Расчет по химическим уравнениям 8 класс урок

Расчеты по химическим уравнением

Разделы: Химия

Чему бы ты ни учился, ты
учишься для себя.
Петроний

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование навыков работы с текстом задачи, умение аргументировано выбирать способ решения учебной задачи, умения составлять уравнения химических реакций.
  • развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, составлять план действия, делать выводы.
  • воспитывать терпимость к другим, самостоятельность в принятии решений, умение объективно оценить результаты своего труда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

в) уравнения реакций разложения Слайд 4

  1. Новая тема.

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

M(Fe)=56г/моль,

m(Fe2O3)=, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6г

Проверим решение задачи 2

4.

х моль = 0,07моль,

m (H2O) = ;

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 — 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020

Конспект урока по химии «Расчеты по химическим уравнениям реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

Скачать:

ВложениеРазмер
haydarova_larisa.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Расчеты по химическим уравнениям реакций

Разработка урока для 8 класса

по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

выполнила учитель химии муниципального бюджетного образовательного учреждения

школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы, закрепления навыков и умений расчетов по химическим формулам.

2. Воспитание чувства товарищества, ответственности.

3. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения.

  1. Организационный момент.
  2. Вызов.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков индексов.

Как называется вещество, формула которого Na 2 SO 4 ?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы. 4 атома кислорода).

— относительную молекулярную массу (M r = 142),

— молярную массу вещества (М = 142 г/моль),

— массовые доли элементов в веществе (ω(Na) = 32%, ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

При взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария образуется хлорид натрия и сульфат бария. Это реакция обмена

Это вы сказали о количественной стороне. Но есть еще и качественная сторона реакции.

Записывают в тетради результаты беседы

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

M r 142 208 58,5 233

М (г\моль) 142 208 58,5 233

m = М·ν 142 208 117 233

сохр. массы 350 = 350

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Расчеты по уравнениям реакций.

Научить решать задачи по уравнениям реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

  1. Осмысление.

В чем состоит учебная задача?

Разобрать алгоритм решения задач. Решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой. Решить задачи на закрепление.

Помогает парам, которые сами не могут разобраться

Работают в парах с алгоритмами (приложение), решают задачи с взаимопроверкой. После усвоения материала проводят первичное закрепление – самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

  1. Рефлексия. Оценивают свою деятельность на уроке.

Что нового изучили?

Какова была цель урока? Достигли ли е?

Какие возникали сложности при решении задач?

Что необходимо знать для успешного решения задач?

На что необходимо обратить внимание при решении задач?

  1. Домашняя работа: § 32 (разбор) до стр. 115, стр. 117 в. 3,5 (п).

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

M (0 2 ) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 0 2 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг: Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль х моль

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль х моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль — х моль

2 моль — 1 моль х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m= М· ν :

m (0 2 )= М (0 2 ) · ν (0 2 ) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 0 2 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

2Мg + 0 2 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M · ν , где ν — коэффициент перед формулой вещества:

2Мg + 0 2 = 2 МgO

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

48 г — 32 г m(0 2 )=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Задачи для самостоятельного решения

  1. Стр. 117, задача 6
  2. Сколько грамм сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
  3. Стр. 117, задача 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций»

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций».

Конспект урока по теме: Типы химических реакций

Тема урока: Типы химических реакций. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр.

Конспект урока по теме»Скорость химических реакций»

Данный конспект урока по теме «Скорость химических реакций» поможет молодому специалисту в проведении урока по данной теме.

Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий.

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена»

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена».

Дидактический материал по химии ,8-9 класс.Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций

Подборка расчетных задач «Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций&quot.

Разработка урока по химии с презентацией на тему «Расчёты по химическим уравнениям» (8 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект к уроку Расчёты по химическим уравнениям 8 класс.docx

Учитель химии высшей квалификационной категории МОУ «Гимназия № 1»

Воскресенского муниципального района

Лобанова Оксана Дмитриевна

Расчёты по химическим уравнениям. 8 класс. (2 урок)

Дидактическая (обучающая): обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Расчёты по химическим уравнениям».

