Реакции ионного обмена 9 класс ионные уравнения

Урок по теме «Реакции ионного обмена». 9-й класс

Класс: 9

Презентация к уроку

Учебник: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – 12-е изд. – М.: Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2009. – 191 с.

Цель: сформировать представление учащихся о реакциях, протекающих межу ионами, условий протекания реакций ионного обмена до конца, обратимых реакциях, полных и сокращенных ионных уравнениях.

Задачи:

  • способствовать систематизации понятийного аппарата: ион, растворы, электролиты и неэлектролиты, основные типы реакций в неорганической химии, обратимые реакции, условия протекания реакций ионного обмена до конца
    • 5” — обосновать, доказать;
    • 4” — характеризовать, применить;
    • 3” — рассказать;
  • способствовать совершенствованию специальных предметных умений: составлять полные и сокращенные ионные уравнения;
  • способствовать формированию общеучебных умений:
    • а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу; сравнивать соли и химические реакции, классифицировать, делать выводы);
    • б) учебно-информационных (работать с текстом);
    • в) учебно–организационных (понимать смысл задания, распределять время для выполнения заданий планировать работу по организации работы, осуществлять самоконтроль);
  • способствовать формированию критического мышления учащихся (критически оценивать собственные знания по теме и сопоставлять их с научными);

Форма проведения: урок с использованием ИКТ, включением парных, индивидуальных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

Использование педагогических технологий: метод эвристического обучения, обучение в сотрудничестве

I. Организационный момент – 1 мин: мобилизующее начало (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся), информация о цели и ходе урока, мотивация

Фронтальная беседа (3 мин)

    Что такое реакции обмена? (это реакции между двумя сложными веществами, при которых они обмениваются своими составными частями).
  • Что такое ионы? (это заряженные частицы, которые отличаются от атомов числом электронов)
  • На какие группы делятся ионы? (катионы – положительные ионы; анионы – отрицательные ионы)
  • Что такое электролитическая диссоциация? (процесс распада молекул электролитов на ионы при растворении в воде или расплавлении)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации кислоты (ионы водорода и ионы кислотного остатка)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации растворимые основания? (ионы металла и ионы ОН -1 групп)
  • На какие ионы распадаются при электролитической диссоциации соли? (ионы металла и ионы кислотного остатка)
  • Таким образом, какие ионы выделяют при электролитической диссоциации? (Н +1 , ОН -1 , Ме +n , кислотный остаток -n )
  • Именно эти ионы находятся в таблице растворимости: (Работа с таблицей растворимости – определение растворимых и нерастворимых веществ)

II. Изучение нового материала. Объяснение учителя. 15 мин.

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому называются реакции ионного обмена Выводится определение (слайд 2):

Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях:

  • если образуется осадок – нерастворимое вещество после реакции)
  • если выделяется газ
  • если образуется вода

В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

Разберем эти случаи поподробнее (случаи разбираются на слайдах и на доске, проводится фронтальная беседа: почему реакция идет, что и почему образуется, как определить образование осадка, газа, воды и т.п.):

1) Если образуется осадок (слайд 3):

а) CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

б) 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl

в) Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3

г) BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

2) Если выделяется газ (слайд 4):

а) CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 )

б) Na2SO3 + 2HCl 2NaCl + H2SO3 (H2O + SO2 )

в) CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

3) Если образуется вода (слайд 5):

а) CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O

б) Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O

в) NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

4) Если НЕ образуются осадок, газ и вода, то реакции являются обратимыми (слайд 6):

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях

а) 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl

б) K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

в) CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl

Ионные уравнения (слайды 7, 8, 9):

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают :

  • нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости);
  • оксиды;
  • воду;
  • газы

1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его:

CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2

2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения:

Cu +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение)

3) Запишем то, что получилось:

Cu +2 + 2OH -1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

Другие примеры составления ионных уравнений (разбираются с пояснениями):

CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2)

CaCO3 + 2H +1 + 2NO3 -1 Ca +2 + 2NO3 -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

CuS + 2HCl CuCl2 + H2S

CuS + 2H +1 + 2Cl -1 Cu +2 + 2Cl -1 + H2S

CuS + 2H +1 Cu +2 + H2S

NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + NO3 -1 Na +1 + NO3 -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl

3K +1 + PO4 -3 + 3Na +1 + 3Cl -1 3Na +1 + PO4 -3 + 3K +1 + 3Cl -1

Вывод: сокращенного ионного уравнения нет, следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

III. Закрепление изученного материала (20 мин)

Учащимся предлагается выполнить задания в парах. Каждое задание предлагается на слайде и проверяется на следующем слайде (слайдах).

