Уравнения с параметром
Разделы: Математика
Справочный материал
Уравнение вида f(x; a) = 0 называется уравнением с переменной х и параметром а.
Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения а найти значения х, удовлетворяющие этому уравнению.
Если 1 – а = 0, т.е. а = 1, то х0 = -2 корней нет
Если 1 – а 0, т.е. а 1, то х =
Пример 4.
Если а = 1, то 0х = 0
х – любое действительное число
Если а = -1, то 0х = -2
Корней нет
Если а 1, а -1, то х = (единственное решение).
Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х.
если а = 5, то х = = ;
Дидактический материал
3. а = +
4. + 3(х+1)
5. = –
6. =
Ответы:
- При а1 х =;
- При а3 х = ;
- При а1, а-1, а0 х = ;
при а = 1 х – любое действительное число, кроме х = 1
- При а2, а0 х = ;
- При а-3, а-2, а0, 5 х =
- При а + с0, с0 х = ;
Квадратные уравнения с параметром
Пример 1. Решить уравнение
х = –
В случае а 1 выделим те значения параметра, при которых Д обращается в нуль.
Д = (2(2а + 1)) 2 – 4(а – 1)(4а + 30 = 16а 2 + 16а + 4 – 4(4а 2 + 3а – 4а – 3) = 16а 2 + 16а + 4 – 16а 2 + 4а + 12 = 20а + 16
a =
a =
Если а -4/5 и а 1, то Д > 0,
х =
х = – = –
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение
х 2 + 2(а + 1)х + 9а – 5 = 0 имеет 2 различных отрицательных корня?
В итоге | 4(а – 1)(а – 6) > 0 — 2(а + 1) 0 | а 6 а > — 1 а > 5/9 | 6 |
Пример 3. Найдите значения а, при которых данное уравнение имеет решение.
Д = 4(а – 1) 2 – 4(2а + 10 = 4а 2 – 8а + 4 – 8а – 4 = 4а 2 – 16а
4а 2 – 16 0
4а(а – 4) 0
а(а – 4)) 0
Ответ: а 0 и а 4
Дидактический материал
1. При каком значении а уравнение ах 2 – (а + 1) х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?
2. При каком значении а уравнение (а + 2) х 2 + 2(а + 2)х + 2 = 0 имеет один корень?
3. При каких значениях а уравнение (а 2 – 6а + 8) х 2 + (а 2 – 4) х + (10 – 3а – а 2 ) = 0 имеет более двух корней?
4. При каких значениях а уравнение 2х 2 + х – а = 0 имеет хотя бы один общий корень с уравнением 2х 2 – 7х + 6 = 0?
5. При каких значениях а уравнения х 2 +ах + 1 = 0 и х 2 + х + а = 0 имеют хотя бы один общий корень?
Показательные уравнения с параметром
Пример 1.Найти все значения а, при которых уравнение
9 х – (а + 2)*3 х-1/х +2а*3 -2/х = 0 (1) имеет ровно два корня.
Решение. Умножив обе части уравнения (1) на 3 2/х , получим равносильное уравнение
3 2(х+1/х) – (а + 2)*3 х+1/х + 2а = 0 (2)
Пусть 3 х+1/х = у, тогда уравнение (2) примет вид у 2 – (а + 2)у + 2а = 0, или
Если у = 2, т.е. 3 х+1/х = 2 то х + 1/х = log32 , или х 2 – хlog32 + 1 = 0.
Это уравнение не имеет действительных корней, так как его Д = log 2 32 – 4 х+1/х = а то х + 1/х = log3а, или х 2 – хlog3а + 1 = 0. (3)
Уравнение (3) имеет ровно два корня тогда и только тогда, когда
Д = log 2 32 – 4 > 0, или |log3а| > 2.
Если log3а > 2, то а > 9, а если log3а 9.
Пример 2. При каких значениях а уравнение 2 2х – (а – 3) 2 х – 3а = 0 имеет решения?
Для того чтобы заданное уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы уравнение t 2 – (a – 3) t – 3a = 0 имело хотя бы один положительный корень. Найдем корни по теореме Виета: х1 = -3, х2 = а = >
а – положительное число.
