Конспект урока на тему «Решение тригонометрических неравентсв»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Решение тригонометрических неравенств.
Тема “Тригонометрические неравенства” является объективно сложной для
восприятия и осмысления учащимися 10-го класса. Поэтому очень важно последовательно, от простого к сложному формировать понимание алгоритма и
вырабатывать устойчивый навык решения тригонометрических неравенств.
Успех освоения данной темы зависит от знания основных определений и свойств
тригонометрических и обратных тригонометрических функций, знания
тригонометрических формул, умения решать целые и дробно-рациональные неравенства, основные виды тригонометрических уравнений. Особый упор нужно делать на методике обучения решения простейших тригонометрических неравенств, т.к. любое тригонометрическое неравенство сводится к решению простейших неравенств
Первичное представление о решении простейших тригонометрических неравенств предпочтительно вводить, используя графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. И только после учить решать тригонометрические
неравенства на окружности.
Остановлюсь на основных этапах рассуждения при решении простейших
тригонометрических неравенств.
Находим на окружности точки, синус (косинус) которых равен данному числу.
В случае строгого неравенства отмечаем на окружности эти точки, как выколотые, в случае нестрогого – как заштрихованные.
Точку, лежащую на главном промежутке монотонности функции синус (косинус), называем Р t1, другую точку – Р t2 .
Отмечаем по оси синусов (косинусов) промежуток удовлетворяющий данному неравенству.
Выделяем на окружности дугу, соответствующую данному промежутку.
Определяем направление движения по дуге (от точки Р t1 к точке Р t2 по дуге ),
изображаем стрелку по направлению движения, над которой пишем знак “+” или “-” в зависимости от направления движения. (Этот этап важен для
контроля найденных углов. Ученикам можно проиллюстрировать распространенную ошибку нахождения границ интервала на примере решения
неравенства по графику синуса или косинуса и по окружности ).
Находим координаты точек Р t1 (как арксинус или арккосинус данного числа)и Р t2 т.е. границы интервала, контролируем правильность нахождения углов, сравнивая t 1 и t 2.
Записываем ответ в виде двойного неравенства (или промежутка) от меньшего угла до большего.
Конспект урока по теме: “Решение
тригонометрических неравенств”.
– изучить тему решение тригонометрических неравенств,содержащих функции синус и косинус, перейти от простейших неравенств к более сложным.
закрепление знаний тригонометрических формул, табличных значений тригонометрических функций, формул корней тригонометрических уравнений;
формирование навыка решения простейших тригонометрических неравенств;
освоение приёмов решения более сложных тригонометрических неравенств;
развитие логического мышления, смысловой памяти, навыков самостоятельной работы,
самопроверки;
воспитание аккуратности и чёткости в оформлении решения, интереса к предмету,
уважения к одноклассникам.
формирование учебно-познавательных,информационных, коммуникативных компетенций.
Проектор, компьютер,раздаточные карточки с готовыми чертежами тригонометрических кругов, переносная доска, карточки с домашним заданием.
Форма организации обучения – урок — лекция.
Методы обучения, используемые на уроке – словесные, наглядные, репродуктивные, проблемнопоисковые,индивидуального и фронтального опроса, устного иписьменного самоконтроля, самостоятельной работы. Учебная дисциплина: Математика.
Тема: «Решение простейших тригонометрических неравенств»
Тип урока: урок усвоения нового материала с элементами первичного закрепления.
показать алгоритм решения тригонометрических неравенств с использованием единичной окружности.
учить решать простейшие тригонометрические неравенства.
развитие умения обобщать полученные знания;
развитие логического мышления;
развитие у учащихся грамотной устной и письменной математической речи.
учить высказывать свои идеи и мнения;
формировать умения помогать товарищам и поддерживать их;
формировать умения определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных.
Методическая цель: показать технологию овладения знаниями на уроке изучения новых знаний.
Дидактическая цель урока: Создание условий:
для соединения новой информации с уже изученным материалом;
для развития умения осуществлять анализ и отбор необходимой информации;
для развития умений делиться своими идеями и мнениями.
