Логарифмические уравнения и неравенства
Логарифмическим уравнениям и неравенствам в вариантах ЕГЭ по математике посвящена задача C3. Научиться решать задания C3 из ЕГЭ по математике должен каждый ученик, если он хочет сдать предстоящий экзамен на «хорошо» или «отлично». В данной статье представлен краткий обзор часто встречающихся логарифмических уравнений и неравенств, а также основных методов их решения.
Итак, разберем сегодня несколько примеров логарифмических уравнений и неравенств, которые предлагались учащимся в вариантах ЕГЭ по математике прошлых лет. Но начнет с краткого изложение основных теоретических моментов, которые нам понадобятся для их решения.
Логарифмическая функция
Определение
0,\, a\ne 1 \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/>
называют логарифмической функцией.
Основные свойства
Основные свойства логарифмической функции y = loga x:
| a > 1 | 0 0,\, b>0,\, c>0,\, a\ne 1. \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел: 0,\, b>0,\, c>0,\, a\ne 1. \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Если a и b — положительные числа, причем a ≠ 1, то для любого числа r справедливо равенство: 0,\, b>0,\, a\ne 1. \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> • Если a, b, c — положительные числа, причем a и c отличны от единицы, то имеет место равенство (формула перехода к новому основанию логарифма): 0,\, b>0,\, c>0,\, a\ne 1,\, c\ne 1. \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> Решение логарифмических уравнений и неравенствПример 1. Решите уравнение: Решение. В область допустимых значений входят только те x, при которых выражение, находящееся под знаком логарифма, больше нуля. Эти значения определяются следующей системой неравенств: 0, \\ 8+5x > 0 \end С учетом того, что -\sqrt<6>, \]» title=»Rendered by QuickLaTeX.com»/> получаем промежуток, определяющий область допустимых значений данного логарифмического уравнения: На основании теоремы 1, все условия которой здесь выполнены, переходим к следующему равносильному квадратичному уравнению: В область допустимых значений входит только первый корень. Ответ: x = 7. Пример 2. Решите уравнение: Решение. Область допустимых значений уравнения определяется системой неравенств: 0, \\ -x-31>0 \end Очевидно, что эти два условия противоречат друг другу. То есть нет ни одного такого значения x, при котором одновременно выполнялись бы оба неравенства. Область допустимых значений уравнения является пустым множеством, а значит решений у данного логарифмического уравнения нет. Ответ: корней нет. Обратите внимание, что в этом задании нам вообще не пришлось искать корни уравнения. Достаточно оказалось определить, что его область допустимых значений не содержит ни одного действительно числа. Это одно из преимуществ такой последовательности решения логарифмических уравнений и неравенств (начинать с определения области допустимых значений уравнения, а затем решать его путем равносильных преобразований). Примет 3. Решите уравнение: Решение. Область допустимых значений уравнения определяется здесь легко: x > 0. Уравнение принимает вид: Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения, поскольку являются положительными числами. Пример 4. Решите уравнение: Решение. Вновь начнем решение с определения области допустимых значений уравнения. Она определяется следующей системой неравенств: 0, \\ x+3>0, \\ 1-x>0 \end Воспользовавшись правилом сложения логарифмов, переходим к равносильному в области допустимых значений уравнению: Основания логарифмов одинаковы, поэтому в области допустимых значений можно перейти к следующему квадратному уравнению: Первый корень не входит в область допустимых значений уравнения, второй — входит. Ответ: x = -1. Пример 5. Решите уравнение: Решение. Будем искать решения в промежутке x > 0, x≠1. Преобразуем уравнение к равносильному: Оба ответа входят в область допустимых значений уравнения. Пример 6. Решите уравнение: Решение. Система неравенств, определяющая область допустимых значений уравнения, имеет на этот раз вид: 0, \\ x>0, \\ x\ne 1 \end Используя свойства логарифма, преобразуем уравнение к равносильному в области допустимых значений уравнению: Используя формулу перехода к новому основанию логарифма, получаем: В область допустимых значений входит только один ответ: x = 4. Перейдем теперь к логарифмическим неравенствам. Это как раз то, с чем вам придется иметь дело на ЕГЭ по математике. Для решения дальнейших примеров нам потребуется следующая теорема: Теорема 2. Если f(x) > 0 и g(x) > 0, то: Решение. Начнем с определения области допустимых значений неравенства. Выражение, стоящее под знаком логарифмической функции, должно принимать только положительные значения. Это значит, что искомая область допустимых значений