Работа 5 уравнения химических реакций

Проверочная работа по теме «Типы химических реакций»
тренажёр по химии (8 класс)

Проверочная работа по теме «Типы химических реакций», 2 варианта из 5 заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Проверочная работа по теме «Типы химических реакций»15.17 КБ
Проверочная работа по теме «Типы химических реакций» 15 вариантов27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Типы химических реакций»

  1. Кто сформулировал закон сохранения массы веществ.
  2. Укажите в уравнении реакции: исходные вещества, продукт реакции, коэффициент, индекс, закон сохранении массы веществ.
  1. Реакция, в которой из одного сложного вещества получается два или несколько простых или сложных веществ. Это реакция ……
  2. Напишите уравнения реакции, определите тип реакции, расставьте коэффициенты.

А) ….. + HCl= FeCl 2 + H 2

Б) SO 3 +H 2 O=H 2 SO 4

В) H 2 O = H 2 +O 2

Г) K 2 O +H 2 O=КОН

Д) AgNO 3 +….=Cu(NO 3 ) 2 +Ag

5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между медью и кислородом.

Проверочная работа по теме «Типы химических реакций»

1. Кто экспериментально доказал закон сохранения массы веществ.

2. Укажите в уравнении реакции: исходные вещества, продукт реакции, коэффициент, индекс, закон сохранении массы веществ.

3. Реакция между простым и сложным веществами, при котором атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе. Это реакция ……

4. Напишите уравнения реакции, определите тип реакции, расставьте коэффициенты.

А) КClO 3 = КСl +O 2

Б) CuO + …..= Cu + H 2 O

В) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

Г) SO 2 +O 2 =SO 3

Д) CuCl 2 + …= FeCl 2 +Cu

Е) CaO + CO 2 =CaCO 3

5. Сумма коэффициентов в уравнении реакции между водородом и кислородом.

Работа по химии на тему «ХИМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ. «

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема урока. ХИМИЧЕСКОЕ УРАВНЕНИЕ.

Способствовать расширению представлений обучающихся о знаковых моделях и формированию понимания, что химическое уравнение является знаковой моделью химической реакции.

Создать условия для:

1) формирования понятия «химическое уравнение»;

2) формирования навыка трансформировать текстовое описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение;

3) формирования навыка читать химические уравнения;

4) формирования навыка характеризовать химическую реакцию по химическому уравнению.

5) понимания универсальности химических знаков, формул и уравнений.

Создать условия для:

1) развития познавательных навыков: чтение и анализ текста, работа со справочным материалом, трансформирование текстовой информации в знаковую и знаковой в текстовую, обобщения.

2) развития коммуникативных навыков: выслушать и принять мнение партнёра при работе в группе, строить монологические высказывания с применением химической терминологии при сообщении своего мнения и при обсуждении мнений одноклассников.

3) развития регулятивных навыков: определение учебной задачи и планирование путей её решения.

А) Проектор, экран, презентация с текстом заданий, раздаточный материал для учащихся (тексты заданий для работы на уроке и текст домашнего задания).

Б) Раздаточный материал для учащихся, магнитные транспаранты, магнитная доска.

— Химические реакции – это явления, при которых одни вещества превращаются в другие.

— У химических реакций пять признаков: выделение газа и появление запаха, образование и растворение осадка, выделение тепла и света, изменение цвета.

— Химические реакции протекают при смешивании веществ, часто при нагревании.

II Этап актуализации знаний о химических реакциях, веществах и их обозначении.

— Приведите примеры химических реакций. Объясните, почему эти явления вы считаете химическими.

— Скажите, как в химии обозначаются вещества?

— В каких случаях это возможно?

— Выполните задание 1. Прочитайте химические записи

N2, H2O, Zn, O, H2SO4

Что они обозначают? Что вы можете сказать о каждом вещества по его формуле?

Учащиеся приводят примеры химических реакций, указывая их признаки или отмечая образование веществ с новыми свойствами.

— Вещества обозначаются с помощью химических формул.

— Иногда вещества обозначаются химическими знаками.

— Химическим знаком можно обозначить простое вещество, если оно состоит из атомов, а не из молекул. Например, железо (Fe).

N2 – молекула азота. Азот – простое вещество.

H2O – молекула воды. Вода — сложное вещество.

Zn – цинк или атом цинка. Простое вещество, немолекулярного строения.

