Урок «Решение рациональных, иррациональных уравнений и систем»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Тема урока : « Решение рациональных, иррациональных уравнений и систем ».
закрепить основные способы решения рациональных и иррациональных уравнений и систем;
Повторить некоторые приемы решения рациональных и иррациональных уравнений;
формировать приемы логического мышления;
развивать умения анализировать, умения работать с информацией, представленной в различных формах;
развивать коммуникативные умения;
развивать интерес к предмету.
воспитание коммуникативной и информационной культуры студентов;
эстетическое воспитание осуществляется через формирование умения рационально, аккуратно оформлять задание на доске и в тетради.
Вид урока: комбинированный, с работой на ИД, частично – поисковый.
Тип урока: урок совершенствования умений и навыков .
Технологии обучения: информационно – коммуникационная, здоровье сберегающая, коллективная.
ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация.
презентация к учебному занятию в PowerPoint ««Уравнения, неравенства и системы»;электронные ресурсы;
Башмаков М.И. Математика. Учебник для НПО и СПО . Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа (профильный уровень). 11. В 2ч. Ч.1. Учебник и задачник.
чертежные принадлежности, тетради студентов.
1.Актуализация ранее усвоенных знаний:
1.1. Проверка домашнего задания ( фронтальная проверка, выборочно проверить в тетрадях ) .
1.2.Фронтальный опрос: по теме «Рациональные и иррациональные уравнения» . Повторить алгоритм решения рациональных и иррациональных уравнений, и их систем, основные методы решения, изучаемые ранее.
Рациональное выражение – это алгебраическое выражение, составленное из чисел и переменной x с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень с натуральным показателем. Ну а рациональное уравнение – это равенство двух рациональных выражений.
Дробно рациональные уравнения — рациональные (без знака корня) уравнения, в которых левая или правая части являются дробными выражениями.
Какие уравнения называются иррациональными? ( Иррациональными называются уравнения, содержащие переменную под знаком радикала.)
О чем приходится задумывать и помнить при решении иррационального уравнения? ( Надо помнить об области допустимых значений переменной в уравнении – об ОДЗ).
3) Для следующих уравнений назовите ОДЗ:
4) В следующих случаях восстановите запись:
5) Что нам показывают две последние записи? ( Два стандартных способа решения простейших иррациональных уравнений.)
6) Назовите эти способы (- замена уравнения уравнением-следствием путем возведения обеих частей уравнения в квадрат с обязательной последующей проверкой корней уравнения-следствия в исходном уравнении; — замена иррационального уравнения равносильной смешанной системой).
2. Систематизация и закрепление материала : (формы на данном этапе: фронтальная и индивидуальная работа; методы: наглядный, частично — поисковый, проблемный).
2.1. Фронтальная беседа с обучающимися:
Полностью алгоритмизировать процесс преобразования нельзя, однако полезно запомнить некоторые приемы, общие для всех типов уравнений.
1).Уравнение вида А(х)•В(х) = О, где А(х) и В(х) — многочлены относительно х, называют распадающимся уравнением .
Множество всех корней распадающегося уравнения есть объединение множеств всех корней двух уравнений А(х)=0 и В(х)=0. К уравнениям вида А(х)=0 применяется метод разложения на множители. Суть этого метода : нужно решить уравнение А(х)=0, где А(х)=А 1 (х)А 2 (х)А 3 (х). Уравнение А(х)=0 заменяют совокупностью простых уравнений: А 1 (х)=0,А 2 (х)=0,А 3 (х)=0. Находят корни уравнений этой совокупности и делают проверку. Метод разложения на множители используется в основном для рациональных и тригонометрических уравнений (примеры 1-2).
2).Уравнение вида , где А(х) и В(х) — многочлены относительно х (пример3)
где А(х), В(х), С(х) и D(х) — многочлены относительно х, обычно решают по следующему правилу.
Решают уравнение А(х)•D(х) — С(х)·В(х) = 0 и отбирают из его корней те, которые не обращают в нуль знаменатель уравнения (пример 4).
2.2. Решение рациональных уравнений и систем: № 33.1(а,б).
