Решение квадратных уравнений способом номограммы

Решение квадратных уравнений с помощью номограммы

Это старый и в настоящее время забытый способ решения квадратных уравнений.

Номограмма даёт значения положительных корней уравнения z 2 + pz + q = 0. Если уравнение имеет корни разных знаков, то, найдя по номограмме положительный корень, отрицательный находят, вычитая положительный из – р.

Рис. 6. Вид монограммы для решения уравнения z 2 + pz + q = 0

В случае, когда оба корня отрицательны, берут z = – t и находят по номограмме два положительных корня t1; t 2 уравнения t 2 + – pt + z = 0, а затем z1 = – t1; z 2 = – t2.

Если коэффициенты p и q выходят за пределы шкал, выполняют подстановку z = kt и решают посредством номограммы уравнение

,

где k берётся с таким расчётом, чтобы имели место неравенства

; .

Вид монограммы для решения уравнения z 2 + pz + q = 0 можно найти на рис. 6.

«Плюсы» и «минусы» различных способов решения

Название способа решения квадратных уравненийПлюсыМинусы
Решение квадратных уравнений по формулеМожно применить ко всем квадратным уравнениям.Нужно выучить формулы.
Разложение левой части уравнения на множителиДает возможность сразу увидеть корни уравнения.Нужно правильно вычислить слагаемых для группировки.
Метод выделения полного квадратаЗа минимальное количество действий можно найти корни уравненийНужно правильно найти все слагаемые для выделения полного квадрата.
Решение уравнений с использованием теоремы ВиетаДостаточно легкий способ, дает возможность сразу увидеть корни уравнения.легко находятся только целые корни.
Свойства коэффициентов квадратного уравненияНе требует особых усилийПодходит только к некоторым уравнениям
Решение уравнений способом переброскиЗа минимальное количество действий можно найти корни уравнения, применяется совместно со способом теоремы Виета.легко найти только целые корни.
Геометрический способ решения квадратных уравненийНаглядный способ.похож на способ выделения полного квадрата
Графическое решение квадратного уравненияНаглядный способМогут быть не точности при составлении графиков
Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейкиНаглядный способМогут быть не точности
Решение квадратных уравнений с помощью номограммыНаглядный способ, прост в применении.Не всегда под рукой имеется номограмма.

График квадратичной функции.

•Квадратичной функцией называется функция вида y=ax 2 +bx+c, где a,b,c — числа, причем a≠0.
•Графиком квадратичной функции является парабола.

Чтобы построить график функции y=x 2 составим таблицу значений

и построим график, используя полученные точки:

Внимание! Если в уравнении квадратичной функции старший коэффициент a=1, то график квадратичной функции имеет ровно такую же форму, как график функции y=x 2 при любых значениях остальных коэффициентов.
График функции y=-x 2 имеет вид:


Итак:
•Если старший коэффициент a>0, то ветви параболы напрaвлены вверх.
•Если старший коэффициент a 2 +bx+c нужно решить квадратное уравнение ax 2 +bx+c=0.

В процессе решения квадратного уравнения мы находим дискриминант: D=b 2 -4ac, который определяет число корней квадратного уравнения.

И здесь возможны три случая:
1. Если D 2 +bx+c=0 не имеет решений, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c не имеет точек пересечения с осью ОХ.
Если a>0,то график функции выглядит примерно так:

2. Если D=0 ,то уравнение ax 2 +bx+c=0 имеет одно решение, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c имеет одну точку пересечения с осью ОХ.
Если a>0,то график функции выглядит примерно так:

3.Если D>0, то уравнение ax 2 +bx+c=0 имеет два решения, и, следовательно, парабола y=ax 2 +bx+c имеет две точки пересечения с осью ОХ: ,
Если a>0, то график функции выглядит примерно так:

Значит, зная направление ветвей параболы и знак дискриминанта, мы уже можем в общих чертах определить, как выглядит график нашей функции.

Следующий важный этап построения графика квадратичной функции – координаты вершины параболы:



Прямая, прохдящая через вершину параболы параллельно оси OY является осью симметрии параболы.