Дидактический материал
1. Найти все значения а, при которых уравнение
25 х – (2а + 5)*5 х-1/х + 10а * 5 -2/х = 0 имеет ровно 2 решения.
2. При каких значениях а уравнение
2 (а-1)х?+2(а+3)х+а = 1/4 имеет единственный корень?
3. При каких значениях параметра а уравнение
4 х — (5а-3)2 х +4а 2 – 3а = 0 имеет единственное решение?
Ответ:
- 0 25/2
- при а = 1, а = -2,2
- 0 0, х1/4 (3)
х = у
Если а = 0, то – | 2у + 1 = 0 2у = 1 у = 1/2 х = 1/2 х = 1/4 |
Не выполняется (2) условие из (3).
Пусть а 0, то ау 2 – 2у + 1 = 0 имеет действительные корни тогда и только тогда, когда Д = 4 – 4а 0, т.е. при а 1.
Если Д = 0 (а = 1), то (4) имеет единственный положительный корень х = 1, удовлетворяющий условиям (3).
Пусть Д > 0 (а 0 уравнение (4) имеет действительные корни разных знаков. Это условие выполняется тогда и только тогда, когда Д > 0 и 1/а х
Выражая х из (1) и подставляя в (2), получаем неравенство
2 – а > 1 – а (3)
Чтобы решить неравенство (3), построим графики функций у = 2 – а и у = 1 – а.
Решения неравенства (3) образуют промежуток (а0; 2), где а0 2
а0 =
Ответ: x + 9a 3 ) = x имеет ровно два корня.
Ответы:
- при а 16.06.2009
Параметр в квадратном уравнении
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Решение квадратных уравнений с параметрами
Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение — параметрическим.
Научиться решать любые задачи с параметрами, используя какой-то алгоритм или формулы, нельзя. Надо использовать соображения, рассматривать их как задачи исследовательские.
Уравнение вида ах 2 + bх + с = 0 , а ≠ 0, где коэффициенты а, b, с – любые действительные числа, называется квадратным.
Выражение b 2 – 4ас называют дискриминантом квадратного уравнения.
Если D = 0, то квадратное уравнение имеет единственный действительный корень (или говорят, что это уравнение имеет два кратных корня ).
Если D > 0, то квадратное уравнение имеет два различных действительных корня .
а ≠ 0, то сумма корней равна , а их произведение равно .
Обратное утверждение: Если числа х 1 , х 2 таковы, что
, , то эти числа – корни уравнения ах 2 + bх + с = 0, а ≠ 0 .
Значения параметра, при которых или при переходе через которые происходит качественное изменение уравнения, можно назвать контрольными или особыми. Очень важно уметь находить их.
При решении квадратного уравнения с параметрами контрольными будут те значения параметра, при которых коэффициент при х 2 обращается в нуль.
Если этот коэффициент равен нулю, то уравнение превращается в линейное;
если же этот коэффициент отличен от нуля, то имеем квадратное уравнение (в этом и состоит качественное изменение уравнения).
Понятие квадратного трехчлена и его свойства.
Квадратным трехчленом называется выражение вида ax ²+ bx + c , где a ≠0. Графиком соответствующей квадратичной функции является парабола.
При a a >0 ветви направлены вверх.
Выражение x ²+ px + q называется приведенным квадратным трехчленом.
В зависимости от величины дискриминанта D = b ²- 4 ac возможны следующие случаи расположения графика квадратного трехчлена:
при D >0 существуют две различные точки пересечения параболы с осью Ох (два различных корня трехчлена);
при D =0 эти две точки сливаются в одну, то есть парабола касается оси Ох (один корень трехчлена);
В последнем случае при а>0 парабола лежит целиком выше оси Ох,
«Белое пятнышко» в теме «Квадратный трёхчлен и квадратичная функция» может привести к появлению «мёртвых зон» и провалов в наших знаниях элементарной математики. Кстати, преподаватели мехмата МГУ О. Черкасова и А. Якушева утверждают: « Во многих так называемых задачах повышенной сложности «торчат уши квадратного трехчлена».