Уравнение распадается на два уравнения.
Значит, уравнение исходное имеет корни х 1 = 2, х 2 = 3, х 3 = -2, х 4 =1. Ответ. -2; 1; 2; 3.
ПРИМЕР 2 . Решим уравнение х 3 -7х+6=0.
Сначала решим уравнение
Подставив эти числа в знаменатель левой части исходного уравнения, получим
х 2 2 — х 2 — 6 = 49 + 7 — 6 = 50 ≠0.
Это показывает, что число х 1 = 3 не является корнем исходного уравнения, а число х 2 =- 7 — корень этого уравнения. Ответ. -7.
х 2 — 5х + 6 — (2х + 3) (х — 3) = 0.
Число х 1 не обращает в нуль знаменатель х — 3, а число х 2 обращает. Следовательно, уравнение имеет единственный корень = -5. Ответ. -5.
Найти корни рационального уравнения часто помогает замена неизвестного. Умение удачно ввести новую переменную- важный элемент математической культуры. Удачный выбор новой переменной делает структуру уравнения более прозрачной.
Решим уравнение х 8 + 4х 6 -10х 4 + 4х 2 + 1 = 0.
Число х 0 = 0 не является корнем уравнения, поэтому уравнение равносильно уравнению
х 4 + 4х 2 — 10 + + =0
Обозначим t = ,тогда х 4 += t 2 -2 ,
получаем t 2 + 4t — 12 = 0, х 1 = 2 и х 2 = -6.
Следовательно, корни уравнения найдем, объединив все корни двух уравнений: =2, и =-6,
Первое уравнение имеет два корня -1 и 1, а второе уравнение не имеет действительных корней, поэтому уравнение имеет только два корня: -1 и 1. Ответ. -1; 1.
2.3. Решение иррациональных уравнений и систем:№ 33.14(а, б).
Конспект урока по теме «Рациональные и иррациональные уравнения»
В данном материале размещен конспект урока по закреплению темы «Ирациональные и рациональные уравнения», а также практическая работа по данной теме
Андреева Анна Викторовна , 14.11.2018
Содержимое разработки
Тема урока : Решение рациональных и иррациональных уравнений.
Цель: повторить и обобщить умения учащихся решать рациональные и иррациональные уравнения и проверить эти умения с помощью практической работы.
Формирование умения и навыков решения рациональных и иррациональных уравнений.
Применение ЗУН упрощения рациональных и иррациональных выражений.
Контроль уровня усвоения знаний и умений решения рациональных и иррациональных уравнений, приведения подобных слагаемых, приведения к общему знаменателю, вычислительных навыков.
Развитие умений выделять главное, существенное в изученном материале.
Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.
Формировать умение пользоваться алгоритмом.
Развитие у учащихся самостоятельности в мышлении и в учебной деятельности.
Развитие у учащихся познавательного интереса, внимания, математической зоркости.
Содействовать формированию мировоззренческих понятий.
Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания за группу, товарища.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Постановка темы и целей урока
Посмотрите на доску (на доске уравнения )
— Что здесь записано?
— Какие виды уравнений вы умеете решать?
Среди перечисленных уравнений уберите квадратные уравнения.
Рассмотрите оставшиеся уравнения. Что представляет собой левая и правая части уравнений? + выражения
— уравнения, в которых левая и правая часть является рациональным выражением называются рациональными уравнениями.
-Рациональные выражения. Какими бывают они?
+ Целыми и дробными
— Как вы думаете, как будут называться уравнения, где левая и правая части являются целыми выражениями?
— Чем будем заниматься сегодня?
— Назовите тему сегодняшнего урока и поставьте цели на урок
— Как говорил один ученый «Уравнение – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы»
3. Изучение нового материала
Так как умеем решать целые уравнения, рассмотрим способ его решения.
Решить уравнение. (Один у доски)
— Всегда ли оно имеет смысл? + да, т.к. нет деления на переменную
3х-3+4х-5х=0 2х-3=0 2х=3 х=1,5
— Как его решали? Составим алгоритм решения. (Около каждого момента – карточка с пунктом алгоритма)
Умножить обе части уравнения на ОЗ
Решить получившееся уравнение
— Как можно решить дробное рациональное уравнение?