для развития логики, навыков рефлексии.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
учебник Никольского «Алгебра и начала анализа», 10-11 класс;
презентация MS PowerPoint.
Оргмомент 1 мин
Проверка д\з 3 мин
Объяснение нового материала 35 мин
Подведение итогов 3 мин
2. Проверка д\з у доски №11.29-11.31(в,г)
3.Объяснение нового материала
На этом занятии мы будем решать графическим способом тригонометрические неравенства одного какого-то вида. Сегодня мы решим тригонометрических неравенства вида sint . Вот они:
Составим алгоритм решения.
1. Если аргумент — сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .
2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=sint и y=a .
3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков (поближе к оси Оу), между которыми синусоида располагается ниже прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.
4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период синуса ( t будет между найденными абсциссами).
5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.
Решение тригонометрических неравенств с помощью графиков надежно страхует нас от ошибок только в том случае, если мы грамотно построим синусоиду.
Для построения графика функции y=sinx выберем единичный отрезок, равный двум клеткам. Тогда по горизонтальной оси Ох значение π (≈3,14) составит шесть клеток. Рассчитываем остальные значения аргументов (в клетках).
Вот как будет выглядеть координатная плоскость.
Эти точки мы взяли из таблицы значений синуса. Также используем свойство нечетности функции y=sinx ( sin (-x)=-sinx ), периодичность синуса (наименьший период Т=2π ) и известное равенство: sin (π-x)=sinx . Проводим синусоиду
. Проводим прямую.
Теперь нам предстоит определить такие две точки пересечения синусоиды и прямой, между которыми синусоида располагается ниже, чем прямая. Крайняя точка справа определена, абсцисса ближайшей искомой отстоит от начала отсчета влево на 8 клеток. Построим ее и определим.
Между этими (выделенными) значениями аргумента и находится та часть синусоиды, которая лежит ниже данной прямой, а значит, промежуток между этими выделенными точками удовлетворяет данному неравенству. Учтем период синуса, запишем результат в виде двойного неравенства, а ответ в виде числового промежутка.
Решим второе неравенство.
Синусоиду строим так же, а прямая будет параллельна оси Оt и отстоять от нее на 1 клетку вниз.
Определяем промежуток, внутри которого точки синусоиды лежат ниже прямой.
Записываем промежуток значений введенной переменной t . Возвращаемся к первоначальному значению аргумента ( 2х ). Все части двойного неравенства делим на 2 и определяем промежуток значений х . Записываем ответ в виде числового промежутка.
Аналогично решаем и третье неравенство.
В выделенном промежутке синусоида располагается ниже прямой, поэтому, учитывая периодичность функции синуса, запишем в виде двойного неравенства значения t . Затем вместо t подставим первоначальный аргумент синуса и будем выражать х из полученного двойного неравенства.
Ответ запишем в виде числового промежутка.
И, напоследок: знаете ли вы, что математика — это определения, правила и ФОРМУЛЫ?!
Конечно, знаете! И самые любознательные, изучив эту статью и просмотрев видео, воскликнули: «Как долго и сложно! А нет ли формулы, позволяющей решать такие неравенства безо всяких графиков и окружностей?» Да, разумеется, есть!
ДЛЯ РЕШЕНИЯ НЕРАВЕНСТВ ВИДА: sint (-1≤ а ≤1) справедлива формула:
Примените ее к рассмотренным примерам и вы получите ответ гораздо быстрее!
Мы решили три неравенства вида sint . На этом уроке мы рассмотрим три неравенства вида sint>a , где -1≤а≤1 .
Составим алгоритм решения.
1. Если аргумент — сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .
2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=sint и y=a .
3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков (поближе к оси Оу), между которыми синусоида располагается выше прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.
4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период синуса (t будет между найденными абсциссами).
5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.
Решаем первое неравенство:
Учитывая периодичность функции синуса, запишем двойное неравенство для значений аргумента t , удовлетворяющий последнему неравенству. Вернемся к первоначальной переменной. Преобразуем полученное двойное неравенство и выразим переменную х. Ответ запишем в виде промежутка.
