Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением
С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.
I. Электролитическая диссоциация кислот
Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода (H + )
1. Электролитическая диссоциация одноосновных кислот
Кислоты состоят не из ионов, а из молекул.
Возникает вопрос – как же тогда кислота диссоциирует, т. е как в кислотах образуются свободные заряженные частицы? Оказывается, ионы образуются в растворах кислот именно при растворении.
Рассмотрим процесс электролитической диссоциации хлороводорода в воде, но для этого запишем строение молекул хлороводорода и воды.
Обе молекулы образованы ковалентной полярной связью. Электронная плотность в молекуле хлороводорода смещена к атому хлора, а в молекуле воды – к атому кислорода. Молекула воды способна оторвать катион водорода от молекулы хлороводорода, при этом образуется катион гидроксония Н3О + .
В уравнении реакции электролитической диссоциации не всегда учитывают образование катиона гидроксония – обычно говорят, что образуется катион водорода.
Тогда уравнение диссоциации хлороводорода выглядит так:
HCl⇄H + + Cl —
При диссоциации одного моля хлороводорода образуются один моль катиона водорода и один моль хлорид — анионов.
2. Электролитическя диссоциация многоосновных кислот
Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.
Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.
I–я стадия диссоциации
На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.
II — я стадия диссоциации
На второй стадии происходит дальнейшая диссоциация гидросульфат — анионов.
Эта стадия является обратимой, то есть, образующиеся сульфат — ионы могут присоединять к себе катионы водорода и превращаться в гидросульфат — анионы. Это показано знаком обратимости.
Существуют кислоты, которые даже на первой стадии диссоциируют не полностью – такие кислоты являются слабыми. Например, угольная кислота Н2СО3.
Н3РО4 ↔ Н + + Н2РО4 — (первая ступень) – дигидроортофосфат ион
Н2РО — 4 ↔ Н + + НРO4 2- (вторая ступень) – гидроортофосфат ион
НРО 2- 4 ↔ Н + + PО4 З- (третья ступень) – ортофосфат ион
Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени — по третьей.
II. Электролитическая диссоциация оснований
Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы (OH — )
Диссоциация амфотерных оснований (амфолитов)
Щёлочи – это основания, растворимые в воде
Это основания щелочных и щелочноземельных металлов :
LiOH, NaОН, КОН, Rb ОН, С s ОН, Fr ОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, R а(ОН)2, а также NН4ОН
Амфолиты — это электролиты, которые при диссоциации одновременно образуют катионы водорода (H + ) и гидроксид-ионы ( OH — )
Примеры уравнений диссоциации щелочей
Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:
Ba(ОН)2 -> Bа(ОН) + + OH — (первая ступень)
Ba(OH) + ↔ Ba 2+ +OH — (вторая ступень)
Примеры уравнений диссоциации амфолитов
Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН)2 можно выразить уравнением:
Нерастворимые в воде основания практически не подвергаются электролитической диссоциации, так как в воде они практически нерастворимы, а при нагревании – разлагаются, так что расплав их получить не удается.
III. Электролитическая диссоциация солей
Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH + 4) и анионы кислотных остатков.
Например, диссоциация средних солей :
Кислые же и основные соли диссоциируют ступенчато:
Диссоциация кислых солей
Диссоциация основных солей
У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода.
У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы.
Mg(OH)Cl -> Mg(OH) + + Cl —
Mg (OH) + ↔ Mg 2+ + OH —
IV. Тренажеры
Тренажёр №2 — Катионы и анионы
Интерактивное задание LearningApps.org по теме: “Химические свойства растворов кислот»
V. Памятки
Памятка – Определение солей
VI. Задания для закрепления
Задание №1. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ:
Задание №2. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ: Ca(OH)2, Na2CO3, Na3PO4, HNO3, KOH, Ba(OH)2, H2SO3, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2, H2S, NaOH, HBr
помогите срочно надо.
А1. Символ химического элемента фосфора
А2. Свечение (горение) электролампочки и горение свечи относятся соответственно к явлениям
1. химическому и физическому
2. физическому и химическому
А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают физическое тело.
1. алюминий, парта, сахар
2. стекло, дерево, железо
3. ручка, тетрадь, парта
4. стекло, окно, гвоздь
А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только простые вещества.
1. кислород, водород, гидроксид бария
2. оксид натрия, вода, азотная кислота
3. кальций, оксид кальция, гидроксид кальция
4. кислород, водород, железо
А5. Число, показывающее число молекул …
А6. Что определяется номером периода?
1. заряд ядра атома
2. число энергетических уровней
3. число валентных электронов
4. атомную массу
А7. Какое из веществ имеет ионный вид связи?
