Урок по теме: «Логарифмические уравнения»
план-конспект урока по алгебре (11 класс) по теме
Материал содержит разработку урока и презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_uroka.doc | 175.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 966.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный урок алгебры и начала математического анализа
Тема: Логарифмические уравнения
Класс: 11 МОУ «Гимназия №1»
Учитель: Умарова Г.К. МОУ «Кабаньевская СОШ»
-организовать деятельность учащихся по изучению новой темы;
— обеспечить закрепление новых понятий логарифмическое уравнение, методы решения логарифмических уравнений;
— научить учащихся решать логарифмические уравнения методом, основанным на определению логарифма, методом потенцирования;
— развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы,синтезировать полученные знания и умения;
— воспитывать умение работать в парах; навык самооценки и взаимооценки.
Оборудование: мультимедийный проектор
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и очень нужный предмет. Наш урок я назвала уроком Красоты и гармонии. В вашем понимании, что такое красота? Что такое гармония?
Душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный академик-геометр 20 века Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока:
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли.
Эти слова я бы полностью отнесла к теме, которую мы с вами рассматриваем сегодня.
Что использовали для выполнения данного задания? (определение логарифма)
а) log 3 x = 4 (х=81)
б) ) log 3 (7х-9)=log 3 x (х= 1,5)
Как иначе сформулировать 3 задание? (решите уравнение)
А как вы думаете, какие это уравнения? (логарифмические)
Запишем тему урока: «Логарифмические уравнения»
Давайте сформулируем цели урока.
Можете сформулировать определение логарифмического уравнения?
Объяснение нового материала
Записать на доске, поясняя
log а f(x) = log a g(x), где а-положит. число, отличное от 1, и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Посмотрим, как вы нашли корень 1 уравнения
Чем пользовались? (определением)
Итак, выделим первый метод решения логарифмических уравнений, основанный на определении логарифма.
Общий вид такого уравнения . Это уравнение может быть заменено равносильным ему уравнением .
Давайте оформим решение уравнения 2.
log 3 (7x – 9) = log 3 x
Применение формул потенцирования расширяет область определения уравнения. Поэтому необходима проверка корней. Проверим найденные корни по условиям 7х-9>0
Для решения данного уравнения мы использовали метод потенцирования . Этот метод применяется для уравнений вида и сводится к решению уравнения f(x)=g(x), х должен удовлетворять решению системы.
Мы рассмотрели с вами 2 метода решения логарифмических уравнений. Какие? (по определению, метод потенцирования)
Каким методом будем находить корень уравнения? (по определению)
А) 8 б) 1/7 в) 0,09 г) 4
№17 (а,б) с комментированием. Каким методом будем решать?
А) log 0,1 (x 2 +4x-20)=0 б) log 1/7 (x 2 +x-5)=- 1
x 2 +4x-20=0,1 0 x 2 +x-5=1/7 — 1
x 2 +4x-20=1 x 2 +x-5=7
x 2 +4x-21=0 x 2 +x-12=0
x 1 +x 2 = -4 x 1 +x 2 = -1
x 1 *x 2 =-21 x 1 *x 2 =-12
x 1 =-7, x 2 = 3 x 1 =-4, x 2 = 3
Каким методом будем решать? (потенцирования)
А) 3х-6=2х-3 б)14+4х=2х+2
х=3 2х= — 12, х= — 6. корней нет
Вам предложены уравнения. Ваша задача решить эти уравнения и соотнести ответы с соответствующей буквой. В результате должно получиться слово. Обращаю ваше внимание, что уравнения взяты из демоверсий ЕГЭ, задание В3.
Разработка урока по математике «Логарифмические уравнения» в 11 классе
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок на тему : « Л огарифмические уравнения»
Тип урока: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Повторение теоретического материала: определение логарифма его свойств, свойства логарифмической функции, способы решения логарифмических уравнений;
формирование и закрепление навыков решения логарифмических уравнений;
учить приемам самоконтроля.
Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации;
Закрепление основных методов решения логарифмических уравнений и неравенств, предупреждение появления типичных ошибок. подготовить к контрольной работе, рассмотреть задания повышенной сложности для подготовке к экзамену;
Предоставить каждому ученику проверить свои знания и умения и повысить их уровень;
Воспитание положительного отношения у учебе, настойчивости в достижении целей, интереса к математике.
Формы урока: фронтальная, групповая, дифференцированная, индивидуальная.
Методы и приемы: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический.
I. Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
II.Актуализация знаний ( подготовка школьников к восприятию новой информации).
Воспроизведение опорных знаний: Логарифм и его свойства, логарифмическая функция и её свойства» (Презентация).
Решению логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начал математического анализа уделяется большое внимание, так как изучение этого вопроса открывает широкие возможности для четкого восприятия свойств функции, а также для повторения некоторых ранее изученных разделов алгебры (решение квадратных уравнений и т.д.)
Решение простейших логарифмических уравнений связано с определением логарифма и основным логарифмическим тождеством вида , где .
На основании определения логарифма решаются задачи, в которых по данным основаниям и числу определяется логарифм, по данному логарифму и основанию определятся число и по данному числу и логарифму определятся основание. Решения уравнений вышеприведенного характера обычно затруднений не вызывают. В школьной программе чаще всего встречаются уравнения, которые решаются либо непосредственным потенцированием, либо потенцированием с предварительным упрощением данного выражения, либо логарифмированием обеих частей уравнения.
Желательно, не приступая к решению уравнения, найти область допустимых значений функции, стоящей в левой части уравнения.
При наличии предварительного исследования проверку делать не обязательно. Если же исследование не проводится, то проверка решения необходима.
В данном случае
или
С учётом проведенного исследования проверка решения не нужна.
2)
С учётом проведенных исследований возможно перейти к решению уравнения
Данное решение удовлетворяет ОДЗ, следовательно является корнем исходного уравнения.
3)
Необходимо прологарифмировать обе части уравнения по основанию 10
Решив данное уравнение относительно , можно получить
С учётом ОДЗ является корнем исходного уравнения.
.
Логарифмирование обеих частей уравнения используется в основном для уравнений, в которых показатель степени содержит логарифмы.
Рассмотрим несколько примеров решения уравнений с усложнёнными условиями:
1)
Естественно заметить, что ,,. Используя определение логарифма , можно перейти к следующим равенствам:
Тогда с учетом новой переменной исходное уравнение примет вид
не удовлетворяет ОДЗ
или
или
Решив данное уравнение относительно , можно получить откуда
№1562 г, 1565 а, 1571 б. (Мордкович А.Г. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Задачник)
Подвести итог проделанной работы на уроке. Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Домашнее задание. №1562 б, 1564 а,б, 1570 а.
Краткое описание документа:
Цель урока: формирование и закрепление навыков решения логарифмических уравнений.
Решению логарифмических уравнений в школьном курсе алгебры и начал математического анализа уделяется большое внимание, так как изучение этого вопроса открывает широкие возможности для четкого восприятия свойств функции, а также для повторения некоторых ранее изученных разделов алгебры (решение квадратных уравнений и т.д.)
Урок алгебры в 11-м классе на тему «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
Разделы: Математика
- Рассмотреть приемы решения логарифмических уравнений и неравенств.
- Разобрать примеры из частей А,В и С вариантов ЕГЭ.
- Развитие монологической речи учащихся.
- Формирование умения обобщать, систематизировать.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Воспитание умения слушать.
- Воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов при решении логарифмических уравнений, умения работать в парах.
1. Организационный момент.
2. Рассмотреть основные виды логарифмических уравнений.
3. Решение логарифмических уравнений различных видов.
4. Решение логарифмических неравенств.
5. Решение заданий из части А, части В и части С из ЕГЭ.
6. Подведение итогов урока.
I. Объяснение нового материала (теория)
Уравнения вида logax = b, где x > 0, а > 0 и а ≠ 1 называются логарифмическими.
После нахождения корней логарифмического уравнения необходимо проверить условие: подлогарифмическое выражение должно быть > 0.
Основные виды логарифмических уравнений.
1) Простейшие логарифмические уравнения: logax = b. Решение данного вида уравнений следует из определения логарифма, т.е. х = а b и х > 0
2) Уравнения вида logax = logaу. Т.к. основания одинаковые, то приравниваем подлогарифмические выражения:
3) Уравнения квадратного вида log 2 ax + logax + c = 0. Уравнения решаются способом введения новой переменной и переходом к обычному квадратному уравнению.
4) Уравнения вида a x =b. Решаются логарифмированием обеих частей по основанию а.
5) Уравнения, которые, используя свойства логарифмов, можно привести к простейшим.
Если а > 1, то функция у = logax возрастает на всей своей области определения. Если же 0 19.03.2010
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-matematike-logarifmicheskie-uravneniya-v-klasse-3289526.html
http://urok.1sept.ru/articles/565919