Решаем второе неравенство:
При решении второго неравенства нам пришлось преобразовать левую часть данного неравенства по формуле синуса двойного аргумента, чтобы получить неравенство вида: sint≥a. Далее мы следовали алгоритму.
Решаем третье неравенство:
Имейте ввиду, что такие способы решения тригонометрических неравенств, как приведенный выше графический способ и, наверняка, вам известный, способ решения с помощью единичной тригонометрической окружности (тригонометрического круга) применимы лишь на первых этапах изучения раздела тригонометрии «Решение тригонометрических уравнений и неравенств». Думаю, вы припомните, что и простейшие тригонометрические уравнения вы вначале решали с помощью графиков или круга. Однако, сейчас вам не придет в голову решать таким образом тригонометрические уравнения. А как вы их решаете? Правильно, по формулам. Вот и тригонометрические неравенства следует решать по формулам, тем более, на тестировании, когда дорога каждая минута . Итак, решите три неравенства этого урока по соответствующей формуле.
Рассмотрим неравенства вида cost :
Составим алгоритм решения.
1. Если аргумент — сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .
2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=cost и y=a .
3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков , между которыми синусоида располагается ниже прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.
4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период косинуса Т=2π ( t будет между найденными абсциссами).
5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.
Решение тригонометрических неравенств с помощью графиков надежно страхует нас от ошибок только в том случае, если мы грамотно построим синусоиду. (График функции y=cosx также называют синусоидой !)
Преобразуем левую часть неравенства по формуле косинуса двойного аргумента:
Координатную плоскость готовим так же, как готовили для построения графика функции y=sinx ., т.е. единичный отрезок берем равным двум клеткам, тогда значение π изображаем равным шести клеткам и т.д. Вот так должна выглядеть координатная плоскость для построения синусоид:
Воспользуемся таблицей значений косинусов некоторых углов:
а также свойствами: графиков четных функций, непрерывностью и периодичностью функции косинуса. Отмечаем точки:
Проводим через эти точки кривую — график функции y=cosx .
Определяем промежуток значений х , при которых точки синусоиды лежат ниже точек прямой.
Учтем периодичность функции косинуса и запишем в виде двойного неравенства решение данного неравенства:
Находим абсциссы точек пересечения графиков, между которыми график косинуса лежит ниже прямой.
Концы этого промежутка тоже являются решениями неравенства, так как неравенство нестрогое.
Запишем решение в виде двойного неравенства для переменной t.
Подставим вместо t первоначальное значение аргумента.
Ответ запишем в виде промежутка.
А теперь формула , которой вам следует воспользоваться на экзамен ЕГЭ при решении тригонометрического неравенства вида cost
Примените эту формулу для решения рассмотренных неравенств, и вы получите ответ гораздо быстрее и безо всяких графиков!
Рассмотрим тригонометрические неравенства вида: cost>a.
Используем алгоритм решения, как в предыдущем случае:
1. Если аргумент — сложный (отличен от х ), то заменяем его на t .
2. Строим в одной координатной плоскости tOy графики функций y=cost и y=a .
3. Находим такие две соседние точки пересечения графиков , между которыми синусоида располагается выше прямой у=а . Находим абсциссы этих точек.
4. Записываем двойное неравенство для аргумента t , учитывая период косинуса ( t будет между найденными абсциссами).
5. Делаем обратную замену (возвращаемся к первоначальному аргументу) и выражаем значение х из двойного неравенства, записываем ответ в виде числового промежутка.
Далее, по алгоритму, определяем те значения аргумента t , при которых синусоида располагается выше прямой. Выпишем эти значения в виде двойного неравенства, учитывая периодичность функции косинуса, а затем вернемся к первоначальному аргументу х .
Выделяем промежуток значений t , при которых синусоида находится выше прямой.
Записываем в виде двойного неравенства значения t, удовлетворяющих условию. Не забываем, что наименьший период функции y=cost равен 2π . Возвращаемся к переменной х , постепенно упрощая все части двойного неравенства.
Ответ записываем в виде закрытого числового промежутка, так как неравенство было нестрогое.