И еще один этап построения графика функции – точка пересечения параболы y=ax 2 +bx+c с осью OY.

Поскольку абсцисса любой точки, лежащей на оси OY равна нулю, чтобы найти точку пересечения параболы y=ax 2 +bx+c с осью OY, нужно в уравнение параболы вместо х подставить ноль: y(0)=c.

Тема: «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Тема: «Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия: Урок углубления знаний

Программное обеспечение: Авторская программа элективного курса ««История квадратных уравнений и десять способов их решения»

Дидактический материал: Номограммы для учащихся, карточки с заданиями

Форма работы: индивидуальная, парная, групповая

Время проведения: 40 минут

— Формирование знания решения квадратных уравнений с помощью номограмм

· Познакомить с теорией способа решения квадратных уравнений с помощью номограмм

· Познакомить с применением способа решения квадратных уравнений с помощью номограмм на практике

· Создать условия для формирования мотивации выбора математики для последующего углубленного изучения.

· Выработать умения выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.

· Сформировать умения составлять алгоритмы для способа решения квадратных уравнений

· Развитие вычислительных навыков

· Развитие кругозора учащихся

· Развитие умения наблюдать, анализировать.

· Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, познавательных интересов, творческих способностей учащихся.

· Развитие коммуникативных качеств личности

· Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

· Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, отношения ответственной зависимости, взаимопомощи, умения общаться, толерантности у детей

· Воспитание самостоятельности, умения представлять выбранный способ решения уравнения

— Организационный момент. Вступительное слово учителя

— Актуализация опорных теоретических и практических знаний о способах решения квадратных уравнений

— Объяснение нового материала

— Закрепление нового материала

— Подведение итогов. Рефлексия.

Вступительное слово учителя.

Сообщаю цель, задачи занятия, план работы на занятии.

Актуализация опорных теоретических – повторение алгоритмов известных способов решения квадратных уравнений (разложение левой части на множители, выделение квадрата двучлена, с помощью теоремы Виета, с помощью свойства коэффициентов, с помощью «переброски» коэффициентов, графический способ)

Актуализация практических знаний о способах решения квадратных уравнений. Решить квадратные уравнения различными способами:

1. Способом разложения на множители

2. Способом выделения квадрата двучлена

3. По теореме Виета (обратной)

4. Используя свойства коэффициентов

345х2 – 137х – 208 = 0

5. Используя свойства коэффициентов

313х2 + 326х + 13 = 0

6. Способом переброски

7. Графическим способом

Задание выполняют самостоятельно, но каждое уравнение решает двое учащихся, которые не в одной группе.

Проверка проводится по группам учащихся с одинаковыми заданиями.

1) Способом разложения на множители:

7х2 + 7х + 2х + 2 = 0

7х (х + 1) + 2(х +1) =0

7х +2 = 0 или х +1 = 0

2) Способом выделения квадрата двучлена:

3(х2 + 2/3 х –5/3) = 0

х2 + 2* 1/3 х +1/9– 1/9– 5/3=0

(х +1/3)– 16/9 = 0

(х + 1/3)= 16/9

х +1/3 = 4/3 или х+1/3 = –4/3

3) По теореме Виета (обратной)

х + х= 4, х= 1

х * х= 3 х= 3

4) Используя свойство коэффициентов

345х2 – 137х – 208 = 0

а + b+ с = 345 –137 –208 =0, значит, х = 1, х= –208/345

5) Используя свойство коэффициентов

313х2 + 326х + 13 = 0

а – b +с = 313 – 326 +13 = 0, значит, х = –1, х= –13/313

6) Способом переброски

у+ 3у – 4 = 0

у + у= –3

у * у= –2

у= – 4 у= 1

х = – 4: 2 = –2 х= 1:2=0,5

Ответ: –2; 0,5

7) Графическим способом х2 – 2х – 3 = 0

у = х2 , графиком является парабола

у = 2х + 3, графиком является прямая

Прямая и парабола

имеют две общие точки,

абсциссы которых являются

Объяснение нового материала

«Решение квадратных уравнений с помощью номограммы»

Сообщение ученика о понятии номограмма

Разработка теории номографических построений началась в 19 в. Первой была создана теория построения прямолинейных сетчатых номограмм (французский математик Л. , 1843).