Задание 1 (Слайд 10)

Саша и Алеша делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бумаги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным

Проверка задания 1 (слайды 11, 12).

1) NaOH + HCl NaCl + H2O

Na +1 + OH -1 + H +1 + Cl -1 Na +1 + Cl -1 + H2O

OH -1 + H +1 H2O

2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl

Mg +2 + 2Cl -1 + 2Na +1 + SO3 -2 MgSO3 + 2Na +1 +2Cl -1

Mg +2 + SO3 -2 MgSO3

3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2

2K +1 + SO3 -2 + 2H +1 + 2NO3 -1 2K +1 + 2NO3 -1 + H2O + SO2

SO3 -2 + 2H +1 H2O + SO2

4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4

Zn +2 + SO4 -2 + 2Na +1 + 2OH -1 2Na +1 + SO4 -2 + Zn(OH)2

Zn +2 + 2OH -1 Zn(OH)2

5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 + 3NO3 -1 Al +3 + 3NO3 -1 + 3H2O

Al(OH)3 + 3H +1 Al +3 + 3H2O

6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 + 2Cl -1 Ca +2 + 2Cl -1 + H2O + CO2

CaCO3 + 2H +1 Ca +2 + H2O + CO2

Задание 2. (слайд 13):

Полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2,3,4,5 дети должны будут сделать дома)

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям “расколдовать” колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Проверка задания 2 (слайд 14):

СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2

Задание 3 (слайд 15):

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Проверка задания 3 (слайд 16):

H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O

Задание 4 (слайд 17):

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Проверка задания 4 (слайд 18):

Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O

Задание 5 (слайд 19):

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились. И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода. Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго. А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Проверка задания 5 (слайд 20):

BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2

IV. На следующем уроке мы продолжим разбирать тему “Реакции ионного обмена” и напишем небольшую проверочную работу, а сейчас .

Домашнее задание (слайд 21):

Параграф 4 упр. 1, 2, 3 стр. 22 и . не забудьте составить полные и сокращенные ионные уравнения к заданиям 2, 3, 4, 5, решенным в классе, иначе Ваша помощь сказочным персонажам не будет полной.

Реакции ионного обмена 9 класс ионные уравнения

Ключевые слова конспекта: свойства ионов, определение ионов, реакции ионного обмена, ионное уравнение, реакции в растворах электролитов.

Свойства ионов

Число электронов в атоме равно числу протонов. Протоны и нейтроны прочно связаны друг с другом и образуют ядро атома. Ион – атом или часть молекулы, где есть неравное количество электронов и протонов. Если электронов больше, чем протонов, то ион называют отрицательным. Иначе ион называют положительным.

Ионы отличаются от атомов строением и свойствами. Некоторые ионы бесцветны, а другие имеют определенный цвет. Для каждого из ионов характерны специфические химические свойства.

