Расчет по химическим уравнениям 8 класс габриелян

Презентация по химии 8 класс О.С.Габриелян «Расчеты по химическим уравнениям»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

§ 29. Расчеты по химическим уравнениям
Выполнила : Ржавцева Александра Валерьевна
Учитель химии

Проверка домашнего задания:
Составьте уравнения химических реакций по схемам и напишите названия веществ под формулами:

Напишите уравнения химических реакций по следующим описаниям:

Алгоритм решения расчетной задачи:
Составить уравнение химической реакции;
Перевести данные задачи (массу или объем) в количество вещества (моль, кмоль, ммоль).

Если в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала надо определить массу чистого вещества, а затем рассчитать его количество.
Если речь идет о растворе, то сначала вычисляем массу растворенного вещества, которое затем перевести в количество вещества.

Над соответствующей формулой в уравнении записать найденное количество вещества, а количества над формулами искомых веществ обозначить через x и y.
Найти количества искомых веществ, зная, что количественные отношения между веществами соответствуют коэффициентам перед их формулами в уравнении реакции.
Перевести найденные количества веществ в массу или объем.
Оформить ответ.
Алгоритм решения расчетной задачи:

Задача №1
Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 480 кг оксида железа (III). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

Какой объем воздуха (н.у.) потребуется для взаимодействия с 270 г алюминия, содержащего 20% примесей? Какое количество вещества оксида алюминия при этом получится?
Задача №2

Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 730 г 30%-й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества цинка? Каково это количество вещества?
Задача №3

Домашнее задание:
Изучить § 29. Расчеты по химическим уравнениям стр. 167 — 172 вопросы 1-5
Прочитать § 30. Реакции разложения

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Сейчас обучается 36 человек из 24 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 583 355 материалов в базе

Материал подходит для УМК

«Химия», Габриелян О.С.

§ 29. Расчёты по химическим уравнениям

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 21.08.2021
  • 172
  • 1
  • 20.08.2021
  • 98
  • 0
  • 20.08.2021
  • 279
  • 7

  • 20.08.2021
  • 249
  • 5

  • 19.08.2021
  • 478
  • 7

  • 19.08.2021
  • 170
  • 0

  • 19.08.2021
  • 96
  • 0

  • 19.08.2021
  • 1614
  • 77

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 21.08.2021 876
  • PPTX 3.7 мбайт
  • 178 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ржавцева Александра Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 1 год и 4 месяца
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 24445
  • Всего материалов: 34

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Университет им. Герцена и РАО создадут портрет современного школьника

Время чтения: 2 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Технологическая карта
план-конспект урока по химии (8 класс)

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Расчёты по химическим уравнениям » (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)

Скачать:

ВложениеРазмер
Решение задач по уравнениям116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме «Расчёты по химическим уравнениям » (Химия 8 класс, О.С. Габриелян)

Дата проведения 20.02.2019

1. Учитель: Левашова Елена Николаевна, учитель химии, МБОУ СОШ №3 г.Ардон.

2. Тема урока : « Расчёты по химическим уравнениям».

Образовательные : создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы. Развивающие : развивать познавательные умения, аналитическое мышление, логику. Воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, чувства ответственности учащегося за свою работу; воспитывать способность к самореализации; уверенности в своих силах, настойчивости, преодолении трудностей. 4. Прогнозируемые образовательные результаты: обучающиеся по окончании изучения темы должны • знать алгоритм решения задач по уравнениям реакций; • уметь вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов (или продуктов реакции). 5. Программные требования к результатам.

• Демонстрируют положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

• осознают границы собственного знания и незнания;

• оценивают свою деятельность, совершенствуют уже имеющиеся знания и умения; умеют проводить самооценку;

• развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

руководствуются этическими нормами.

• применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• проявляют инициативу в ситуации общения;

• вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта;

• владеют основами самоконтроля и самооценки;

• устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

• формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют их.

• закон сохранения массы веществ;

• алгоритм решения задач по уравнениям реакций;

• вычислять количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

• навыками самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, применять ранее полученные знания.

6. Мировоззренческая идея: формирование системы химических знаний как компонента познания естественнонаучной картины мира.

7. Программное содержание : вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества реагентов (или продуктов реакции). 8. План изучения материала. I. Организационный момент (1 минута) II. Актуализация знаний (4 минуты) III. Ознакомление с новым материалом (20 минут) IV. Первичная проверка изученного материала (5 минут)

V. Закрепление (5 минут)

VI. Рефлексия (3 минуты)

VII. Подведение итогов урока (1 минута)

VIII. Домашнее задание (1 минута)

9. Основные понятия: количество вещества, молярная масса, молярный объем.

10. Технология проблемного обучения

11. Тип урока: урок открытия новых знаний

12. Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная. 13. Методы обучения: репродуктивный (воспроизведение информации, решение задач); проблемно-поисковый. 14. Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, интерактивная доска. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян. – 2-е изд., М.: 2013. – 288с. На столах учащихся индивидуальные карты.

15. Домашнее задание: Изучить §28. Химия. 8 класс. Габриелян О.С., -М.: Дрофа, 2013г. стр.160-166, №2, №3.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих

Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку

демонстрируют ответственное отношение к обучению и проявляют интерес к предлагаемой деятельности с учётом собственных интересов

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Проводит фронтальную проверку домашнего задания. Организует повторение базового теоретического материала и актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Как называется вещество, формула которого P 2 O 5 ?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

4P + 5О 2 = 2 P 2 O 5

Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.

4P + 5О 2 = 2 P 2 O 5

n 4 моль 5 моль 2 моль

M 31 г/моль 32 г/моль 142 г/моль

m 124 г 160 г 284 г

закон сохранения массы 284 = 284

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Какая тема урока сегодня?

