Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением

Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением

С помощью теории электролитической диссоциации дают определения и описывают свойства кислот, оснований и солей.

I. Электролитическая диссоциация кислот

Кислотами называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов образуются только катионы водорода (H + )

1. Электролитическая диссоциация одноосновных кислот

Кис­ло­ты со­сто­ят не из ионов, а из мо­ле­кул.

Воз­ни­ка­ет во­прос – как же тогда кис­ло­та дис­со­ци­и­ру­ет, т. е как в кис­ло­тах об­ра­зу­ют­ся сво­бод­ные за­ря­жен­ные ча­сти­цы? Ока­зы­ва­ет­ся, ионы об­ра­зу­ют­ся в рас­тво­рах кис­лот имен­но при рас­тво­ре­нии.

Рас­смот­рим про­цесс элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции хло­ро­во­до­ро­да в воде, но для этого за­пи­шем стро­е­ние мо­ле­кул хло­ро­во­до­ро­да и воды.

Обе мо­ле­ку­лы об­ра­зо­ва­ны ко­ва­лент­ной по­ляр­ной свя­зью. Элек­трон­ная плот­ность в мо­ле­ку­ле хло­ро­во­до­ро­да сме­ще­на к атому хлора, а в мо­ле­ку­ле воды – к атому кис­ло­ро­да. Мо­ле­ку­ла воды спо­соб­на ото­рвать ка­ти­он во­до­ро­да от мо­ле­ку­лы хло­ро­во­до­ро­да, при этом об­ра­зу­ет­ся ка­ти­он гид­рок­со­ния Н3О + .

В урав­не­нии ре­ак­ции элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции не все­гда учи­ты­ва­ют об­ра­зо­ва­ние ка­ти­о­на гид­рок­со­ния – обыч­но го­во­рят, что об­ра­зу­ет­ся ка­ти­он во­до­ро­да.

Тогда урав­не­ние дис­со­ци­а­ции хло­ро­во­до­ро­да вы­гля­дит так:

HClH + + Cl

При дис­со­ци­а­ции од­но­го моля хло­ро­во­до­ро­да об­ра­зу­ют­ся один моль ка­ти­о­на во­до­ро­да и один моль хло­рид — ани­о­нов.

2. Электролитическя диссоциация многоосновных кислот

Многоосновные кислоты диссоциируют ступенчато.

Рас­смот­ри про­цесс элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции сер­ной кис­ло­ты. Сер­ная кис­ло­та дис­со­ци­и­ру­ет сту­пен­ча­то, в две ста­дии.

I–я ста­дия дис­со­ци­а­ции

На пер­вой ста­дии от­ры­ва­ет­ся один ка­ти­он во­до­ро­да и об­ра­зу­ет­ся гид­ро­суль­фат-ани­он.

II — я ста­дия дис­со­ци­а­ции

На вто­рой ста­дии про­ис­хо­дит даль­ней­шая дис­со­ци­а­ция гид­ро­суль­фат — ани­о­нов.

Эта ста­дия яв­ля­ет­ся об­ра­ти­мой, то есть, об­ра­зу­ю­щи­е­ся суль­фат — ионы могут при­со­еди­нять к себе ка­ти­о­ны во­до­ро­да и пре­вра­щать­ся в гид­ро­суль­фат — ани­о­ны. Это по­ка­за­но зна­ком об­ра­ти­мо­сти.

Су­ще­ству­ют кис­ло­ты, ко­то­рые даже на пер­вой ста­дии дис­со­ци­и­ру­ют не пол­но­стью – такие кис­ло­ты яв­ля­ют­ся сла­бы­ми. На­при­мер, уголь­ная кис­ло­та Н2СО3.

Н3РО4 ↔ Н + + Н2РО4 — (первая ступень) – дигидроортофосфат ион

Н2РО — 4 ↔ Н + + НРO4 2- (вторая ступень) – гидроортофосфат ион

НРО 2- 4 ↔ Н + + PО4 З- (третья ступень) – ортофосфат ион

Диссоциация многоосновной кислоты протекает главным образом по первой ступени, в меньшей степени по второй и лишь в незначительной степени — по третьей.

