Конспект урока по алгебре за 10 класс по теме: «Решение показательных уравнений»
план-конспект урока по математике (10 класс)
Тип урока: урок закрепления знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_algebre_no1.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по алгебре за 10 класс по теме: «Решение показательных уравнений»
- научиться распознавать различные виды показательных уравнений;
- научиться решать показательные уравнения;
- научить применять различные методы решения показательных уравнений;
- развивать навыки логического мышления;
- развивать навыки вычисления.
- воспитывать внимательность и аккуратность при решении показательных уравнений;
- воспитывать самостоятельность и устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы работы учащихся: фронтальный опрос.
Литература: «Алгебра 10-11», Учебник. Алимов Ш.А. и др.
Организационный момент (2 минуты);
Актуализация знаний (5 минут);
Решение задач (33 минуты);
Подведение итогов (3 минуты);
Домашнее задание (2 минуты).
Организационный момент (2 минуты).
Приветствие учеников. Проверка готовности учащихся к уроку: проверка наличия тетрадей, учебников. Проверка отсутствующих на уроке.
Актуализация знаний (8 минут).
Учитель. На прошлых уроках мы познакомились с понятием показательной функции, научились решать показательные уравнения, так давайте вспомним, что называется показательной функцией?
Ученик. Показательной функцией называется функция y=ах, где а заданное число, а > 0, а ≠ 1.
Учитель. Какова область определения функции y=0,3x?
Ученик. Область определения данной функции все действительные числа.
Учитель. Каково множество значения функции y=3x?
Ученик. Множество значений данной функции – действительные положительные числа.
Учитель. При каком условии показательная функция является возрастающей?
Ученик. Функция будет являться возрастающей, если а > 1.
Учитель. При каком условии показательная функция является убывающей?
Ученик. Функция будет являться убывающей, если 0
Учитель. Возрастает или убывает функция у=0,5 х и почему?
Ученик. Даная функция убывает, так как основание данной функции меньше единицы.
Учитель. Возрастает или убывает функция у=2 х и почему?
Ученик. Даная функция возрастает, так как основание данной функции больше единицы.
Учитель. Определите при каком значении а функция у=а х проходит через точку А(1; 2)?
Ученик. Функция у=а х будет проходить через точку А(1; 2) при а = 2.
Учитель. Какие способы решения показательных уравнений вы знаете?
Ученик. Приведение к одному основанию, вынесение общего множителя за скобки, введение новой переменной.
Решение задач (34 минут).
Учитель . Запишите в тетради число, классная работа, тема урока – решение показательных уравнений.
Запись на доске и в тетрадях:
Решение показательных уравнений
Для начала поработаем устно. Обратите внимание на доску.
Записано на доске:
Учитель . В первом уравнении следует обратить внимание на то, что в левой части дана сумма степеней с одинаковыми основаниями, но разными показателями.
Ученик . Для решения первого примера необходимо вынести за скобки общий множитель 5 х .
Учитель . Во втором уравнении, в левой части, в основании степени мы видим число 27, а в правой части в знаменателе 81. Степень какого числа будет равна 27 и 81?
Ученик . 27 равно 3 3 , а 81 равно 3 4 .
Учитель . Следовательно, каким способом стоит воспользоваться для решения этого уравнения?
Ученик . Для решения этого уравнения нужно привести обе части этого уравнения к одному основанию, 3.
Учитель . Каким способом решения лучше воспользоваться при решении третьего уравнения?
Ученик . Для решения третьего уравнения необходимо ввести новую переменную.
Ученик . Потому что, 9 х можно представить как 3 2х , а 3 х+1 как 3*3 х . После этого можно ввести переменную t = 3 х , тогда уравнение примет вид квадратного: t 2 + 3*t = 54.
Учитель . Правильно. Каким способом решается 4-е уравнение? И почему?
Ученик . Четвертое уравнение решается введение новой переменной, так как оно аналогично предыдущему уравнению, за исключением того, что t = 2 х .
Учитель . Как будем решать уравнение под номером 5?
Если ученики затрудняются ответить.
Учитель . В левой части мы видим произведение двух чисел: 36 и 216 3х+1 . 216 достаточно большое число, возможно его можно представить как квадрат или куб другого числа?
Ученик . Да, 216 это 6 3 .
Учитель . Очень удачно, ведь 36 тоже можно представить как 6 2 . Таким образом в левой части у нас получается произведение степеней с одинаковым основанием, но в правой части уравнения у нас 1. Что если поделить обе части на 6 2 ?
Ученик . Если поделить обе части на 6 2 то в правой части у нас останется 6 9х+3 , а в правой 1/6 2 . 1/6 2 в свою очередь можно представить в виде 6 -2 , а значит, данное уравнение можно решить при помощи приведения к одному основанию.
Учитель . Верно. К какому виду относится уравнение под номером 6?
Ученик . К показательным уравнениям решаемым при помощи введения новой переменной.
Учитель . Но ведь нам дано 3 2х+1 , а не 3 2х .
Ученик . 3 2х+1 можно представить как 3*3 2х . тогда если 3 х обозначить за t, то уравнение примет вид 3*t 2 – 8*t = 3.
