Урок на тему «Методы решения показательных, логарифмических уравнений и неравенств»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему
Этот урок был проведен в 11 классе. Тип урока — урок обобщения и систематизации пройденного материала с целью подготовки к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_11_kl.docx | 128.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Методы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов действий в сочетании с их комплексным применением.
— создать условия для повторения и обобщения знаний учащихся по теме «Решение логарифмических уравнений и неравенств»;
— активизировать деятельность учащихся по применению комплекса знаний и умений на практике;
— подготовка к ЕГЭ.
— развивать способности применять теоретические знания на практике;
— развивать навыки работы с заданиями №7, 17 базового уровня ; №5, 13, 15 профильного уровня
— развивать навыки самоконтроля , логическое мышление, память, внимание.
— воспитывать ответственное отношение к изучению математики, трудолюбие, взаимопомощь, волю и настойчивость в достижении поставленной цели.
Оборудование урока: презентация, компьютер, проектор, карточки с заданиями, диагностические карты.
- Организация начала урока (Учащимся сообщается тема урока и цели, подчеркивается актуальность повторения данной темы для подготовки к ЕГЭ).
Девиз сегодняшнего урока: “Нельзя изучать математику глядя на то, как это делает сосед”.
Только свой труд в изучении математики может принести результаты. Перед нами стоит задача: повторить типы, методы и особенности решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств и применить их на практике.
Наши знания должны работать и дать положительный результат на экзамене. Сегодня каждый из вас проведет диагностику своих знаний по данной теме, для этого у каждого диагностические карты, в которых вы оцените свои знания и возможности по каждому из разделов. В соответствии с этой оценкой на индивидуальных консультациях мы постараемся устранить имеющиеся пробелы.
- Актуализация знаний учащихся
- Сообщения учащихся.
а) Показательные уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 1).
б) Логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения (Приложение 2)
- Комплексное применение знаний на практике.
1. Применение теоретического материала к решению задач.
Одновременно у доски работают четверо учащихся. Решают показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
а) 49 x -8∙7 x + 7 = 0
1. Самостоятельная работа
Оцените свои умения решать простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства. У каждого из вас есть индивидуальная карточка с заданиями. На выполнение работы отводим 15 минут. По окончании вы в соответствии оцениваете свою работу и выставляете соответствующую отметку в диагностическую карту.
Критерии оценивания: 4 заданий – «5»; 3 заданий – «4»; 2 заданий – «3» и менее 2 заданий –«2».
Конспект учебного занятия по математике на тему «Простейшие показательные и логарифмические уравнения»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
Простейшие показательные и логарифмические уравнения
Методическая разработка учебного занятия
по учебному предмету ООПу.04 Математика
(Раздел «Корни, степени и логарифмы»)
Разработчик: Хохлова Кира Евгеньевна ,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике
Учебный предмет: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Простейшие показательные и логарифмические уравнения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Вид урока: урок-практикум
методическая: применение технологии развития критического мышления на уроке математики;
образовательная: ознакомление обучающихся с простейшими показательными и логарифмическими уравнениями, методами их решения;
содержательная: развитие у обучающихся умения осуществлять сравнение, анализ, обобщение ;
воспитательная: развитие математической культуры обучающихся.
знание определений простейшего показательного и логарифмического уравнения;
знание алгоритмов решения простейших показательных и логарифмических уравнений;
владение умением решать простейшие показательные и логарифмические уравнения;
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
умение сравнивать и анализировать;
умение структурировать полученную информацию ;
умение обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью ;
готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности.
Образовательные технологии: технология развития критического мышления.
Формы организации обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
практические : метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля : устный контроль, самоконтроль.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Алимов Ш . А ., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Башмаков М . И . Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с.
Башмаков М . И . Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Основные термины и понятия: простейшее показательное уравнение, простейшее логарифмическое уравнение.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
1) Простейшие показательные и логарифмические уравнения: определение, методы решения.
2) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения задач.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (15 мин)
Повторение основных теоретических сведений по теме «Логарифмы» с помощью вопросов, заданных друг другу. Начинает преподаватель. Он задает вопрос одному студенту из группы: «Что называют логарифмом положительного числа b по положительному и отличному от 1 основанию a ?» Студент на него отвечает и задает свой вопрос любому студенту, обращаясь к нему по имени, и т.д. В результате студенты вспоминают определение логарифма положительного числа по положительному и отличному от 1 основанию, свойства логарифмов, основное логарифмическое тождество, формулу перехода к новому основанию, определение десятичного логарифма.
Далее выполнение устных упражнений фронтально. На доске записаны числовые выражения, студенты вычисляют их значения.
