Расчеты по уравнениям химических реакций 8 класс задачник

Расчеты по уравнениям химических реакций 8 класс задачник

Урок посвящен закреплению умений производить расчеты по уравнению реакции с учетом количественных соотношений участников реакции.

I. Алгоритмы решения задач по уравнению химических реакций

Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

  • Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).

Алгоритм №1

Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции

Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт речь в задаче

3. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

4. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи,

а под формулами –

стехиометрические коэффициенты,

отображаемые уравнением реакции

5. Для вычисления искомого количества вещества,

6. Записываем ответ

  • Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).

2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).

Алгоритм №2

Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции

Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

Последовательность выполнения действий

Оформление решения задачи

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт речь в задаче

3. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

4. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи,

а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

5. Вычислим количества вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим соотношение.

6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

7. Записываем ответ

  • Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

2. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).

Алгоритм №3

Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Пример. Вычислите количество вещества оксида меди (I), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ, о которых, идёт речь в задаче

3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

4. Запишем уравнение реакции

и расставим коэффициенты

5. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи, а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

6. Для вычисления искомого количества вещества, составим соотношение

7. Запишем ответ

  • Используя алгоритм, решите самостоятельно задачу:

1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г (3Fe + 4O2=Fe3O4).

Алгоритм №4

Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

Последовательность выполнения действий

1. Записать условие задачи

2. Вычислить молярные массы веществ,

о которых, идёт реь в задаче

3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

4. Запишем уравнение реакции и расставим коэффициенты

5. Над формулами веществ запишем

количества веществ из условия задачи, а под формулами –стехиометрические коэффициенты, отображаемые уравнением реакции

6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

7. Найдем массу вещeства, которую требуется вычислить

8. Запишем ответ

II. Задачи для самостоятельного решения

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O2=2Al2O3).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O2=2Na2O).

3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O2=SO2).

4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl2=2LiCl).

5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na2S).

6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H2 = Cu + H2O).

Урок №39. Вычисления по химическим уравнениям

Внимательно изучите алгоритмы решения задач №№1-4 и решите следующие задачи:

1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4Al +3O 2 =2Al 2 O 3 ).

2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4Na+O 2 =2Na 2 O).

3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы (IV) количеством вещества 4 моль (S+O 2 =SO 2 ).

4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2Li+Cl 2 =2LiCl).

5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2Na+S=Na 2 S).

6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди (II) массой 64 г (CuO + H 2 = Cu + H 2 O).

Урок по химии для 8 класса на тему «Расчеты по уравнениям химических реакций»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация_Расчеты по уравнениям химических реакций.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Таблица Данные из уравнения химической реакции и дополнительные данные для решения расчетной задачи Количество вещества, участвующего в реакции (ν)2Zn+О2=2ZnО Равно коэффициентам в уравнении реакции 2 моль1 моль2 моль Относительная атомная (Аr) или молекулярная масса (Мr)653281Табличные данные (Аr), простой расчет (Мr) Молярная масса вещества65 г/моль32 г/моль81 г/мольЧисленно равна Мr или Аr Масса вещества, соответствующая указанному в уравнении количеству вещества130 г32 г162 гУстный расчет по формуле m = М · ν Молярный объем газа при н.у. (Vm) 22,4 лВеличина постоянная Объем газа, соответствующий указанному в уравнении количеству вещества22,4 лУстный расчет по формуле V = Vm · ν

ν(О2)=2 моль ν(ZnО)= 4 моль ν(О2)=0,5 моль ν(ZnО)= 1 моль Свойство уравнений: равенство не нарушается при умножении или делении обеих его частей на одно и то же число 4 мольν(О2)ν(ZnО) 2Zn+О2=2ZnО 2 моль1 моль2 моль 1 мольν(О2)ν(ZnО) 2Zn+О2=2ZnО 2 моль1 моль2 моль

Количество реагентов и образовавшихся продуктов прямо пропорциональны соответствующим коэффициентам Чтобы определить количества искомого вещества, необходимо количество заданного вещества разделить на коэффициент, стоящий в уравнении реакции перед ним и умножить на коэффициент, стоящий перед формулой искомого вещества.

Универсальная схема решения задач

Универсальная схема решения задач В основу схемы заложена основная химическая количественная характеристика – количество вещества ν. Схема построена из блоков, в которых записаны физико-химические величины для данного вещества А и искомого вещества В: масса m, г молярная масса М, г/моль молярный объем Vm, л/моль число частиц N, число Авогадро NА, 1/моль Прочитав условие, определите исходные вещества А и искомые вещества В, затем выделите в схеме блоки, где записаны заданные и искомые в задаче величины, характеризующие эти вещества. Этот путь будет показывать цепочку действий для решения задачи.