. Расположение параболы по отношению к оси абсцисс
в зависимости от коэффициента а и дискриминанта.
Теоремы о знаках корней квадратного трехчлена.
Теорема 1. Для того, чтобы корни квадратного трехчлена имели одинаковые знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношений:
а оба корня будут отрицательны, если x 1+ x 2= — b / a
Теорема 2. Для того, чтобы корни квадратного трехчлена имели разные знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношения x 1• x 2= c / a
В данном случае нет необходимости проверять знак дискриминанта, поскольку при выполнении условия c / a c • a D = b ²-4 ac >0.
Расположение корней квадратного трехчлена
Рассмотрим теперь особенности расположения корней квадратного трехчлена с заданными свойствами на координатной плоскости.
Решение задач, для которых характерны следующие формулировки : при каких значениях параметра корни ( только один корень) больше (меньше, не больше, не меньше) заданного числа р; корни расположены между числами p и q и т.д.; опирается на утверждения о расположении корней квадратичной функции.
При решении многих задач требуется знание следующих теорем и следствий.
Пусть f(х) = ах 2 + bx + с имеет действительные корни х1, х2 (которые могут быть кратными), а М, N – какие-нибудь действительные числа, причем М
Теорема 1. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были меньше, чем число М (то есть лежали на числовой оси левее, чем точка М), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Теорема 2. Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число М, а другой больше, чем М (то есть точка М лежала бы между корнями), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Эти две системы можно заменить формулой .
Теорема 3. Для того чтобы оба корня квадратного трехчлена были больше, чем число М (то есть лежали на числовой оси правее, чем точка М), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Следствие 1. Для того , чтобы оба корня квадратного трехчлена были меньше, чем число М, но меньше, чем число N (то есть лежали в интервале между М и N, необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Следствие 2. Для того чтобы больший корень квадратного трехчлена лежал в интервале между М и N, необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Следствие 3. Для того чтобы только меньший корень квадратного трехчлена лежал в интервале между М и N, необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Следствие 4. Для того чтобы один из корней квадратного трехчлена был меньше, чем число М, но меньше, а другой больше, чем число N (то есть отрезок МN лежал внутри интервала между корнями), необходимо и достаточно выполнение следующих условий:
или
Акцентировать внимание надо на то, что здесь контрольными являются: направление ветвей параболы, знаки значений f(M), f(N), расположение вершины параболы..
Задача 1. При каких значениях параметра а уравнение х 2 +2∙(а+1)х+9=0 имеет два различных положительных корня?
Решение. Так как по условию корни различны, то D >0. Воспользуемся теоремой 1(о знаках корней квадратного трехчлена). Составим систему :
D= (a+1) 2 — 9 >0, (a-2)∙(a+4)>0,
Решив последнюю систему, получим , что -∞ a a
Задача 2. При каких значениях параметра а уравнение х 2 -4х + (4-а 2 )=0
имеет два корня разных знаков?
Решение. Воспользуемся теоремой 2 ( о знаках корней квадратного трехчлена). Запишем условие:
4-а 2 2 > 4 │а│> 2 => а 2. Ответ: а 2 .
Задача 3. При каких значениях параметра а уравнение х 2 – 2ах + а 2 – а- 6 =0 имеет два разных отрицательных корня?
Решение. Воспользуемся теоремой 1 (о расположении корней квадратного трехчлена) и запишем систему :
D >0 , а+6>0,
f (0)>0 ; a 2 — a -6>0.
Решив последнюю систему, получим -6 a a
Задача 4. При каких значениях параметра а число 2 находится между корнями квадратного уравнения х 2 + (4а+5)∙х + 3-2а =0.
Решение. Пусть х1 и х2 корни квадратного трехчлена, причем х1
D= 16a 2 +48 a +13 >0,
F (2)= 2 2 + (4 a +5)∙2 +3- 2 a
Задача 5. При каких значениях параметра а корни уравнения
4х 2 – 2х + а =0 находятся между числами -1 и 1?