Нас будет интересовать промежуток значений t , при которых точки синусоиды будут лежать выше прямой.
Значения t запишем в виде двойного неравенства, перезапишем эти же значения для 2х и выразим х . Ответ запишем в виде числового промежутка.
И снова формула , которой вам следует воспользоваться на ЕГЭ при решении тригонометрического неравенства вида cost>a.
Применяйте формулы для решения тригонометрических неравенств, и вы сэкономите время на экзаменационном тестировании.
Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства
план-конспект занятия
1) образовательная: организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению простейших тригонометрических уравнений и неравенств;
2) воспитательная: воспитывать самостоятельность, информационную компетентность;
3) развивающая: развивать внимание, память, познавательный интерес к учебной дисциплине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_trigonometricheskie_uravneniya.docx | 59.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта практического занятия
Название УД, ПМ, раздела, МДК: Математика
Специальность, группа: 09.02.07 Информационные системы и программирование, 14 группа
Тема занятия: Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства
1) образовательная: организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению простейших тригонометрических уравнений и неравенств;
2) воспитательная: воспитывать самостоятельность, информационную компетентность;
3) развивающая: развивать внимание, память, познавательный интерес к учебной дисциплине.
• обеспечение сформированности представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
• обеспечение сформированности логического, алгоритмического и математического мышления;
• обеспечение сформированности умений применять полученные знания при решении различных задач;
сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Умение организовать собственную деятельность, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.
Уровень освоения: 1,2.
Междисциплинарные связи: истоки, выход
Материально-техническое оснащение: ПК, презентация, проектор, интерактивна доска.
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, презентация, КТП, технологическая карта урока, практическая работа.
Урок по теме «Решение тригонометрических неравенств»
Разделы: Математика
Тема “Тригонометрические неравенства” является объективно сложной для восприятия и осмысления учащимися 10-го класса. Поэтому очень важно последовательно, от простого к сложному формировать понимание алгоритма и вырабатывать устойчивый навык решения тригонометрических неравенств.
Успех освоения данной темы зависит от знания основных определений и свойств тригонометрических и обратных тригонометрических функций, знания тригонометрических формул, умения решать целые и дробно-рациональные неравенства, основные виды тригонометрических уравнений.
Особый упор нужно делать на методике обучения решения простейших тригонометрических неравенств, т.к. любое тригонометрическое неравенство сводится к решению простейших неравенств.
Первичное представление о решении простейших тригонометрических неравенств предпочтительно вводить, используя графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. И только после учить решать тригонометрические неравенства на окружности.
Остановлюсь на основных этапах рассуждения при решении простейших тригонометрических неравенств.
- Находим на окружности точки, синус (косинус) которых равен данному числу.
- В случае строгого неравенства отмечаем на окружности эти точки, как выколотые, в случае нестрогого – как заштрихованные.
- Точку, лежащую на главном промежутке монотонности функции синус (косинус), называем Рt1, другую точку – Рt2.
- Отмечаем по оси синусов (косинусов) промежуток, удовлетворяющий данному неравенству.
- Выделяем на окружности дугу, соответствующую данному промежутку.
- Определяем направление движения по дуге (от точки Рt1 к точке Рt2по дуге), изображаем стрелку по направлению движения, над которой пишем знак “+” или “-” в зависимости от направления движения. (Этот этап важен для контроля найденных углов. Ученикам можно проиллюстрировать распространенную ошибку нахождения границ интервала на примере решения неравенства по графику синуса или косинуса и по окружности).
- Находим координаты точек Рt1 (как арксинус или арккосинус данного числа)и Рt2т.е. границы интервала, контролируем правильность нахождения углов, сравнивая t1и t2.
- Записываем ответ в виде двойного неравенства (или промежутка) от меньшего угла до большего.
Рассуждения при решении неравенств с тангенсом и котангенсом аналогичны.
Рисунок и запись решения, которые должны быть отражены в тетради у учеников, приведены в предлагаемом конспекте.
Конспект урока по теме: “Решение тригонометрических неравенств”.
