Рациональные уравнения
Рациональное уравнение – это уравнение вида $f(x)=g(x)$, где $f(x)$ и $g(x)$ — рациональные выражения.
Рациональные выражения — это целые и дробные выражения, соединённые между собой знаками арифметических действий: деления, умножения, сложения или вычитания, возведения в целую степень и знаками последовательности этих выражений.
$<2>/
$3x+√x=7$ — иррациональное уравнение (содержит корень)
Если хотя бы в одной части рационального уравнения содержится дробь, то уравнение называется дробно рациональным.
Чтобы решить дробно рациональное уравнение, необходимо:
- Найти значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ);
- Найти общий знаменатель дробей, входящих в уравнение;
- Умножить обе части уравнения на общий знаменатель;
- Решить получившееся целое уравнение;
- Исключить из его корней те, которые обращают в ноль общий знаменатель.
Решить уравнение: $4x+1-<3>/
1. находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)
2. находим общий знаменатель дробей и умножаем на него обе части уравнения
3. решаем полученное уравнение
Решим вторым устным способом, т.к. $а+с=b$
4. исключаем те корни, при которых общий знаменатель равен нулю
В первом пункте получилось, что при $x = 0$ уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.
При решении уравнения с двумя дробями, можно использовать основное свойство пропорции.
Находим значения переменной, при которых уравнение не имеет смысл (ОДЗ)
Воспользуемся основным свойством пропорции
Раскроем скобки и соберем все слагаемые в левой стороне
Решим данное квадратное уравнение первым устным способом, т.к. $a+b+c=0$
В первом пункте получилось, что при x = 0 уравнение не имеет смысл, среди корней уравнения нуля нет, значит, оба корня нам подходят.
«Решение целых и дробно рациональных уравнений.»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс)
Использованный материал можно применять для подготовки к ЕГЭ в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_podgotovki_k_ege_po_matematike_10-11klass.docx | 62.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Решение целых и дробно рациональных уравнений.»
Учитель: Незнамова Н.И
( Использовать при подготовке к ЕГЭ в 11 классе)
Рациональные уравнения – это уравнения, в которых и левая, и правая части рациональные выражения.
Этапы решения рационального уравнения.
- Определить ОДЗ (ни один знаменатель не может равняться нулю).
- Найти наименьший общий знаменатель всех дробей.
- Умножить уравнение на этот знаменатель и решить полученное целое уравнение.
- Включить в ответ только те корни, которые входят в ОДЗ.
Решение целых уравнений
Решение таких уравнений обычно сводится к преобразованию их в равносильные алгебраические уравнения. Достичь этого можно путем проведения равносильных преобразований уравнений в соответствии со следующим алгоритмом:
- сначала получим ноль в правой части уравнения, для этого на необходимо перенести выражение, которое находится в правой части уравнения, в его левую часть и поменять знак;
- затем преобразуем выражение в левой части уравнения в многочлен стандартного вида.
Мы должны получить алгебраическое уравнение. Это уравнение будет равносильным по отношению к исходному уравнению. Легкие случаи позволяют нам для решения задачи свести целое уравнение с линейному или квадратному. В общем случае мы решаем алгебраическое уравнение степени n
В самом начале перенесем все слагаемые в левую сторону, чтобы справа остался 0. Получаем:
Теперь приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:
Дробь равна 0 тогда и только тогда, когда ее числитель равен 0, а знаменатель не равен 0.
Получаем следующую систему:
Первое уравнение системы – это квадратное уравнение. Прежде чем его решать, поделим все его коэффициенты на 3. Получим:
Коэффициенты данного уравнения: . Вычисляем дискриминант:
Далее, по формуле корней квадратного уравнения находим:
Получаем два корня: ; .
Теперь решим второе неравенство: произведение множителей не равно 0 тогда и только тогда, когда ни один из множителей не равен 0.
Поскольку 2 никогда не равно 0, то необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Поскольку ни один из полученных выше корней уравнения не совпадает с недопустимыми значениями переменной, которые получились при решении второго неравенства, они оба являются решениями данного уравнения.
В самом начале перенесем все слагаемые в левую сторону, чтобы справа остался 0. Получаем:
Теперь приведем левую часть уравнения к общему знаменателю:
Данное уравнение эквивалентно системе:
Первое уравнение системы – это квадратное уравнение.
Коэффициенты данного уравнения: . Вычисляем дискриминант:
Далее, по формуле корней квадратного уравнения находим:
Получаем два корня: ; .
Теперь решим второе неравенство: произведение множителей не равно 0 тогда и только тогда, когда ни один из множителей не равен 0.
Необходимо, чтобы выполнялись два условия: . Получаем, что из двух корней первого уравнения подходит только один – 3.
Раскрыв скобки в знаменателях, получаем уравнение:
Полагая, что x 2 + 3х + 2 = t ,приходим к системе уравнений
Решив первое уравнение системы, получаем корни t 1 = 2, t 2 = 18. Далее, из второго уравнения системы, получаем корни исходного уравнения: .
Прибавим к числителю второй дроби выражение 2 х — 2 х , тождественно равное нулю:
Решив первое уравнение системы, получаем корни: t 1 = -1, t 2 = 2. Из второго уравнения системы, получаем корни исходного уравнения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс «Решение дробно-рациональных уравнений»
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Решение дробно-рациональных уравнений».
Решение дробных рациональных уравнений
Презентация содержит демонстрационный материал к обяснению нового материала по теме «Решение дробных рациональных уравнений». Учебник Макарычева Ю.Н. и др. «Алгебра 8».
Решение дробно — рациональных уравнений с модулем.
Данная презентация разработана для подготовки учащихся 10 классса к КДР, может быть полезна для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ.
Урок алгебры в 8-м классе «Решение дробно-рациональных уравнений»
Урок закрепления изученного материала проводится в форме игры «Лабиринт». Задания в лабиринте дифференцированы по уровням сложности, что позволяет учащимся выбрать наиболее походящий для себя режим ра.
Урок в 8 классе»Решение дробных рациональных уравнений»
Урок формирования умений и навыков.
урок алгебры в 8 классе по теме «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений»
урок — путешествие по городам Белгородской области (с презентацией).
Алгебра. 8 класс. Решение задач с дробно рациональными уравнениями, которые сводятся к квадратным уравнениям.
Алгебра. 8 класс. Решение задач с дробно рациональными уравнениями, которые сводятся к квадратным уравнениям.
Задания по теме «Рациональные уравнения»
Открытый банк заданий по теме рациональные уравнения. Задания B5 из ЕГЭ по математике (профильный уровень)
Задание №883
Условие
Найдите корень уравнения x=\frac<3x-8>
Решение
\frac
Больший из корней −2 .
Ответ
Задание №880
Условие
Найдите корень уравнения \frac<16>
Решение
Уравнения \frac<16>
x_1=-8, x_2=8. Меньший из корней равен −8 .
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/11/21/reshenie-tselyh-i-drobno-ratsionalnyh-uravneniy
http://academyege.ru/theme/racionalnye-uravneniya.html