+ по тому же плану
Решить уравнение
— Всегда ли оно имеет смысл?
+ Когда знаменатель равен нулю.
— Какой знаменатель общий или отдельно для каждой дроби?
Решаем уравнение у доски
Когда нашли общий знаменатель, определить, при каких значениях переменной уравнение не имеет смысла
Подробный алгоритм решения рационального уравнения.
1. Разложить знаменатель каждой дроби, входящей в уравнение, на множители. Найти общий знаменатель дробей.
2. Найти значения переменной, при которой дроби, входящие в уравнение имеют смысл
3. Умножить обе части уравнения на общий знаменатель
4. Решить получившееся целое уравнение
5. Исключить из корней те, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Совместная работа учителя, с учащимися.
1) Работа в парах, затем одна пара решает у доски
Ответы: 1) x=4; 2) нет решения; 3) x=4; 4) x=86.
2) Докажите, что уравнения не имеют корней1) 2)
Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, уравнение называют иррациональным.
Учитель. Такие уравнения встречаются в ЕГЭ, посмотрите у вас на столе лежат ксерокопии тестов и найдите там иррациональное уравнение.
Уметь решать иррациональные уравнения- значит, уметь избавиться от входящих в них радикалов, т.е. сводить их к уравнениям, радикалов не содержащих.
Ведем обе части в квадрат.
4x 2 -9x+2=x 2 -4x+4
x1=2, x2=
проверка: x=2- корень уравнения, x=— посторонний корень.
Учитель: Итак, иррациональные решают методом возведения обеих частей в квадрат; решив полученное в итоге рациональное уравнение, надо обязательно сделать проверку, отсеяв возможные посторонние корни.
Решить уравнение:
Уравнения вида и называют простейшими иррациональными уравнениями.
Решить уравнение по вариантам. С каждого варианта у доски.
1)
2)
4. Закрепление изученного материала.
1. Решить уравнения. Самостоятельно
Найти значения переменной х, при которых дробь равна дроби
Проверить на доске по готовому решению. В случае ошибки подробный разбор.
Работа с уравнениями по уровням. решение у доски.
1) 2) 3)
5. Практическая работа: а теперь по данной теме выполните практическую работу.
Практическая работа №74 «Решение иррациональных уравнений»
Цель работы: Обобщить и систематизировать знания по теме «иррациональные уравнения». Закрепить умения использовать полученные знания для решения уравнений
Теоретические сведения к практической работе:
Для решения рационального уравнения используем последовательно знания следующих свойств:
Стандартные приемы: раскрытие скобок.
Методы решения уравнений: введение новой переменной.
Правила преобразования уравнений.
Решение квадратного уравнения.
Уравнение, которые можно свести к дроби f(x)/g(x)=0, называется дробно рациональным уравнением. Если уравнение имеет несколько слагаемых, то переносим их по одну сторону знака равенства и сводим к общему знаменателю. В результате получим дробную функцию f(x)/g(x), которая равна нулю
Следующим шагом находим корни числителя. Отвергаем среди них те, которые не принадлежат области допустимых значений (нули знаменателя) и записываем правильный ответ.
Иррациональным называется уравнение, в котором неизвестное (переменная) содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в рациональную (дробную) степень.
Для решения иррациональных уравнений обычно используются следующие приемы:
1) «уединение» корня в одной из частей уравнения и возведение в соответствующую степень;
2) введение новой переменной;
3) сведение к системе уравнений;
4) применение свойств функций, входящих в уравнение.
Следует помнить, что при решении иррациональных уравнений необходима проверка всех найденных корней путем их подстановки в исходное уравнение или нахождение ОДЗ и следующий анализ корней (при решении методом приведения к равносильной смешанной системе уравнений и неравенств необходимость в этом отпадает).
Задания для самостоятельного решения:
A )
B)
C)
D)
E)
1. В какой последовательности решают рациональные уравнения?