Задача урока – продолжить изучение решения тригонометрических неравенств, содержащих функции синус и косинус, перейти от простейших неравенств к более сложным.
Оборудование: графопроектор, раздаточные карточки с готовыми чертежами тригонометрических кругов, переносная доска, карточки с домашним заданием.
Форма организации обучения – урок. Методы обучения, используемые на уроке – словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, индивидуального и фронтального опроса, устного и письменного самоконтроля, самостоятельной работы.
Этапы урока
Содержание
Организация класса на работу.
Проверка домашнего задания.
(Сбор тетрадей с домашней работой)
Формулировка цели урока.
– Сегодня на уроке повторим решение простейших тригонометрических неравенств и рассмотрим более сложные случаи.
Устная работа.
(Задания и ответы записаны на кодоскопной ленте, открываю ответы по ходу решения)
- Решить тригонометрические уравнения:
sinx = —, 2sinx =, sin2x = , sin(x – ) = 0, cosx = ,
cosx = —, cos2x = 1, tgx = -1.
Повторение.
– Вспомним алгоритм решения простейших тригонометрических неравенств.
(На доске – заготовки двух окружностей. Вызываю по одному двух учащихся для решения неравенств.Ученик подробно объясняет алгоритм решения.Класс работает совместно с отвечающими у доски на заранее подготовленных карточках с изображением окружности).
1) sinx —;
t1 = arccos(-) = p – arccos =
= p – = ;
t2 = —;
— + 2p n t2;
t1 = arcsin = ;
t2 = -p — = —;
+ 2p n 2 2x – 2cos2x 0.
(Вспомним прием решения тригонометрических уравнений вынесением общего множителя за скобку).
cos2x(cos2x – 2) 0.
Замена: cos2x = t, 1; t(t – 2) 0; Второе неравенство не удовлетворяет условию 1.
cos2x 0. (Решить неравенство самостоятельно. Проверить ответ).
Ответ: + p n 2 x – 5sinx + 1 0.
(Вспомним прием решения тригонометрических уравнений заменой переменной. У доски решает ученик с комментариями).
Замена sinx = t, 1. 6t 2 – 5t +1 0, 6(t – )(t – ),
Ответ: + 2p n х + 2p n, -p -arcsin+ 2p k х arcsin+ 2p k, n, k Z.
№3. sinx + cos2x> 1.
(Обсуждаем варианты решения. Вспоминаем фомулу косинуса двойного угла. Класс решает самостоятельно, один ученик – на индивидуальной доске с последующей проверкой).
sinx + cos2x – 1> 0, sinx – 2sin 2 x> 0, sinx(1 – 2sinx) > 0,
2p n 2 + () 2 = 1, то существует такой угол , что cos = , а sin = . Перепишем предыдущее неравенство в виде: sin(x + ) . Последнее неравенство, а, значит, и исходное неравенство имеет хотя бы одно решение при каждома таком, что -1, то есть при каждом а -5. Ответ: а -5.
Домашнее задание.
(Раздаю карточки с записью домашнего задания.Комментирую решение каждого неравенства).
- cosx > sin 2 x;
- 4sin2xcos2x 2 sin 2 – 0,5;
- sinx + cosx > 1.
Повторить тригонометрические формулы сложения, подготовиться к самостоятельной работе.
Подведение итогов, рефлексия.
– Назовите приемы решения тригонометрических неравенств.
– Каким образом знание алгоритма решения простейших тригонометрических неравенств используется при решении более сложных неравенств?
– Какие неравенства вызвали наибольшее затруднение?
(Оцениваю работу учащихся на уроке).
Самостоятельная работа
по результатам освоения материала
Вариант 1
Решите неравенства 1 – 3:
- sin3x – 2 x + 3cosx > 0;
- coscos2x – sinsin2x —.
- Определите все а, при каждом из которых неравенство 12sinx + 5cosx а имеет хотя бы одно решение.
Вариант 2
Решите неравенства 1 – 3:
- 2cos> 1;
- sin 2 x – 4sinx
http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/06/27/prosteyshie-trigonometricheskie-uravneniya
http://urok.1sept.ru/articles/630209