II. Электролитическая диссоциация оснований

Основаниями называются электролиты, при диссоциации которых в качестве анионов образуются только гидроксид-ионы (OH — )

Диссоциация амфотерных оснований (амфолитов)

Щёлочи – это основания, растворимые в воде

Это основания щелочных и щелочноземельных металлов :

LiOH, NaОН, КОН, Rb ОН, С s ОН, Fr ОН и Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2, R а(ОН)2, а также NН4ОН

Амфолиты — это электролиты, которые при диссоциации одновре­менно образуют катионы водорода (H + ) и гидроксид-ионы ( OH — )

Примеры уравнений диссоциации щелочей

Многокислотные основания диссоциируют ступенчато:

Ba(ОН)2 -> Bа(ОН) + + OH — (первая ступень)

Ba(OH) + ↔ Ba 2+ +OH — (вторая ступень)

Примеры уравнений диссоциации амфолитов

Диссоциацию амфотерного гидроксида цинка Zn(ОН)2 можно выра­зить уравнением:

Нерас­тво­ри­мые в воде ос­но­ва­ния прак­ти­че­ски не под­вер­га­ют­ся элек­тро­ли­ти­че­ской дис­со­ци­а­ции, так как в воде они прак­ти­че­ски нерас­тво­ри­мы, а при на­гре­ва­нии – раз­ла­га­ют­ся, так что рас­плав их по­лу­чить не уда­ет­ся.

III. Электролитическая диссоциация солей

Солями называются электролиты, при диссоциации которых образуются катионы металлов а также катион аммония (NH + 4) и анионы кислотных остатков.

Например, диссоциация средних солей :

Кислые же и основные соли диссоци­ируют ступенчато:

Диссоциация кислых солей

Диссоциация основных солей

У кислых солей вначале отщепляются ионы металлов, а затем катионы водорода.

У основных солей вначале отщепляются кислотные остатки, а затем гидроксид-ионы.

Mg(OH)Cl -> Mg(OH) + + Cl —

Mg (OH) + Mg 2+ + OH —

IV. Тренажеры

Тренажёр №2 — Катионы и анионы

Интерактивное задание LearningApps.org по теме: “Химические свойства растворов кислот»

V. Памятки

Памятка – Определение солей

VI. Задания для закрепления

Задание №1. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ:

Задание №2. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения диссоциации следующих веществ: Ca(OH)2, Na2CO3, Na3PO4, HNO3, KOH, Ba(OH)2, H2SO3, Ca(NO3)2, Ca3(PO4)2, H2S, NaOH, HBr

помогите срочно надо.

А1. Символ химического элемента фосфора

А2. Свечение (горение) электролампочки и горение свечи относятся соответственно к явлениям

1. химическому и физическому

2. физическому и химическому

А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают физическое тело.

1. алюминий, парта, сахар

2. стекло, дерево, железо

3. ручка, тетрадь, парта

4. стекло, окно, гвоздь

А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только простые вещества.

1. кислород, водород, гидроксид бария

2. оксид натрия, вода, азотная кислота

3. кальций, оксид кальция, гидроксид кальция

4. кислород, водород, железо

А5. Число, показывающее число молекул …

А6. Что определяется номером периода?

1. заряд ядра атома

2. число энергетических уровней

3. число валентных электронов

4. атомную массу

А7. Какое из веществ имеет ионный вид связи?

А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.

А9. Выберите ряд, где указаны только кислоты

1. H2SO4 НNO3 Н2СО3 НСl

2. Ca(OH)2 Cu(OH)2 NaOH КOН

3. CaO H2O Na2O N2O5

4. CaO NaOH Na2O N2O5

А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

В1. Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением

1. H2SO4 → H+ + SO42-

2. H2SO4 →2H+ + SO42-

3. H2SO4 → 2H+ + SO4-

4. H2SO4 → H+ + 2SO42-

В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции

1. Fe + S → FeS А. реакция обмена

2. 2Al(OH)3 → Al2O3 + 3H2O Б. реакция замещения

3. Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu В. реакция разложения

4. CaO + H2CO3 → CaCO3 + H2O Г. реакция соединения

С1. Сколько грамм воды необходимо взять, чтобы приготовить 5%-ный раствор, если масса сахара равна 2 г?

С2. Масса цинка, необходимого для получения 2 моль водорода по следующей схеме превращений составляет Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2↑

химия 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

итоговая контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
8_klass_itog_kont_rab.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса.

А1. Символ химического элемента кальция

А2. Физическим природным явлением является

1. образование глюкозы в зеленом растении

3. высыхание дождевых луж

4. процесс дыхания растений

А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают вещество.

1. железо, нож, сахар

2. стекло, дерево, железо

3. парта, дерево, стекло

4. стекло, окно, гвоздь

А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только сложные вещества.

1. кислород, ртуть, оксид азота

2. оксид натрия, вода, серная кислота

3. барий, оксид бария, гидроксид бария

4. кислород, водород, барий

А5. Число, показывающее число атомов в молекуле называется…

А6. Как определяется число электронов атома химического элемента?

