Разработка урока по алгебре иррациональные уравнения

Открытый урок по алгебре и началам анализа в 11-м классе. Тема: «Иррациональные уравнения»

Разделы: Математика

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление.

Цель урока: ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения.

Время проведения: два урока по 40 минут.

Образовательные: сформировать у учащихся умение решать иррациональные уравнения различными способами, отработать навыки решения иррациональных уравнений.

  • развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности;
  • развитие операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;
  • развитие у учащихся умения излагать мысли, делать выводы, обобщения;
  • развитие познавательного интереса, логического мышления.

  • воспитывать умение преодолевать трудности при решении задач;
  • усиление познавательной мотивации осознанием ученика свей значимости в образовательном процессе;
  • воспитание у учащихся самостоятельности, умение достойно вести спор, находчивость.

Материал разработан применительно к учебнику “Алгебра и начала анализа, 10-11” под редакцией А.Н. Колмогорова.

I. Актуализация (10 мин.)

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение пройденного материала.

II. Объяснение нового материала (15 мин.)

  1. Сообщение темы урока.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Рассмотреть некоторые способы решения иррациональных уравнений.

III. Закрепление изученного (30 мин.)

IV. Подведение итогов (2 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

VI. Самостоятельная работа (20 мин.)

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, удлинители, переходник.
  • Указка, магниты, маркеры.
  • Карточки с уравнениями:
  • Карточки с условиями
  • Презентация:
      • графический способ решения;
      • нестандартные уравнения;
      • самостоятельная работа.

    Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь!

    – Начнем урок с проверки домашнего задания. (Домашнее задание оформлено на перемене перед уроком, на боковой доске). Рассмотрим решение № 410 (б). (Решить уравнение, с помощью подстановки ).

    Отвечающий рассказывает и показывает свое решение, учащиеся внимательно слушают, задают вопросы отвечающему и оценивают его, аргументируя оценку.

    – На дом было задано еще дополнительное задание. Поднимите, пожалуйста, руки, кто с этим заданием справился? Внимание на доску.

    Отвечающий объясняет, как найти значение следующего выражения:

    Объяснение: чтобы вычислить значение данного выражения избавимся от квадратного корня. Для этого воспользуемся свойством:

    1. Представим подкоренные выражения в виде полного квадрата суммы или разности.
    2. Применим свойство:
    3. Раскроем модуль, учитывая его определение.
    4. Вычислим.

    Вопросы к отвечающему:

    1. В данном задании ты использовал(а) свойство корня квадратного из квадрата, а чему равен квадрат корня квадратного?
    2. Вычислить:

    – Спасибо, садись, оценка.

    Учитель: Какую тему мы рассматривали с вами на прошлых уроках?

    Ответ: “Корень n-ой степени и его свойства”.

  • Дать определение корня n-ой степени.
  • Являются ли числа 3 и –3 корнями четвертой степени из числа 81? Если да, то почему?
  • Являются ли числа 2 и –2 корнями пятой степени из числа -32? Если да, то почему?
  • Дайте определение арифметического корня n-ой степени.
  • При каких условиях равенство будет верным?

    Сделать карточки и при ответах их прикрепить к доске.

    Они должны висеть до конца урока.

    II. Объяснение нового материала.

    На магнитной доске висят карточки с уравнениями.

    Учитель: Прошу вашего внимания на доску. Здесь расположены карточки, на которых записаны уравнения. Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?

    – Кто из вас может выйти к доске убрать карточки с уравнениями, которые вы можете решить и назвать их тип?

    Вывод: Остались карточки с уравнениями, которые вы еще не умеете решать.

    – Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?

    Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.

    – Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.

    Итак, тема нашего урока: “Иррациональные уравнения”.

    Цель урока: Отработать алгоритм решения простейших иррациональных уравнений, рассмотреть некоторые способы решения более сложных иррациональных уравнений.

    Записываем число и тему урока в тетрадь.

    Объясняю алгоритм решения и оформления иррациональных уравнений.


      Беру первую карточку с уравнением, прикрепляю к основной доске и решаю его.

    Основной метод решения иррациональных уравнений – это метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. Но при этом мы можем получить неравносильное уравнение, поэтому в конце обязательно нужно сделать проверку.

    3. Следовательно, числа –3 и 3 являются решениями данного иррационального уравнения.

    Учитель: А как бы вы решали вот такое уравнение

    2. Выходит учащийся к доске и решает второе уравнение этим же способом.

    Возведем обе части уравнения в квадрат, получим х + 2 = х 2 ; х 2 – х – 2 = 0; х1 = -1, х2 = 2.

    – Давайте проверим, являются ли полученные значения переменной решениями данного уравнения? Пишем ПРОВЕРКА!