Учитель . Правильно. Каким способом решается 7 уравнение?
Ученик . Вынесением общего множителя 3 х за скобки.
Учитель . Как решается уравнение под номером 8?
Ученик . 8 уравнение решается при помощи введения новой переменной t = 4 х .
Учитель . Правильно. Теперь поработаем письменно. Нам необходимо решить №210-216 (нечетные).
Записано на доске:
Учитель . Прочитайте первый пример.
Ученик . 3*9 х =81
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Обратите внимание на правую часть уравнения, она очень похожа на общий вид показательной функции, единственное отличие это 3. Как нам представить данное уравнение в более привычном виде?
Ученик . Нужно обе части уравнения поделить на 3.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Какой вид примет наше уравнение?
Ученик . Тогда наше уравнение примет вид 9 х =27
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Обратите внимание на полученное уравнение. Мы не знаем в какую степень нужно возвести 9 чтобы получить 27, но мы знаем что 9 и 27 это степени 3. Следовательно как мы можем преобразовать наше выражение?
Ученик . 9 можно представить как 3 2 , а 27 – как 3 3 .
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . В левой части нашего уравнения получилась степень в степени, каким свойством здесь необходимо воспользоваться?
Ученик . Свойством степени.
Учитель . Какой вид примет наше выражение?
Ученик . Выражение примет вид 3 2х =3 3
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . В левой и правой части нашего уравнения мы получили степени с одинаковым основанием, как можно преобразовать полученное уравнение?
Ученик . Так как в левой и правой части нашего уравнения степени с одинаковым основанием, то мы можем приравнять показатели этих степеней.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Мы получили линейное уравнение. Что нужно сделать, чтобы найти его корень?
Ученик . Для того чтобы найти х нужно обе части уравнения поделить на 2.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Чему будет равен х?
Ученик . х будет равен 3/2. Или 1,5
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Правильно. Решим следующий пример.
Ученик . 3 х+1/2 * 3 х-2 = 1.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Обратите внимание на левую часть уравнения. Как найти произведение степеней с одинаковым основанием.
Ученик . Для того что бы перемножить степени с одинаковым основанием, но разными показателями, необходимо основание оставить без изменений, а показатели сложить.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Необходимо упростить показатель степени. Что для этого нужно сделать?
Ученик . Чтобы упростить показатель степени, нужно привести в нем подобные одночлены.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Обратите внимание на правую часть уравнения. Как ее можно преобразовать и почему?
Ученик . Вместо 1 можно написать 3 0 , так как какое бы число мы не возводили в нулевую степень, получится 1.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . В левой и правой части нашего уравнения мы получили степени с одинаковым основанием, как можно преобразовать полученное уравнение?
Ученик . Так как в левой и правой части нашего уравнения степени с одинаковым основанием, то мы можем приравнять показатели этих степеней.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Мы получили линейное уравнение. Что нужно сделать, чтобы найти его корень?
Ученик . Для того чтобы найти х нужно все известные члены многочлена перенести в одну сторону, а неизвестные – в другую, и обе части уравнения поделить на 2.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Чему будет равен х?
Ученик . х будет равен 3/4. Или 0,75.
Запись на доске и в тетрадях:
Учитель . Правильно. Решим следующий пример.
Следующие примеры решаются по аналогии.
Подведение итогов (2 минуты).
Учитель. Сегодня мы с вами продолжили решать показательные уравнения. Какие основные способы их решения мы с вами использовали?
Ученик . Для решения показательных уравнений мы применяли способы:
- вынесения общего множителя за скобки;
- приведения обеих частей уравнения к одинаковому основанию;
- введения новой переменной, и сведению показательного уравнения к решению квадратного уравнения.
Домашнее задание (2 минуты).
Учитель. Дома вам необходимо повторить параграф 12, решить №217-219 (нечетные).
Запись на доске и в дневниках:
Параграф 12, №217-219 (нечетные).
Учитель. Урок окончен, можете быть свободны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по алгебре 7 класс по теме:Решение задач с помощью систем уравнений
Открытый урок для 7 класса по алгебре по теме «Решение задач с помощью систем уравнений» подготовленный для методической недели в школе № 1462 на 19 апреля 2013 года.
Конспект урока математики в 10 классе по теме: «Решение тригонометрических уравнений (с применением лицензионных ЦОР)»
Использование различных видов ЦОР.
Конспект урока для 10-го класса по теме «Решение показательных уравнений».
Конспект урока для 10-го класса по теме «Решение показательных уравнений».
Урок- консультация в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»
Урок- консультация по алгебре в 11 классе подготовка к ЕГЭ.
КОНСПЕКТ Урока по алгебре и началам математического анализа в 11 классе по теме «Решение показательных уравнений»
Конспект урока по алгебре 8 класс по теме «Решение неравенств с одной переменной»
урок изучения нового материала с применением ЭОР.
конспект урока по алгебре 8 класс «Различные методы решения квадратного уравнения.»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ «рАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ".
Конспект урока по алгебре на тему «Решение показательных уравнений» (10 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Раздел: «Показательная функия»
Тема: « Решение показательных уравнений».
