Урок алгебры по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (690 кБ)
Цели и задачи:
- проверить теоретическую подготовку учащихся к уроку;
- проверить качество усвоения материала отдельными учащимися;
- закрепить и систематизировать знания учащихся по данной теме;
- формировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений;
- воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей.
Ход урока
I. Организационный момент
- сообщение темы изучения материала;
- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения данного материала;
- показ практической значимости изучения нового материала, мотивации учащихся к его усвоению;
- постановка перед учащимися учебной проблемы.
Слайд 1
II. Устно
Слайд 2-3
Слайд 4
2. Решить уравнение
x 2 =81 | x 2 =0,36 | x 2 =1 |
x 2 =0 |
Слайд 5
3. Выполнить действия, используя формулы сокращенного умножения
III. Проверка домашнего задания
Слайд 6
е)
ж)
з)
и)
к)
Слайд 7
г)
д)
е)
Слайд 8
IV. Решение примеров
№422(а, б, в) Выполните действие:
№423(а, б, д, е). Выполните действие, используя формулы сокращенного умножения
а) (x+)(x-)=x 2 -y
№425(а-в). Выполните действия
а)
б)
в)
№428(а, б, в). Выполните действия
№426(а-г). Преобразуйте выражение
№427(а, б, в). Разложите на множители, используя формулу разности квадратов:
№428 (а, б, в). Разложите на множители выражение:
№429(а-г). Сократите дробь
V. Самостоятельная работа
Вариант 1 | Вариант 2 |
Упростите выражение | |
Выполните действия | |
Сократите дробь | |
VI. Проверка самостоятельной работы
Слайд 9
Вариант 1 | Вариант 2 |
Упростите выражение | |
Выполните действия | |
Сократите дробь | |
= |
VII. Задание на дом
№ 420(г-е), № 423(в, г, ж, з), № 430(г-е), № 441(а).
Способы решения задач с помощью преобразования выражений с квадратными корнями
Определение арифметического корня и его свойства
Арифметический корень из числа а>0, является таким неотрицательным числом, которое в квадрате равно а.
При извлечении квадратного корня из некоего числа в любом случае получается один результат, который больше нуля. Он и будет арифметическим корнем, имеющим ряд характерных свойств. Перечислим их:
- Корень произведения соответствует произведению корней: a b = a · b . Приведем пример: 64 · 9 = 64 · 9 = 8 · 3 = 24
- Корень из дроби равен корню из числителя и корню из знаменателя: a b = a b , когда a ≥ 0 , b > 0 . Приведем пример: 64 9 = 64 9 = 8 3 = 2 2 3 .
- При возведении корня в степень необходимо возвести в данную степень подкоренное значение: a n = a n , когда a ≥ 0 . Приведем пример: 2 4 = 2 4 = 16 = 4 .
Решение задач по вынесению множителя из квадратного корня
Операция вынесения числа, то есть множителя, из-под знака корня представляет собой извлечение корня из выражения, находящегося под знаком корня. Такое выражение называют подкоренным.
При a 2 = b имеем, что b = a .
Приведем несколько примеров:
4 = 2 , так как 2 2 = 4
36 = 6 , так как 6 2 = 36
С целью упрощения вынесения чисел и множителей из-под знака квадратного корня следует ознакомиться с таблицей квадратов:
Разберем несколько наглядных примеров, с которыми можно встретиться на уроках в классе, а также при решении контрольных и проверочных работ. Вынесем множитель из-под знака корня (с объяснением) в таком выражении:
Заметим, что извлечение квадратного корня в данном случае возможно лишь из числа 25. Выполним действия:
25 × 3 = 5 2 × 3 = 5 2 × 3 = 5 × 3
Разберем другое задание для повторения темы, которое следует решать аналогичным методом. Представим, что нужно вынести корень из числа:
В первую очередь стоит разложить выражение, которое записано под знаком корня. Множителями являются числа 9 и 5. Заметим, что извлекается квадратный корень в этом случае лишь из 9. Запишем:
45 = 9 × 5 = 3 2 × 5 = 3 5
Когда под знаком корня записано выражение, то его можно вынести. Данное утверждение справедливо лишь в том случае, когда под корнем произведение. Приведем примеры:
Все, за исключением первого выражения, являются неверными. В таких случаях целесообразно сначала выполнить действия под знаком корня, а затем переходить к его извлечению. Продолжим вычисления:
Во многих задачах по алгебре и физике можно встретить выражения, для решения которых необходимо вынести из-под знака корня не число, а букву. В таком случае необходимо выполнить тождественные преобразования и преобразовать эту букву в дробь. Роль числителя при этом будет играть степень подкоренного выражения, а знаменателем является непосредственно сам корень:
Данная формула справедлива также при выполнении действий с числами. Приведем несколько типичных примеров:
a 12 4 = a 12 4 = a 3
Решение задач по внесению множителя под знак корня
На следующем этапе стоит потренироваться с внесением чисел под знак корня. Запишем некое выражение с содержанием корня:
4 6 — 2 3 · 8 = 16 · 6 — 4 · 3 · 8 = 96 — 96 = 0
Отметим, что после внесения числа под знак корня решение существенно упростилось. Рассмотрим число:
Заметим, что цифру 3 можно внести под корень. Это связано с тем, что данное число является корнем квадратным из числа 9:
С помощью записанных закономерностей получилось значительно расширить возможности при решении разнообразных заданий. Например:
3 10 — 45 · 2 = 90 — 90 = 0
Здесь важно отметить, что внесение под знак арифметического корня допускается лишь в том случае, когда число является положительным.