Решение. Так как корни находятся между числами -1 и 1,
Следствием 1 и составим систему :
-1 0 ,
Решив систему, получим -2
Теорема Виета и задачи с параметрами.
Задача 6 . При каких значениях параметра a сумма квадратов корней уравнения равна ?
Решение. Найдем дискриминант . Уравнение имеет два корня при любом a. Используя теорему Виета, найдем
+ =(+)²-2=(3 a )²-2 a ²
Поскольку , то , a =0,5; -0,5. Ответ: a =0,5; -0,5.
Задача7 . При каком значении m сумма квадратов корней уравнения
Задача 8. Найти все значения параметра а, при которых модуль разности корней уравнения x 2 -6 x +12+ a 2 -4 a =0 принимает наибольшее значение.
, — корни уравнения, тогда | — |
-расстояние между корнями, и оно, по условию, должно быть наибольшим.
Уравнение запишем в виде: -6 x +12=- a ²+4 a
и решим его графически.
= 3, y в =3
-прямая, параллельная оси ОХ.
Чем выше она пройдет, тем больше расстояние между корнями ,т.е. надо узнать, при каком значении а функция у= y ( a )= a ²+4 a
принимает наибольшее значение .
Графиком является парабола, ветви которой направлены вниз.
Функция достигает наибольшего значения при =2.
.
Графический способ определения числа корней уравнения с параметром.
Рациональность любого верного решения опирается на условия задачи и напрямую зависит от них. Иногда графический метод помогает быстрее и удобнее решить задачу.
Остановимся на нахождении числа решений уравнений с параметрами, в которых под знаком модуля находится квадратный трёхчлен.
Задача 9. Найдите число решений уравнения
.
Решение: Построим график функции — 2 x – 3 | .
Выделим полный квадрат:
(1; -4) -координаты вершины параболы
Уравнение = a имеет столько решений, сколько
раз прямая у = а пересекает график функции
если , то графики не имеют общих точек, т.е. нет решения;
если , то графики имеют две общие точки , т.е. два решения;
если , то графики имеют четыре общие точки — четыре решения;
если , то графики имеют три общие точки , т.е. три решения;
если , то графики имеют две общие точки , т.е. два решения.
у
y = a (
4 y = a (
y = a (
х
y = a (
y = a (
Задача 10 . Для каждого значения параметра а определите число решений
уравнения .
Решение: Здесь в отличие от предыдущего уравнения параметр а входит в выражение, как стоящее под знаком модуля, так и находящееся вне его. Преобразуем левую часть данного уравнения:
.
Строим схематически график левой части данного уравнения с учётом того, что дискриминант квадратного трёхчлена всегда положителен: .
Проводим горизонтальные прямые – графики функции у = а + 3
При различных значениях параметра а.
Если , т.е. , то графики и
не пересекаются, и значит, нет решений.
Если а + 3 = 0, т.е. а = -3, то графики пересекаются в двух точках
-уравнение имеет два решения.
Если , то графики имеют четыре общие точки ,
а уравнение – четыре решения.
Найдём, при каких значениях а уравнение будет иметь четыре решения. Для этого решим двойное неравенство
, или
Значит, при и уравнение имеет четыре решения. Если = -1 и а = 2, то графики имеют три
Общие точки . Значит, уравнение имеет три решения.
Если же то графики пересекаются в двух точках , т.е. уравнение имеет два решения.
y = a +3
y = a +3 (
y = a + 3 (
х
Графический метод не дает в большинстве случаев точного решения уравнения, однако, часто оказывается более эффективным, чем аналитический, т.к. он может быть полезен для наглядной иллюстрации
рассуждений. Но не стоит забывать о его «подводных рифах», так как иногда не все решения можно увидеть . В силу ограниченности наших графических возможностей абсолютно точный график в принципе построить нельзя, поэтому слепо доверять рисунку может быть просто опасно. Более того, часто случается, что при решении задач подобным способом не обойтись без аналитических формул и вычислений.