Таблица 1. Определение ионов

Определяемый ион

Реактив, содержащий ион

Результат реакции

Н +ИндикаторыИзменение окраскиAg +Cl –Белый осадокCu 2+OH –Синий осадокS 2–Черный осадок Окрашивание пламени в сине-зеленый цветFe 2 +OH –Зеленоватый осадок, который с течением времени буреетFe 3+OH –Осадок бурого цветаZn 2+OH –Белый осадок, при избытке ОН – растворяетсяS 2 –Белый осадокАl 3+OH –Белый желеобразный осадок, который при избытке ОН – растворяетсяNH4 +OH –Запах аммиакаBa 2+SO4 2 –Белый осадок Окрашивание пламени в желто-зеленый цветCa 2 +CO3 2 –Белый осадок Окрашивание пламени в кирпично-красный цветNa +Цвет пламени желтыйK +Цвет пламени фиолетовый (через кобальтовое стекло)Cl –Ag +Белый осадокH2SO4*Выделение бесцветного газа с резким запахом (НСl)Br –Ag +Желтоватый осадокH2SO4*Выделение SO2 и Вг2 (бурый цвет)I –Ag +Желтый осадокH2SO4*Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)SO3 2 –H +Выделение SO2 — газа с резким запахом, обесцвечивающего раствор фуксина и фиолетовых чернилCO3 2 –H +Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой водыСН3СОО –H2SO4Появление запаха уксусной кислотыNO3 –H2SO4(конц.) и CuВыделение бурого газаSO4 2 –Ba 2+Белый осадокPO4 3 –Ag +Желтый осадокOH –ИндикаторыИзменение окраски индикаторов

* При определении галогенид-ионов с помощью серной кислоты используют твердую соль.

Ионное уравнение

В водных растворах все электролиты в той или иной степени распадаются на ионы и реакции происходят между ионами.

Сущность реакций в растворах электролитов отражается ионным уравнением. В ионном уравнении учитывается то, что сильный электролит в растворе находится в диссоциированном виде. Формулы слабых электролитов и нерастворимых в воде веществ в ионных уравнениях принято записывать в недиссоциированной на ионы форме. Растворимость электролита в воде нельзя считать критерием его силы. Многие нерастворимые в воде соли являются сильными электролитами, однако концентрация ионов в растворе оказывается низкой вследствие низкой растворимости. Именно поэтому в уравнениях их формулы записывают в недиссоциированной форме.

При составлении ионных уравнений реакций с участием сильных кислот часто для упрощения записывают формулу иона Н + , а не H3O + .

Реакции в растворах электролитов происходят в направлении связывания ионов. Существует несколько форм связывания ионов: образование осадков, выделение газообразных веществ, образование слабых электролитов. Рассмотрим конкретные примеры:

  1. Образование осадков.

Уравнение в молекулярном виде: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = СаСO3↓ + 2NaNO3

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

  1. Образование слабых электролитов (например, воды, слабых кислот):

а) КОН + НCl = КCl + H2O
К + + OH – + Н + + Cl – = К + + Cl – + H2O
OH – + Н + = H2O

б) HNO2 – азотистая кислота (слабая):
NaNO2 + НCl = NaCl + HNO2
Na + + NO2 + Н + + Cl – = Na + + Cl – + HNO2
NO2 – + Н + = HNO2

Иногда реакции в растворах электролитов осуществляются с участием нерастворимых веществ или слабых электролитов в направлении более полного связывания ионов. Например, мрамор растворяется в соляной кислоте с образованием углекислого газа:

Таблица 2. Уравнения ионных реакций

Реакции ионного обмена

Для ионных реакций выражение «в молекулярном виде», как и сама запись, является условным. При анализе приведенных в Таблице 2 уравнений реакций выясняется, что реакции ионного обмена протекают до конца в следующих случаях:

  1. если выпадает осадок;
  2. если выделяется газ;
  3. если образуется малодиссоциирующее вещество, например вода.

Если в растворе нет таких ионов, которые могут связываться между собой, реакция обмена не протекает до конца, т. е. является обратимой. При составлении уравнений таких реакций, как и при составлении уравнений диссоциации слабых электролитов, ставится знак обратимости.

Чтобы сделать вывод о протекании реакции ионного обмена до конца, надо использовать данные таблицы растворимости солей, оснований и кислот в воде.