Основания общей теории номографических построений дал М. Окань в 1884—91; в его же работах впервые встречается название Номография. Первым в России вопросами Номография начал заниматься М. Герсеванов в 1906—08. Большая заслуга в деле развития теории Номография и организации номографирования инженерных расчетов принадлежит А. Глаголеву, возглавлявшему советскую номографическую школу.

Номограмма (от греческого «nomos» – закон и …грамма), графическое представление функции от нескольких переменных, позволяющее с помощью простых геометрических операций (например, прикладывание линейки) исследовать функциональные зависимости без вычислений. Например, решать квадратное уравнение без применения формул.

(Большой энциклопедический словарь: Номограмма – см. в ст. Номография.)

Номограмма – графическое изображение математической зависимости. С помощью номограммы можно, не производя вычислений, получать решения уравнений, для которых номограмма построена. Номограммы широко применяются в базисных прицелах, радиотехнических системах и других устройствах и системах для бомбометания, воздушной стрельбы, самолетовождения и т. д.

(Военно-авиационный словарь, Москва, Воениздат)

Геометрические изображения зависимостей между переменными, избавляющие от вычислений, известны давно. К ним можно отнести достаточно сложные построения, содержащие семейства линий и шкалы как изображения переменных (встречающиеся, например, в солнечных часах и астролябиях).

Номография (от греч. nómos — закон и . графия), раздел математики, объединяющий теорию и практические методы построения номограмм – специальных чертежей, являющихся изображениями функциональных зависимостей. Особенность номограмм заключается в том, что каждый чертеж изображает заданную область изменения переменных и каждое из значений переменных в этой области изображено на номограмме определенным геометрическим элементом (точкой или линией); изображения значения переменных, связанных функциональной зависимостью, находятся на номограмме в определенном соответствии, общем для номограмм одного и того же типа

(Современный энциклопедический словарь)

Это старый и незаслуженно забытый способ решения квадратных уравнений, о котором рассказывается в Таблице XXII Четырехзначных математических таблиц, автор Брадис для решения уравнения z2 + рz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициентам определить корни уравнения. Криволинейная шкала номограммы построена по формулам ОВ = , АВ = .

(слайд) Полагая, что ОС = р, ЕД =q, ОЕ = а, из подобия треугольников САН и СДF (почему треугольники подобны?) получим пропорцию . Подставив, ОВ = , АВ = , получим ,

1+z0

p – q = p + pz +z

z+ pz + q = 0

Из пропорции после подстановок и упрощений получаем уравнение z2 + рz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.

Для уравнения z2 – 9 z + 8 = 0,

номограмма дает корни z = 8,0 и z2 = 1,0

2. Решим с помощью номограммы уравнение 2z 2 – 9z + 8 = 0.

Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение

z – 4,5z + 1 = 0. Номограмма дает корни z= 4 и z= 0,5

3. Решить самостоятельно:

4. Проверить полученные результаты:

Для уравнения z2 + 5z – 6 = 0 номограмма дает положительный корень z = 1,0, а отрицательный корень находим, вычитая положительный корень из

– р, т. е. z 2 = – р –1 = – 5 – 1 = – 6,0

Для решения уравнения z2 – 2z – 8 = 0 номограмма дает положительный корень z=4,0, отрицательный корень равен z= – р – z= 2–4 = – 2

Уравнения для закрепления:

С каким способом познакомились?

· Каков план решения при этом способе?

· Какие могут быть варианты при решении уравнения данным способом?

