Расчеты по уравнениям химических реакций конспект

Урок 14. Расчеты по уравнениям химических реакций

В уроке 14 «Расчеты по уравнениям химических реакций» из курса «Химия для чайников» мы научимся решать задачи, используя уравнения химических реакций.

Вещества вступают в химические реакции в определенных массовых и количественных соотношениях. Следовательно, при проведении реакций в лабораториях и на химических заводах расходуются определенные массы исходных веществ для получения заданной массы продуктов реакции.

Эти расчеты проводят по уравнениям реакций. Единицы величин, которыми пользуются в химии, представлены в таблице 6.

При проведении любого вычисления по уравнению реакции нужно внимательно прочитать условие задачи. Особое в нимание обратите на расстановку коэффициентов, так как соотношение числа структурных единиц реагирующих веществ и получающихся продуктов реакции выражается в уравнениях коэффициентами так же, как и мольные отношения.

Для решения расчетной задачи необходим определенный порядок действий. Рассмотрим его на нескольких примерах.

Пример 1. Железо масс о й 224 г полностью прореагировало с хлором. Рассчитайте массу образовавшегося вещества FeCl3.

Конспект урока по химии «Расчеты по химическим уравнениям реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

Скачать:

ВложениеРазмер
haydarova_larisa.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Расчеты по химическим уравнениям реакций

Разработка урока для 8 класса

по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская

выполнила учитель химии муниципального бюджетного образовательного учреждения

школа № 3 п.г.т. Кукмор»

Кукморского муниципального района

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели: 1. Создать условия для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы, закрепления навыков и умений расчетов по химическим формулам.

2. Воспитание чувства товарищества, ответственности.

3. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Оборудование: карточки с алгоритмами решения задач и задачами для самостоятельного решения.

  1. Организационный момент.
  2. Вызов.

Давайте вспомним, что такое химическая формула?

Химическая формула – условная запись качественного и количественного состава вещества при помощи химических знаков индексов.

Как называется вещество, формула которого Na 2 SO 4 ?

Какую информацию дает нам эта формула?

Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?

Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы. 4 атома кислорода).

— относительную молекулярную массу (M r = 142),

— молярную массу вещества (М = 142 г/моль),

— массовые доли элементов в веществе (ω(Na) = 32%, ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)

Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

При взаимодействии сульфата натрия с хлоридом бария образуется хлорид натрия и сульфат бария. Это реакция обмена

Это вы сказали о количественной стороне. Но есть еще и качественная сторона реакции.

Записывают в тетради результаты беседы

Na 2 SO 4 + BaCl 2 = 2 NaCl + BaSO 4

M r 142 208 58,5 233

М (г\моль) 142 208 58,5 233

m = М·ν 142 208 117 233

сохр. массы 350 = 350

Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?

Сформулируйте тему урока.

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Как будем работать?

Расчеты по уравнениям реакций.

Научить решать задачи по уравнениям реакций.

Используя алгоритмы и работая в парах.

  1. Осмысление.

В чем состоит учебная задача?

Разобрать алгоритм решения задач. Решить самостоятельно задачи с взаимопроверкой. Решить задачи на закрепление.

Помогает парам, которые сами не могут разобраться

Работают в парах с алгоритмами (приложение), решают задачи с взаимопроверкой. После усвоения материала проводят первичное закрепление – самостоятельно решают задачи с последующей проверкой учителем.

  1. Рефлексия. Оценивают свою деятельность на уроке.

Что нового изучили?

Какова была цель урока? Достигли ли е?

Какие возникали сложности при решении задач?

Что необходимо знать для успешного решения задач?

На что необходимо обратить внимание при решении задач?

  1. Домашняя работа: § 32 (разбор) до стр. 115, стр. 117 в. 3,5 (п).

