Презентация по теме 10 способов решения квадратных уравнений

Презентация по теме:»10 способов решения квадратных уравнений»
презентация к уроку по алгебре (8 класс) на тему

В презентации рассказывается о 10 способах решения квадратных уравнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
10_sposobov_resheniya_kvadratnykh_uravneniy.pptx276.02 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

10 способов решения квадратных уравнений Работу выполнила учитель математики МБОУ «СОШ №31» г.Энгельса Волосожар М.И.

Способ 1: разложение левой части уравнения на множители. Решим уравнение х 2 + 10х — 24 = 0. Разложим левую часть на множители: х 2 + 10х — 24 = х 2 + 12х — 2х — 24 = х ( х + 12) — 2( х + 12) = ( х + 12)( х — 2). Следовательно, уравнение можно переписать так: ( х + 12)( х — 2) = 0 Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = — 12. Это означает, что число 2 и — 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х — 24 = 0.

Способ 2: метод выделения полного квадрата. Решим уравнение х 2 + 6х — 7 = 0. Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х 2 + 6х в следующем виде: х 2 + 6х = х 2 + 2• х • 3.

В полученном выражении первое слагаемое — квадрат числа х , а второе — удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как х 2 + 2• х • 3 + 3 2 = ( х + 3) 2 . Преобразуем теперь левую часть уравнения х 2 + 6х — 7 = 0, прибавляя к ней и вычитая 3 2 . Имеем: х 2 + 6х — 7 = х 2 + 2• х • 3 + 3 2 — 3 2 — 7 = ( х + 3) 2 — 9 — 7 = ( х + 3) 2 — 16. Таким образом, данное уравнение можно записать так: ( х + 3) 2 — 16 =0, ( х + 3) 2 = 16. Следовательно, х + 3 — 4 = 0, х 1 = 1, или х + 3 = -4, х 2 = -7.

Способ 3: Решение квадратных уравнений по формуле. Умножим обе части уравнения ах 2 + b х + с = 0, а ≠ 0 на 4а и последовательно имеем: 4а 2 х 2 + 4а b х + 4ас = 0, ((2ах) 2 + 2ах • b + b 2 ) — b 2 + 4 ac = 0, (2ax + b) 2 = b 2 — 4ac, 2ax + b = ± √ b 2 — 4ac, 2ax = — b ± √ b 2 — 4ac,

Способ 4 : Решение уравнений с использованием теоремы Виета. Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид х 2 + px + c = 0. (1) Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид x 1 x 2 = q , x 1 + x 2 = — p Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).

а) Если сводный член q приведенного уравнения (1) положителен ( q > 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p . Если р 0 и p = — 3 0 и p = 8 > 0. б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен ( q 0 . Например, x 2 + 4 x – 5 = 0; x 1 = — 5 и x 2 = 1, так как q = — 5 0; x 2 – 8 x – 9 = 0; x 1 = 9 и x 2 = — 1, так как q = — 9 Мне нравится

Презентация по математики на тему «10 способов решения квадратных уравнений»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Автор проекта: Деревягина Алина ученица 8 «В» класса МБОУ «СОШ №3» Руководитель: Мустафаева С.А. г. Краснотурьинск Проект Творческое название проекта ДЕВИЗ: В математике большую роль играют маленькие хитрости

Основополагающий вопрос проекта: «Насколько разнообразны способы решения квадратных уравнений?» Гипотеза: Предполагаю, что квадратные уравнения можно решить несколькими разными способами Цель: Изучение теоретических основ и применение на практике различных способов решения квадратных уравнений

Задачи: 1. Подобрать информацию по теме из письменных источников и сети Интернет 2. Синтезировать информацию по плану 3. Изучить различные способы решения квадратных уравнений и апробировать материал на практике План работы: Определение темы и цели проекта, формулирование темы исследования Определение источника информации Определение способа сбора и анализа информации Определение способа представления результатов

Аннотация Проект «Способы решения квадратных уравнений» отражает результаты исследования, проведенного мной о том, какие существуют способы решения квадратных уравнений и что из этого можно взять полезного для себя и моих друзей. Тема проекта связана с тем, чтобы, используя способы решения квадратных уравнений можно найти неизвестное об известном. В школьном курсе математики изучаются формулы корней квадратных уравнений, с помощью которых можно решать любые квадратные уравнения. Однако имеются и другие приёмы решения уравнений, которые позволяют очень быстро и рационально решать квадратные уравнения.