1. по порядковому номеру

2. по номеру периода

3. по номеру группы

4. по разнице между атомной массой и порядковым номером.

А7. Какое из веществ имеет ковалентный неполярный вид связи?

А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.

А9. Выберите ряд, где указаны только основания

1. H 2 SO 4 N 2 O 5 Cu(NO 3 ) 2 Na 2 O

2. Ca(OH) 2 Cu(OH) 2 NaOH

3. CaO H 2 O Na 2 O N 2 O 5

4. CaO NaOH Na 2 O N 2 O 5

А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

SO 2 + O 2 → SO 3

В1. Процесс диссоциации хлорида кальция можно выразить уравнением

1. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + Cl —

2. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + 2Cl —

3. CaCl 2 ↔ Ca 2+ + 2Cl -2

4. CaCl 2 ↔ Ca + + 2Cl —

В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции

1. 2Al + 3S → 2Al 2 S 3 А. реакция обмена

2. 2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3H 2 O Б. реакция замещения

3. Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 В. реакция разложения

4. ZnO + 2HNO 3 → Zn (NO 3 ) 2 + H 2 O Г. реакция соединения

С1. Для приготовления 400 г 2% раствора соли необходимо взять соль массой

С2. Объем углекислого газа, образовавшегося при сжигании 11,2 л (н.у.) метана СН 4

СН 4 + 2О 2 → СО 2 + Н 2 О равен

Итоговая контрольная работа за курс химии 8 класса

А1. Символ химического элемента фосфора

А2. Свечение (горение) электролампочки и горение свечи относятся соответственно к явлениям

1. химическому и физическому

2. физическому и химическому

А3. Из приведенных понятий выберите только те, которые обозначают физическое тело.

1. алюминий, парта, сахар

2. стекло, дерево, железо

3. ручка, тетрадь, парта

4. стекло, окно, гвоздь

А4. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только простые вещества.

1. кислород, водород, гидроксид бария

2. оксид натрия, вода, азотная кислота

3. кальций, оксид кальция, гидроксид кальция

4. кислород, водород, железо

А5. Число, показывающее число молекул называется…

А6. Что определяется номером периода?

1. заряд ядра атома

2. число энергетических уровней

3. число валентных электронов

4. атомную массу

А7. Какое из веществ имеет ионный вид связи?

А8. Из приведенного перечня выберите ряд, в котором указаны только двухвалентные элементы.

А9. Выберите ряд, где указаны только кислоты

1. H 2 SO 4 , НNO 3, Н 2 СО 3, НСl

2. Ca(OH) 2 , Cu(OH) 2 , NaOH, КOН

3. CaO, H 2 O, Na 2 O, N 2 O 5

4. CaO, NaOH, Na 2 O , N 2 O 5

А10. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

В1. Процесс диссоциации серной кислоты можно выразить уравнением

1. H 2 SO 4 → H + + SO 4 2-

2. H 2 SO 4 →2H + + SO 4 2-

3. H 2 SO 4 → 2H + + SO 4 —

4. H 2 SO 4 → H + + 2SO 4 2-

В2. Установите соответствие между уравнением реакции и типом реакции

1. Fe + S → FeS А. реакция обмена

2. 2Al(OH) 3 → Al 2 O 3 + 3H 2 O Б. реакция замещения

3. Fe + CuCl 2 → FeCl 2 + Cu В. реакция разложения

4. CaO + H 2 CO 3 → CaCO 3 + H 2 O Г. реакция соединения

С1. Сколько грамм воды необходимо взять, чтобы приготовить 5%-ный раствор, если масса сахара равна 2 г?

С2. Масса цинка, необходимого для получения 2 моль водорода по следующей схеме превращений составляет Zn + 2HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная по химии * класс Растворы.

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных .

Рабочая программа Учитель: Н.А. Шундеева Предмет; химия Класс: 11 «а», количество часов (всего) 34, в неделю — 1

Рабочая программа Учитель: Н.А. ШундееваПредмет; химияКласс: 11 «а»,количество часов (всего) 34, в неделю — 1Рабочая программа с.

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся.

Органическая химия класс алкены

Данная разработка поможет учителю на уроке органической химии в 10 классе. Данный материал разработан к учебнику О.С Габриэляна . В разработке престтавлен материал для контроля знаний учащихся.

Контрольная работа по химии : » Классы неорганических веществ»

Контрольная работа по химии: «Классы неорганических веществ».

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135.


источники:

http://znanija.site/himiya/29023870.html

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/05/15/himiya-8-klass