определяется следующей системой неравенств: 0, \\ x+4>0 \end Так как в основании логарифма стоит число, меньшее единицы, соответствующая логарифмическая функция будет убывающей, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему квадратичному неравенству: Окончательно, с учетом области допустимых значений получаем ответ: Пример 8. Решите неравенство: Решение. Вновь начнем с определения области допустимых значений: 0, \\ \frac<(x-9)^<11>> На множестве допустимых значений неравенства проводим равносильные преобразования: После сокращения и перехода к равносильному по теореме 2 неравенству получаем: С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ: Пример 9. Решите логарифмическое неравенство: Решение. Область допустимых значений неравенства определяется следующей системой: 0, \\ x+1\ne 1,\\ x(x+1)(x+2)>0 \end Видно, что в области допустимых значений выражение, стоящее в основании логарифма, всегда больше единицы, а потому равносильным по теореме 2 будет переход к следующему неравенству: С учетом области допустимых значений получаем окончательный ответ: Пример 10. Решите неравенство: Решение. Область допустимых значений неравенства определяется системой неравенств: 0, \\ x^2>0, \\ x^2\ne 1 \end I способ. Воспользуемся формулой перехода к новому основанию логарифма и перейдем к равносильному в области допустимых значений неравенству: Неравенство будет равносильно двум системам. Первой: Итак, окончательный ответ: II способ. Решаем методом интервалов. Преобразуем неравенство к виду: Вычтем из знаменателя Это ничего не изменит, поскольку С учетом того, что выражения и — одного знака при 0,» title=»Rendered by QuickLaTeX.com» height=»18″ width=»74″ style=»vertical-align: -4px;»/> в области допустимых значений имеет место следующий равносильный переход: Множество решений данного неравенства Итак, а с учетом области допустимых значений получаем тот же результат: Итак, что нужно для того, чтобы решать логарифмические уравнения и неравенства?
Главное же требование — это настойчивость в достижении своей цели. Учитесь, тренируйтесь, если нужно — ежедневно, изучайте и запоминайте на примерах основные способы решения неравенств и их систем, анализируйте возникающие ошибки и не допускайте их в будущем. За помощью в этом нелегком деле вы можете обратиться к своему школьному учителю по математике, репетитору, родителям, друзьям и знакомым, книгам, а также огромному количеству материалов, доступных на просторах Интернета. Желаю вам успехов в подготовке к Единому государственному экзамену по математике. Логарифмические уравнения и системып.1. Методы решения логарифмических уравненийПри решении логарифмических уравнений используются следующие основные методы: п.2. Решение уравнений вида \(\log_a f(x)=\log_a g(x)\)Неравенства \( \begin Решать логарифмическое уравнение принято в таком порядке: Однако, если выражения \(f(x)\) и \(g(x)\) слишком сложны для явного решения, возможен другой порядок действий: Например: п.3. Решение уравнений вида \(\log_ f(x)=\log_ g(x)\)Как и в предыдущем случае, можно сначала найти ОДЗ, а потом решать уравнение. Например: В логарифмическом уравнении перед отбрасыванием логарифмов основания обязательно должны быть равны. Не забывайте это проверять! Например: Преобразования могут расширить первоначальную область допустимых значений (например, при возведении в квадрат), и вы включите в решение лишние корни. п.4. ПримерыПример 1. Решите уравнения: б) \( 2\log_5(x-1)=\log_5(1,5x+1) \) в) \( \log_3(3-x)+\log_3(4-x)=1+2\log_3 2 \) г) \( \log_2^2x+\log_2 x^2+1=0 \) д) \( x^<\lg x>=10 \) e) \( \sqrt ж) \( \log_<5x-2>2+2\log_<5x-2>x=\log_<5x-2>(x+1) \) Пример 2*. Решите уравнения: б) \( \log_2(9-2^x)=25^<\log_5\sqrt<3-x>> \) в) \( \lg\sqrt г) \( \frac<1><\lg x>+\frac<1><\lg 10x>+\frac<3><\lg 100x>=0 \) e) \( x^<\frac<\lg x+7><4>>=10^ <\lg x+1>\) ж) \( 4^<\log_3(1-x)>=(2x^2+2x+5)^ <\log_3 2>\) Пример 3. Решите систему уравнений: б) \( \begin в*) \( \begin г*) \( \begin Решение логарифмических уравнений и систем уравнений. Подготовка к ЕГЭРазделы: Математика Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетие. Форма урока: комбинированный урок Тип урока: Урок повторного контроля знаний. Обобщение и закрепление пройденного материала. Цели урока:
Задачи урока:
Методы и педагогические приемы:
Оборудование:
Раздаточный материал: задания для самостоятельной работы. План урока:
1. Организационный момент Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. 2. Проверка домашнего задания Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; установить пробелы в знаниях. 3. Входной контроль (повторение теоретического материала) Организация устной фронтальной работы с классом по повторению логарифмических формул и способов решения логарифмических уравнений. Решение простейших уравнений: а) и б) и 2) Найдите Х, если х>0: [1/5] [4]