Научить решать показательные уравнения разных типов.
Приведение обе части уравнения к одному и тому же основанию.
Вынесение общего множителя за скобки.
Развить интерес к предмету математики.
Использование знаний предыдущих уроков.
Сформировать у учащихся умение ведения дискуссии.
Самооценки и оценки действий сокурсников.
Воспитание стремления к сознательному самостоятельному труду.
Учебно-методическое обеспечение урока.
Ш. А. Алимов «Алгебра и начала анализа» Москва «Просвещение» 2010 г.
Графики показательных функций.
2) Введение в учебную деятельность.
3) Сообщаю тему цели урока.
2. Проверка домашнего задания.
1)Устные упражнения (задания на доске, проэктор)
Вычислите: а) б) в)
г) д) е)
ж) з) и)
Какие свойства показательной функции применяли?
2) Фронтальный опрос
— Дайте определение показательной функции.
-Какие функции являются возрастающими, а какие убывающими?
3. Актуализация знаний:
№ 1. Решите уравнение (задание на доске, проэктор)
а) б) в) г)
а) б) в) г)
х – 4= 4 2х = -3 2х = х 1,2
х = 8 х =-1,5. Х = х 1 =4- ; х 2 =4+ .
Ответ: 8. Ответ: -1,5. Ответ: . Ответ: 4- ; 4+ .
4. Объяснение нового материала:
а) Вынесение общего множителя за скобки
7 х+2 + 4 х+1 =539;
7 х+1 ;
7 х+1 ;
7 х+1 ;
7 х+1 = 539 ;
б) Введение новой подстановки:
9 х — 8 х — 9 = 0
Сделаем замену у = 3 х , тогда 9 х = у 2 , получим квадратное уравнение
У 1,2 = ; у 1 =- 1; у 2 = 9;
3 х = — 1 нет решения, т.к. Е ;
= 9;
5. Работа у доски ( приложение1 )
;
+ 4 ;
Пусть
;
,
в) 2 х+1 +3 .
;
=0
тогда =у 2
;
У 1 = =27;
У 2 = =-26;
,
5. Самостоятельная работа с учебником
План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по алгебре в 10 классе по теме «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2»
города Бахчисарай Республики Крым
План-конспект урока по алгебре в 10 классе
Тема урока: «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
высшей квалификационной категории
1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Методическое обоснование темы:
Данная тема изучается в начале первого семестра и является частью темы «Показательные и логарифмические уравнения и неравенства» учебного раздела «Алгебра и начала анализа 10 класс». Реализация ИКТ на уроках позволяет реализовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении. Позволяет сформировать интерес к математике.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, карточки.
1. Организационный момент
(Сообщение темы и целей урока)
2. Повторение свойств степени.
Перечислим свойства показателей степени:
Нулевая степень любого числа равна единице.
Следствие из данного свойства:
3. Объяснение нового материала.
Показательным уравнением называется уравнение содержащее переменную в показателе, то есть это уравнение вида:
, где f(x) выражение, которое содержит переменную.
Методы решения показательных уравнений
1. В результате преобразований уравнение можно привести к виду:
Тогда применяем свойство:
2. При получении уравнения вида a f(x) = b используется определение логарифма, получим:
3. В результате преобразований можно получить уравнение вида:
Далее применяем свойство логарифма степени:
Выражаем и находим х.
4. Закрепление нового материала.
Найдите корень уравнения:
Необходимо сделать так, чтобы в левой и правой частях были показательные выражения с одним основанием. 64 мы можем представить как 4 в степени 3. Получим:
Основания равны, можем приравнять показатели:
Найдите корень уравнения 3 х–18 = 1/9.
Значит 3 х-18 = 3 -2
Основания равны, можем приравнять показатели:
Найдите корень уравнения:
Представим дробь 1/64 как одну четвёртую в третьей степени:
Теперь можем приравнять показатели:
«Метод введения новой переменной» (или замены)
Суть этого метода – ввести такую замену переменной, что показательное уравнение преобразится в такое, которое решается гораздо проще. Все что останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену»: то есть вернуться от замененного к заменяемому.
Пример :
2 2x + 2 x – 12 = 0
Обозначаем 2 x = у.
y 2 + y – 12 = 0
y1 = — 4; y2 = 3.
a) 2 x = — 4.Уравнение не имеет решений, т.к. 2 х 0.
б) 2 x = 3; 2 x = 2 log 2 3 ; x = log23.
5. Решение заданий по теме.
Работа по вариантам (задания демонстрируются на экране)
1) ; 2) ; 3); 4) ;
5) .
1) ; 2) ;
3) ; 4) ;
5) .
Решение заданий из учебника.
Учащиеся начинают решать задания уровня А, решив их, можно перейти к уровню В. Уровень С не обязательно решать всем учащимся, а только более подготовленным учащимся.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-algebre-na-temu-reshenie-pokazatelnih-uravneniy-klass-910341.html
http://multiurok.ru/files/plan-konspekt-uroka-po-algebre-v-10-klasse-po-teme.html