1) Решить уравнения с помощью номограмм:

2) В теоретическом материале:

— Доказать подобие треугольников

— Подготовить алгоритм решения квадратного уравнения с помощью номограмм

(План решения с помощью номограмм может быть таким:

1. Отметить числа, соответствующие коэффициентам квадратного уравнения z2 + рz + q = 0 на вертикальных осях

2. Соединить их отрезком

3. На шкале определить числа, соответствующие точкам пересечения отрезка и осей

— Если оба корня положительные, то получаем ответ

— Если один из корней отрицательный на шкале получим один корень, а второй корень найдем, используя теорему Виета)

4. Подумать над вариантами решения уравнений (если не предложат, то:

— Если оба корня отрицательные

— Если коэффициенты выходят за пределы шкалы)

На следующем занятии рассмотрим остальные возможные случаи решения уравнений способом номограмм.

Вычислить квадратные корни из 784, 841, 1156, 3364, 2116 без таблиц

Выбрать цвет соответствующий состоянию в конце занятия

· Зеленый – все понятно в новом способе

· Желтый – не совсем понятно

· Красный – все непонятно, требуется помощь

1. Брадис математические таблицы для средней школы. Изд. 57-е. – М.: Просвещение, 1990. С. 83.

2. Клюквин , 6-8. Пособие для учащихся 6-8 классов. – М.: Просвещение, 1963.

3. , Рубанов по алгебре и элементарным функциям. Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – М.: высшая школа, 1969.

4. Математика (приложение к газете «Первое сентября), №№ 21/96, 10/97, 24/97, 18/98, 21/98.

5. Пресман АА. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. – М.: Квант, № 4/72. С. 34.

6. Соломник B. C., Милое вопросов и задач по математике. Изд. 4-е, дополн. – М., Высшая школа, 1973.

7. 7. И. Сборник задач по алгебре и элементарным
функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Просвещение,1970

8. , Считающие чертежи. (Номограммы), 2 изд., М.: 1959; его же, Номография, М. — Л., 1949;

Исследовательская работа по теме: «Решение квадратных уравнений различными способами.»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» ИМРСК

Исследовательская работа по теме:

работа выполнена в течении 4 месяцев

Работа ученицы 9 б класса ,

учитель математики школы № 19,

Ерёмина Екатерина Дмитриевна.

1. Определение квадратного уравнения, его виды ________________стр. 3

2. Из истории квадратных уравнений __________________________стр. 4

3. Различные способы решения квадратных уравнений:

1) Разложение левой части уравнения на множители ________________стр. 6

2) Метод выделения полного квадрата ____________________________стр. 6

3) Решение квадратных уравнений по формуле _____________________стр. 7

4)Решение уравнений с использованием теоремы Виета _____________ стр. 8

5) Решение уравнений способом переброски _______________________стр. 9

6)Свойства коэффициентов квадратного уравнения ________________стр. 10

7) Графическое решение квадратного уравнения __________________ стр. 13

8) Решение квадратных уравнений с помощью

циркуля и линейки _________________________________________стр. 14

9) Решение квадратных уравнений с помощью

номограммы _____________________________________________стр. 18

10) Геометрический способ решения квадратных уравнений _________стр. 20

4. Дидактический материал __________________________________стр. 22

5. Литература _______________________________________________ стр. 24

1. Определение квадратного уравнения, его виды.

Определение : Квадратным уравнением называется уравнение вида

где х — переменная , а, b и с -некоторые числа, причем, а ≠ 0.

Если в квадратном уравнении ах 2 + bx + c = 0 хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю, то такое уравнение называют неполным квадратным уравнением .

Неполные квадратные уравнения бывают трёх видов:

1) ах 2 + с = 0, где с ≠ 0;

2) ах 2 + b х = 0, где b ≠ 0;

2. Из истории квадратных уравнений .

а) Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне

Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до н.э. вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения:

х 2 + х = , х 2 – х = 14

Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены.

б) Квадратные уравнения в Индии.

Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом тракте «Ариабхаттиам», составленном в 499 г. индийским математиком и астрономом Ариабахаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта ( VII в.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме:

В уравнении коэффициенты, кроме а , могут быть отрицательными. Правило Брахмагупта по существу совпадает с нашим.

