Дробные рациональные уравнения с параметром
Примеры
Об уравнениях с параметром также см. §32 данного справочника.
Особенностью дробных рациональных уравнений с параметром являются дополнительные условия на переменные и параметры, чтобы знаменатель не превращался в 0.
Пример 1. При каких a уравнение
Проверяем условия $x \neq -1, x \neq 2$.
$$ \frac<14-a> <3a-2>\neq -1 \Rightarrow 14-a \neq 2-3a \Rightarrow 2a \neq -12 \Rightarrow a \neq -6 $$
$$ \frac<14-a> <3a-2>\neq 2 \Rightarrow 14-a \neq 6a-4 \Rightarrow 7a \neq 18 \Rightarrow a \neq \frac<18> <7>$$
Пример 2. Решите уравнение: $ \frac
Решаем полученное квадратное уравнение: $ax^2-x-a(a^2-1) = 0$
Дискриминант: $D = 1+4 \cdot a \cdot a(a^2-1) = 4a^4-4a^2+1 = (2a^2-1)^2$
Дискриминант $D \ge 0$ при любом значении a.
Накладываем условие $ax \neq 1$.
2) При D = 0 значение параметра $2a^2-1 = 0 \Rightarrow a^2 = \frac<1> <2>\Rightarrow a = \pm \frac<1><\sqrt<2>>$
Один корень: $x_0 = \frac<1> <2a>= \pm \frac<1> <2>\sqrt <2>= \pm \frac<1><\sqrt<2>> = a$
3) Исследуем особые точки $a = \pm 1$.
При a = 1 уравнение имеет вид 0+1-x = 1 $\Rightarrow$ x = 0 — один корень.
При a = -1 уравнение имеет вид 0-(-1-x) = 1 $\Rightarrow$ x = 0 — один корень.
При a = 0 решений нет
При $a = \pm 1$ один корень x = 0
При $a = \pm \frac<1><\sqrt<2>>$ один корень x=a
При остальных a два корня $x_1 = \frac<1-a^2>, x_2 = a$
Пример 3. Решите уравнение: $ \frac
Решаем полученное квадратное уравнение: $ax^2-(a+1)^2 x+(a+1)^2 = 0$
Дискриминант $D \ge 0$ при любом значении a.
Накладываем условие $x \neq 1$:
$a+1 \neq 1 \Rightarrow a \neq 0$
2) При D = 0 параметр равен $a^2-1 = 0 \Rightarrow a = \pm 1$
При a = 1 уравнение имеет вид: $\frac
x = 2 — один корень.
При a = -1 уравнение имеет вид: $-\frac
3) Особые точки a = 0 и a = -1(уже рассмотрели)
При a = 0 уравнение имеет вид: $0 \cdot \frac
При a = 0 решений нет
При a = -1 один корень x = 0
При a = 1 один корень x = 2
При остальных a два корня $x_1 = \frac, x_2 = a+1$
Пример 4. Решите уравнение: $ \frac<5a>
1) Замена переменной:
Решаем квадратное уравнение:
2) Накладываем условия $z \neq 0, z \neq \pm a$ на полученные решения.
$$ z = \frac)> <2>\neq 0 \Rightarrow a \neq 0 $$
$$ z = \frac)> <2>\neq \pm a \Rightarrow a(1 \pm \sqrt<5>) \neq \pm 2a \Rightarrow a \neq 0 $$
3) Особая точка a = 0.
При a = 0 исходное уравнение является ложным: 0 = 8, решений нет.
4) Возвращаемся к исходной переменной: x = z-2a
При a = 0 корней нет
При $a \neq 0$ три корня $x_1 = -\frac<9> <4>a; x_ <2,3>= \frac-3)><2>$
Дробно-рациональные уравнения с параметром. 9-й класс
Разделы: Математика
Класс: 9
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Цели урока:
- использовать ранее полученные знания при решении дробно-рациональных уравнений и целых уравнений с параметрами, приводимых к линейным;
- развивать умение анализировать;
- использовать полученные навыки для решения дробно-рациональных уравнений с параметрами;
- воспитывать культуру математической речи.
Эпиграф урока: «Учиться нелегко, но интересно!», Ян Амос Коменский (1592-1670)
1. Организация начала урока
– Что такое параметр?
– Какое уравнение называется линейным?
– Сколько корней может иметь линейное уравнение? Об условиях поговорим попозже.
– Какие уравнения называются дробно-рациональными?
– Какие уравнения называются равносильными?
2. Проверка выполнения домашнего задания
Сканируется работа одного из учеников и даётся к ней комментарий.