При а больше 0 уравнение х а
В.П.Василенков, Р.С. Златин, А.В. Дюндин
Раздел 1 . Уравнения
� 1.4. Уравнения с параметрами .
6. Квадратный трехчлен и параметры
Квадратный трехчлен в школе можно назвать главной функцией всей математики 8-9 классов, а также всей школьной математики.
Особую роль среди уравнений с параметрами играют задачи, связанные с расположением корней квадратного трехчлена. Для решения таких задач можно сформулировать теоремы, но, однако, количество таких теорем будет практически необозримо. И остается только одно- научиться придумывать теорему каждый раз, в каждой конкретной задаче. Для придумывания таких теорем нужно не только знание свойств квадратного трехчлена, но и умение мыслить одновременно на двух языках — алгебраическом и геометрическом.
Это значит, что для любого свойства, сформулированного на алгебраическом языке, нужно уметь дать геометрическую интерпретацию на графике, и наоборот. Например:
� старший коэффициент меньше нуля — значит ветви параболы направлены вниз;
� график функции у = ах 2 + bх + с находится выше оси абсцисс- значит а>0, b 2 — 4ac
Рассмотрим ряд примеров.
Пример 1. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения х 2 + (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?
Построим график квадратного трехчлена, удовлетворяющий данному условию. Если потребовать, чтобы f(2) 2 + (a + 1)x + 3, то отсюда будет следовать, что корни уравнения существуют и лежат по разные стороны от числа 2. Верно и обратное, то есть справедлива следующая теорема.
Теорема. Для того, чтобы корни квадратного уравнения х 2 + рх + q = 0 лежали по разные стороны от числа к необходимо и достаточно, чтобы f(k)
В нашем случае f(2) = 4 + 2(а + 1) + 3 = 2а + 9, 2а + 9 Ответ: а
Пример 2. Найти все а, при которых корни уравнения х 2 + х + а = 0 различные и оба больше а.
Дадим геометрическую интерпретацию поставленной задачи (рис.9). Очевидно, что если f(a) > 0, хв > a и D > 0, то оба корня действительно различны и оба больше а. Ни одно из условий не является лишним.
Например, если отбросить условие D > 0, то возможна ситуация (см. рис. 10) и корней вообще нет, хотя f(a) > 0, xв > а.
Если отбросить условие f(a) > 0, то возможна ситуация (см. рис.11) и один корень меньше а, другой больше a , хотя D > 0 и хв > а.
Если отбросить условие хв > а, то возможна ситуация (см. рис. 12) и корни уравнения меньше а, хотя D > 0 и f(a) > 0.
Теорема. Для того, чтобы корни уравнения х 2 + рх + q = 0 были различны и оба больше к необходимо и достаточно, чтобы выполнялись условия:
В нашем примере f(a) = а 2 + а + а = а 2 + 2а, D = 1 — 4а, хв = — .
Получаем систему неравенств.
Систему решаем методом интервалов (рис. 13).
Ответ: а .
Пример 3. Найти все значения параметра р, при которых корни уравнения х 2 + (р + 1)х + р = 0 принадлежат промежутку (-2;3).
Дадим геометрическую интерпретацию этой задачи (см. рис.14).Очевидно, что если f(-2) > 0, f(3) > 0, D , -2
Итак, в нашем случае f(-2) = 4 — 2(p + 1) + p = 2 — p,
f(3) = 9 + 3(p + 1) + p = 12 + 4p,
D = (p + 1) 2 — 4p = (p — 1) 2 ,
Итак, имеем систему неравенств:
или
Пример 4. При каких а уравнение (1 + 2а)х 4 — 2ах 2 + (1 + а) = 0:
1) не имеет действительных корней;
2) имеет один корень;
3) имеет два корня;
4) имеет три корня;
5) имеет четыре корня.
Введем новую переменную у = х 2 . Тогда заданное уравнение равносильно уравнению (1 + 2а)у 2 — 2ау + (1 + а) = 0, где у = х 2 .
Изложим схему исследования.