2. Какие уравнения называются иррациональными?
3. Какие приемы используют для решения иррациональных уравнений?
F )
Рациональные и иррациональные уравнения и системы уравнений
РАЦИОНАЛЬНЫЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ И СИСТЕМЫ УРАВНЕНИЙ.
(Раздел «Уравнения и неравенства»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Просмотр содержимого документа
«Рациональные и иррациональные уравнения и системы уравнений»
(Раздел «Уравнения и неравенства»)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Профессии: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 23.01.03 Автомеханик, 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Учебные группы: КИП-11, М-11, А-11, Н-11
Учебная дисциплина: ООПу.04 Математика
Тема учебного занятия: Рациональные и иррациональные уравнения и системы уравнений.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Вид урока: лекция-беседа
технические: мультимедийный проектор, персональный компьютер;
информационно-коммуникационные: электронная презентация.
методическая: использование объяснительно-иллюстративного метода обучения с целью формирования математического мышления студентов;
образовательная: создание условий для овладения знаниями о рациональных и иррациональных уравнениях и систем уравнений;
развивающая: развитие умений планировать, анализировать, выдвигать гипотезы по решению заданий, применять полученные знания для выполнения упражнений;
воспитательная: воспитание интереса к изучению математики, математической культуры студентов.
сформированность знаний о рациональных и иррациональных уравнениях и систем уравнений;
владение умением решать задачи на рациональные и иррациональные уравнения и системы уравнений;
умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;
умение рационально распределять рабочее время;
умение объективно оценивать свои возможности, анализировать свои результаты, корректировать свои действия;
владение навыками познавательной рефлексии;
умение осуществлять поиск и отбор необходимой информации;
умение сопоставлять и анализировать, выделять в тексте базовые и вспомогательные концепты, опорные понятия, тезисы, структурировать их взаимосвязь;
умение структурировать полученную информацию;
умение анализировать и обобщать информацию;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Образовательные технологии: традиционное обучение.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения и контроля:
практические: метод сравнения, метод анализа и структурирования.
методы контроля и самоконтроля: устный контроль, самоконтроль.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 г.). – М.: Министерство образования и науки РФ, – 2012.
Башмаков М. И. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 256 с.
Башмаков М. И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416 с.
Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. Учебник. − М.: Просвещение, 2014. – 464 с.
Атанасян Л.С. Геометрия. 10 − 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. – М.: Просвещение, 2013. – 255 с.
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для техникумов / Н.В. Богомолов. – М.: Высш. шк., 2013. – 495 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 1): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 656 с.
Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Яковлев Г.Н. Математика (Книга 2): Учебное пособие. – М.: Издательство «Новая волна», 2013. – 592 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 10 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 430 с.
Никольский С.М. Алгебра и начала анализа: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов. – М.: Просвещение, 2013. – 464 с.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. fcior. edu. ru
Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] URL: www. school-collection. edu. ru
Инновационные педагогические технологии: учебное пособие/ Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцова П.Г. – Самар. гос. тех. ун-т Самара, 2001. – 89 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2005. – 288 с.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 3: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 288 с.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.
Основные термины и понятия: рациональные уравнения, иррациональные уравнения, рациональные системы уравнения, иррациональные системы уравнения.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Содержание учебного материала:
1) Сформированность знаний о рациональных и иррациональных уравнениях и систем уравнений.
2) Закрепление теоретического материала по теме с помощью решения упражнений.
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель приветствует студентов, создает деловую обстановку, настраивает на продуктивную мыслительную деятельность.
Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (15 мин)
Преподаватель задает вопросы студентам:
Что такое рациональное уравнение?
Что такое иррациональное уравнение?
Студенты отвечают на эти вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем занятии.
Формулирование темы и целей учебного занятия.
Работа над новой темой («открытие» нового знания) (48 мин)
Алгоритм работы над «открытием» нового знания:
Формулирование преподавателем определений рациональных и иррациональных уравнений и систем уравнений.
Рациональным уравнением с двумя переменными 𝑥 и 𝑦 называют
уравнение вида 𝑔(𝑥,𝑦)=0, где 𝑔(𝑥,𝑦) — рациональное выражение.
