Разработка химические уравнения 8 класс

Урок химии в 8-м классе по теме «Химические уравнения»

Разделы: Химия

Цель: научить учащихся составлять химические уравнения. Научить их уравнивать с помощью коэффициентов на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

Задачи:

  • Образовательные:
    • продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,
    • ввести понятие «химическое уравнение»;
    • научить учащихся составлять химические уравнения, уравнивать уравнения с помощью коэффициентов.
  • Развивающие:
    • продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
  • Воспитательная:
    • воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

I. Организационный момент

Определение цели урока.

II. Повторение

1) На доске набор физических и химических явлений: испарение воды; фильтрование; ржавление; горение дров; скисание молока; таяние льда; извержение вулкана; растворение сахара в воде.

Задание:

Дать пояснение каждому явлению, назвать практическое применение данного явления в жизни человека.

На доске нарисована капля воды. Создать полную схему превращения воды из одного агрегатного состояния в другое. Как называется данное явление в природе и каково его значение в жизни нашей планеты и всего живого?

III. Д/О «Горение бенгальских огней»

1. Что происходит с магнием, который составляет основу бенгальского огня ?
2. Что явилось основной причиной такого явления?
3. К какому типу относится данная химическая реакция?
4. Попробуйте схематично изобразить химическую реакцию, которую вы наблюдали в этом опыте.

– Предлагаю попробовать составить схему данной реакции:

– Как мы узнали, что получилось другое вещество? (По признакам химической реакции: изменение окраски, появление запаха.)
– Какой газ находится в воздухе, который поддерживает горение? (Кислород – О)

IV. Новый материал

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм «Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O2 = Al2O3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.

Дополнительный материал: Р.т.с. 90-91, упражнение 2 – индивидуально.

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_himicheskie_uravneniya_8_kl.docx54.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Химические уравнения» в 8 классе.

Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «химическое уравнение», научить составлять уравнения реакций, расставлять коэффициенты, закрепить навыки составления формул по степени окисления химических элементов .
Развивающая: вызвать интерес к предмету, выработать умение логически рассуждать, грамотно выражать свои мысли.
Воспитательная: развивать умение работать коллективно, оценивать ответы своих товарищей.

3.Оборудование — интерактивная доска , ПК, мультимедиапроектор, реактивы: медный купорос, гидроксид натрия, пробирки, информационный учебный модуль «Уравнения химических реакций» (ЭОР).

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
1. Вводное слово
Добрый день! Рада видеть вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.

Представьте себе, что вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?
В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении. Используя знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему «Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций»

На столах у вас рабочие листы , в них вы будете вносить результаты своих исследований, выполняя задания. Но прежде давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок.

В начале рабочего листа у вас имеется табличка с шестью лицами – шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Поставьте галочку под той рожицей, чье выражение отражает ваше настроение.

Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

2.Фронтальная беседа
Невозможно проводить исследования без теоретических знаний.
1. Kакие явления называют химическими?
( Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)
2. Чем химические явления отличаются от физических?
( При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях происходит превращение одних веществ в другие.)
3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция ( изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты).
4. С каким химическим законом мы познакомились с вами на предыдущем уроке? (закон сохранения массы веществ) .

5 . Кто открыл данный закон? (М.В. Ломоносов )

6. Кто позднее подтвердил его? (Лавуазье Антуан Лоран)

7. Сформулируйте этот закон. (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

Демонстрация 1 слайда учебного модуля.
Ребята, именно этот закон нам поможет составлять химические уравнения.
А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.)
Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.) А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции.

Давайте обратимся к учебнику и найдем определение «химическое уравнение» (стр. 141 учебника) и выпишем его в рабочий лист.

Химическими формулами мы записываем реагенты и продукты химической реакции, а математическими знаками — индексы и коэффициенты. (Индексы показывают число атомов в молекуле, коэффициенты — число молекул.)

А теперь давайте сформулируем правила составления химических уравнений. Для этого выполним следующее задание: используя текст учебника (стр. 141), допишите предложения:

1.В левой части уравнения записываем формулы ______________________ веществ, их соединяют знаком «___________».

2.В правой части уравнения записывают формулы ____________________ веществ, их также соединяют знаком «___________».

3.Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.

4. Между частями уравнения ставим ___________.

5.Чтобы число атомов одинаковых элементов в левой и правой частях уравнения было равным, нужно найти _____________ — числа, стоящие перед формулами веществ.

3.Составление учителем на доске химического уравнения образования воды из водорода и кислорода (с использованием рисунков молекул).

водород + кислород = вода

прост. в-во прост. в-во сл. в-во

2Н 2 + О 2 = 2Н 2 О

4.Демонстрация интерактивного опыта горения фосфора (2 слайд учебного модуля)

А теперь давайте попробуем записать уравнение химической реакции согласно правилам составления химических уравнений

С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения фосфора и кислорода понимается следующим образом

Фосфор + кислород → оксид фосфора(V )

Всегда нужно помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться.

Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами. Чтобы правильно записать формулу оксида, вспомним, какую степень окисления проявляет кислород в оксидах (-2), а фосфор в данном случае имеет степень окисления (+5)

Р + О 2 → Р +5 О -2

Найдем НОК. Оно равно 10. Найдем индексы : у фосфора он равен 2, у кислорода — 5.

Р + О 2 → Р +5 2 О -2 5

Давайте посмотрим, сколько атомов кислорода у нас в правой и левой части. Но следуя закону сохранения массы веществ, мы должны расставить коэффициенты перед кислородом, чтобы число атомов слева и справа было равно 10.

Р +5О 2 → 2Р +5 2 О -2 5

Теперь получаем, что в правой части у нас 4 атома фосфора, следовательно в левой части ставим коэффициент 4.

4Р +5О 2 → 2Р +5 2 О -2 5

Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

4Р +5О 2 = 2Р +5 2 О -2 5

Учитель. Вы хорошо потрудились и , наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо-налево,и вертикали: вверх –вниз.

А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

Учитель. Рассмотрим еще один пример.

Теперь вы проведёте лабораторный опыт. Я напоминаю вам правила по охране труда.

Задание: В чистую пробирку осторожно налейте 2мл щелочи NaOH (высота столбика жидкости не должна превышать 2см), затем добавьте несколько капелек медного купороса (CuSO 4 ). Что вы наблюдаете? (Образуется голубой осадок). В ваших рабочих листах уже записана схема:

гидроксид натрия + сульфат меди = гидроксид меди (II) + сульфат натрия

Давайте вместе с вами попробуем записать химическое уравнение данной реакции. В ваших рабочих листах уже записана схема.

NaOH + CuSO 4 = CuOH + NaSO 4

Для того чтобы правильно составить формулы реагентов и продуктов реакции, воспользуемся официальной подсказкой , таблицей растворимости.

Получаем: NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом натрия, образуется два атома натрия. Следовательно, перед формулой гидроксида натрия ставим коэффициент 2. Тем самым мы получим равное число гидроксид — ионов.

2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4

Проверяем число атомов каждого элемента в правой и левой частях уравнения, последним считаем кислород. Теперь прочитайте.

Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

  1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
  2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
  3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
  4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
  5. Последним проверить количество атомов кислорода.

Учитель. Продолжаем работу.

В рабочих листах о выполним задание . Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций. На выполнение задания дается 3минуты.

  • P + Cl 2 →PCl 5
  • Na + S → Na 2 S
  • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2

Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы). За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.

С заданием вы справились. Молодцы!

Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблеме.

Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

Обучающиеся . Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только «да» или «нет». На работу дается 3 минуты.

  1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
  2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
  3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
  4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
  5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
  6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
  7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

Учитель . Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Учитель. Вы выполнили все задания. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал. Давайте вернемся к шкале настроения.

Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание: стр. 141 — 145, упр.2,3 (стр.145)

Разработка урока химии в 8 классе «Химические уравнения»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок в 8 классе Химические уравнения.docx

Урок химии в 8-м классе «Химические уравнения»

Учитель: Корниенко Наталья Николаевна.

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области.

УМК О.С. Габриеляна.

Тип урока : комбинированный урок.

Цель: н аучить учащихся составлять химические уравнения на основе знания закона сохранения массы вещества М.В. Ломоносова.

продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятия «химическая реакция»,

ввести понятие «химическое уравнение»;

научить учащихся составлять химические уравнения.

продолжить развитие творческого потенциала личности учащихся через создание проблемной ситуации, наблюдение, проведение химического эксперимента;

продолжить развитие умения определять тему, цели и задачи урока, давать самооценку результатов учебной деятельности.

воспитать умение работать в команде, группе.

Оборудование: табличный материал, справочники, алгоритмы, набор заданий.

Д/О: «Горение бенгальских огней»:, спички, сухое горючее, железный лист/ ТБ при работе с огнём.

Оборудование : проектор, компьютер, нетбуки, электронное приложение к учебнику.

Дидактический материал : тесты и интерактивные задания электронного приложения к учебнику, тренажёр, презентация «Количественные отношения в химии, раздаточный материал, видеоурок «Молярный объём».

Формы работы учащихся : индивидуальная, парная, фронтальная.

I. Мотивационный этап

Учащиеся расшифровывают закодированное высказывание древнегреческого философа Платона « Что есть глаза для тела, то и познание для духа» (слайд №1 презентации), называют тему предыдущего урока и домашнее задание. Затем, дают вербальную самооценку степени выполнения домашнего задания, используя расшифрованное высказывание.

II. Актуализация знаний

1) Обсуждение домашнего задания — задачи на закон сохранения массы веществ (слайды №2-5):

1. В пассажирский самолет перед началом рейса погрузили 200 кг продуктов (масса без упаковки). Как изменилась масса авиалайнера после того, как в полете пассажирам предложили обед и все продукты были съедены?

2. Красный порошок меди (6,4 г) смешали с желтым порошком серы (3,2 г) и нагрели. Получили черный порошок, не содержащий красных крупинок меди и желтого порошка серы. Какова масса полученного черного порошка?