Алгоритм решения задач по химическим уравнениям

Способ 1. «По количеству вещества»

1шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

M (0 2 ) = 32г/моль

3 шаг: Составь уравнение реакции: 2Мg + 0 2 = 2 Мg0

4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле

ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль

5 шаг: Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х

0,33 моль х моль

6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:

0,33 моль х моль

7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:

0,33 моль — х моль

2 моль — 1 моль х=0,167 моль

8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m= М· ν :

m (0 2 )= М (0 2 ) · ν (0 2 ) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г

9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.

Способ 2. «По массе вещества»

1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 грамм магния.

2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.

3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + 0 2 = 2 МgО

4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.

2Мg + 0 2 = 2 МgO

5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M · ν , где ν — коэффициент перед формулой вещества:

2Мg + 0 2 = 2 МgO

6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:

48 г — 32 г m(0 2 )=х = 5,34г

7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г

Задачи для совместного решения

  1. Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
  2. Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).

Задачи для самостоятельного решения

  1. Стр. 117, задача 6
  2. Сколько грамм сульфида алюминия можно получить при взаимодействии 2,7 г алюминия с серой.
  3. Стр. 117, задача 4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций»

План — конспект урока по химии «Типы химических реакций».

Конспект урока по теме: Типы химических реакций

Тема урока: Типы химических реакций. Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.Цель урока: обеспечение усвоения учащимися понятия классификации химических реа.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентр.

Конспект урока по теме»Скорость химических реакций»

Данный конспект урока по теме «Скорость химических реакций» поможет молодому специалисту в проведении урока по данной теме.

Конспект урока «Закон сохранения массы веществ. Уравнения реакций»

Урок формирования знаний, умений, навыков с использованием технологии проблемного обучения, игровых, информационно-коммуникативные технологий.

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена»

конспект урока по теме «Типы химических реакций. Реакции ионного обмена».

Дидактический материал по химии ,8-9 класс.Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций

Подборка расчетных задач «Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций&quot.

Конспект урока химии «Расчёты по химическим уравнениям»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока «Расчёты по химическим уравнениям»

1. Ф.И.О. учителя : Харламова Е.Н

2 . Предмет : химия .

3 . Базовый учебник О.С.Габриелян «Химия – 8». 3 изд, переработанное. – М.: «Дрофа» 2014г

5. Место урока в изучаемой теме : тема «Изменения, происходящие с веществами» урок № 8.

6. Тип урока : изучение нового

7 . Цель: создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы, находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ

8 .Задачи: — 8.1 образовательные: познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям ( находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ ), закрепить знания об уравнениях химических реакций, закрепить умения использовать физическую величину «количество вещества», умение записывать формулы веществ по их названию, отработать умения пользоваться математическими понятиями «отношения», «пропорция»

-8.2 развивающие: способствовать развитию умения обобщать данные опыта и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки, осуществлять самоконтроль

— 8.3 воспитательные: стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности.

9. Планируемые результаты обучения :

9.1. Личностные результаты: принятие социальной роли обучающегося формирование ответственного отношения к учению и устойчивых познавательных интересов у обучающихся, повышение своего образовательного уровня

9.2 Предметные: овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, схем) 9.3 Метапредметные результаты: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, умение извлекать информацию из различных источников, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

10. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная, парная, работа с книгой,

11. Оборудование : Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, Раздаточный лист для учащихся с задачами (Приложение № 1)

12. Контроль: формы :индивидуальный, фронтальный; методы: устный опрос, наблюдение за работой учащихся

13. Литература учителя: М.Ю Горковенко. «Поурочные разработки по химии»- М. «Вако», Мастр — класс Можаева Г.М «Решаем вместе»

Приветствие учащихся, настрой на работу.

Актуализация имеющихся знаний.

Расставьте коэффициенты в следующих схемах реакций, укажите типы реакций:

Натрий + вода = гидроксид натрия + водород

Хлорид железа (III) + гидроксид калия = гидроксид железа (III) + хлорид калия

Проверка д.з. у доски : стр 197 учебника упр 1 а – в.