Чтобы составить уравнения всех возможных реакций, в которых участвуют хлорид магния и другие растворимые в воде вещества, рассуждают так:

  • Убеждаются, растворимо ли в воде взятое вещество, в данном случае хлорид магния MgCl2.
  • Приходят к выводу, что хлорид магния MgCl2 будет реагировать только с такими растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg 2+ , либо хлорид-ионы Сl .
  • Ионы Mg 2+ можно осадить: а) ионами ОН , т. е. нужно подействовать любой щелочью, что приведет к образованию малорастворимого гидроксида магния Mg(OH)2; б) при действии растворимыми в воде солями, содержащими один из следующих анионов: . Для этого можно воспользоваться солями натрия, калия и аммония, содержащими указанные анионы, так как эти соли растворимы в воде.
  • Хлорид-ионы Сl можно осадить катионами Ag + + и Pb 2+ . Поэтому для проведения реакции нужно выбрать растворимые соли, содержащие эти катионы.

При составлении уравнений реакций ионного обмена, в которых образуются газообразные вещества, следует учесть, что анионы способны реагировать с кислотами с образованием соответствующего газа, например:

В свете представлений об электролитической диссоциации кислот, оснований и солей общие свойства этих веществ определяются наличием общих ионов, которые входят в их состав

Конспект урока «Реакции ионного обмена. Ионное уравнение». Выберите дальнейшее действие:

Презентация по химии на тему: «Реакции ионного обмена » (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Реакции обмена протекают между ионами, поэтому они называются реакциями ионного обмена Реакции ионного обмена идут до конца в трех случаях Если образуется осадок Если выделяется газ Если образуется вода ***В остальных случаях реакции обмена являются обратимыми

CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2AgNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2AgCl Na2CO3 + Ca(NO3)2 2NaNO3 + CaCO3 BaCl2 + K2SO4 2KCl + BaSO4

CuO + H2SO4 CuSO4 + H2O Fe(OH)3 + 3HCl FeCl3 + 3H2O NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O

Обратимые реакции – это реакции, которые при одних и тех же условиях протекают в двух противоположных направлениях 2NaNO3 + CaCl2 Ca(NO3)2 + 2NaCl K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl CuCl2 + Na2SO4 CuSO4 + 2NaCl

Для реакций ионного обмена составляют полные и сокращенные ионные уравнения. При этом на ионы никогда не раскладывают : нерастворимые вещества (см. таблицу растворимости); оксиды; воду; газы Помним, что ионы – это заряженные частицы катионы анионы + — 1) Запишем молекулярное уравнение и уравняем его: CuSO4 + 2NaOH Na2SO4 + Cu(OH)2 2) Разложим на ионы все, что возможно и затем сократим одинаковые ионы в обоих частях уравнения: Cu+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Cu(OH)2 (полное ионное уравнение) 3) Запишем то, что получилось: Cu+2 + 2OH-1 Cu(OH)2 (сокращенное ионное уравнение)

CaCO3 + 2HNO3 Ca(NO3)2 + H2CO3 (H2O + CO2 ) CaCO3 + 2H+1 + 2NO3-1 Ca+2 + 2NO3-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2 CuS + 2HCl CuCl2 + H2S CuS + 2H+1 + 2Cl-1 Cu+2 + 2Cl-1 + H2S CuS + 2H+1 Cu+2 + H2S

NaOH + HNO3 NaNO3 + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + NO3-1 Na+1 + NO3-1 + H2O OH-1 + H+1 H2O K3PO4 + 3NaCl Na3PO4 + 3KCl 3K+1 + PO4-3 + 3Na+1 + 3Cl-1 3Na+1 + PO4-3 + 3K+1 + 3Cl-1 сокращенного ионного уравнения нет , следовательно, у обратимых реакций нет сокращенных ионных уравнений

Михаил и Алексей делали домашнее задание. Они составили уравнения реакций, но случайно на лист бу­маги пролили чернила. Помогите ученикам восстановить запись. Составьте к восстановленным уравнениям полные и сокращенные ионные уравнения 1) NaOH + HCl NaCl + H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl 3) K2SO3 + HNO3 KNO3 + H2O + SO2 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2

