ax^2+(a+3)x+3=0 Отношение корней равно 1.5 Найти значения параметра а и корни
Коэффициенты квадратного трехчлена ax^2+bx+c таковы, что a-b+c=0, следовательно, х1=-1, х2=-3/а.
По условию х1/х2=1,5 или х2/х1=1,5, подставляем:
1) -1/(-3/а) =1,5; а=4,5; корни -1 и -2/3;
2) (-3/а) /(-1)=1,5; а=2; корни -1 и -3/2.
Это дадача элементарно решается через, который в общем случае равен b2 — 4ac=D.
А отношение корней равно (b+vD)/(b-vD)=1.5
v — корень квадратный.
Задача 34254 1.В уравнении найти то значение х^2 -.
Условие
1.В уравнении найти то значение х^2 — 2x +c = 0 , при котором его корни и удовлетворяют условию 7х1 — 4х2 = 47.
2.При каком значении p отношение корней уравнения x^2 +px — 16 = 0 равно -4?
Решение
1.
По теореме Виета
x_(1)+x_(2)=2
По условию
7х_(1) – 4х_(2) = 47
По теореме Виета
x_(1)*x_(2)=с.
с=5*(-3)=-15
2.
По теореме Виета
x_(1)+x_(2)=-p
и
x_(1)*x_(2)=-16
По условию
x_(1)/x_(2)=-4⇒ x_(2)=-4x_(1)
подставим в первое
x_(1)*(-4x_(1))=-16
При каких значениях a отношение корней уравнения
В.П.Василенков, Р.С. Златин, А.В. Дюндин
Раздел 1 . Уравнения
� 1.4. Уравнения с параметрами .
6. Квадратный трехчлен и параметры
Квадратный трехчлен в школе можно назвать главной функцией всей математики 8-9 классов, а также всей школьной математики.
Особую роль среди уравнений с параметрами играют задачи, связанные с расположением корней квадратного трехчлена. Для решения таких задач можно сформулировать теоремы, но, однако, количество таких теорем будет практически необозримо. И остается только одно- научиться придумывать теорему каждый раз, в каждой конкретной задаче. Для придумывания таких теорем нужно не только знание свойств квадратного трехчлена, но и умение мыслить одновременно на двух языках — алгебраическом и геометрическом.
Это значит, что для любого свойства, сформулированного на алгебраическом языке, нужно уметь дать геометрическую интерпретацию на графике, и наоборот. Например:
� старший коэффициент меньше нуля — значит ветви параболы направлены вниз;
� график функции у = ах 2 + bх + с находится выше оси абсцисс- значит а>0, b 2 — 4ac
Рассмотрим ряд примеров.
Пример 1. При каких значениях параметра а корни квадратного уравнения х 2 + (а + 1)х + 3 = 0 лежат по разные стороны от числа 2?
Построим график квадратного трехчлена, удовлетворяющий данному условию. Если потребовать, чтобы f(2) 2 + (a + 1)x + 3, то отсюда будет следовать, что корни уравнения существуют и лежат по разные стороны от числа 2. Верно и обратное, то есть справедлива следующая теорема.
Теорема. Для того, чтобы корни квадратного уравнения х 2 + рх + q = 0 лежали по разные стороны от числа к необходимо и достаточно, чтобы f(k)
В нашем случае f(2) = 4 + 2(а + 1) + 3 = 2а + 9, 2а + 9 Ответ: а
Пример 2. Найти все а, при которых корни уравнения х 2 + х + а = 0 различные и оба больше а.
Дадим геометрическую интерпретацию поставленной задачи (рис.9). Очевидно, что если f(a) > 0, хв > a и D > 0, то оба корня действительно различны и оба больше а. Ни одно из условий не является лишним.
Например, если отбросить условие D > 0, то возможна ситуация (см. рис. 10) и корней вообще нет, хотя f(a) > 0, xв > а.
Если отбросить условие f(a) > 0, то возможна ситуация (см. рис.11) и один корень меньше а, другой больше a , хотя D > 0 и хв > а.
Если отбросить условие хв > а, то возможна ситуация (см. рис. 12) и корни уравнения меньше а, хотя D > 0 и f(a) > 0.
Теорема. Для того, чтобы корни уравнения х 2 + рх + q = 0 были различны и оба больше к необходимо и достаточно, чтобы выполнялись условия:
В нашем примере f(a) = а 2 + а + а = а 2 + 2а, D = 1 — 4а, хв = — .
Получаем систему неравенств.
Систему решаем методом интервалов (рис. 13).
Ответ: а .
Пример 3. Найти все значения параметра р, при которых корни уравнения х 2 + (р + 1)х + р = 0 принадлежат промежутку (-2;3).