отработка умений и навыков написания химических уравнений и расстановки коэффициентов;

закрепление умений производить расчеты по химическим уравнениям.

акцентировать внимание на правильном оформлении результатов работы.

Развивающая: развитие познавательных умений, аналитического мышления, логики.

научить применять знания, полученные на уроках, на практике;

учить анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к знаниям, чувства ответственности учащегося за свою работу.

воспитывать способность к самореализации;

воспитание уверенности в своих силах, настойчивости;

развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды, суждения.

репродуктивный (воспроизведение информации, выполнение упражнений);

проблемно-поисковый, игровые элементы.

Методы контроля: устный фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа.

Межпредметные связи: математика.

Учащийся должен знать:

формулы для расчётов массы, объёма, количества;

единицы измерения массы, объёма, количества.

Учащийся должен уметь:

составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество вещества по известным массе, объёму или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции;

вычислять массу (количество вещества, объем) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;

вычислять массу (количество вещества, объем) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

О. С. Габриелян. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. ─ М.: Дрофа, 2011. ─266 с.

О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя, 8 класс. ─М.: Дрофа, 2002. ─416 с.

Дидактические материалы: карточки с разноуровневыми заданиями.

Учебно-наглядные пособия: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Вводное слово учителя.

Проверка домашнего задания. Повторение алгоритма решения задач.

Отработка навыка решения задач.

Игра на составление химических элементов.

Рефлексия (подведение итогов урока).

Создание проблемной ситуации. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, готовности к уроку; организация внимания; сообщение темы, целей и задач урока, мотивация, что учащиеся должны знать и уметь, сообщение плана урока. (Слайд 2)

2. Вводное слово учителя. (Слайд 3) . Проверим знания величин и их единиц измерений, расчетных формул на нахождение количество вещества, используя массу и объем.

Задание 1: На магнитной доске закреплены карточки с обозначением величин и единиц измерений. Сопоставить величину и единицу измерения.

Задание 2: Используя данные карточки, составить формулу для нахождения количества вещества по известной массе или объёму вещества.

3. Проверка домашнего задания. Алгоритм решения задач. (Слайд 4) . Учащийся называет ответ задачи. Класс проверяет. На примере домашней задачи вспомним алгоритм решения задач по химическим уравнениям.

Домашняя задача. Рассчитайте, какая масса кислорода образуется при разложении 108 г воды.

Дано: m ( H 2 O ) = 108 г, Найти: m ( O 2 ) — ?

M ( H 2 O ) = 18 г/моль

n ( H 2 O ) = m / M = 108 г / 18 г/моль = 6 моль

n ( O 2 ) = 0,5 n ( H 2 O ) = 6 моль/ 2 = 3 моль

m ( O 2 ) = n ( O 2 ) × M ( O 2 ) = 3 моль × 32 г /моль = 96 г

Ответ: m ( O 2 ) = 96 г

4. Отработка навыка решения задач. На прошлом уроке мы начали решать задачи, сегодня мы обобщим и углубим эти знания.

(Слайд 5) Задача 1. Вычислите объём водорода (н. у.), который выделится при взаимодействии цинка с 730 г 20%-го раствора соляной кислоты. Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2

Дано: m (раствора HCl ) = 730 г, w ( HCl ) = 20%. Найти: V ( H 2 ) — ?

Нужно найти сколько содержится соляной кислоты в растворе по формуле: m ( HCl ) = w ( HCl ) × m (раствора HCl ) = 0,2 × 730 г = 146 г

n ( HCl ) = m ( HCl ) / M ( HCl ) = 146 г/ 36,5 г/моль = 4 моль

n ( H 2 ) = 0,5 n ( HCl ) = 0, 5 × 4 моль = 2 моль

V ( H 2 ) = n ( H 2 ) × Vm = 2 моль × 22,4 л/моль = 44,8 л

Ответ: V ( H 2 ) = 44,8 л

(Слайд 6) Задача 2. Какое количество вещества натрия потребуется для взаимодействия со 160 г серы, содержащей 20% примесей?

