Решение показательных и логарифмических уравнений 10 класс

Решение логарифмических и показательных уравнений в 10-м классе

Разделы: Математика

  • обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы.
  • способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию,
  • развитию устной математической речи, внимания, памяти.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска.

  1. Организационный момент – 2–3 мин.
  2. Проверка домашнего задания, устный счет – 10 мин.
  3. Диктант на знание вопросов теории – 4–5 мин.
  4. Дифференцированная работа. Тест ( для 2 варианта), работа по слайду 11 (для 1 варианта) – 10 мин.
  5. Проверка тестов слайд 1 – 1 мин.
  6. Разбор заданий со слайда 11, на доске – 10 мин.
  7. Домашнее задание.
  8. Итог урока, выставление оценок – 5 мин.
  9. Задача на будущее – 2 мин.

1. Ознакомление с планом урока, темой.

У каждого ученика на столе лист учета знаний, где за каждый этап работы они набирают баллы.

Домашнее заданиеДиктант.Тест или карточка.
До 6 балловДо 9 балловДо 9 баллов

2. Проверка домашнего задания, устный счет.

К доске вызываются 3 ученика.

в) Ответ: (; 0); [1; ]

2log5 х – log2 х > log2 0,8 Ответ: (0; 5)

lgx + 3/lgx + lg0,01 –2 Ответ: [0,1; 10]; (100; )

Для остальных устный счет – слайды 1–9. Приложение 1

Решить показательное уравнение:

8 х = 64
0,5 х = 0,125
10 х = 0,0001
4 х = 0,25
3 х = 5
6 х = 12

Решить логарифмическое уравнение:

log2 x = 3
log2 x = –0,5
log2 x = log4 5x
log1 x = 5
log7 x = –1
log5 x = log5(2x + 1)

Решить показательное неравенство:

5 х 25
7 х > 49
(0,7) х > 0,49
(0,3) х > 0,027
7 2х – 9 > 7 3х – 6
1,1 5х – 3 х –1
10 х > –10

Решить логарифмическое неравенство:

log2 x –3
х 4
х –3
ln x > 0
х х = – 1 имеет корни.
  • Существует log5 (–5).
  • Графики функций y = log3 x и y = (3) х не имеют общих точек.
  • Логарифмическая функция нечетная.
  • Областью значений показательной функции являются положительные числа.
  • Слайд10. Проверка диктанта. Считают на сколько вопросов, ответили правильно и фиксируют на листе учета знаний.

    4. Дифференцированная работа

    1-й вариант. Каждому раздается тест.

    1) 3; 2) 4; 3) 5; 4) –4

    2. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

    25 3–x =

    1) (0; 1); 2) (1; 2); 3) (2; 3); 4) (3; 4)

    3. Найдите произведение корней уравнения 3 х2–1 = 243

    1) – 6; 2) – 4; 3) 4; 4) 6

    4. Найдите сумму корней уравнения lg(4x – 3) = 2lgx

    1) –2; 2) 4; 3) –4; 4) 2

    5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

    1) (– 4; – 2); 2) (6; 8); 3) (3; 6); 4) (– 8; – 6)

    6. Решите неравенство 4 x ≥

    1) (; – 0,5); 2) (0,5; ) 3) (– 0,5; ); 4) (; 0,5)

    7. Найдите число целых отрицательных решений неравенства

    1) 6; 2) 2; 3) 5; 4) 4

    8. Найдите число целых решений неравенства (х – 2) –2

    1) 4; 2) ; 3) 5; 4) 0

    9. Решить неравенство ln(x – 1) x + x + 4) = xx lg5

    3 2 x – 6 x + 3 x > 3

    5. Проверка тестов. Слайд 12

    123456789
    244223411

    6. Разбор заданий слайда 11 на доске.

    3 2 x – 6 x + 3 x > 3

    Ответы: 1) ; 4; 2) – 4; 3) (0; 1); 4) (1; 100)

    Подсчитывают набранные баллы.

    7. Домашнее задание 139г; 138а;155а;164а; доп.169а

    Объяснить, как решаются эти уравнения и неравенства:

    log4 (2x – 5) = log4 (x +7)

    lg 2 x – 5lg x + 6 = 0

    4 x – 2 2 x + 5 = 0

    5x + 5x + 1 = 25

    x x > 5

    9. Если останется время , разобрать задание:

    Решить неравенство

    1. Учебник «Алгебра и начала анализа», С.М.Никольский.

    Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств в 10-м классе

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Решение логарифмических и показательных уравнений и неравенств

    Учебник «Алгебра и начала анализа» С. М. Никольский

    повторение, обобщение и систематизация материала

    формированию умений применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

    Проверка домашнего задания (у доски)

    8 х = 64
    0,5 х = 0,125
    10 х = 0,0001

    4 х = 0,25
    3 х = 5
    6 х = 12

    5 х 25
    7 х > 49
    (0,7) х > 0,49
    (0,3) х > 0,027

    7 2х – 9 > 7 3х – 6
    1,1 5х – 3 х –1
    10 х > –10

    log 2 x –3
    х 4
    х –3

    ln x > 0
    х

    Работа с классом

    Решить уравнения и неравенства:

    lg 2 x – 5lg x + 6 = 0

    3 2x – 6 = 27
    4 x – 2 2 x + 5 = 0

    а) .

    Решение : Пусть тогда имеем . Умножим на , получим неравенство ;

    Ответ: .

    б) .

    Решение : Пусть тогда имеем , , , , .

    Решите самостоятельно: а) .

    б)
    Решение: а) . Пусть тогда

    .

    Ответ: (-1; 2).

    Открытый урок «Решение логарифмических и показательных уравнений»
    презентация урока для интерактивной доски по математике (10 класс) на тему

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    reshenie_logarifmicheskih_i_pokazatelnyh_uravneniy.pptx1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подписи к слайдам:

    Решение показательных и логарифмических уравнений ГБПОУ МО «КОЛЛЕДЖ «ПОДМОСКОВЬЕ» Преподаватель математики: Крылова Юлия Александровна Г. Клин, 2016-2017 учебный год

    Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Логарифмы» и «Показатели». 2. Закрепить знания и умения при решении выражений, содержащих логарифмы и показатели.

    План урока: Понятие логарифмической спирали Логарифмы и показатели в природе и в различных сферах жизнедеятельности человека Повторение ранее изученного материала Решение простейших логарифмических и показательных уравнений Самостоятельная работа Подведение итогов урока

    Что такое логарифм и показатель? Логарифм происходит от двух греческих слов «число» и «отношение» и буквально переводится как отношение чисел. Показатель в буквальном смысле показывает нам в какую степень надо возводить число, что бы получить необходимое значение.

    С математической точки зрения Логарифм- это показатель степени c , в которую необходимо возвести число а , чтобы получить число b логарифмируемое выражение основание

    Существуют следующие виды логарифмов: Десятичный Натуральный

    Понятие Логарифмической спирали Испокон веков целью математической науки было помочь людям узнать больше об окружающем мире, познать его закономерности и тайны. Математики , выделяя самые существенные черты того или иного наблюдаемого в природе явления, вводя числовые характеристики и связывая эмпирические данные с помощью различных математических зависимостей, тем самым составляют математическую модель явления. При составлении модели того или иного явления, достаточно часто обращаются именно к логарифмической функции. Одним из наиболее наглядных примеров такого обращения является логарифмическая спираль.

    Понятие логарифмической спирали Спираль в одну сторону развертывается до бесконечности, а вокруг полюса, напротив, закручивается, стремясь к нему, но не достигая . Самое интересное и удивительное в том, что логарифмическая спираль возникает в нашей жизни в связи с самыми разными природными формами.

    Логарифмическая спираль в природе Хищные птицы кружат над добычей по логарифмической спирали. Дело в том, что они лучше видят, если смотрят не прямо на добычу, а чуть в сторону. Пауки, сплетая паутину, закручивает нити вокруг центра по логарифмической спирали. По логарифмическим спиралям выстраиваются цветки в соцветиях подсолнечника. По логарифмическим спиралям выстраиваются рога многих животных.

    Логарифмическая спираль в природе Раковины морских животных растут по логарифмической спирали. Формируется тело циклона. Спиралью закручиваются ураганы и смерчи. Молекула ДНК закручена двойной спиралью.

    Логарифмическая спираль в жизни человека Логарифмическая спираль нередко используется в технических устройствах. Вращающиеся ножи нередко имеют профиль, очерченный по логарифмической спирали. Логарифмическая спираль в архитектуре.

    Логарифмы и показатели. Повторение Вычислить: 512

    Решение показательных уравнений Уравнение вида называется показательным. Пример:

    Решение показательных уравнений Уравнение вида называется показательным. Пример:

    Решение показательных уравнений

    Решение логарифмических уравнений Уравнение вида называется логарифмическим. Существуют 2 вида уравнений: Пример:

    Решение логарифмических уравнений 2. Пример:

    Решение логарифмических уравнений

    Самостоятельная работа: I Вариант II Вариант


    источники:

    http://infourok.ru/reshenie_logarifmicheskih_i_pokazatelnyh_uravneniy_i_neravenstv__v_10-m_klasse-163986.htm

    http://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2017/09/28/otkrytyy-urok-reshenie-logarifmicheskih-i-pokazatelnyh