В жизни любому человеку приходится решать з адачи – профессиональные, бытовые, семейные, учебные. Решать задачи это означает: для достижения своей цели использовать имеющиеся знания и находить новые, выбирать нужные способы и методы, применять их, осмысливать свою работу и отлавливать возникающие ошибки. И на уроках химии мы с вами уже решали задачи. Давайте вспомним.

Вам хорошо известны две величины, характеризующие порцию вещества: масса ( m ) и объем ( V ) . Вы знаете обозначения этих величин, как они измеряются, в каких единицах. Знаете вы и о связи этих величин через производную величину – плотность вещества: ρ = m / V . Однако в химических реакциях взаимодействуют не граммы или миллилитры, а отдельные атомы, молекулы, группы атомов, то есть структурные единицы вещества.

— Какая физическая величина характеризует порцию вещества по числу его структурных — единиц? — Какая у неё единица измерения?

Один учащийся записывает на доске необходимые формулы.

Стр 99 учебника упр 4 (в), стр 95 упр 3 (г)

Вы умеете производить расчеты по формулам, вы умеете и записывать уравнения реакций.

Какая будет тема нашего урока?

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Большая часть расчетных задач по химии связана с расчетами по уравнениям химических реакций. Для проведения таких расчетов надо знать количественные характеристики химической реакции. Основной качественной и количественной характеристикой химической реакции является уравнение этой реакции.

— Что показывает уравнение химической реакции? (Уравнение показывает, какие вещества вступают в реакцию и какие получаются, а коэффициенты в этом уравнении показывают число структурных единиц этих веществ, а значит, коэффициенты показывают и определенное число моль для каждого вещества)

4Р + 5О 2 = 2Р 2 О 5

В реакцию вступил фосфор количеством вещества ? моль и кислород количеством ? моль, образовалось ? моль оксида фосфора ( V ).

Если в реакцию вступит 2 моль фосфора, то потребуется ? моль кислорода ? моль

И если какого то вещества взять больше или меньше, чем указано в уравнении, то, чтобы реакция прошла полностью, во столько же раз больше или меньше придется взять других веществ, во столько раз больше или меньше получится продуктов реакции. Соотношение между числом моль веществ останется прежним, зависящим от коэффициентов. Это соотношение можно выразить в виде следующей пропорции:

Эта пропорция позволяет, зная количество вещества одного из участников реакции, провести по уравнению реакции один или несколько расчетов, определяя количество вещества для других ее участников.

Решение задач с раздаточного листа.

Задача №1 Какой объем кислорода (н. у.) необходим для сгорания 0,6 моль алюминия .

Анализ условия задачи . Его можно условно разбить на две составляющие – анализ химической стороны задачи и анализ ее количественных характеристик. При анализе химической стороны задачи вы должны понять, какие вещества и процессы описаны в условии, отобразить их формулами и уравнениями реакций. Не менее важен и анализ количественной стороны задачи: какие именно величины характеризуются числами в условии задачи, ввести нужные обозначения, правильно указать принадлежность величины. Анализ количественной стороны задачи должен быть отражен в краткой записи условия.

Анализ количественной стороны: учитель на доске, учащиеся в тетради записывают условие задачи.

Анализ химической стороны задачи: записывают уравнение реакции.

Учитель обращает внимание учащихся на алгоритм решения задач

Алгоритм решения расчетных задач — учебник стр 167

Учитель объясняет решение предложенной задачи.

Отвечают ли единицы измерения искомой величине? Полученное значение – возможным значениям этой величины? Соответствуют ли хотя бы по порядку величины значения исходных данных и результата?

Задачи №2 и № 3решаются аналогично задаче № 1, поэтому учащиеся работают в парах с проверкой у доски

Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода.

Вычислите количество вещества воды, если при ее разложении получили 3 моль кислорода

Но чаще в условиях задач дается и надо найти массу, объём вещества. Тогда будем переводить эти данные в количества вещества


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2011/10/27/konspekt-uroka-po-khimii-raschety-po-khimicheskim-uravneniyam

http://infourok.ru/konspekt-uroka-himii-raschyoti-po-himicheskim-uravneniyam-1916069.html