Разберем еще несколько примеров:
4 6 — 2 3 · 8 = 16 · 6 — 4 · 3 · 8 = 96 — 96 = 0
5 2 = 25 · 2 = 25 · 2 = 50
Решение задач по освобождению от иррациональности в знаменателе
При решении задач можно встретить примеры с дробями, в знаменателе которых записан корень или иррациональное число. В таком случае следует выполнить умножение данной дроби на какой-то член или выражение. В результате получится исключить корень. Существует несколько видов выражений, где нужно избавиться от иррациональности в знаменателе дроби. Рассмотрим наиболее распространенные из них.
Когда в знаменателе записан одночлен, следует внимательно изучить такую дробь. При отсутствии корня упростить подобное выражение не составит труда. Однако при наличии в знаменателе квадратного или другого корня необходимо выполнить умножение числителя и знаменателя на какой-нибудь одночлен, что в итоге позволит избавиться от корня. Разберем пример:
Воспользуемся записанным правилом и упростим выражение:
7 3 2 7 · 7 7 = 7 21 14 = 21 2
Когда в знаменателе дроби записан двучлен в виде суммы или разности пары одночленов, в один из которых включен корень, недопустимо выполнять умножение дроби на подобный двучлен, так как не получится исключить иррациональность:
Рассмотрим это правило на примере дроби:
Здесь в одночлене a или b имеется корень.
Попробуем упростить выражение:
( a + b ) ( a + b ) = a 2 + 2 a b + b 2
Заметим, что в составе одночлена 2ab в любом случае имеется корень а или b.
Разберем наглядный пример:
4 2 + 2 · 2 + 2 2 + 2 = 4 ( 2 + 2 ) 4 + 4 2 + 2
Заметим, что в этом случае отсутствует возможность исключить корень из знаменателя, так как в нем записан одночлен 4 2 .
При решении подобных задач следует воспользоваться понятием сопряженного двучлена, то есть такого двучлена, который состоит из аналогичных одночленов, но знак между ними противоположный. Таким образом, 2 + 2 является сопряженным для двучлена 2 — 2 . Применим данное правило к нашему выражению:
4 2 + 2 · 2 — 2 2 — 2
При умножении числителя и знаменателя дроби на сопряженный двучлен одночлены будут возведены в квадрат, что позволяет избавиться от знака корня:
( a + b ) ( a — b ) = a 2 — b 2
Заметим, что в последнем задании имеется общий множитель в числителе и знаменателе:
Таким образом, можно сократить дробь:
4 2 + 2 · 2 — 2 2 — 2 = 4 ( 2 — 2 ) 4 — 2 = 4 — 2 2
Разберем другие выражения, при решении которых нужно избавиться от иррациональности. К таким относят обратные выражения. Представим, что требуется определить выражение, которое является обратным для данного и содержит корень. В этом случае следует рационализировать полученную дробь, а затем приступать к ее упрощению. Здесь пригодятся правила, описанные ранее. Рассмотрим пример:
Запишем для этого выражения обратное. На первом шаге следует выполнить деление единицы на это выражение. В том случае, когда имеется дробь, нужно поменять местами числитель со знаменателем. Важно заметить, что какое-либо выражение достаточно просто записать в виде дроби. При этом в знаменателе будет стоять единица.
