Однородные уравнения и неравенства
Однородные уравнения – это уравнения, в которых все слагаемые имеют одинаковую суммарную степень.
Однородные неравенства – это неравенства, в которых все слагаемые имеют одинаковую суммарную степень.
Пример. Решить уравнение \(\sinx=\sqrt<3>\cosx\).
Ответ | Уравнение | Ответ |
x = + n, nZ | x = n, nZ | |
x = — + n | x = — + n | |
x = — + 2n | x = + n | |
x = + n | x = 2n | |
x = + n | x = +n |
II. Изучение нового материала
A. sin x — cos x = 0 — однородное уравнение первой степени.
Заканчивая предыдущий урок, я сказала, что пока мы не умеем решать такое уравнение, но некоторые сомневались и предлагали разделить обе части уравнения на cos x. Сохранится ли равносильность? Может быть, решения уравнения cos x = 0 являются решениями данного уравнения? Нет! Почему? Как это доказать?
Если cos x = 0 , то sin x — 0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл тождество sin 2 x + cos 2 x = 1. Синус и косинус одного и того же аргумента не могут быть равны 0 одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
sin x — cos x = 0 | : cos x
tg x — = 0; tg x = ; x = + n, n Z
(Ответ: x = + n, nZ)
Если это неубедительно, то обратимся к квадратному уравнению у 2 — у = 0; если разделим его на у, то потеряем корень 0.
Можно ли делить на sin x? Если делить на sin x, то выдвигать условие sin x 0. Будут ли значения x, при которых sin x = 0, корнями данного уравнения? Нет! Если sin x = 0, то cos x = 0 , что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = 1.
Учащиеся изучают “Материалы к уроку”.
Материалы к уроку (раздаются каждому ученику)
Тема урока: “Однородные уравнения и уравнения, сводимые к однородным”
a·sin 2 x + b·sin x·cos x + c·cos 2 x = 0,
a·sin 3 x + b·sin 2 x·cos x + c·sin x·cos 2 x + d·cos 3 x = 0 и т.д.,
где a, b, с, d — действительные числа, называют однородными относительно sin x и cos x.
2. Сумма показателей степеней при sin x и cos x у всех членов такого уравнения одинакова. Эта сумма называется степенью однородного уравнения. Рассмотренные уравнения имеют соответственно первую, вторую и третью степень.
3. Делением на cos k x, где k — степень однородного уравнения, уравнение приводится к алгебраическому относительно функции tg x.
4. Разделим обе части уравнения на cos x. Значения x, при которых cos x = 0, не являются решениями данного уравнения, т.к. если cos х = 0, то и sin x должен обращаться в 0, а косинус и синус одного аргумента не могут быть равны нулю одновременно. Следовательно, при делении на cos x получаем уравнение, равносильное данному.
5. Например, sin x — cos x = 0. Если cos x = 0, то sin x — ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно, т.к. теряет смысл основное тригонометрическое тождество sin 2 x + cos 2 x = l.
B. sin 2 x + sin x cos x — 2cos 2 x = 0 — однородное II степени.
sin 2 x + sin x cos x — 2cos 2 x = 0 | : cos 2 x
cos 2 x 0, т.к. если cos x = 0, то sin 2 x + sin x ·0 — 2 ·0 = 0 sin x = 0, что невозможно (противоречит основному тригонометрическому тождеству).
tg 2 x + tg x — 2 = 0
Пусть tg x = t, тогда t 2 + t — 2 = 0.
В полученном квадратном уравнении a + b + c = 0, значит, t1 = 1, t2 = — 2.
tg x = 1 или tg x = — 2
x = + n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = + n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
C. sin x cos x — 3cos 2 x + 1 = 0. Является ли уравнение однородным?
Нет, т.к. слагаемое 1 — нулевой степени. Следовательно, чтобы привести это уравнение к однородному необходимо заменить 1 на sin 2 x + cos 2 x.
sin x cos x — 3cos 2 x + sin 2 x + cos 2 x = 0
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
D. 4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x = 3 — уравнение не является однородным.
4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x = 3(sin 2 x + cos 2 x)
4 sin 2 x + sin x cos x + cos 2 x — 3 sin 2 x — 3 cos 2 x = 0
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x однородное II степени
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B).
E. sin 2 x + 3sin x cos x — 8cos 2 x = — 2 — уравнение не является однородным.
sin 2 x + 3sin x cos x — 8cos 2 x + 2(sin 2 x + cos 2 x) = 0
3sin 2 x + 3sin x cos x — 6cos 2 x = 0 | : 3
sin 2 x + sin x cos x — 2 cos 2 x = 0 | : cos 2 x однородное II степени
tg 2 x + tg x — 2 = 0 и т.д. (см. пример B)
III. Устная работа
Указать прием решения уравнения:
2) 3sin 2 x — 4sin x cos x + cos 2 x = 0
3) sin 3 x cos x — 2sin 2 x cos 2 x = 3sin x cos 3 x — 6cos 4 x
4) sin 2 x + sin 2x = 0 (sin 2 x + 2sin x cos x = 0)
5) cos 2 x + sin 2x = 0 (cos 2 x + 2sin x cos x = 0)
IV. Неполные однородные уравнения
Уравнения 4) и 5) из устной работы два ученика решают одновременно на доске.
Традиционная ошибка школьников при решении неполных однородных уравнений II степени делением на одну из функций — потеря корней. Решая уравнения разложением на множители оба ученика получают две серии корней. А при решении новым способом (деление на функцию) у одного получаются две серии корней, а у другого — одна. В чём ошибка?
После обсуждения проблемы сформулировали вывод: “дели на то, чего мало”.
sin 2 x + 2sin x cos x = 0.
разложим левую часть уравнения на множители
sin x = 0 или sin x + 2cos x = 0 | : cos x (получили однородное уравнение I степени)
x = n, nZ; tg x = — 2; x = — arctg 2 + k, kZ
Ответ: x = n, nZ; x = — arctg 2 + k, kZ
Решаем данное уравнение как однородное II степени
sin 2 x + 2sin x cos x = 0 | : cos 2 x
tg 2 x + 2tg x = 0
tg x = 0 или tg x + 2 = 0
x = n, nZ; tg x = — 2; x = — arctg2 + k, kZ
cos 2 x + 2sin x cos x = 0.
I способ (решаем как однородное уравнение II степени):
cos 2 x + 2sin x cos x = 0 | : sin 2 x (“дели на то, чего мало”)
если sin x = 0, то cos 2 x + 2·0·cos x = 0 U сos x = 0,что невозможно
сtg 2 x + 2сtg x = 0
сtg x = 0 или сtg x + 2 = 0
х = + n, nZ; x = — arcctg 2 + k, kZ.
Ответ: х = + n, nZ; x = — arcctg 2 + k, kZ
II способ для проверки (решаем разложением на множители):
cos x (cos x + 2sin x ) = 0
cos x = 0 или cos x + 2sin x = 0 | : cos x
х = + n, nZ; 1 + 2tg x = 0 ; tg x = — ;
x = — arctg + k, kZ
V. Самостоятельная работа
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
5)
5)
Ответы: во всех случаях полагается n, kI Z
1)
1)
2)
2)
3)
3)
4)
4)
5)
5)
VI. Домашнее задание (Колмогоров А.Н. и др., “Алгебра и начала анализа”)
VII. Рефлексия (ответы на вопросы ученики пишут на листочках и сдают их учителю)
http://mathhelpplanet.com/static.php?p=odnorodnye-differentsialnye-uravneniya
http://urok.1sept.ru/articles/212251