в) Квадратные уравнения в Европе XIII XVII вв.

Формулы решения квадратных уравнений по образцу ал-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202 г. Итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Этот объемный труд, в котором отражено влияние математики как стран ислама, так и Древней Греции, отличается и полнотой, и ясностью изложения. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники XVI — XVII вв. и частично XVIII .

Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду

при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b , с было сформулировано в Европе лишь в 1544 г. М.Штифелем.

Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых в XVI в. Учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь в XVII в. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

3. Различные способы решения квадратных уравнений.

1) Разложение левой части уравнения на множители.

1. Решим уравнение х 2 + 10х – 24 = 0.

Разложим левую часть уравнения на множители:

х 2 + 10х – 24 = х 2 + 12х – 2х – 24 = х (х + 12) – 2 (х +12) = (х + 12)(х – 2).

Следовательно, уравнение можно переписать так:

Так как произведение равно нулю, то по крайне мере один из его множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х = 2, а также при х = — 12. это означает, что числа 2 и – 12 являются корнями уравнения х 2 + 10х – 24 = 0.

2) Метод выделения полного квадрата

Поясним этот метод на примере.

Решим уравнение х 2 + 6х – 7 = 0

Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение

х 2 + 6х в следующем виде:

х 2 + 6х = х 2 + 2· х ·3.

В полученном выражении первое слагаемое – квадрат числа х , а второе – удвоенное произведение х на 3. поэтому чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 3 2 , так как

х 2 + 2· х ·3 + 3 2 = (х + 3) 2 .

Преобразуем теперь левую часть уравнения

прибавляя к ней и вычитая 3 2. Имеем:

х 2 + 6х – 7 = х 2 + 2· х ·3 + 3 2 – 3 2 – 7 = (х + 3) 2 – 9 – 7 = (х + 3) 2 – 16.

Таким образом, данное уравнение можно записать так:

(х + 3) 2 –16 = 0, т.е. (х + 3) 2 = 16.

Следовательно, х = 3 = 4, х 1 = 1, или х +3 = — 4 , х 2 = – 7.

3) Решение квадратных уравнений по формуле

Умножим обе части уравнения

на 4 а и следовательно имеем:

4а 2 х 2 + 4а b с + 4ас = 0.

((2ах) 2 + 2ах · b + b 2 ) – b 2 + 4ас = 0,

(2ах + b ) 2 = b 2 – 4ас,

2ах + b = ±

2ах = – b ±

Х 1,2 =

а) 4х 2 + 7х + 3 = 0.

а = 4, b = 7, с = 3, D = b 2 – 4 ас = 7 2 – 4· 4 ·3 = 49 – 48 = 1, D > два разных корня;

х = , х = ; х = , х 1 = , х = , х 2 = –1

Таким образом, в случае положительного дискриминанта,

т. е. при b 2 – 4 ас≥0 уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет два различных корня.

б) 4х 2 – 4х + 1 = 0,

х=

Итак, если дискриминант равен нулю, т. е. = b 2 – 4 ас= 0, то уравнение ах 2 + b х + с = 0 имеет единственный корень, х =

в) 2х 2 +3х + 4 = 0, а =2, b = 3, с = 4, D = b 2 – 4 ас= 9 – 4∙2∙4 =9 – 32 = — 13,

Итак, если дискриминант отрицателен, т. е. = b 2 – 4 ас 0, то уравнение

4) Решение уравнений с использованием теоремы Виета

(прямой и обратной)

а) Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид

Его корни удовлетворяют теореме Виета , которая при а = 1 имеет вид

Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).

а) Если свободный член q приведенного уравнения (1) положителен ( q >0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p .

Если p >0 , то оба корня отрицательные, если p , то оба корня положительны.

х 2 – 3х + 2 = 0; х 1 = 2 и х 2 = 1, так как q = 2 > 0 и p = – 3

х 2 +8х + 7 = 0; х 1 = – 7 и х 2 = – 1, так как q = 7 > 0 и p = 8 >0.