    Следовательно, число 2 является решением данного уравнения.

    Итак, ребята, мы получили, что только одно значение переменной является решением данного уравнения. Это число 2. Число –1 в данном случае называется посторонним конем.

    Вопрос к отвечающему: Скажи, важна ли проверка в иррациональных уравнениях, решаемых таким способом и почему?

    Ответ: Да, так как могут появиться посторонние корни.

    Учитель: Возможность появления посторонних корней обязывает нас быть очень внимательными при решении иррациональных уравнений.

    Мы рассмотрели один из способов решения иррациональных уравнений. Это возведение обеих частей уравнения в квадрат. А если переменная находится под знаком корня 3-ей, 4-ой и т.д. степени. Тогда как быть?

    Ответ: Возвести обе части уравнения в 3-ю, 4-ю и т.д. степень.

    Учитель: Кто попытается сформулировать общий способ решения иррациональных уравнений?

    Выслушать все высказывания и в завершении подвести итог.

    Учитель: Значит одним из способов решения иррациональных уравнений является возведение обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня. И не забыть, при этом сделать проверку, отсеяв, возможные посторонние корни.

    III. Закрепление нового материала.

    Решить следующие уравнения:

    1.

    Ответ: нет корней.

    2.

    Ответ: нет решений.

    Ответ: 0; 2.

    Учащиеся первые два уравнения решают у доски, третье уравнение на местах, один ученик проговаривает решение, четвертое уравнение устно, а пятое – для хорошо успевающих детей.

    Учитель: На следующем уроке я покажу вам другой способ оформления решения иррациональных уравнений, используя равносильные переходы. А сегодня я бы хотела показать вам еще один способ решения иррациональных уравнений. Это графический способ. Так как этот способ дает нам не точные значения переменной, то его используют реже. Однако встречаются уравнения, которые можно и легче решить именно этим способом. Посмотрите, как это делается. Внимание на экран.

    Показываю презентацию (слайды № 1-5)

    Решить уравнение (рис. 1, 2, 3).

    Учитель: Существует ее один способ решения иррациональных уравнений. Этот способ вы рассмотрели самостоятельно, выполняя домашнее задание № 410 (б). Посмотрите еще раз на это уравнение.

    – Какое вам нужно было решить уравнение?

    – Каким способом вы его решали?

    Ответ: Способом замены переменной.

    Учитель: Итак, существует несколько способов решения иррациональных уравнений. Мы сегодня рассмотрели только некоторые из них. Давайте, перечислим, какие это способы?

    Ответ: Возведение обеих частей уравнения в степень, равную показателю степени корня, графический способ, способ замены переменной.

    Учитель: Расскажите алгоритм решения уравнений каждого из способов.

    Учащиеся очень быстро проговаривают три алгоритма.

    Учитель: Молодцы! А теперь прошу внимание на экран.

    Высвечиваются уравнения через проектор по одному (презентация, слайд №5)

    Учитель: Как решить первое уравнение?

    Выслушать все варианты ответов. Если будут затруднения, вспомнить еще раз с учащимися определение арифметического квадратного корня и обратить внимание на доску с карточками, , где записаны условия выполнения равенства

    Ответ: уравнение не имеет решения.

    Высветить второе уравнение. Учащиеся дают свои варианты решения. Учитель их внимательно выслушивает, корректирует, задает наводящие вопросы, если это необходимо. И все вместе делают вывод, что уравнение не имеет корней.

    Ответ: нет корней.

    Высветить третье уравнение. Все необходимые рассуждения высвечиваются на экран. Решаем это уравнение с помощью области определения уравнения. В итоге получаем систему

    которая не имеет решений. Следовательно, и уравнение не имеет решений.

    Ответ: нет решений.

    IV. Подведение итогов.

    Итак, ребята! Какие уравнения мы сегодня на уроке рассмотрели?

    – Дать определение иррациональных уравнений.

    – Какая особенность существует при решении иррациональных уравнений?

    – Какие способы решения иррациональных уравнений мы рассмотрели?

    – Молодцы! Запишите домашнее задание. (На экран высветить слайд № 7).

    V. Домашнее задание.

    Пока ребята записывают домашнее задание, учитель проговаривает оценки за урок, обосновывая каждую оценку.

    План-конспект и презентация по алгебре и началам анализа на тему «Иррациональные уравнения» (10 класс)

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ irrac_urav.ppt

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ Учитель математики Петрова Людмила Ивановна МБОУ «ЦО №49» г.Тула

    эпиграф И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствия тому, кто доказательство найдет. Рене Декарт

    Иррациональное (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) находящееся за пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному.