3. 60 г железных опилок нагревали с 32 г порошка серы. Из получившихся темно-коричневых кристаллов удалось с помощью магнита извлечь 4 г железа. Какова масса полученных коричневых кристаллов?

4. Юный химик решил попробовать перегнать школьный мел. Он собрал прибор для перегонки, поместил туда ровно 20 г мела (CaCO 3 ) и сильно нагрел на газовой горелке. К его разочарованию, мел не перегнался, а только растрескался. Из прибора не вытекло ни капли жидкости. Когда мел остыл, Юный химик решил его взвесить и с удивлением обнаружил, что мела стало почти вдвое меньше: 11,2 г! Юный химик понял, что открыл закон несохранения массы мела при нагревании, а заодно опроверг известный закон сохранения массы! Юный химик немедленно сел писать письмо в Академию наук, но в это время в лабораторию зашел учитель и объяснил Юному химику, что в конце опыта в колбе находится уже не мел, а соединение кальция с кислородом. В доказательство учитель налил «мел» воду. «Мел» зашипел. Объясните, куда «исчезли» 8,8 г вещества?

1) Проверочная работа (карточки):

1. Расставьте следующие слова в таком порядке, чтобы получилась формулировка закона сохранения массы веществ.

ПРОДУКТОВ(1) РАВНА(2) ВЕЩЕСТВ(3) МАССА(4) МАССЕ(5) РЕАКЦИИ(6) ИСХОДНЫХ(7)

2. Почему масса железной окалины больше массы железа?

3. При взаимодействии 7 кг железа с серой образуется сульфид железа массой 11 кг. Сколько килограммов серы было взято для реакции?

1. Расставьте следующие слова в таком порядке, чтобы получилась формулировка закона сохранения массы веществ.

ИСХОДНЫХ(1) РАВНА(2) РЕАКЦИИ(3) МАССА(4) ПРОДУКТОВ(5) МАССЕ(6) ВЕЩЕСТВ(7)

2. Почему масса золы меньше массы сгоревшей древесины?

3. Взяли 2,56 г оксида ртути, а после реакции получили 1,95 г ртути. Какова масса образовавшегося в результате реакции кислорода?

I I I. Открытие новых знаний

Учащиеся формулируют закон сохранения массы веществ и высказывают свои суждения о его значении. Приходят к выводу о том, что этот закон позволит научиться составлять уравнения химических реакций.

Химическую реакцию можно записывать с помощью химического уравнения.
Можно вспомнить понятия «уравнение», которое дается в математике. В чем суть самого уравнения? Что-то уравнивают, какие-то части.
Попробуем дать определение «химического уравнения», можно смотреть на схему и попытаться дать определение:

2Mg + О 2 = 2 MgО

Химическое уравнение – это условная запись химической реакции с помощь химических знаков, формул и коэффициентов.
Химические уравнения записываются на основе Закона сохранения массы вещества, открытого М.В.Ломоносовым в 1756 году, который гласит (учебник стр. 96): «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате её».
– Надо научиться уравнивать химические уравнения с помощью коэффициентов.
– Для того чтобы хорошо научиться составлять химические уравнения, нам необходимо вспомнить:
– Что такое коэффициент?
– Что такое индекс?
Не забываем алгоритм

«Составление химических формул».

Предлагаю пошаговый алгоритм составления химического уравнения:

V. Составления химического уравнения

1. Записываю в левой части уравнение вступающие в реакцию вещества: Al + O 2

2. Ставлю знак «=» и записываю образующиеся вещества в правой части уравнения – продукты реакции: Al + O 2 = Al 2 O 3

3. Уравнивать начинаю с того химического элемента, которого больше или с кислорода, затем составляю конструкцию:

вступило кислорода «2», а получилось «3», их число не равно.

4. Ищу НОК (наименьшее общее кратное) двух цифр «2» и «3» – это «6»

5. Делю НОК «6» на число «2» и «3»и выставляю в качестве коэффициентов перед формулами.

6. Начинаю уравнивать следующие химические элементы – Al, рассуждаю так же. Вступило Al «1», а получилось «4», ищу НОК

Коэффициент «1» в уравнениях не пишется, но учитывается при составлении уравнения.

7. Читаю всю запись химического уравнения.

Такое долгое рассуждение позволяет быстро научиться уравнивать в химических уравнениях, учитывая, что правильное составление уравнений реакций для химии имеет большое значение: решение задач, написание химических реакций.

VI. Задание на закрепление

Фосфор + кислород = оксид фосфора (V)
Серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
Вода = водород + кислород

– Работает на доске один сильный ученик.

– Расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

Химические уравнения отличаются по типам, но это мы рассмотрим на следующем уроке.

VII. Подведение итогов урока

Вывод. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: § 27, упр. 2, с. 100.


источники:

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2017/07/09/metodicheskaya-razrabotka-uroka-himii-v-8-klasse-himicheskie

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-himii-v-klasse-himicheskie-uravneniya-3287619.html