б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен ( q то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p , или отрицателен, если p >0.

х 2 + 4х – 5 = 0; х 1 = – 5 и х 2 = 1, так как q = – 5 0 и p = 4 > 0;

х 2 – 8х – 9 = 0; х 1 = 9 и х 2 = – 1, так как q = – 9 0 и p = – 8 >0.

б) Теорема Виета для квадратного уравнения

Справедлива теорема, обратная теореме Виета :

Если числа х 1 и х 2 таковы, что х 12 = -р, х 1 х 2 = q , то х 1 и х 2 – корни квадратного уравнения

Эта теорема позволяет в ряде случаев находить корни квадратного уравнения без использования формулы корней.

1. Решить уравнение

Попробуем найти два числа х 1 и х 2 , такие, что

Такими числами являются 2 и 7. По теореме, обратной теореме Виета, они и служат корнями заданного квадратного уравнения.

2. Решить уравнение

Попробуем найти два числа х 1 и х 2 , такие, что

Нетрудно заметить, что такими числами будут – 7 и 4. Они и являются корнями заданного уравнения.

5)Решение уравнений способом «переброски»

Рассмотрим квадратное уравнение

Умножая обе его части на а, получаем уравнение

Пусть ах = у, откуда х = ; тогда приходим к уравнению

равносильного данному. Его корни у 1 и у 2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получаем х 1 = и х 1 = . При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как бы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски». Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.

Решим уравнение 2х 2 – 11х + 15 = 0.

Решение. «Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение

Согласно теореме Виета

Ответ: 2,5;3.

6. Свойства коэффициентов квадратного уравнения.

А. Пусть дано квадратное уравнение

1.Если а + b + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов уравнения равна нулю), то х 1 = 1, х 2 = .

Доказательство . Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведенное квадратное уравнение

х 2 + х + = 0.

Согласно теореме Виета

По условию а + b + с = 0, откуда b = – а – с . Значит,

Получаем х 1 = 1, х 2 = , что и требовалось доказать.

2. Если а — b + с = 0, или b = а + с, то х 1 = – 1, х 2 = – .

Доказательство . По теореме Виета

По условию а – b + с = 0, откуда b = а + с. Таким образом,

т.е. х 1 = 1 и х 2 = , что и требовалось доказать.

1. Решим уравнение 345х 2 137х – 208 = 0.

Решение . Так как а + b + с = 0 (345 – 137 – 208 = 0), то х 1 = 1, х 2 = = .

Ответ : 1; .

2. Решим уравнение 132х 2 + 247х + 115 = 0

Решение. Т. к. а- b +с = 0 (132 – 247 +115=0), то

х 1 = — 1, х 2 = —

Ответ: — 1; —

Б. Если второй коэффициент b = 2 k – четное число, то формулу корней

х 1,2 =

можно записать в виде

х 1,2 =

Решим уравнение 3х 2 14х + 16 = 0.

D = k 2 ac = (– 7) 2 – 3 · 16 = 49 – 48 = 1, D >0, два различных корня;

х =

Ответ : 2; .

В. Приведенное уравнение

совпадает с уравнением общего вида, в котором а = 1, p и c = q . Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней

х 1,2 =

х 1,2 = или х 1,2 = — (3).

Формулу (3) особенно удобно использовать, когда p – четное число.

1. Решим уравнение х 2 14х – 15 = 0.

Решение . Имеем: х 1,2 = 7± = 7± = 7±8.

7. Графическое решение квадратного уравнения

Если в уравнении

перенести второй и третий члены в правую часть, то получим

Построим графики зависимостей у = х 2 и у = – pxq .

График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат.

График второй зависимости – прямая.

Возможны следующие случаи: прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;

— прямая и парабола могут касаться (только одна общая точка),т.е. уравнение имеет одно решение;

— прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.


источники:

http://pandia.ru/text/78/612/6224.php

http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-teme-reshenie-kvadratnih-uravneniy-razlichnimi-sposobami-571792.html