3. Организация деятельности по усвоению новых знаний
– Сколько корней имеет линейное уравнение ax = b, если:
2. Решите уравнения:
3. Каким цветом изображены графики лробно-рациональных функций? Как вы это определили?
4. Совместное решение основной задачи урока
№ 1:
– Ваши предложения, с чего начинаем работу? (Приводим к общему знаменателю и переходим равносильной системе уравнений)
– Получили линейное уравнение. Приступаем к его анализу. Какие ситуации рассмотрим?
– Проверим, нет ли таких значений а, при которых х = … (мои объяснения, запись ответа)
Физминутка
Расправим плечи… Спина прямая. Немного разомнёмся.
Плечи: круговые движения назад, вперёд
Глаза: вверх, вниз, вправо, влево, зажмурились. Немного поморгали.
Сделали глубокий вздох и медленный выдох.
4. Актуализация опорных знаний
Совместное решение и обсуждение примеров.
– Работаем поэтапно, пробуем решать самостоятельно, советуясь с соседом по парте. Как только выполнили задание этапа – поднимаем руку.
1 этап: Перейдите от заданного уравнения к равносильной системе. Что это значит? Приводим к общему знаменателю и записываем равносильную систему… Давайте проверим, правильно ли вы это сделали?
2 этап: Исследуем получившееся линейное уравнение. Что это значит? Ищем решение уравнения при каких значениях параметра? … (Контрольные, опасные значения параметра)
3 этап: Проверим, есть ли значения параметра, при которых х=1 …
4 этап: Запишем ответ …
– Скажите, а какая отличительная особенность решения дробно-рационального уравнения с параметром от линейного? (Выявление дополнительных «контрольных» значений параметра, при которых уравнение не имеет решения. Это обусловлено областью допустимых значений уравнения)
Домашнее задание: п.17; № 359 (а, б, в), 361*
5. Контроль и самоконтроль знаний
Время работы – 5 минут. Взаимоконтроль для диагностики успешности усвоения нового материала обучающимися.
6. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Поднимите руку, кто правильно сделал все 3 номера? …2 номера? Кто не справился с работой?
Рациональные уравнения с параметром примеры
Так называется уравнение, которое содержит кроме многочленов еще и дробно-рациональные функции. В процессе решения его при помощи приведения к общему знаменателю оно заменяется целым алгебраическим уравнением. Целое уравнение по отношению к данному является следствием и может иметь посторонние корни. Отбор посторонних корней и выяснение условий, при которых корни уравнения-следствия являются корнями данного уравнения, представляют собой существенную часть решения дробно-рационального уравнения.
Найти область допустимых значений уравнения.
Решить целое рациональное уравнения.
Найти те значения параметра, при которых найденные корни целого рационального уравнения являются посторонними.
Пример 1. Решить относительно х:
.
ОДЗ: (m-1)(x+3)= 0, то есть m = 1, x = –3.
Умножив обе части уравнения на (m-1)(x+3), получим уравнение
, получаем
.
Отсюда при m = 2,25 .
Теперь необходимо проверить, нет ли таких значений m, при которых найденное значение x равно –3.
,
решая это уравнение, получаем, что х равен –3 при т = –0,4.
Ответ: при т = 1, т = 2,25, т = –0,4 уравнение (1) имеет единственное решение ; при т = 2,25 и при т = –0,4 решений нет, при т = 1 уравнение (1) не имеет смысла.
Пример 2. Решить уравнение = а.
Решение. Очевидно, х ? 1. Приведем исходное уравнение к виду:
(1 – а)х = а, заметим, что при а = 1 уравнение не имеет корней, а при а ? 1 получаем х = . Проверим нет ли таких значений а, при которых найденное значение х равно – 1, т. е. нужно решить уравнение
— 1 = относительно а. Так как последнее уравнение не имеет корней, других вариантов, кроме рассмотренных выше, не имеется.
Ответ: 1) если а ? 1, то х = ;
2) если , то корней нет.
Пример 3.
Решение. Очевидно, x ? — 3, x ? 2, a ? — 1.
При условии, что х ? 2, исходное уравнение можно упростить:
.
Преобразуем и получим уравнение 2ах = 1 – а, которое при а = 0 не имеет корней, а при а ? 0 . Теперь проверим, нет ли таких значений параметра а, при которых найденное значение х было бы равно – 3 или 2. Для этого решим относительно а уравнения:
и . Корень первого уравнения — 0,2, корень второго уравнения 0,2; т. е. при а = ± 0,2 соответствующие значения х не входят в область определения исходного уравнения.
Ответ: 1) если ; ;, то корней нет;
2) если ; ; , то .
http://urok.1sept.ru/articles/591989
http://www.qp1qp.narod.ru/urav_drob.html