Из истории квадратных уравнений Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н. э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

Индийский ученый Брахмагупта (VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме: ах2 + bх = с, а > 0 В уравнении коэффициенты, кроме а, могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим. Брахмагупта Формулы решения квадратных уравнений были впервые изложены в книге, написанной итальянским математиком Леонардо Фибоначчи (XIIIв.). х2 + bх = с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b, с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. Леонардо Фибоначчи

Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид. Жирар Ньютон Декарт Все уравнения алгебры имеют столько решений, сколько их показывает наименование наивысшей величины. Я мыслю, следовательно, существую. Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении. Все математики знали, что под алгеброй были скрыты несравненные сокровища, но не умели их найти Виет

1. СПОСОБ: Разложение левой части уравнения на множители Решим уравнение х2 + 10х — 24 = 0. Разложим левую часть на множители: х2 + 10х — 24 = =(х + 12)(х — 2). Следовательно, (х + 12)(х — 2) = 0 Так как произведение равно нулю, то, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = — 12. Это означает, что число 2 и — 12 являются корнями уравнения х2 + 10х — 24 = 0. Цель: привести квадратное уравнение общего вида к виду А(х)·В(х)=0, где А(х) и В(х) – многочлены относительно х. Способы: Вынесение общего множителя за скобки; Использование формул сокращенного умножения; Способ группировки.

2. СПОСОБ: Метод выделения полного квадрата. Решим уравнение х2 + 6х — 7 = 0. Выделим в левой части полный квадрат. Преобразуем теперь левую часть уравнения х2 + 6х — 7 = 0, прибавляя к ней и вычитая 9. Имеем: х2 + 6х — 7 = =х2 + 2• х • 3 + 9 — 9 — 7 = = (х + 3)2 — 9 — 7 = (х + 3)2 — 16. Таким образом, данное уравнение можно записать так: (х + 3)2 — 16 =0, (х + 3)2 = 16. Следовательно, х + 3 — 4 = 0, или х + 3 = -4 х1 = 1, х2 = -7. Суть метода: привести квадратное уравнение общего вида к неполному квадратному уравнению.

D >0 D =0 D 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависти от второго коэффициента p. Если р

Презентация на тему: 10 способов решения квадратных уравнений

10 способов решения квадратных уравнений

История развития квадратных уравнений. Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне:Х2+Х=3/4 Х2-Х=14,5

Как составлял и решал Диофант квадратные уравнения.Отсюда уравнение: (10+х)(10-х) =96или же:100 — х2 =96 х2 — 4=0 (1) Решение х = -2 для Диофанта не существует, так как греческая математика знала только положительные числа.

Квадратные уравнения в Индии.ах2 + bх = с, а>0. (1)

Квадратные уравнения у ал – Хорезми.1) «Квадраты равны корнями», т.е. ах2 + с = bх. 2) «Квадраты равны числу», т.е. ах2 = с. 3) «Корни равны числу», т.е. ах = с. 4) «Квадраты и числа равны корням», т.е. ах2 + с = bх. 5) «Квадраты и корни равны числу», т.е. ах2 + bx = с. 6) «Корни и числа равны квадратам», т.е. bx + с = ах2.

Квадратные уравнения в Европе ХIII — ХVII вв.х2 +bх = с,при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b, с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М. Штифелем.

О теореме Виета.«Если В + D, умноженное на А — А2, равно ВD, то А равно В и равно D».На языке современной алгебры вышеприведенная формулировка Виета означает: если имеет место(а + b)х — х2 = ab,т.е.х2 — (а + b)х + аb = 0,тох1 = а, х2 = b.

Способы решения квадратных уравнений. 1. СПОСОБ: Разложение левой части уравнения на множители.Решим уравнение х2 + 10х — 24 = 0. Разложим левую часть на множители:х2 + 10х — 24 = х2 + 12х — 2х — 24 = х(х + 12) — 2(х + 12) = (х + 12)(х — 2). Следовательно, уравнение можно переписать так:(х + 12)(х — 2) = 0 Так как произведение равно нулю, то, по крайней мере, один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается нуль при х = 2, а также при х = — 12. Это означает, что число 2 и — 12 являются корнями уравнения х2 + 10х — 24 = 0.

2. СПОСОБ: Метод выделения полного квадрата.Решим уравнение х2 + 6х — 7 = 0. Выделим в левой части полный квадрат.Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде:х2 + 6х = х2 + 2• х • 3.полученном выражении первое слагаемое — квадрат числа х, а второе — удвоенное произведение х на 3. По этому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, так какх2 + 2• х • 3 + 32 = (х + 3)2.Преобразуем теперь левую часть уравнениях2 + 6х — 7 = 0,прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:х2 + 6х — 7 = х2 + 2• х • 3 + 32 — 32 — 7 = (х + 3)2 — 9 — 7 = (х + 3)2 — 16.Таким образом, данное уравнение можно записать так:(х + 3)2 — 16 =0, (х + 3)2 = 16.Следовательно, х + 3 — 4 = 0, х1 = 1, или х + 3 = -4, х2 = -7.

3. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений по формуле.Умножим обе части уравненияах2 + bх + с = 0, а ≠ 0на 4а и последовательно имеем:4а2х2 + 4аbх + 4ас = 0, ((2ах)2 + 2ах • b + b2) — b2 + 4ac = 0,(2ax + b)2 = b2 — 4ac,2ax + b = ± √ b2 — 4ac,2ax = — b ± √ b2 — 4ac,

4. СПОСОБ: Решение уравнений с использованием теоремы Виета.Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет видх2 + px + c = 0. (1)Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а =1 имеет вид x1 x2 = q, x1 + x2 = — pа) x2 – 3x + 2 = 0; x1 = 2 и x2 = 1, так как q = 2 > 0 и p = — 3 0 и p= 8 > 0.б) x2 + 4x – 5 = 0; x1 = — 5 и x2 = 1, так как q= — 5 0; x2 – 8x – 9 = 0; x1 = 9 и x2 = — 1, так как q = — 9 № слайда 12

5. СПОСОБ: Решение уравнений способом «переброски».Рассмотрим квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.Умножая обе его части на а, получаем уравнениеа2х2 + аbх + ас = 0.Пусть ах = у, откуда х = у/а; тогда приходим к уравнению у2 + by + ас = 0,равносильно данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета.Окончательно получаем х1 = у1/а и х1 = у2/а.

• Пример.Решим уравнение 2х2 – 11х + 15 = 0.Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнениеу2 – 11у + 30 = 0.Согласно теореме Виетау1 = 5 х1 = 5/2 x1 = 2,5у2 = 6 x2 = 6/2 x2 = 3.Ответ: 2,5; 3.

6. СПОСОБ: Свойства коэффициентов квадратного уравнения.А. Пусть дано квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0.1) Если, а+ b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то х1 = 1, х2 = с/а.Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнениеx2 + b/a • x + c/a = 0. Согласно теореме Виетаx1 + x2 = — b/a, x1x2 = 1• c/a. По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,x1 + x2 = — а + b/a= -1 – c/a, x1x2 = — 1• ( — c/a),т.е. х1 = -1 и х2 = c/a, что и требовалось доказать.

Б. Если второй коэффициент b = 2k – четное число, то формулу корней В. Приведенное уравнениех2 + рх + q= 0совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1, b = р и с = q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней

7. СПОСОБ: Графическое решение квадратного уравнения. Если в уравнении х2 + px + q = 0перенести второй и третий члены в правую часть, то получимх2 = — px — q. Построим графики зависимости у = х2 и у = — px — q.

• Пример Решим графически уравнение х2 — 3х — 4 = 0 (рис. 2).Решение. Запишем уравнение в виде х2 = 3х + 4.Построим параболу у = х2 и прямую у = 3х + 4. Прямую у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0; 4) и N (3; 13). Ответ: х1 = — 1; х2 = 4

8. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки.нахождения корней квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 с помощью циркуля и линейки (рис. 5).Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD = OA • OC, откуда OC = OB • OD/ OA= х1х2/ 1 = c/a.

1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS > SK, или R > a + c/2a), окружность пересекает ось Ох в двух точках (6,а рис. ) В(х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 — корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SB, или R = a + c/2a), окружность касается оси Ох (рис. 6,б) в точке В(х1; 0), где х1 — корень квадратного уравнения.3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью абсцисс (рис.6,в), в этом случае уравнение не имеет решения.

9. СПОСОБ: Решение квадратных уравнений с помощью номограммы.z2 + pz + q = 0. Криволинейная шкала номограммы построенапо формулам (рис.11):Полагая ОС = р, ED = q, ОЕ = а (все в см.), Из подобия треугольников САН и CDF получим пропорцию

• Примеры.1) Для уравнения z2 — 9z + 8 = 0 номограмма дает корни z1 = 8,0 и z2 = 1,0 (рис.12). 2) Решим с помощью номограммы уравнение 2z2 — 9z + 2 = 0.Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнениеz2 — 4,5z + 1 = 0. Номограмма дает корни z1 = 4 и z2 = 0,5.3) Для уравнения z2 — 25z + 66 = 0коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5t, получим уравнениеt2 — 5t + 2,64 = 0, которое решаем посредством номограммы и получим t1 = 0,6 и t2 = 4,4, откуда z1 = 5t1 = 3,0 и z2 = 5t2 = 22,0.

10. СПОСОБ: Геометрический способ решения квадратных уравнений.• Примеры.1) Решим уравнение х2 + 10х = 39. В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39» (рис.15). Для искомой стороны х первоначального квадрата получим

у2 + 6у — 16 = 0.Решение представлено на рис. 16, где у2 + 6у = 16, или у2 + 6у + 9 = 16 + 9. Решение. Выражения у2 + 6у + 9 и 16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение у2 + 6у — 16 + 9 — 9 = 0 — одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5, или у1 = 2, у2 = — 8 (рис.16).


источники:

http://infourok.ru/prezentaciya-po-matematiki-na-temu-sposobov-resheniya-kvadratnih-uravneniy-769175.html

http://ppt4web.ru/matematika/-sposobov-reshenija-kvadratnykh-uravnenijj.html