    ПОНЯТИЕ ИРРАЦИОНАЛЬНОГО УРАВНЕНИЯ Если в уравнении переменная содержится под знаком квадратного корня, то уравнение называют иррациональным. ?

    Введение замены переменной Возведение в степень Разложение на множители Графический Переход к модулю Умножение на сопряженное выражение

    Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения Ответ: ИЗУЧАЕМ НОВОЕ

    ПРОВЕРКА 3 = 3 (верно)

    ИЗУЧАЕМ НОВОЕ Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения Проверим.

    ПРОВЕРКА Подставим 1 вместо х в заданное иррациональное уравнение, получим: — посторонний корень Ответ: иррациональное уравнение не имеет корней

    ЗАПОМНИ Возвести обе части уравнения в квадрат. Обязательно сделать проверку.

    ИЗУЧАЕМ НОВОЕ — посторонний корень Метод замены переменной

    ТРЕНИРУЕМСЯ РЕШАТЬ 1) 2) Корней нет

    Гимнастика для глаз

    Домашнее задание №152(1,3), 153(1,3), 154(1,3)

    Закончите предложение: Мне сегодня удалось (понять, разобраться, уяснить, осознать) …, теперь я … Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным ) сегодня было (стало) … Труднее всего мне сегодня …, и все-таки …

    Выбранный для просмотра документ план-конспект.docx

    Тема урока: «Иррациональные уравнения»

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом и первичное его закрепление.

    Цель урока: ввести понятие иррациональных уравнений и показать способы их решения.

    Задачи: создать условия:

    для формирования у обучающихся умений решать иррациональные уравнения;

    для развития алгоритмического мышления, памяти, внимательности, умения излагать мысли, делать выводы, обобщать;

    для усиления познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе;

    для воспитания у обучающихся самостоятельности.

    Время проведения: 45 минут.

    1. Проверка домашнего задания.

    2. Повторение пройденного материала.

    II. Рассмотрение нового материала

    1. Сообщение темы урока.

    2. Постановка целей и задач.

    3. Рассмотреть некоторые способы решения иррациональных уравнений.

    III. Закрепление изученного материала

    Гимнастика для глаз.

    Выполнение практических задании.

    IV. Подведение итогов. Рефлексия.

    V. Домашнее задание

    Проверка домашнего задания с помощью фронтального опроса при устной работе.

    II. Рассмотрение нового материала.

    На экране вы видите уравнения

    Посмотрите внимательно и определите, какие уравнения вы уже умеете решать, а какие у вас вызывают затруднения?

    – Кто может назвать тип уравнения, которые вам знакомы?

    Вывод: Остались уравнения, которые вы еще не умеете решать.

    – Чем отличается запись этих уравнений от тех, которые мы убрали?

    Ответ: Неизвестное находится под знаком корня.

    – Верно! Такие уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называются иррациональными уравнениями.

    Иррациональное (от лат. irrationalis неразумный, бессознательный) находящееся за пределами разума, противоречащее логике. Обычно противопоставляется рациональному как разумному, целесообразному, обоснованному.

    Итак, тема нашего урока: “Иррациональные уравнения”.

    Цель урока: Рассмотреть и отработать некоторые способы решения простейших иррациональных уравнений.

    Существует множество методов решения иррациональных уравнений, одни из них вы видите на экране. Сейчас мы рассмотрим в некоторые из них и на примерах. Вернемся к нашему эпиграфу, перефразировав слова Декарта, можно сказать, что чем труднее задача, тем больше удовольствия получит тот, кто ее решит. Что вам сейчас и предстоит испытать

    Метод возведения в квадрат обеих частей уравнения

    Возвести обе части уравнения в квадрат.

    Обязательно сделать проверку.

    Метод замены переменной

    Динамическая пауза (лёгкие упражнения для глаз, шеи, плеч, рук, спины)

    III. Выполнение практических заданий

    IV. Подведение итогов

    Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

    — Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

    — Кто работал так, как первый человек?

    — Кто работал добросовестно?

    — Кто принимал участие в строительстве храма науки?

    V. Домашнее задание №152(1,3), 153(1,3), 154(1,3)

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 308 человек из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 575 960 материалов в базе

    Материал подходит для УМК

    «Алгебра и начала математического анализа. Базовый и углубленный уровни», Алимов А.Ш., Колягин Ю.М. и др.

