Приведите основополагающее уравнение кейнса тест

Основополагающие уравнения

Обе теории , кейнсианская и монетариская, основывают свой анализ на специальных уравнениях. В первом случае — это уравнение совокупных расходов, в другом — уравнение обмена, рассмотрим каждое из них в отдельности:

Уравнение совокупных расходов

Кейнсианская теория делает упор на совокупных расходах и их компонентах. Основополагающим кейнсианским уравнение является :

Ca + In + Xn + G= ЧНП

Это уравнение показывает, что совокупный объем расходов покупателей равен общей стоимости проданных товаров и услуг. В состоянии равновесия Ca + In + Xn + G (совокупные расходы) равны ЧНП (объему производства в стране).

Монетаризм делает упор на деньгах и основополагающим уравнением здесь является уравнение обмена:

.где М- предложение денег, V- скорость обращения денег, то есть среднее количество раз, которое доллар тратится на приобретение готовых товаров и услуг в течение года, Р — уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; и Q — физический объем производственных товаров и услуг.

Левая часть уравнения (MV) представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение объема производственных благ, тогда как правая часть (PQ) представляет собой общую выручку продавцов этого объема, из этого и следует название “уравнение обмена”.

Рассмотрим пример, помогающий увидеть различие между двумя подходами: поток воды, проходящий через трубу в объеме, скажем, 6 тыс. литров в час. С кейнсианской точки зрения общий поток 6 тыс. литров в час состоит из 3 тыс. литров, поступающих в час с бумажной фабрики, 2 тыс. литров в час — с автозавода и 1000 литров в час — из торгового центра. Монетарист может сказать, что этот канализационный поток 6 тыс. литров в час складывается из 200 литров, наполняющих в среднем канализационный резервуар за один раз, при том, что полная смена воды в резервуаре происходит 30 раз каждый час.

Оба подхода, как кейнсианский, так и монетарнстский, полезны и помогают понять макроэкономические процессы. Действительно, кейнсианское уравнение можно легко преобразовать в уравнение монетаристкого вида. Согласно монетаристскому подходу, общие расходы — это предложение денег, умноженное на скорость их обращения, т.е. MV является монетаристским эквивалентом Ca + In + Xn + G. Вследствие того, что MV есть общая сумма затрат на готовые товары в год, она должна быть равна номинальному ЧНП, а номинальный ЧНП представляет собой сумму объема производства различных товаров и услуг (Q), умноженную на соответствующие им цены (Р). То есть ЧНП = PQ. Таким образом, мы можем заменить кейнсианское уравнение Ca + In + Xn, + G = ЧНП в номинальном выражении на монетаристское уравнение обмена МV = РQ. Следует однако обратить внимание на то, что между левой стороной кейнсианского уравнения Ca + In + Xn, + G и левой стороной уравнения обмена .М-* существует важное различие, а именно: если одно показывает планируемые или предполагаемые расходы, то другое отражает действительные расходы.

В самом деле оба подхода являются двумя взглядами на одно и то же, но тем не менее по-прежнему остается принципиальный вопрос: какая макроэкономическая теория точнее отображает действительность и, следовательно, является более приспособленной к разработке основой экономической политики.

Теория Кейнса и монетаризм

Теория была создана во время Великой депрессии 30-х годов. Основополагающее уравнение теории Кейнса имеет следующий вид:

где ЛП – личные потребительские расходы; Инв – частные внутренние инвестиции; ГЗ – государственные закупки товаров и услуг; Экс – экспорт, Имп – импорт; ВНП – валовый национальный продукт; Ам – амортизационные отчисления.

Суть теории Кейнса заключается в том, что совокупный объем расходов покупателей, определяемый величиной платежеспособного спроса населения, равен общей стоимости проданных товаров и услуг. Теория Кейнса предусматривает сочетание свободного рынка с государственным регулированием экономики. Известный американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев сравнивал государство с парусной яхтой. В паруса этой яхты дует ветер частного предпринимательства, а руль обеспечивает управляемость яхты.

Без парусов яхта будет стоять на месте или медленно дрейфовать по воле волн. Несущаяся на всех парусах, но лишенная руля, яхта рано или поздно обязательно разобьется о прибрежные скалы или сядет на мель. Развивая это сравнение, можно сказать, что в открытом океане, когда дует устойчивый северо-восточный пассат, рулевой может закрепить руль и спокойно идти спать. Воздействие на руль потребуется только в том случае, если необходимо изменить курс яхты. Когда же яхта лавирует среди рифов, пытаясь выйти из тихой гавани административно-командной системы в бурный океан свободного рынка, малейшая ошибка рулевого может привести к гибели яхты.