План-конспект урока по теме «Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств»
Разделы: Математика
Цели урока:
Образовательные:
- систематизация и углубление знаний учащихся;
- обобщение свойств логарифмов,
- логарифмической и показательной функций;
- установление связей с наиболее трудными вопросами теории при решении уравнений и неравенств.
Развивающие:
- развитие мыслительной деятельности учащихся через решение разнотипных задач и находить наиболее рациональные способы решения.
Воспитательные:
- развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска решения нестандартных уравнений и неравенств, навыков самоконтроля.
- воспитать трудолюбие, аккуратность
Психологическая установка учащимся:
- Формируем математическую интуицию, которая поможет ориентироваться в способах решения уравнений и неравенств.
- На уроке можно ошибаться, сомневаться, консультироваться.
- Дать самому себе установку: «понять и быть тем первым, который увидит ход решения ».
Методы проведения урока: беседа, мини-диалог, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа, индивидуальная письменная работ.
Оборудование: учебник, доска (интерактивная доска), раздаточный материал для работы.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин)
2. Определение темы и целей урока. (3 мин)
Посмотрите на уравнения и неравенства, записанные на доске. Чем мы будем сегодня заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Есть ли в её названии математические термины, которые вам незнакомы? Тогда возникает вопрос: «Чему же мы должны сегодня научиться на уроке, что узнать нового?» Посмотрите более внимательно на задания, которые вам предстоит выполнить во время урока, и попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
Сообщение плана работы на уроке:
Разминка
Работа в парах — вычисли.
Работа в группах.
3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Разминка письменно с взаимопроверкой 4-6 мин.
а) Заполнить на доске таблицу.
0 2 > 0. (- 1; 0)U(0; 1)
2. Укажите номер «лишнего» выражения:
- log0,30,7;
- log35;
- log72;
- log0,253. (значение данного выражения отрицательно)
3.Укажите номер строки в данных математических рассуждениях, в которой допущена ошибка. Объясните свой выбор:
6. Работа в группах
Работая в группах и помогая друг другу, выполните следующие задания.
1. Решите неравенство и укажите наименьшее целое решение неравенства
(1/3) x+2 + 5(1/3) x+1 – (1/3) x x – 7 ∙ 12 x + 3 ∙ 9 x > 0 (–∞; –1) U (0; +∞); 1
3.Решите неравенство и найдите сумму наименьшего целого и наибольшего целого решений неравенства
(log0,5x) 2 + (log0,5x – 6 x – 2| = 4 x+1 – 3
Попробуйте, работая в группах и помогая друг другу, составить план решения каждого уравнения.
Если вы будете испытывать трудности при выполнении данного задания, то обсудите ответы на следующие вопросы:
а) К уравнению какого вида можно отнести уравнение № 1? Можно ли его решить, используя один из способов решения уравнения указанного вида? Что не позволяет применить известный способ решения? Как можно избавиться от модуля? Попробуйте, работая в группах, составить план решения данного уравнения, решите его.
б) Можно ли уравнение № 2 отнести к логарифмическим уравнениям? Почему? Укажите ОДЗ переменной данного уравнения. Рассмотрите функции у = log2x и у = 2/x на указанной ОДЗ, что можно сказать о монотонности данных логарифмической функции и обратной пропорциональности? Используя данный вывод, определите количество корней уравнения, попробуйте подобрать его. Данный способ решения уравнения называется функционально-графическим. Оформите решение данного уравнения.
в) Можно ли решить уравнение № 3 способами, используемыми при решении уравнений № 1 и № 2. Попробуйте это обсудить в группе. Есть более рациональный способ решения данного уравнения. Попытайтесь оценить значение каждого слагаемого, значение суммы, когда будет достигаться? Данное уравнение можно решить, оценивая значения левой и правой частей уравнения. Решите данное уравнение.
8. Домашнее задание: карточка, инструктаж по его выполнению
1. Решите уравнение
2. Решите неравенство
3. Подготовиться к зачету.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
1) Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.
Выдает карточки с вопросами:
- Я сегодня узнал……
- Я сегодня ничего нового не узнал….
- Мне было легко….
- Мне было трудно….
- Мне помогли…..
- что бы ты хотел по данному уроку спросить у учителя?
- как оцениваешь свою деятельность на уроке?
- все ли методы решения неравенств мы использовали на уроке?
10. Итог урока
Сегодня мы с вами повторили и обобщили знания методов решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств. Понятие показательной и логарифмической функций было введено в XVII веке. Вы знаете сейчас столько, сколько знали ученые того периода. У нас XXI век. Нам есть куда стремиться…
http://infourok.ru/konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-matematike-na-temu-prosteyshie-pokazatelnie-i-logarifmicheskie-uravneniya-3727205.html
http://urok.1sept.ru/articles/681437