Внимание! Правильный ответ NaOH + HCl NaCl + H2O Na+1 + OH-1 + H+1 + Cl-1 Na+1 + Cl-1 + H2O OH-1 + H+1 H2O 2) MgCl2 + Na2SO3 MgSO3 + 2NaCl Mg+2 + 2Cl-1 + 2Na+1 + SO3-2 MgSO3 + 2Na+1 +2Cl-1 Mg+2 + SO3-2 MgSO3 3) K2SO3 + 2HNO3 2KNO3 + H2O + SO2 2K+1 + SO3-2 + 2H+1 + 2NO3-1 2K+1 + 2NO3-1 + H2O + SO2 SO3-2 + 2H+1 H2O + SO2

Внимание! Правильный ответ (продолжение) 4) ZnSO4 + 2NaOH Zn(OH)2 + Na2SO4 Zn+2 + SO4-2 + 2Na+1 + 2OH-1 2Na+1 + SO4-2 + Zn(OH)2 Zn+2 + 2OH-1 Zn(OH)2 5) Al(OH)3 + 3HNO3 Al(NO3)3 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1 + 3NO3-1 Al+3 + 3NO3-1 + 3H2O Al(OH)3 + 3H+1 Al+3 + 3H2O 6) CaCO3 + 2 HCl CaCl2 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 + 2Cl-1 Ca+2 + 2Cl-1 + H2O + CO2 CaCO3 + 2H+1 Ca+2 + H2O + CO2

Колдунья с вороном отравили лечебный колодец, в котором был раствор хлористого кальция, который помогал целому городу. Он использовался горожанами при отравлениях, кровотечениях, аллергиях. Они превратили раствор СaCl2 в нерастворимый известняк CaCO3. Помогите жителям «расколдовать» колодец, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Na2CO3, HCl, H2SO4, Zn(NO3)2.

Внимание! Правильный ответ СаСО3 + 2HCl CaCl2 + H2O + CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение

Олененок спешит к друзьям. Он шел долгих 3 дня. Ему осталось только перейти реку, но река оказалась испорчена – она наполнена раствором серной кислоты. Помогите Олененку воссоединиться с друзьями, если в вашем распоряжении есть растворы NaCl, Ba(OH)2 HCl, CuSO4, Ba(NO3)2.

Внимание! Правильный ответ H2SO4 + Ba(OH)2 BaSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение

Тигренок и крокодил поранились, а у доктора Айболита закончились все лекарства. У него в распоряжении есть некоторые химикаты: NaNO3, CuOH)2 H2SO4, НCl, BaCl2. Он знает, что раствор сульфата меди (II) может оказывать антисептическое, вяжущее, ранозаживляющее действие. Помогите доктору приготовить раствор и вылечить тигренка и крокодила.

Внимание! Правильный ответ Cu(OH)2 + H2SO4 CuSO4 + 2H2O Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение

Однажды русалка заметила, что ее друзья рыбы перестали с ней играть и уплывают подальше от ее дома. Она не могла понять, в чем дело, ведь они не ссорились… И тогда ее мама рассказала ей, что рыбы уплывают, потому что около их дома почти нет растений, и рыбам не хватает кислорода… Русалка подумала, что можно посадить растения, но они будут расти долго… А из старых мудрых книжек она узнала, что можно насытить воду углекислым газом – повышение концентрации СО2 в воде приводит к значительному ускорению в росте растений. В распоряжении русалки оказались: NaOH, ВaCO3, K2SO4, НCl, Ba(NO3)2. помогите русалке получить углекислый газ.

Внимание! Правильный ответ BаСО3 + 2HCl BaCl2 + H2O + CO2 Д.З. Составить полное и сокращенное ионное уравнение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 925 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 578 358 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 05.02.2017
  • 3014
  • 187
  • 05.02.2017
  • 512
  • 0
  • 04.02.2017
  • 1669
  • 5
  • 04.02.2017
  • 2980
  • 25
  • 04.02.2017
  • 6060
  • 92
  • 04.02.2017
  • 822
  • 6
  • 04.02.2017
  • 805
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 05.02.2017 9726
  • PPTX 8 мбайт
  • 1472 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Делибораниди София Христофоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 5 месяцев
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 17119
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://uchitel.pro/%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0/

http://infourok.ru/prezentaciya-po-himii-na-temu-reakcii-ionnogo-obmena-klass-1587631.html