Примеры рациональных уравнений с двумя переменными 𝑥 и 𝑦.
Решением уравнения 𝑔(𝑥,𝑦)=0 называют такую пару чисел (𝑥;𝑦),
которая обращает равенство 𝑔(𝑥,𝑦)=0 в верное числовое равенство.
Если поставлена задача найти пары чисел (𝑥;𝑦), которые одновременно удовлетворяют уравнению 𝑔(𝑥,𝑦)=0 и уравнению 𝑝(𝑥, 𝑦) = 0, то говорят, что уравнения 𝑔(𝑥,𝑦)=0 и 𝑝(𝑥, 𝑦) = 0 образуют систему уравнений:
Пару значений (𝑥;𝑦), которая одновременно является решением и первого, и второго
уравнений системы, называют решением системы уравнений.
Решить систему уравнений — это значит найти все её решения или установить, что решений нет.
a) Пара чисел (1;1) является решением системы уравнений, т. к.
обращает каждое уравнение системы в верное числовое равенство.
б) Пара чисел (2;8) не является решением системы уравнений, т. к.
только первое уравнение системы обращает в верное числовое равенство.
Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными.
Решение иррациональных уравнений обычно сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень 𝑛 обеих частей уравнения.
При решении иррациональных уравнений необходимо учитывать следующее:
1. если показатель корня — чётное число, то подкоренное выражение и значение корня не должны быть отрицательными;
2. если показатель корня — нечётное число, то подкоренное выражение может быть любым действительным числом;
3. при возведении обеих частей уравнения в чётную степень могут возникать посторонние корни, поэтому при использовании данного метода необходимо делать проверку или находить область допустимых значений.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний (20 мин)
Среди рациональных уравнений
5(𝑡+6)=4𝑡−7 является целым уравнением,
а , — дробные рациональные уравнения.
Чтобы решить дробное рациональное уравнение, надо:
— перенести все слагаемые из правой части в левую (если необходимо), поменяв знаки на противоположные;
— привести дроби к общему знаменателю;
— заменить данное уравнение целым, умножив обе его части на общий знаменатель;
— решить получившееся целое уравнение;
— исключить корни, которые обращают в нуль общий знаменатель.
Дробь обращается в нуль лишь при условиях, что числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
1) решить уравнение .
Решение. Умножим обе части уравнения на знаменатель и
решим линейное уравнение:
Ответ: 𝑢=2.
2) Решить уравнение .
Решение. Дробь обращается в нуль лишь при условиях, что числитель равен нулю,
а знаменатель отличен от нуля. Значит, получаем
Поскольку при 𝑥=−3,5 знаменатель не обращается в нуль, то это значение является корнем уравнения.
Ответ: 𝑥=−3,5.
Пример иррациональных уравнений:
1. решить уравнение .
Возведём обе части уравнения в четвёртую степень:
2. Решить уравнение .
Решение: возведём обе части уравнения в квадрат:
Полученное неполное квадратное уравнение имеет два корня: −5 и 5.
Произведём проверку полученных корней, для этого подставим значения переменной 𝑥 в исходное уравнение.
Проверка
При — верно.
При — верно.
Значит, исходное иррациональное уравнение имеет два корня.
Ответ: −5 и 5.
3. Решить уравнение .
Решение: уравнение не имеет корней. Корень чётной степени — неотрицательное число.
Решение: возведём обе части уравнения в куб:
Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия (5 мин)
Беседа со студентами по содержанию занятия. Вопросы для беседы:
Какая была тема сегодняшнего занятия?
Что нового вы узнали?
Какая была цель занятия?
Что получилось у вас сегодня?
Что не получилось?
Достигли ли мы поставленной цели?
Инструктирование о выполнении домашнего задания
http://mir-olymp.ru/publication/konspekt-uroka-po-teme-ratsionalnye-i-irratsionalnye-uravneniia.html
http://multiurok.ru/files/ratsionalnye-i-irratsionalnye-uravneniia-i-sistemy.html