Исходя из темы, назовите цель урока.

Работаем на уроке в парах, используя алгоритмы решения задач

Демонстрируют уровень выполнения домашнего задания, задают вопросы, возникшие в ходе выполнения заданий.

Отвечают на вопросы учителя:

-Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков и индексов.

-По химической формуле вещества можно судить о качественном составе: вещество состоит из атомов фосфора и атомов кислорода;

и количественном составе: в состав молекулы входит 2 атома фосфора 5 атомов кислорода).

— относительную молекулярную массу( молярную) M r = 142

— массовые доли элементов:

(ω(P) = 43,7%, ω(О) = 56,3%)

При сгорании фосфора в кислороде образуется оксид фосфора.

Записывают в тетради результаты беседы

«Расчеты по уравнениям реакций»

Формулируют цель: научиться решать задачи по уравнениям химических реакций.

формируют умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

формируют умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

формируют умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

3.Ознакомление с новым материалом

Какие задачи должны выполнить на уроке?

Помогает парам, которые сами не могут разобраться.

-разобрать алгоритм решения задач;

-решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой;

-решить задачи на закрепление.

Работают в парах с алгоритмами

(приложение), решают задачи с

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

умеют решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм и оформлять условие и решение задачи

формируют умение использовать знако — символические средства, общие схемы решения.

Коммуникативные: формируют умение участвовать в парной работе;

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность

4.Первичная проверка изученного материала

Применение полученныхзнаний на практике.

Проводит контроль правильности решения задач.

материала проводят первичную проверку

Самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

формируют умение использования общих приемов решения задач

Регулятивные: формируют умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, самостоятельность

Предлагает выполнить задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку.

Учащиеся работают индивидуально по карточкам. Записывают ответы в тетрадях. Проверяют выполненную работу.

проявляют уважительное отношение к учителю и одноклассникам и результатам их деятельности

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Что нового изучили?

-Какова была цель урока? Достигли ли её?

-Какие возникали сложности при решении задач?

-Что необходимо знать для успешного решения задач?

-На что необходимо обратить внимание при решении задач?

Оценивают свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: формируют умение слушать и понимать других; формируют умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируют умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: формируют умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируют умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7.Подведение итогов урока

Спрашивает: − Есть ли у кого — то вопросы по пройденному материалу? Испытывал ли кто — то трудности при выполнении заданий?

учащихся оценки своей деятельности.

8.Домашнее задание (1 минута)

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Записывают д/з в дневник. §28,Химия. 8 класс. Габриелян О.С., стр.160-166, №2,№3.

демонстрируют ответственное отношение к обучению

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям «По количеству вещества»

1шаг. Прочитай условие задачи. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г водорода.

2 шаг. Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

m (Н 2 )=8 г, m (О 2 )=?, M (Н 2 ) = 2г/моль, M (О 2 ) = 32г/моль.

3 шаг. Составь уравнение реакции: 2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

4 шаг. Найди количество известного вещества по формуле n = m: М; n (Н 2 ) = m (Н 2 ), M(Н 2 ) = 8г:2г/моль= 4 моль

5 шаг. Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

6 шаг. Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

7 шаг. Составь пропорцию и реши ее:

2 моль — 1 моль х=2 моль

8 шаг. Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · n:

m (О 2 )= М (О 2 ) · n (О 2 ) = 2 моль ·32 г/моль=64 г

9 шаг. Запиши ответ: масса кислорода 64г.

Задачи для решения в паре

  1. Вычислите массу меди, которая образуется при взаимодействии 4 г водорода с оксида меди (II).

CuO + H2 = Cu + H2O

  1. Составьте условие и решите задачу: Са + O2 = СаО

1.В реакцию с серной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия.

Рассчитайте массу образовавшейся соли сульфата натрия.

2NaOH + H2SO4 = Na2 SO4 + 2H2O

2. Составьте условие и решите: Мg + O2 = МgО

Задачи для самостоятельного решения

  1. Рассчитайте массу и количество вещества углерода, образовавшегося при разложении метана (СН 4 ) массой 80г.
  2. Сколько граммов сульфида железа (II) FeS можно получить при взаимодействии 112г железа с серой.
  3. Какое количество вещества водорода прореагировало с хлором, если образовалось 6 моль хлороводорода НCl.

1. Габриелян О.С. Учебник Химия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений.– 2-е изд., М.: 2013. – 288с.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Изучаем химию в 8 классе: Дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия-8». М., 2004г.

3. Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриеляна. М.: ВАКО, 2004г.

4. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Справочник школьника по химии. Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина. М.: Экзамен, 2006г.

Развернутый план-конспект урока «Расчеты по химическим уравнениям».

Учебник: О.С. Габриелян.

Тема урока: Расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

m(Fe 2 O 3 )=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

V(H 2 ) — ? Fe 2 O 3 + 3H 2 = 2Fe + 3H 2 O

n(H 2 O) — ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

Fe 2 O 3 + 3H 2 = 2Fe + 3H 2 O

где х – объем водорода V(H 2 ), y – количество вещества воды n(H 2 O).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

Мr(Fe 2 O 3 ) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

М(Fe 2 O 3 ) = 160 кг/кмоль.

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm*n, запишем под формулой водорода найденное значение: V(3H 2 ) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, — 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

Fe 2 O 3 + 3H 2 = 2Fe + 3H 2 O

160кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V(H 2 )

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n(H 2 O).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% — й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

Расчеты по химическим уравнением

Разделы: Химия

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

в) уравнения реакций разложения Слайд 4

  1. Новая тема.

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

M(Fe)=56г/моль,

m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

Проверим решение задачи 2

4.

х моль = 0,07моль,

m (H2O) = ;

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2019/10/20/tehnologicheskaya-karta

http://urok.1sept.ru/articles/612236