    § 9. Иррациональные уравнения

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Другие материалы

    • 29.10.2017
    • 18914
    • 137

    • 29.10.2017
    • 482
    • 0

    • 29.10.2017
    • 1239
    • 0

    • 28.10.2017
    • 1096
    • 4

    • 28.10.2017
    • 6573
    • 122

    • 26.10.2017
    • 574
    • 1

    • 26.10.2017
    • 2357
    • 108

    • 26.10.2017
    • 1051
    • 6

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 29.10.2017 5801
    • RAR 3.1 мбайт
    • 815 скачиваний
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Петрова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 5 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 38731
    • Всего материалов: 15

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

    Время чтения: 3 минуты

    Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

    Время чтения: 1 минута

    Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

    Время чтения: 1 минута

    Минпросвещения подключит студотряды к обновлению школьной инфраструктуры

    Время чтения: 1 минута

    Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

    Время чтения: 1 минута

    В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Открытый урок по теме » Иррациональные уравнения».

    ТЕМА: «Иррациональные уравнения»

    Обучающая: Ввести понятие иррационального уравнения и показать способ решения через проверку корней способом подставки в исходное уравнение.

    Развивающая: Способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений.

    Воспитательная: Воспитывать навыки аккуратности и правильности оформления уравнения в тетрадях.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    III. Устно (можно использовать доску, карточки, презентацию).

    Просмотр содержимого документа
    «Открытый урок по теме » Иррациональные уравнения». »

    Преподаватель математики: Берговина Ирина Анатольевна

    АУ РС(Я) «Южно-Якутский технологический колледж» г. Нерюнгри

    ТЕМА: «Иррациональные уравнения»

    Обучающая: Ввести понятие иррационального уравнения и показать способ решения через проверку корней способом подставки в исходное уравнение.

    Развивающая: Способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений.

    Воспитательная: Воспитывать навыки аккуратности и правильности оформления уравнения в тетрадях.

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    III. Устно (можно использовать доску, карточки, презентацию).

    Преобразуйте выражение (представьте в виде многочлена)

    а) (а-5) 2 ; (а 2 +4в) 2 ; (2а-3) 2 ; (-х-7) 2

    25х 2 +40х+4 = (5х+2) 2

    4х 2 +1-2х = (2х-1) 2;

    в) Решить уравнение

    Уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня, называются иррациональными.

    Какие из следующих уравнений являются иррациональными?

    А сейчас самостоятельно изучаем теорию, решения иррациональных уравнений используя различную литературу и учебник. Для большей заинтересованности учащихся при наличии компьютерного класса можно использовать электронный учебник.

    При решении иррациональных уравнений почти всегда необходимо избавиться от радикалов.

    Один из возможных методов состоит в том, что корень из выражения с переменой переносится в одну из частей равенства, а все остальные выражения в другую (уединение радикала).

    После уединения выполняется возведение в квадрат, в куб или в другую степень.

    При решении уравнения переходим к уравнению-следствию, проверка должна входить в решение как обязательная часть.

    Проверка может осуществляться различными способами:

    Каждый из найденных корней уравнения-следствия подставить в исходное уравнение и проверить, является ли он корнем исходного уравнения.

    “Вспомнить” все неравенства, которые надо было включать в систему, чтобы переходы были равносильными, и проверить выполняются ли для найденных “корней” эти неравенства.

    (Проверить выполнение неравенства иногда бывает значительно проще, чем выполнение точного равенства).

    Сегодня мы разбираем только уравнения первого способа.

    IV. Переходим к записям в тетрадь

    Число. Тема: Иррациональные уравнения.

    У каждого на парте карточка с уравнениями:

    Далее сильные учащихся разбирают решение более сложного уравнения по шаблону (или использовать компьютер):

    Остальные самостоятельно решают уравнение (на доске и в тетрадях объясняет решение учитель):

    Проверка усвоения учащимися материала на оценку “3” — ученики остаются на местах и решают уравнения (по выбору 2):

    Проверка усвоения учащимися материала на оценку “4” и “5”: учащиеся решают за компьютером уравнения по выбору из предложенных уравнений. Компьютер проверяет (с записью в тетрадь) или на местах (проверка по шаблону).

    Оценка “5” — решены 5,6 уравнения, если нет решения 5,6 уравнения, то оценка “4”.

    V. ИТОГ По окончании урока каждый ученик получает оценку и соответствующие домашнее задание.

    Для тех, кто усвоил материал на оценку “3”: № 417(а),№ 418(а), №419(а).

    Для тех, кто усвоил материал на оценку “4”: 1). Решить уравнение:

    2). № 417(в), № 422(в), № 425(б).

    Для тех, кто усвоил материал на оценку “5”: 1). Решить уравнение:


    источники:

    http://infourok.ru/plankonspekt-i-prezentaciya-po-algebre-i-nachalam-analiza-na-temu-irracionalnie-uravneniya-klass-2220775.html

    http://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/otkrytyi-urok-po-tiemie-irratsional-nyie-uravnieniia