Избавимся от корня путем умножения числителя и знаменателя на некое выражение. При этом значение полученной дроби сохранится без изменений. Применительно к этой задаче, следует умножить дробь на сопряженный двучлен:
1 2 — 3 · 2 + 3 2 + 3
Упростим выражение с помощью сокращения выражения, записанного в знаменателе:
1 2 — 3 · 2 + 3 2 + 3 = 2 + 3 4 — 3 = 2 + 3
Задания для самостоятельной работы
Упростить записанное выражение:
15 2 + ( — 13 ) 2 + 3 2
Воспользуемся свойством арифметического квадратного корня и выполним необходимые вычисления:
a 2 = a , если a ≥ 0
15 2 + ( — 13 ) 2 + 3 2 = | 15 | + | — 13 | + 3 = 15 + 13 + 3 = 31
Ответ: 15 2 + ( — 13 ) 2 + 3 2 = 31
Вспомним свойства арифметического квадратного корня и выполним преобразования:
— 2 — 5 2 + 2 — 5 2 = | — 2 — 5 | + | 2 — 5 |
Вычислим модули по определению:
— 2 — 5 2 + 2 — 5 2 = | — 2 — 5 | + | 2 — 5 | = 2 + 5 + 5 — 2 = 2 5
Ответ: — 2 — 5 2 + 2 — 5 2 = 2 5
Дано выражение, которое требуется упростить:
a 4 · b 9 3 a — 2 3
Переведем показатели степеней в вид рациональных чисел. Затем выполним необходимые преобразования:
a 4 · b 9 3 a — 2 3 = a 4 — ( — 2 ) · b 9 3 1 3 = a 6 · b 3 1 3 = a 6 1 3 · b 3 1 3 = a 6 3 · b 3 3 = a 2 b
Ответ: a 4 · b 9 3 a — 2 3 = a 2 b
3 + 5 3 — 5 — 3 5 2
Здесь следует исключить иррациональность, которую можно наблюдать в первой дроби. Сделать это можно путем умножения числителя и знаменателя дроби на выражение, которое сопряжено со знаменателем, то есть на ( 3 + 5 ) . Таким образом:
3 + 5 3 — 5 — 3 5 2 = ( 3 + 5 ) ( 3 + 5 ) ( 3 — 5 ) ( 3 + 5 ) — 3 5 2 = ( 3 + 5 ) 2 ( 3 — 5 ) ( 3 + 5 ) — 3 5 2
Заметим, что дробь, которая получилась, может быть преобразована. При этом целесообразно воспользоваться формулами сокращенного умножения:
3 + 5 3 — 5 — 3 5 2 = ( 3 + 5 ) 2 ( 3 — 5 ) ( 3 + 5 ) — 3 5 2 = 3 2 + 2 · 3 · 5 + ( 5 ) 2 3 2 — ( 5 ) 2 — 3 5 2 = 9 + 6 5 + 5 9 — 5 — 3 5 2 = 14 + 6 5 4 — 3 5 2
Далее необходимо выполнить вычитание дробей, заранее приведя их к общему знаменателю:
3 + 5 3 — 5 — 3 5 2 = 14 + 6 5 4 — 3 5 2 = 14 + 6 5 — 6 5 4 = 14 4 = 3 , 5
Ответ: 3 + 5 3 — 5 — 3 5 2 = 3 , 5
Дано выражение, которое следует упростить:
27 + 2 50 · ( 5 — 2 )
Здесь следует записать выражение, расположенное под знаком корня, как:
27 + 2 50 · ( 5 — 2 ) = 25 + 2 2 · 25 + 2 · ( 5 — 2 ) = 25 + 2 · 5 2 + ( 2 ) 2 · ( 5 — 2 )
В результате получился квадрат суммы, записанный под знаком корня:
27 + 2 50 · ( 5 — 2 ) = 25 + 2 · 5 2 + ( 2 ) 2 · ( 5 — 2 ) = ( 5 + 2 ) 2 · ( 5 — 2 )
Вспомним свойство, которым обладает арифметический квадратный корень:
Применим записанную формулу:
27 + 2 50 · ( 5 — 2 ) = ( 5 + 2 ) 2 · ( 5 — 2 ) = | 5 + 2 | · ( 5 — 2 ) = ( 5 + 2 ) · ( 5 — 2 )
Заметим, что результат данных преобразований является разностью квадратов. В таком случае:
27 + 2 50 · ( 5 — 2 ) = ( 5 + 2 ) · ( 5 — 2 ) = 5 2 — ( 2 ) 2 = 25 — 2 = 23
Преобразование, упрощение выражений с корнями
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На данном уроке мы будем решать различные примеры на преобразование и упрощение выражений с корнями. На этом уроке мы рассмотрим различные примеры, которые решаются с помощью использования определения и свойств квадратного корня.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Упрощение выражений»
http://wika.tutoronline.ru/algebra/class/8/sposoby-resheniya-zadach-s-pomoshhyu-preobrazovaniya-vyrazhenij-s-kvadratnymi-kornyami
http://interneturok.ru/lesson/algebra/8-klass/funktsiya-y-x-svoystva-kvadratnogo-kornya/preobrazovanie-uproschenie-vyrazheniy-s-kornyami