А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
А9. Выберите ряд, где указаны только кислоты
1. H2SO4 НNO3 Н2СО3 НСl
2. Ca(OH)2 Cu(OH)2 NaOH КOН
3. CaO H2O Na2O N2O5
4. CaO NaOH Na2O N2O5
А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
В1. Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением
1. H2SO4 → H+ + SO42-
2. H2SO4 →2H+ + SO42-
3. H2SO4 → 2H+ + SO4-
4. H2SO4 → H+ + 2SO42-
В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции
1. Fe + S → FeS А. реакция обмена
2. 2Al(OH)3 → Al2O3 + 3H2O Б. реакция замещения
3. Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu В. реакция разложения
4. CaO + H2CO3 → CaCO3 + H2O Г. реакция соединения
С1. Сколько грамм воды необходимо взять, чтобы приготовить 5%-ный раствор, если масса сахара равна 2 г?
С2. Масса цинка, необходимого для получения 2 моль водорода по следующей схеме превращений составляет Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑
химия 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
итоговая контрольная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_itog_kont_rab.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса.
А1. Символ химического элемента кальция
А2. Физическим природным явлением является
1. образование глюкозы в зеленом растении
3. высыхание дождевых луж
4. процесс дыхания растений
А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.
1. железо, нож, сахар
2. стекло, дерево, железо
3. парта, дерево, стекло
4. стекло, окно, гвоздь
А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.
1. кислород, ртуть, оксид азота
2. оксид натрия, вода, серная кислота
3. барий, оксид бария, гидроксид бария
4. кислород, водород, барий
А5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…
А6. Как определяется число электронов атома химического элемента?
1. по порядковому номеру
2. по номеру периода
3. по номеру группы
4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.
А7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?
А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
А9. Выберите ряд, где указаны только основания
1. H 2 SO 4 N 2 O 5 Cu(NO 3 ) 2 Na 2 O
2. Ca(OH) 2 Cu(OH) 2 NaOH
3. CaO H 2 O Na 2 O N 2 O 5
4. CaO NaOH Na 2 O N 2 O 5
А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
SO 2 + O 2 → SO 3
В1. Процесс диссоциации хлорида кальция можно выразить уравнением
1. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + Cl —
2. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + 2Cl —
3. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + 2Cl -2
4. CaCl 2 ↔ Ca + + 2Cl —
В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции
1. 2Al + 3S → 2Al 2 S 3 А. реакция обмена
2. 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O Б. реакция замещения
3. Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 В. реакция разложения
4. ZnO + 2HNO 3 → Zn (NO 3 ) 2 + H 2 O Г. реакция соединения
С1. Для приготовления 400 г 2% раствора соли необходимо взять соль массой
С2. Объем углекислого газа, образовавшегося при сжигании 11,2 л (н.у.) метана СН 4
СН 4 + 2О 2 → СО 2 + Н 2 О равен
Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса
А1. Символ химического элемента фосфора
А2. Свечение (горение) электролампочки и горение свечи относятся соответственно к явлениям
1. химическому и физическому
2. физическому и химическому
А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают физическое тело.
1. алюминий, парта, сахар
2. стекло, дерево, железо
3. ручка, тетрадь, парта
4. стекло, окно, гвоздь
А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только простые вещества.
1. кислород, водород, гидроксид бария
2. оксид натрия, вода, азотная кислота
3. кальций, оксид кальция, гидроксид кальция
4. кислород, водород, железо
А5. Число, показывающее число молекул называется…
А6. Что определяется номером периода?
1. заряд ядра атома
2. число энергетических уровней
3. число валентных электронов
4. атомную массу
А7. Какое из веществ имеет ионный вид связи?
А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.
А9. Выберите ряд, где указаны только кислоты
1. H 2 SO 4 , НNO 3, Н 2 СО 3, НСl
2. Ca(OH) 2 , Cu(OH) 2 , NaOH, КOН
3. CaO, H 2 O, Na 2 O, N 2 O 5
4. CaO, NaOH, Na 2 O , N 2 O 5
А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
В1. Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением
1. H 2 SO 4 → H + + SO 4 2-
2. H 2 SO 4 →2H + + SO 4 2-
3. H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 —
4. H 2 SO 4 → H + + 2SO 4 2-
В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции
1. Fe + S → FeS А. реакция обмена
2. 2Al(OH) 3 → Al 2 O 3 + 3H 2 O Б. реакция замещения
3. Fe + CuCl 2 → FeCl 2 + Cu В. реакция разложения
4. CaO + H 2 CO 3 → CaCO 3 + H 2 O Г. реакция соединения
С1. Сколько грамм воды необходимо взять, чтобы приготовить 5%-ный раствор, если масса сахара равна 2 г?
С2. Масса цинка, необходимого для получения 2 моль водорода по следующей схеме превращений составляет Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная по химии * класс Растворы.
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных .
Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 «а», количество часов (всего) 34, в неделю — 1
Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 «а»,количество часов (всего) 34, в неделю — 1Рабочая программа с.
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся.
Органическая химия класс алкены
Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся.
Контрольная работа по химии : » Классы неорганических веществ»
Контрольная работа по химии: «Классы неорганических веществ».
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135.
http://znanija.site/himiya/29023870.html
http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/05/15/himiya-8-klass