас два корня, во втором – один, а в третьем – вообще нет корней. Это связано со знаком дискриминанта (подробнее смотри тут ).

    Также многие квадратные уравнения могут быть решены с помощью обратной теоремы Виета . Это быстрее, но требует определенного навыка.

    Пример. Решить уравнение \(x^2-7x+6=0\).
    Решение: Согласно обратной теореме Виета, корнями уравнения будут такие числа, которые в произведении дадут \(6\), а в сумме \(7\). Простым подбором получаем, что эти числа: \(1\) и \(6\). Это и есть наши корни (можете проверить решением через дискриминант).
    Ответ: \(x_1=1\), \(x_2=6\).

    Данную теорему удобно использовать с приведенными квадратными уравнениями, имеющими целые коэффициенты \(b\) и \(c\).


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/616917

    http://cos-cos.ru/math/121/