Теория монетаризма была разработана Фридманом в 70-е годы, когда все последствия Великой депрессии и послевоенной разрухи были полностью ликвидированы, а мировая экономика вступила в период стабильного роста. Основополагающим уравнением монетаризма является «уравнение обмена» Фридмана:

где М – предложение денег; У – скорость обращения денег в кругообороте доходов; Р – уровень цен; Q – физический объем произведенных товаров и услуг.

Платежеспособный спрос населения теорией монетаризма не учитывается. Предполагается, что он всегда достаточен. Монетаризм, как и классическая теория рыночной экономики, утверждает, что свободный рынок является саморегулирующейся системой, конкуренция полностью обеспечивает стабильность этой экономической системы, любое государственное вмешательство в функционирование свободного рынка является ненужным и вредным. В условиях стабильного развития экономики, когда имеют место лишь периодические оживления и спады экономической активности, справедливость этого утверждения не вызывает сомнений. В этих условиях как макромодели кейнсианцев, основанные на уравнении (3.1), так и макромодели монетаристов, основанные на уравнении обмена, дают близкие результаты и позволяют одинаково хорошо прогнозировать очередной спад или оживление.

Экономические кризисы, которые имели место до Великой депрессии, классическая теория рыночной экономики объясняла случайными неблагоприятными факторами – войны, эпидемии, природные катаклизмы и т.п. Великая депрессия не находила объяснения в рамках этой теории. Несмотря на это в 1931 г., в разгар кризиса, Генри Форд, слепо следуя единственной существовавшей тогда теории рынка, заявил, что «правительство должно заниматься государственными делами. Бизнес же следует предоставить самому себе». В соответствии с этой рекомендацией президент США Гувер клялся любой ценой, вплоть до применения военной силы, обеспечить полную свободу частного предпринимательства. Спасение США от неизбежного социального взрыва обеспечил «новый курс» президента Рузвельта, который предусматривал комплекс мероприятий по государственному регулированию экономики в соответствии с рекомендациями Кейнса.

Было введено государственное регулирование цен в базисных отраслях экономики, в том числе в нефтяной промышленности. Конкретизировались правила ценообразования и «разумная» прибыль. При определении сверхприбыли проверялись не только отпускные цены, но и их калькуляция. Сверхприбыль изымалась в административном порядке, на виновных накладывались штрафные санкции, возбуждались судебные преследования. Контролировалось отсутствие картельных соглашений между предприятиями. Был принят закон о регулирования сельского хозяйства, обеспечивавший сохранение соотношения между ценами на продукцию фермеров и ценами на товары и услуги, которые потребляют фермеры на уровне, существовавшем до кризиса. Были снижены до 3% банковские проценты за кредит.

Программы восстановления сельского хозяйства и промышленности финансировались государством при помощи денежной эмиссии. Денежная эмиссия использовалась также для увеличения платежеспособного спроса населения путем организации общественных работ (строительство автомобильных дорог, телефонных линий и др.). Безработные начали получать зарплату и тратить ее на приобретение товаров народного потребления. Увеличение спроса привело к увеличению производства этих товаров и созданию новых рабочих мест сначала в отраслях, производящих товары народного потребления, а затем и в отраслях, производящих оборудование. Такие последовательные циклы получения доходов населением и расходования этих доходов составляют сущность открытого Кейнсом «эффекта мультипликатора», который определяет зависимость общего увеличения объема производства от объема первоначальных инвестиций.

«Новый курс» обеспечил преодоление кризиса и восстановление экономики менее чем за восемь лет с момента вступления Рузвельта в должность президента.

Анализ истории развития мировой экономической системы позволяет сделать следующие выводы.

В условиях стабильного развития рыночной экономики, когда отклонения от состояния равновесия достаточно малы, свободный рынок является саморегулирующейся системой, государственное регулирование экономики не требуется, вмешательство государства в рыночные процессы может оказаться вредным. В этих условиях наиболее эффективный анализ рыночной экономики обеспечивает теория монетаризма

Однако рыночная экономика лишена механизмов, обеспечивающих возврат в режим стабильного развития при значительных отклонениях от состояния равновесия. Такие отклонения возникают в условиях экономического кризиса, войны, а также в условиях перехода от административно-командной системы к свободному рынку. Опыт Великой депрессии 30-х годов, опыт возрождения экономики Японии и стран Западной Европы после Второй мировой войны, а также современный опыт России и Аргентины показали, что рыночная система без государственного вмешательства не может обеспечить переход экономики из одного установившегося состояния в другое. В этих условиях теория монетаризма неприменима, вывод экономики из состояния стагнации может обеспечить только теория Кейнса, опирающаяся на анализ изменений платежеспособного спроса населения.