Перечислите: основные способы решения логарифмических уравнений. Способы решения логарифмических уравнений
На экране уравнения:
Среди данных уравнений выбрать логарифмические. Определить способ решения каждого уравнения. Решите уравнения. По окончанию работы правильность решения уравнений осуществляется с помощью экрана. Устно ответить на следующие вопросы (если имеется не один корень):
Самооценка и взаимооценка деятельности учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля). 4. Этап обобщения знаний учащихся Решение логарифмических уравнений из заданий ЕГЭ части В и С. № 1 (В) Найдите корень (или сумму корней, если их несколько) уравнения log6(3x + 88) — log6 11 = log6 x. [1] № 2 (B) Найдите произведение всех корней уравнения . [1] № 3 (B) Найдите сумму корней уравнения = log4 (x — 3) + 2. [2] № 4 (C) найти наибольший корень уравнения: log2(2+5)+ log0,5(-х-0,5) = 1 [-4] № 5 (C) Решите уравнение — log6 x + 34 = () 2 + x. [2] Уравнения №1-3 решает по два ученика на обратных крыльях доски с последующей проверкой решения всем классом. Уравнение №4,5 решает ученик с подробным комментарием. По окончании самооценка и взаимооценка учащихся (результаты заносятся в листы самоконтроля). Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов: log a x = b, a > 0, a 1. log a f(x) = b, a > 0, a 1. Эти уравнения решаются на основании определения логарифма: если logb a = c, то a = b c . Решить уравнение log2 x = 3. Решение. Область определения уравнения x > 0. По определению логарифма x = 2 3 , x = 8 принадлежит области определения уравнения. Уравнения вида loga f(x) = b, a > 0, a 1. Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x). Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = a b проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения. Пример. Решить уравнение log3(5х — 1) = 2. ОДЗ: 5х — 1 > 0; х > 1/5. Пример. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения находится из неравенства 2х 2 — 2х — 1 > 0. Воспользуемся определением логарифма: Применим правила действий со степенями, получим 2х 2 — 2х — 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = -1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2х 2 — 2х — 1 > 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями. Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x)) c = b или равносильного уравнения проверяется, принадлежат ли его корни найденной области. Пример. Решить уравнение Решение. Данное уравнение равносильно системе Суть метода заключается в переходе от уравнения На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x). Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения. В данном уравнении f(x) > 0, g(x) > 0, а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними. Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств: х> -1,5+ , х 2 — 3х — 5 = 7 — 2х, х 2 — х — 12 = 0, откуда х1 = -3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств. Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x) с помощью свойств логарифмов по одному основанию. Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f(x) = log a g(x) используются следующие свойства логарифмов: logb a + logb c = logb (a*c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1, logb a — logb c = logb (a/c), где a > 0; c > 0; b > 0, b 1, m logb a = logb a m , где a > 0; b > 0, b 1; m R. Пример 1. Решить уравнение log6 (x — 1) = 2 — log6 (5x + 3). Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств Применяя преобразования, приходим к уравнению log6 ((x — 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению (х — 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = -2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3. Пример 2. Решить уравнение Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство (3x — 1)(x + 3) > 0 методом интервалов. Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма (х + 3) 2 = 1, х = -4, х = -2. Число х = -2 посторонний корень. Пример 3. Решить уравнение log2 (6 — x) = 2 log6 x. Решение. На области определения 0 2 , откуда х = -3, х = 2. Число х = -3 посторонний корень. Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы: Пример 1. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения 1 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4). Пример 3. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения x > -1, x 0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2). Умножим обе части уравнения на log 3(x + 1) ? 0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log 3(x + 1)-1) 2 = 0, откуда log 3(x + 1) = 1 и x = 2. 3. Введение новой переменной Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным. где a > 0, a 1, A, В, С — действительные числа. Пусть t = loga f(x), t R. Уравнение примет вид t 2 + Bt + C = 0. Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) > 0. Пример 1. Решить уравнение lg 2 x — lg x — 6 = 0. Решение. Область определения уравнения — интервал (0; ).Введём новую переменную t = lg x, t R. Уравнение примет вид t 2 — t — 6 = 0. Его корни t1 = -2, t2 = 3. Вернёмся к первоначальной переменной lg x = -2 или lg x = 3, х = 10 -2 или х = 10 3 . Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х > 0). Пример 2. Решить уравнение Решение. Найдём область определения уравнения Применив формулу логарифма степени, получим уравнение Так как х 2 — 4t + 4 = 0 имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (-x) = 2, отсюда —х = 9, х = -9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения. где a > 0, a 1, A, В, С — действительные числа, A 0, В 0. Уравнения данного вида приводятся к квадратным умножением обеих частей его на loga f(x) 0. Учитывая, что loga f(x) logf(x) a=1 (свойство logb a = 1/ loga b), получим уравнение Замена loga f(x)=t, t R приводит его к квадратному At 2 + Ct + B = 0. Из уравнений loga f(x)= t1, logb f(x)= t2 найдем значения x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения: f(x) > 0, f(x) 1. Пример. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения находим из условий x+2>0, x+2 1, т.е. x >-2, x -1. Умножим обе части уравнения на log5 (x+2) 0, получим или, заменив log5 (x+2) = t, придем к квадратному уравнению Возвращаемся к первоначальной переменной: Оба корня принадлежат области определения уравнения. ОДЗ: x > 0, х 1 Используя формулу перехода к новому основанию, получим Ответ: 4. Приведение некоторых уравнений к логарифмическим логарифмированием обеих частей. Переход от уравнения вида f(x) = g(x) к уравнению loga f(x) = loga g(x), который возможен если f(x) >0, g(x) >0, a >0, a 1, называется логарифмированием. Методом логарифмирования можно решать: Уравнения вида Область определения уравнения — интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, затем применим формулы логарифма степени и произведения Приведем подобные и получим линейное уравнение относительно loga x. Пример. Решить уравнение 3 2log 4 x+2 =16x 2 . Решение. Область определения x >0. Прологарифмируем обе части по основанию 4. Используя свойства логарифмов, получим
Область определения уравнения — интервал (0, ). Прологарифмируем обе части уравнения по основанию a, получим Применим формулы логарифма степени и логарифма произведения Введем новую переменную t=loga x , t R. Решив квадратное уравнение At 2 + (B-а)t-loga C=0, найдем его корни t1 и t2. Значение x найдем из уравнений t1 = loga x и t2=loga x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения. Пример 1. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения х > 0. Так как при х > 0 обе части уравнения положительны, а функция y = log3 t монотонна, то Введём новую переменную t, где t = log3 x, t R. Пример 2. Решить уравнение Решение. Область определения уравнения х >1. Обе части уравнения положительны, прологарифмируем их по основанию 2, получим Применим формулы логарифма степени и логарифма частного: Введем новую переменную t=log2x, получим квадратное уравнение t 2 — 3t + 2 = 0, 1) Найти наибольший корень уравнения: lq(x+6) — 2 = 1 /2lq(2x -3) — lq25 3) Пусть (х0;y0) — решение системы уравнений
4) Пример .Решите систему уравнений Решение. Решим эту систему методом перехода к новым переменным: Заметим, что x>0 и у R является областью определения данной системы. Логарифмируя обе части второго уравнения по основанию 3, получим: Тогда по обратной теореме Виета переменные и и v являются корнями квадратного уравнения z 2 -z-12 = 0 Следовательно, решения данной системы найдем как множество решений совокупности двух систем а) и б): а) б) Решениями указанных систем являются соответственно пары (27;4), (; -3). Ответ: (27; 4), (; -3). 5) Пример. Решите систему уравнений Перейдем к новым переменным: x = 2 u >0, 1оg2 у = v, у = 2 v >0. В новых переменных данная система имеет вид:
Следовательно, и и v являются корнями квадратного уравнения : z 2 -42 + 3 = 0 Отсюда следует, что достаточно решить систему
Другое решение найдем из-за симметричности х и у, т. е. если (х; y) — решение, то (у; х) также является решением. 5. Самостоятельная работа. 1. Вычислите значение выражения: 11-3log3 2. Решите уравнения: 3.Решите систему уравнений :
1. Вычислите значение выражения: 13-3log2 2. Решите уравнения: 6.Подведение итогов урока: Учитывая контингент учащихся данного класса, можно сделать вывод о том, что в целом учащиеся усвоили материал по данной теме. источники: http://reshator.com/sprav/algebra/10-11-klass/logarifmicheskie-uravneniya-i-sistemy/ http://urok.1sept.ru/articles/604860 |