Дано: m ( S ) = 160 г, w прим = 20%. Найти : n (Na) — ?

m (S) = 0,8 × 160 = 128 г

n (S) = m (S)/M (S) = 128 г /32 г / моль = 4 моль

n (Na) = 2 n (S) = 4 моль × 2 = 8 моль

Ответ: n ( Na ) = 8 моль.

5. Физкультминутка. (Слайд 7) Немного отвлечёмся, подвигаемся и повторим материал.

Я буду называть формулы веществ. Вы определяете класс веществ и соответствующий вариант поднимается.

1 вариант – оксиды; 2 вариант – основания; 3 вариант – кислоты; 4 вариант – соли.

Если вы согласны со следующими утверждениями, то кивайте, если нет, то отрицательно помашите головой.

При химических реакциях одни вещества превращаются в другие. (Да)

Закон сохранения массы веществ открыт Д. И. Менделеевым. (Нет)

В воздухе содержится 21% кислорода по объёму. (Да)

Реакция горения сопровождается выделением теплоты и света. (Да)

Экзотермические реакции протекают с поглощением тепла. (Нет)

При физических явлениях изменяется состав веществ. (Нет)

В воздухе содержится 78% азота по объёму. (Да)

Коэффициенты в уравнениях химических реакций показывают количества исходных и конечных веществ. (Да)

Закон сохранения массы веществ открыт М. В. Ломоносовым. (Да)

Изменение цвета – признак физического явления. (Нет)

Выпадение осадка, газа – признаки химических реакций. (Да)

Молекулы и атомы электронейтральные частицы. ( Да)

7. Игра на составление уравнений химических реакций. (Слайд 7)

6. Самостоятельная работа. (Слайд 8) Сейчас вы приступите к выполнению самостоятельной работы. У вас на столах задания 2-х уровней. Первый уровень – в условие задачи есть уравнение реакции, надо составить пропорцию и решить её. В задачах второго уровня надо расставить коэффициенты, использовать величины «массовая доля растворённого вещества» или «массовая доля примесей». Выберите соответствующий вам уровень и решите задачу.

7. Рефлексия (подведение итогов урока). (Слайд 9) Обменяйтесь листочками, возьмите карандаш и проверьте ответ соседа по парте. Сдайте листочки.

Создание проблемной ситуации. (Слайд 10) Вспомните, что такое реакции горения? Одно из условий протекания данной реакции – наличие кислорода. Вспомните, сколько кислорода по объёму содержится в воздухе? (φ ( O 2 ) = 21%). Вот эта величина содержится в домашней задаче. Подумайте, как её применить при решении задачи.

Домашнее задание. (Слайд 11) Решите задачу.

Ответы к самостоятельной работе.

1 уровень: n ( Fe ) = 28 г/ 56г/моль = 0,5 моль; n ( Cu ) = 0,5 моль

2 уровень: m ( C ) = 30 г × 0,8 = 24 г; n (С) = 24 г/12г/моль = 2 моль; n ( Fe ) = 4 моль; m ( Fe ) = 224 г

1 уровень: n ( CuO ) = 160 г/80г/моль = 2 моль; n ( H 2 ) = 2 моль; V ( H 2 ) = 44,8 л

2 уровень: m ( HCl ) = 365 г × 0,2 = 73 г; n ( HCl ) = 2 моль; n ( H 2 ) = 1 моль; V ( H 2 ) = 22,4 л

1 уровень: n ( MgO ) = 160 г/ 40г/моль = 4 моль; n ( MgSO 4 ) = 4 моль

2 уровень: m ( NaOH ) = 800 г × 0,2 = 160 г; n ( CO 2 ) = 2 моль; V ( CO 2 ) = 44,8 л

1 уровень: n ( H 2 ) = V / Vm = 89,6 л/22,4л/моль = 4 моль; n ( Fe ) = 4 моль

2 уровень: m ( Na 2 O ) = 77,5 г × 0,8 = 62 г; n ( Na 2 O ) = 1 моль; n ( NaOH ) = 2 моль

Выбранный для просмотра документ Расчёты по химическим уравнениям. 8 класс.pptx


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2011/10/27/konspekt-uroka-po-khimii-raschety-po-khimicheskim-uravneniyam

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-himii-s-prezentaciey-na-temu-raschyoti-po-himicheskim-uravneniyam-klass-443319.html