Решение иррациональных уравнений задания профильного уровня

Иррациональные уравнения на ЕГЭ

Материал для подготовки к ЕГЭ по математике на тему: «Иррациональные уравнения».

8. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ
8.1. Уравнения четной степени корня
8.2. Уравнения нечетной степени корня
Тест для проверки теоретических знаний
Примеры
Задачи для самостоятельного решения
Контрольный тест

Рекомендуем использовать этот материал при тщательной подготовке к сдаче ЕГЭ на высокий балл.

В теме содержатся теория и практические задания различного уровня сложности.

Методы решения иррациональных уравнений, профильный уровень 10 класс

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методы решения иррациональных уравнений 10 класс Профильный уровень .

Устная работа Можно ли, не решая уравнений, сделать вывод о неразрешимости предложенных уравнений:

Методы решения иррациональных уравнений Введение новой переменной Исследование ОДЗ Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель. Сведение уравнения к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной. Выделение полного квадрата

Методы решения иррациональных уравнений Использование свойств монотонности функций Функционально — графический метод Метод равносильных преобразований Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень

Введение новой переменной а2 -2а – 3 =0 а1 = -1 не удовлетворяет условию: а2 = 3 х + 32 = 81 х = 49 Ответ: 49. Пусть: ;

Ответ: [5; 10] Пусть х = у2 + 1 |y – 2| + |y – 3| = 1

Введение новой переменной Решить уравнение. Пусть х2+ 3х- 6 = t , t ≥0, тогда Отсюда, t1=4, t2=36. Проверка: t=36 – посторонний корень. Выполняем обратную подстановку х2+3х-6=4 Отсюда, х1= — 5, х2=2.

Решить уравнение Исследование ОДЗ Решение. Замечаем, что ОДЗ уравнения состоит из одной точки х=1. Проверкой убеждаемся, что х=1 – решение уравнения.

Умножение обеих частей уравнения на сопряженный множитель Решить уравнение Умножим обе части уравнения на Проверкой убеждаемся, что х = 1 является корнем данного уравнения.

(1) | ∙ х=0 или Сложим данное уравнение с уравнением (1), получим Ответ: -3; 0; 3.

Сведение к системе рациональных уравнений с помощью введения переменной Решить уравнение Замена Тогда u+v=3. Так как u3=x-2, v2=x+1, то v2 – u3 =3. Итак, в новых переменных имеем Значит, х=3.

a3 + 1 – 2a + a2 = 1 a3 + a2 – 2a = 0 a1 = 0 a2 = 1 a3 = — 2 Ответ: -2; -1; 7. х = — 1 х = — 2 х = 7

Выделение полного квадрата Решить уравнение Заметим, что Следовательно, имеем уравнение: или Решением первой системы будет х=0, решением второй системы – все числа, удовлетворяющие неравенству Ответ:

Использование свойств монотонности функций f(x) = , — возрастает на D(f). g(x)= 5 — x, — убывает на D(g). Уравнение f(x)=g(x) имеет не более одного корня. 4. Подбором находим, что X=2. Ответ. 2.

Использование свойств монотонности функций Решить уравнение Если функция u(x) монотонная, то уравнение и(х) = А либо не имеет решений, либо имеет единственное решение. Отсюда следует, что уравнение и(х) = v(x), где и(х) — возрастающая, a v(x) – убывающая функции, либо не имеет решений, либо имеет единственное решение. Подбором находим, что х=2. Это единственное решение.

Графический метод Решите графически уравнение 1) Строим график 2) Строим график 3) Находим абсциссы точек пересечения графиков 4)Записываем ответ. Ответ. 0; 4,2.

Домашнее задание Решить систему уравнений Решите уравнения:

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 949 человек из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 681 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 314 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 567 778 материалов в базе

Другие материалы

  • 08.04.2017
  • 874
  • 3

  • 08.04.2017
  • 333
  • 0
  • 08.04.2017
  • 1370
  • 3
  • 08.04.2017
  • 608
  • 0
  • 08.04.2017
  • 600
  • 0
  • 08.04.2017
  • 864
  • 0
  • 08.04.2017
  • 25063
  • 58

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 08.04.2017 3986
  • PPTX 454.7 кбайт
  • 53 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вильчинская Алла Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 5 лет и 4 месяца
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 21146
  • Всего материалов: 12

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

Время чтения: 0 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Иррациональные уравнения

Уравнения, содержащие неизвестную под знаком корня, называются иррациональными.

Чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

  1. Преобразовать заданное иррациональное уравнение к виду: $√=g(x)$ или $√=√$
  2. Обе части уравнение возвести в квадрат: $√^2=(g(x))^2$ или $√^2=√^2$
  3. Решить полученное рациональное уравнение.
  4. Сделать проверку корней, так как возведение в четную степень может привести к появлению посторонних корней. (Проверку можно сделать при помощи подстановки найденных корней в исходное уравнение.)

Решите уравнение $√<4х-3>=х$. Если уравнение имеет более одного корня, укажите наименьший из них.

Обе части уравнение возведем в квадрат:

Получаем квадратное уравнение:

Перенесем все слагаемые в левую часть уравнения:

Решим данное квадратное уравнение устным способом, так как

Проведем проверку корней, подставив их вместо икса в исходное уравнение

$1=1$, получили в результате проверки верное равенство, следовательно $х_1=1$ подходит.

$3=3$, получили в результате проверки верное равенство, следовательно корень $х_2=3$ подходит

$х_1=1$ наименьший корень.

Так как в иррациональных уравнениях иногда необходимо возводить в квадрат не только число, но и целое выражение, необходимо вспомнить формулы сокращенного умножения:

  1. Квадрат разности двух чисел равен квадрату первого числа минус удвоенное произведение первого на второе число плюс квадрат второго числа. $(a-b)^2=a^2-2ab+b^2$
  2. Квадрат суммы двух чисел равен квадрату первого числа плюс удвоенное произведение первого числа на второе плюс квадрат второго числа. $(a+b)^2=a^2+2ab+b^2$

Решить уравнение: $х-6=√<8-х>$

Возведем обе части уравнения в квадрат

В левой части уравнения при возведении в квадрат получаем формулу сокращенного умножения квадрат разности. В правой части уравнения квадрат и корень компенсируют друг друга и в результате остается только подкоренное выражение

Получили квадратное уравнение. Все слагаемые переносим в левую часть уравнения. При переносе слагаемых через знак равно их знаки меняются на противоположные.

Приводим подобные слагаемые:

Найдем корни уравнения через дискриминант:

Проведем проверку корней, подставив их вместо икса в исходное уравнение

$1=1$, получили верное равенство, следовательно, корень нам подходит.

$-2=2$, получили неверное равенство, следовательно, данный корень посторонний.


источники:

http://infourok.ru/metodi-resheniya-irracionalnih-uravneniy-profilniy-uroven-klass-1764960.html

http://examer.ru/ege_po_matematike/teoriya/irracionalnye_uravneniya