O – атом кислорода.

H2SO4 — молекула серной кислоты. Это сложное вещество.

Задание выполняется фронтально, устно. Ответ одного ученика корректируется и дополняется одноклассниками.

Учащиеся могут сказать, что вещества обозначаются химическими формулами и не сказать и знаках. В этом случае сразу перейти к заданию 1. В процессе его выполнения возникнет проблемная ситуация «Что обозначает запись Zn, атом цинка или простое вещество цинк?» Рассуждая, учащиеся придут к выводу об обозначении химическими знаками простых веществ атомарного строения.

На столах у учащихся листы с текстом заданий. При наличии проектора текст задания проектируется на экран. Ответ ученика можно проверить по «возникающей надписи». Если нет, записывается на доске. Значение химических записей может быть представлено на «магнитных транспарантах».

Один ученик у доски закрепляет транспаранты.

III Этап формулирования новых теоретических знаний

— Вещество можно обозначить химической формулой. А как описать химическую реакцию? Например, реакцию горения угля в паровозной топке.

Если учащиеся не могут ответить на вопрос, учитель предлагает заменить описание схемой.

Если учащиеся сразу предложат заменить слова формулами, то схема реакции опускается.

Для перехода к уравнению можно предложить детям заменить слова в схеме универсальными знаками, которые были бы понятны любому человеку, независимо от того, на каком языке он говорит.

Назовите предложенные вами формы записи химических реакций.

— Последнюю запись вы назвали уравнением реакции.

Попробуйте сформулировать определение понятия «уравнение реакции» или «химическое уравнение».

— Сформулируйте тему урока.

— Выбирая тесу урока, надо помнить, что она отражает цели, стоящие перед вами. Что вы могли бы делать на уроке?

На каком же варианте темы урока вы остановились?

— Химическую реакцию можно описать словами.

— Можно составить схему.

— Можно заменить слова формулами.

— Описание, схема, уравнение.

Химическое уравнение — запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

— Составление химических уравнений.

— Записывать химические уравнения, читать их.

— Мы уже сформулировали определение химического уравнения.

— Может быть, мы будем выводить ещё какие-нибудь правила?

На экране последовательно проецируются:

1) описание реакции «Уголь сгорает в присутствии кислорода воздуха с образованием углекислого газа».

2) схема реакции

Уголь + кислород углекислый газ

3) уравнение реакции

При отсутствии проектора первая запись заранее делается на доске (на обороте). Последующие записи ученики делают в процессе обсуждения.

Словосочетания «описание реакции», «схема реакции», «уравнение реакции» на доске не записываются. Ученики самостоятельно дают название каждому варианту записи. Эти варианты представляются на «магнитных транспарантах». Если учащиеся не предложат названия для третьего варианта записи — провести аналогию с математическими уравнениями (определение).

Определение записывается в тетрадь.

IV Этап самостоятельной работы с проверкой по образцу и уточнения новых теоретических знаний

Выполните задание 2.

— Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены.

— Вам предложены описания 6 химических реакций. Названия и химические формулы веществ, участвующих в этих реакциях представлены в справочнике. Первый ряд составляет уравнения для 1 и 2 реакций. Второй ряд – для 3 и 4, третий – для 5 и 6. Вы можете советоваться друг с другом в парах и обращаться к сидящим сзади и впереди. В вашем распоряжении 3 минуты.

— Запишите составленные вами уравнения реакций на доске.

— Сравните ваши записи с образцами.

Уравнения реакций заранее записаны на доске (внутренняя сторона).

В образцах указываются условия протекания реакций (нагревание) и признаки реакций (выделение газа или выделение тепла). При сравнении с образцами учащиеся могут сами объяснить необходимость соответствующих знаков и их смысл.

Учащиеся сами не запишут уравнение 5 – ой реакции с коэффициентом. При сравнении записей возникнет вопрос: «Почему в уравнении перед формулами воды и перекиси водорода появились цифры 2?», «Что они означают?»

— Внесите поправку в определение понятия «Химическое уравнение».

Учащиеся записывают уравнения реакций в тетрадь.

По одному ученику с каждого ряда выходят к доске и записывают составленные ими уравнения реакций.

СаО + Н2О = Са(ОН)2 + Q

СаСО3 = СаО + СО2

NaOH + HCl = NaCl + H2O

2 H2O2 = 2 Н 2 О + О 2

Fe + CuSO4 = Cu + FeSO4

— Перед формулами веществ могут быть записаны коэффициенты, которые указывают на число молекул.