Дадим геометрическую интерпретацию этой задачи (см. рис.14).Очевидно, что если f(-2) > 0, f(3) > 0, D , -2
Итак, в нашем случае f(-2) = 4 — 2(p + 1) + p = 2 — p,
f(3) = 9 + 3(p + 1) + p = 12 + 4p,
D = (p + 1) 2 — 4p = (p — 1) 2 ,
Итак, имеем систему неравенств:
или
Пример 4. При каких а уравнение (1 + 2а)х 4 — 2ах 2 + (1 + а) = 0:
1) не имеет действительных корней;
2) имеет один корень;
3) имеет два корня;
4) имеет три корня;
5) имеет четыре корня.
Введем новую переменную у = х 2 . Тогда заданное уравнение равносильно уравнению (1 + 2а)у 2 — 2ау + (1 + а) = 0, где у = х 2 .
Изложим схему исследования.
1. Уравнение (1 + 2а)у 2 — 2ау + (1 + а) = 0 , где у = х 2 не имеет решений в трех случаях:
1) D = (2а) 2 — 4(1 + а)(1 + 2а)
2) D 0 и у1
3) а = — (тогда у = — ).
2. Система имеет один корень:
3. Система имеет два корня в случаях:
2)D > 0, у1 0 (корни находятся по разные стороны от нуля.)
4. Система имеет три корня, если D > 0, у1 > 0, у2 = 0.
5. Система имеет четыре корня, если D > 0, у1 > 0, у2 > 0 (оба корня правее нуля.)
Дальнейшее исследование проводится аналогично предыдущим случаям. Получите решение самостоятельно!
7. Теорема Виета и параметры.
Многие уравнения с параметрами связаны с использованием теоремы Виета. При этом важно понимать, что теорема Виета в школьном курсе формулируется только для случая, когда существуют действительные корни уравнения, в противном случае можем получить ошибочный ответ (см. пункт 4 примеров 1 и 2).
Приведем некоторые примеры, в которых используется теорема Виета.
Пример 1. При каких а разность корней уравнения 2х 2 — (а + 1)х + (а — 1) =0 равна их произведению?
Прежде всего заметим, что теорема Виета применима при любом а, так как
D = (а + 1) 2 — 8(а — 1) = а 2 — 6а + 9 = (а — 3) 2 0.
По теореме Виета и кроме того х1-х2 = х1х2,
тогда х1= , х2= .
Тогда , а = 2.
Пример 2. Найти наименьшее значение выражения х1 2 + х2 2 , если х1 и х2 � корни уравнения х 2 — 2ах + а + 6 = 0.
По теореме Виета х1+ х2 = 2а,
Казалось бы, мы должны найти наименьшее значение выражения 4а 2 — 2а — 12, а оно достигается в вершине параболы у = 4а 2 — 2а — 12,
, и а = .
На самом деле мы опять допускаем ту же ошибку, т. е. если подставить в уравнение, то оно не имеет решений. Поэтому мы должны найти, при каких а теорема Виета применима, то есть D = 4а 2 — 4а — 24 0.
Решая неравенство, получим или .
Из графика функции у = 4а 2 — 2а — 12 (см. рис. 16) видно, что наименьшее значение будет среди двух чисел f (-2) и f (3):
Итак, наименьшее значение выражения х1 + х2 равно 8 при а = -2.
Упражнения
4.1. .
4.2. .
4.3. .
4.4. .
4.5. .
4.6. .
4.7. =0.
4.8. .
4.9. .
4.10. .
4.11. .
4.12. .
4.13. .
4.14. Найти все значения параметра а, для которых квадратное уравнение :
а) имеет два корня;
б) имеет один корень;
в) не имеет корней.
4.15. .
4.16. .
4.17. .
4.18. .
4.19. .
4.20. При каких а уравнение имеет единственное решение?
4.21. При каких а интервал (2;3) находится между корней уравнения ?
Указание. Рассмотреть два случая: 1) a >0; 2) a
4.22. При каких m уравнение имеет один корень больше 2, другой меньше 2?
4.23. При каких к корни уравнения принадлежат интервалу (-6;1)?
4.24. Найти все р, при которых один корень уравнения больше 3, другой � меньше 2.
4.25. Вычислить сумму корней уравнения и найти значение а, при котором соответствующая эта сумма принимает наибольшее значение.
Указание : х1 + х2 = 6а — 2а 2 . Требуется найти наибольшее значение 6а — 2а 2 при условии, что D 0.
4.26. Решить уравнение .
4.27. При каких а уравнение :
1) имеет не более одного решения;
2) не менее одного решения.
Обязательно самостоятельно выполните
1.1(а,в); 1.2(а); 1.3(а); 2.4; 2.13; 3.1; 3.5; 4.2; 4.6; 4.9.
1.2(б); 1.4; 2.12; 2.15; 3.10; 4.14; 4.16; 4.21; 4.23; 4.25.
http://reshimvse.com/zadacha.php?id=34254
http://sgpu-fmf.narod.ru/FMSh/2/1_4_4.htm