Жесткая монетаристская политика, не учитывавшая уменьшение платежеспособного спроса населения, которую осуществляло правительство Аргентины в соответствии с рекомендациями МВФ на протяжении ряда лет, являлась образцом, которому стремились подражать российские монетаристы. Неизбежным следствием этой политики явился жесточайший кризис, сопровождаемый бурными политическими событиями.

Примером исключительно эффективного использования теории Кейнса являются пятилетние планы экономического восстановления Японии после Второй мировой войны. Начиная с 1964 г. эти планы создавались на базе экономико-математичеких моделей, которые были разработаны под руководством В.В. Леонтьева.

В 1991 г. Василий Леонтьев приезжал в Россию, однако российское правительство не заинтересовалось предложением Леонтьева разработать для России экономико-математическую модель и соответствующий план социально-экономического развития на базе теории Кейнса. При этом российское правительство опиралось на рекомендации монетариста Джеффри Сакса, который, разуме-ется, не мог не знать бесплодность попыток президента Гувера вывести США из Великой депрессии без государственного вмешательства в экономику. Ему был прекрасно известен и «новый курс» президента Рузвельта, который предусматривал государственное регулирование экономики в соответствии с рекомендациями Кейнса, и успешный опыт государственного регулирования экономики при преодолении послевоенной разрухи в Японии, Франции и в других странах. Он не мог не понимать, что российская экономика перед началом шоковой терапии принципиально отличалась от экономики Польши, где шоковая терапия, хотя и с очень большим трудом, дала положительный результат. В Польше почти не было военной промышленности, почти не было колхозов, сохранилась частная собственность на землю, в городах сохранились мелкие частные предприниматели.

Джеффри Сакс и стоявшие за ним силы не могли не предвидеть последствий шоковой терапии. Однако цель их, как показали дальнейшие действия МВФ и администрации США, по-видимому, заключалась не в том, чтобы помочь России перейти от административно-командной системы к свободному рынку, а в том, чтобы с минимумом затрат устранить с мировой арены опаснейшего сопер-ника США. Благодаря некомпетентности и доверчивости высшего уровня российской администрации и продажности на среднем и низшем уровнях эта цель была блестяще достигнута в кратчайший срок.

Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство;

3. Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство;

где Y — номинальный объем ВНП, С — потребительские расходы, G — государственные расходы на покупку товаров и услуг, I — частные плановые инвестиции, NX — чистый экспорт.

4. Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный банк при проведении денежно- кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

5. В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.

Объекты денежно кредитной политики государства

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики. Высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

В любом случае проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк в соответствии с присущими ему функциями, а объектами политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Итак, рыночная экономика не может существовать без денег. Деньги выполняют в экономике три главные функции:

1)средство обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера. Эта функция обеспечивает разделение труда в экономике),

2)измерение ценности товара (деньги почти такая же единица измерения ценности, как метр — единица измерения длина),

3)средство сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будут инфляции).

В большинстве стран раньше драгоценные металлы заменяли деньги, их преимущество

1) Большая ценность в маленьком объеме, чтобы облегчить хранение и транспортировку денег.

2)способны делиться на очень мелкие части, чтобы отразить небольшие отличия в ценности.

3) обладают хорошей сохраняемостью, чтобы они быстро не портились и не изнашивались;

В настоящее время деньгами являются бумаги и монеты (денежные знаки), выпускаемые Центральным банком любого государства. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве денежные знаки в отличии от денежных товаров и драгоценных металлов не имеют. Ценность им придает только авторитет выпускающего их государства. Согласно закону, который действует в каждой стране, денежные знаки обязательны для приема на ее территории в качестве платы за товары и услуги.

Деньги (вернее, не сами деньги, а возможность некоторое время распоряжаться чужими деньгами) тоже могут покупаться и продаваться на рынке, как и всякий другой товар.

Во многих высокоразвитых странах денежные знаки доживают свои последние годы. Если в стране хорошо развита банковская система, правительство пользуется доверием у населения, нет никакой необходимости носить с собой кучи бумажных денег и монет. Можно перейти на безналичный расчет. Это во много раз удобнее и практичнее. Люди могут приходить в магазин с пластиковой пластинкой в кармане, и покупать сколько угодно товаров, если конечно позволяет счет, могут позвонить и заказать товары по телефону или через Internet. Почти все крупные сделки проводятся по безналичному расчету.

Но такой вид расчета может быть перспективным только при стабильной экономике, развитой банковской системе и абсолютному доверию населения государству. Если хоть один из этих компонентов не выполняется, полный переход на безналичную систему просто невозможен. К сожалению, в нашей стране не выполняется ни одно условие. Следовательно, пока не будет доверия к правительству, не будет развита банковская система и не стабилизируется экономика этот вид расчета крайне не перспективен.


источники:

http://market-journal.com/voprosiupravleniya/55.html

http://kazedu.com/referat/60646/1