— Если бы коэффициентов не было, то число атомов водорода и кислорода в правой и левой частях уравнения не было бы одинаково.

Химическое уравнение — запись химической реакции с помощью химических формул, коэффициентов и математических знаков.

Задание 2. Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены.

При взаимодействии оксида кальция (негашёной извести) с водой выделяется тепло и образуется гидроксид кальция (гашеная известь).

При прокаливании карбоната кальция (известняка) образуется оксид кальция и оксид углерода (углекислый газ).

При смешивании растворов гидроксида натрия и соляной кислоты протекает реакций нейтрализации. Продуктами реакции являются вода и хлорид натрия.

Если порошок серы смешать с железными опилками и нагреть, образуется сульфид железа.

Перекись водорода постепенно разлагается. Продукты разложения — вода и кислород.

Если железный гвоздь опустить в раствор сульфата меди (медный купорос), то на гвозде появится коричневый налёт. Это медь. Вместо раствора сульфата меди мы получим раствор сульфата железа.

На листах заданий у учащихся есть справочный материал.

Оксид кальция (негашёная известь) – СаО

Карбонат кальция (известняк) — СаСО3

Оксид углерода (углекислый газ) — СО2

Соляная кислота — HCl

Сульфат железа — FeSO4

Перекись водорода – Н2О2

Гидроксид кальция — Са(ОН)2

Гидроксид натрия — NaOH

Сульфат меди (медный купорос) — CuSO4

Хлорид натрия — NaCl

Сульфид железа — FeS

V Этап включения «открытия» в систему знаний учащихся.

— Прочитайте составленные вами химические уравнения. Скажите, какую информацию несёт каждое из них о химической реакции.

Вы охарактеризовали несколько реакций. Сформулируйте общий вывод, что можно узнать о реакции по химическому уравнению.

— А теперь охарактеризуйте химическую реакцию, уравнение которой

6 СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 + 6О2

Запишите описание реакции в тетрадь.

Ученик читает уравнение. Рассказывает о реакции.

1. Кальций – о плюс аш – 2 – о получается кальций – о – аш дважды.

В эту реакцию вступает два вещества, получается — одно вещество. Все вещества сложные. В реакции участвует по одной «молекуле» каждого вещества. В результате реакции выделяется тепло.

2. Кальций – це – о – три получается кальций – о плюс це – о – два.

В реакцию вступает одно сложное вещество. получается два сложных вещества. Реакция идёт при нагревании.

— По уравнению реакции можно сказать, сколько веществ вступает в реакцию и сколько веществ получается.

— Можно видеть, сколько частиц каждого вещества реагирует и получается.

— Можно видеть какие это вещества.

— В уравнении могут быть указаны условия, при которых идёт реакция и признаки реакции.

Уравнения реакций можно разделить на группы. Наверное, химические реакции тоже можно разделить на группы по числу веществ вступивших в реакцию и получившихся.

В реакцию вступают 6 молекул углекислого газа и 6 молекул воды. Получается 6 молекул кислорода. Ещё один продукт реакции – глюкоза. (Учащиеся сразу не назовут это вещество). реакция идёт на свету. Это — фотосинтез. (Если учащиеся называют реакцию, то можно выяснить, что является вторым её продуктом. Возможны версии: органическое вещество, крахмал. Учитель может подсказать, что это – глюкоза).

Учащиеся читают и характеризуют уравнения независимо от того на каком ряду они сидят и какие уравнения составляли на предыдущем этапе урока.

В результате учащиеся составляют план характеристики химической реакции по его уравнению.

Уравнение реакции проецируется на экран или записано на «магнитном транспаранте».

Каждый ученик записывает характеристику реакции в тетрадь. Через 2 минуты учитель просит нескольких учеников прочитать составленные характеристики.

Класс составляет общее описание реакции.

VI Этап рефлексии учебной деятельности.

— Подведём итоги работы на уроке.

— Что нового каждый из вас узнал о химических реакциях сегодня?

— Во время работы вы испытывали какие-нибудь трудности? Почему?

— химическую реакцию можно схематически записать при помощи химического уравнения.

— по химическому уравнению можно описать химический процесс, представить, как он протекает.

— химическое уравнение понятно любому человеку, который знает химические знаки.