1. Уравнение (1 + 2а)у 2 — 2ау + (1 + а) = 0 , где у = х 2 не имеет решений в трех случаях:
1) D = (2а) 2 — 4(1 + а)(1 + 2а)
2) D 0 и у1
3) а = — (тогда у = — ).
2. Система имеет один корень:
3. Система имеет два корня в случаях:
2)D > 0, у1 0 (корни находятся по разные стороны от нуля.)
4. Система имеет три корня, если D > 0, у1 > 0, у2 = 0.
5. Система имеет четыре корня, если D > 0, у1 > 0, у2 > 0 (оба корня правее нуля.)
Дальнейшее исследование проводится аналогично предыдущим случаям. Получите решение самостоятельно!
7. Теорема Виета и параметры.
Многие уравнения с параметрами связаны с использованием теоремы Виета. При этом важно понимать, что теорема Виета в школьном курсе формулируется только для случая, когда существуют действительные корни уравнения, в противном случае можем получить ошибочный ответ (см. пункт 4 примеров 1 и 2).
Приведем некоторые примеры, в которых используется теорема Виета.
Пример 1. При каких а разность корней уравнения 2х 2 — (а + 1)х + (а — 1) =0 равна их произведению?
Прежде всего заметим, что теорема Виета применима при любом а, так как
D = (а + 1) 2 — 8(а — 1) = а 2 — 6а + 9 = (а — 3) 2 0.
По теореме Виета и кроме того х1-х2 = х1х2,
тогда х1= , х2= .
Тогда , а = 2.
Пример 2. Найти наименьшее значение выражения х1 2 + х2 2 , если х1 и х2 � корни уравнения х 2 — 2ах + а + 6 = 0.
По теореме Виета х1+ х2 = 2а,
Казалось бы, мы должны найти наименьшее значение выражения 4а 2 — 2а — 12, а оно достигается в вершине параболы у = 4а 2 — 2а — 12,
, и а = .
На самом деле мы опять допускаем ту же ошибку, т. е. если подставить в уравнение, то оно не имеет решений. Поэтому мы должны найти, при каких а теорема Виета применима, то есть D = 4а 2 — 4а — 24 0.
Решая неравенство, получим или .
Из графика функции у = 4а 2 — 2а — 12 (см. рис. 16) видно, что наименьшее значение будет среди двух чисел f (-2) и f (3):
Итак, наименьшее значение выражения х1 + х2 равно 8 при а = -2.
Упражнения
4.1. .
4.2. .
4.3. .
4.4. .
4.5. .
4.6. .
4.7. =0.
4.8. .
4.9. .
4.10. .
4.11. .
4.12. .
4.13. .
4.14. Найти все значения параметра а, для которых квадратное уравнение :
а) имеет два корня;
б) имеет один корень;
в) не имеет корней.
4.15. .
4.16. .
4.17. .
4.18. .
4.19. .
4.20. При каких а уравнение имеет единственное решение?
4.21. При каких а интервал (2;3) находится между корней уравнения ?
Указание. Рассмотреть два случая: 1) a >0; 2) a
4.22. При каких m уравнение имеет один корень больше 2, другой меньше 2?
4.23. При каких к корни уравнения принадлежат интервалу (-6;1)?
4.24. Найти все р, при которых один корень уравнения больше 3, другой � меньше 2.
4.25. Вычислить сумму корней уравнения и найти значение а, при котором соответствующая эта сумма принимает наибольшее значение.
Указание : х1 + х2 = 6а — 2а 2 . Требуется найти наибольшее значение 6а — 2а 2 при условии, что D 0.
4.26. Решить уравнение .
4.27. При каких а уравнение :
1) имеет не более одного решения;
2) не менее одного решения.
Обязательно самостоятельно выполните
1.1(а,в); 1.2(а); 1.3(а); 2.4; 2.13; 3.1; 3.5; 4.2; 4.6; 4.9.
1.2(б); 1.4; 2.12; 2.15; 3.10; 4.14; 4.16; 4.21; 4.23; 4.25.
http://infourok.ru/parametr_v_kvadratnom_uravnenii-305376.htm
http://sgpu-fmf.narod.ru/FMSh/2/1_4_4.htm