Определение количества вещества, участвующего в реакции, по известному количеству вещества

Определение массы вещества, участвующего в реакции по известному количеству вещества

Определение массы вещества, участвующего в реакции по известной массе вещества

Решение: Дано: ν(Zn) = 0,1 моль Найти: ν(О2) − ? ν(ZnО) − ? Пример 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количества вещества оксида цинка образуется? 0,1 мольν(О2)ν(ZnО) 2Zn+О2=2ZnО 2 моль1 моль2 моль

Решение: Пример 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию и массу образующегося оксида цинка. Дано: ν(Zn) = 0,1 моль Дополнительные данные Мr(О2) =3 2 М(О2) = 32 г/моль Мr(ZnО) = 81 М(ZnО) = 81 г/моль Найти: m(О2) − ? m (ZnО) − ? 0,1 мольν(О2)ν(ZnО) 2Zn+О2=2ZnО 2 моль1 моль2 моль

Выбранный для просмотра документ Урок_Расчеты по уравнениям химических реакций.doc

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«РАСЧЕТЫ ПО УРАВНЕНИЯМ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

МБОУ Иловлинская СОШ № 1

Цель урока: формирование творческого опыта решения расчетных задач с использованием знаковых алгоритмов.

− формирование умения выделять заданные и искомые данные вещества в ходе анализа условия задачи;

− формирование умения выделять заданные и искомые физико-химические величины, пользоваться их обозначениями и единицами измерения, уравнениями связи этих величин;

− формирование умения составлять мольные отношения по уравнению реакции.

Главная причина трудностей, возникающих у школьников при решении задач по уравнениям реакций, – непонимание того, что показывает уравнение. Поэтому они зачастую стараются запомнить математические формулы, а не вникнуть в логику рассуждений. Формальная сторона решения задачи (форма записи, применяемые формулы, путь решения) заслоняет химическую суть, которая позволяет осмыслить решение, понять общий подход к расчетам по уравнениям химических реакций.

Для того чтобы помочь учащимся разобраться в решении, необходимо прежде всего добиться от них ясного понимания того, какую информацию несет уравнение химической реакции и какие дополнительные сведения (данные) им известны или легко определяются по справочным таблицам.

В основе решения задач заложена основная химическая количественная характеристика – количество вещества. Следующий шаг в обучении учащихся решению расчетных задач состоит в использовании свойства уравнений: равенство не нарушается при умножении или делении обеих его частей на одно и то же число, и умении составлять на основе стехиометрического правила химической реакции мольных отношений по уравнению реакции.

Только когда учащиеся усвоят нахождение данных из уравнения реакции и дополнительных данных и потренируются в определении количеств веществ при изменении количества одного из них, можно приступить к решению конкретных задач. Первый тип расчетных задач – определение количества вещества, участвующего в реакции. Затем обучаем учащихся решать задачи на определение массы и объема вещества, участвующего в реакции.

Предлагается компактный знаковый алгоритм для обучения приемам решения расчетных задач различных типов в рамках программы 8 класса. В основу схемы заложена основная химическая количественная характеристика − количество вещества. Учащиеся могут использовать отдельные блоки, исходя из условия задачи. Применительно к 9 классу схема может быть дополнена блоками, с помощью которых решаются задачи на вычисление практического выхода продуктов реакции, содержание примесей, состава растворов, а также проводятся расчеты в задачах с условием избытка одного из исходных веществ.

I. Мотивационно-целевой этап

Записываем на доске уравнение реакции между твердым и газообразным веществами, например между цинком и кислородом. Предлагаем учащимся ответить на вопрос: «Какую информацию о реакции можно получить по данному химическому уравнению?»

Учащиеся читают уравнение: «Два моля цинка вступают во взаимодействие с одним молем кислорода, и при этом образуется два моля оксида цинка». Затем под формулами веществ записывают все данные, которые можно извлечь из этого уравнения. Молярные массы участвующих в этой реакции веществ равны: М(Zn) = 65 г/моль; М(О 2 ) = 32 г/моль; М (ZnО) = 81 г/моль; V m2 ) = 22,4 л/моль. Поэтому уравнение рассматриваемой реакции можно прочесть так: 130 г цинка взаимодействуют с 32 г кислорода с образованием 162 г оксида цинка.

В ходе обсуждения заполняется таблица «Данные из уравнения химической реакции и дополнительные данные для решения расчетной задачи (пример)». (Презентация. Слайд 1)

Данные из уравнения химической реакции и дополнительные данные для решения расчетной задачи (пример)»

Количество вещества, участвующего в реакции (ν)


источники:

http://www.sites.google.com/site/himulacom/%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA/8-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B3%D0%BE%D0%B4-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA-39-%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC-%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC

http://infourok.ru/urok-po-himii-dlya-8-klassa-na-temu-raschety-po-uravneniyam-himicheskih-reakcij-4496860.html