— химические реакции можно разделить на группы, в зависимости от того сколько веществ вступило в реакцию и получилось.

— Кроме кислорода, в реакции фотосинтеза образуется глюкоза.

Да. Было сложно записать уравнение, потому что я пока не знаю формулы веществ. Я пользовалась справочником. Но для этого требовалось время.

VII Домашнее задание.

— Дома вы продолжите работу с химическими уравнениями.

Составьте уравнение химической реакции по описанию:

При взаимодействии двух простых газообразных веществ азота и водорода, образуется газ с резким запахом аммиак (NH3).

Cоставьте описание реакции по его уравнению.

4NO2 + 2 H2O + O2 = 4 HNO3

Названия веществ, вступающих в реакцию, и продукта найдите в химическом словаре.

Текст домашнего задания дан в листах с заданиями к уроку.

Задания по теме «ЗАПИСЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».

Задание 1 Прочитайте химические записи:

N2, H2O, Zn, O, H2SO4

Что они обозначают? Что вы можете сказать о каждом вещества по его формуле?

Задание 2. Составьте уравнения химических реакций, описания которых вам предложены.

При взаимодействии оксида кальция (негашёной извести) с водой выделяется тепло и образуется гидроксид кальция (гашеная известь).

При прокаливании карбоната кальция (известняка) образуется оксид кальция и оксид углерода (углекислый газ).

При смешивании растворов гидроксида натрия и соляной кислоты протекает реакций нейтрализации. Продуктами реакции являются вода и хлорид натрия.

Если порошок серы смешать с железными опилками и нагреть, образуется сульфид железа.

Перекись водорода постепенно разлагается. Продукты разложения — вода и кислород.

Если железный гвоздь опустить в раствор сульфата меди (медный купорос), то на гвозде появится коричневый налёт. Это медь. Вместо раствора сульфата меди мы получим раствор сульфата железа.

Химические уравнения — ГДЗ Габриелян Сладков 8 класс рабочая тетрадь

ЧАСТЬ 1

1. Закон Ломоносова-Лавуазье – закон сохранения массы веществ:

2. Уравнения химической реакции – это условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.

3. Химическое уравнение должно соответствовать закону сохранения массы веществ, что достигается расстановкой коэффициентов в уравнении реакции.

4. Что показывает химическое уравнение?

1) Какие вещества вступают в реакцию.
2) Какие вещества образуются в результате.
3) Количественные отношения веществ в реакции, т. е. количества реагирующих и образующихся веществ в реакции.
4) Тип химической реакции.

5. Правила расстановки коэффициентов в схеме химической реакции на примере взаимодействия гидроксида бария и фосфорной кислоты с образованием фосфата бария и воды.

а) Запишите схему реакции, т. е. формулы реагирующих и образующихся веществ:

б) начинайте уравнивать схему реакции с формулы соли (если она имеется). При этом помните, что несколько сложных ионов в составе основания или соли обозначаются скобками, а их число – индексами за скобками:

в) водород уравняйте в предпоследнюю очередь:

г) кислород уравняйте последним – это индикатор верной расстановки коэффициентов. Перед формулой простого вещества возможна запись дробного коэффициента, после чего уравнение необходимо переписать с удвоенными коэффициентами.

ЧАСТЬ 2

1. Составьте уравнения реакций, схемы которых:

2. Напишите уравнения химических реакций:

3. Установите соответствие между схемой и суммой коэффициентов в химической реакции.

4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.

5. Что показывает уравнение следующей химической реакции:

1) Вступили в реакцию гидроксид меди и соляная кислота;
2) Образовались в результате реакции соль и вода;
3) Коэффициенты перед исходными веществами 1 и 2.

6. С помощью следующей схемы составьте уравнение химической реакции, используя удвоение дробного коэффициента:

7. Уравнение химической реакции: 4P+5O2=2P2O5 показывает количество вещества исходных веществ и продуктов, их массу или объём:

1) фосфора – 4 моль или 124 г;
2) оксида фосфора (V) – 2 моль, 284 г;
3) кислорода – 5 моль или 160 л.


источники:

http://infourok.ru/rabota-po-himii-na-temu-himicheskoe-uravnenie-3699000.html

http://gdz-himiya.ru/8-klass/gdz-rabochaya-tetrad-gabrielyan-sladkov-8-klass/himicheskie-uravneniya.html