Решение рациональных уравнений методом введения новых переменных

Презентация «Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной»

Документы в архиве:

Название документа Resh._rac._ur._met._vvedenija_novoj_peremennoj.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

РЕШЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ МЕТОДОМ ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ПЕРЕМЕННОЙ UROKIMATEMATIKI.RU Игорь Жаборовский © 2012

Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной Пример 3: Решить уравнение UROKIMATEMATIKI.RU Игорь Жаборовский © 2012 Решение:

5(у+1) Уравнения вида называют бинарным уравнением Пример 4: Решить уравнение 5(у-3) (у+1)(у-3) UROKIMATEMATIKI.RU Игорь Жаборовский © 2012 Решение:

UROKIMATEMATIKI.RU Игорь Жаборовский © 2012

Пример 5: Решить уравнение Корней нет UROKIMATEMATIKI.RU Игорь Жаборовский © 2012 Решение:

Краткое описание документа:

В предыдущем уроке школьники познакомились с рациональными уравнениями от одной переменной и алгоритмом их решений. Эта тема является одной из важных и базовых в курсе алгебры восьмого класса.

На практике не всегда попадаются «удобные» для решения уравнения. Иногда приходится делать какие-то замены, преобразования и т.д. В данной презентации будет говориться о том, как можно решить рациональное уравнение с помощью введения некоторой новой переменной.

слайды 1-2 (Тема презентации «Решение рациональных уравнений методом введения новой переменной», пример)

В каких случаях это может пригодиться? На первом слайде можно увидеть уравнение четвертой степени. В таком виде справиться с ним школьник восьмого класса не сможет. Однако, если внести некоторую замену, то уравнение станет простым и привычным. Автор предлагает квадрат неизвестного числа заменить переменной y, тогда четвертая степень легко превратится во вторую степень.

Таким образом, мы получим обычное квадратное уравнение, с решением которого ученики уже знакомы. Поле того, как найдены корни полученного уравнения, необходимо сделать обратную замену. И только после этого можно записывать ответ. На слайде мы видим обведенные в квадрат полученные решения.

слайды 3-4 (пример)

Уравнение такого вида обычно называют бинарным. Определение бинарного уравнения дается на данном слайде. Ниже приводится более сложный пример рационального уравнения. Если внимательно рассмотреть его, то можно увидеть некоторые повторяющиеся выражения в знаменателях двух дробей. Конечно, решить уравнение можно и в таком виде. Однако математика требует сокращений в тех случаях, когда это возможно. Таким образом, количество шагов при решении резко сократится.

Заменяем повторяющееся выражение через некоторую переменную. Далее находим корни полученного уравнения, и, традиционно, делаем обратную замену.

Получив простое уравнение при замене, можно его решить, используя изученный алгоритм на предыдущем уроке.

слайд 5 (пример)

На следующем слайде приводится еще один пример уравнения, при решении которого можно использовать метод замены. После некоторых преобразований можно обнаружить, что в уравнении есть повторяющиеся выражения, содержащие неизвестную. Эти выражения можно заменить некоторой одной переменной. В результате решения этого уравнения выясняется, что оно не имеет решения.

Благодаря наглядному мультимедийному ресурсу изучить этот непростой материал школьники смогут и самостоятельно в домашних условиях. Иногда в классах во время уроков находится огромное число детей. При изучении алгебры, необходимо, чтобы ученики были максимально сконцентрированы. Но при таких условиях это невозможно. По данной причине некоторые школьники пропускают материал и начинают отставать от учебного плана. Чтобы избежать этих неприятностей, можно воспользоваться подобными обучающими презентациями.

Решение уравнения методом введения новой переменной

Математика. Уравнения. 283гр. Дистанционное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнения методом введения новой переменной»

21.04.20. Задание: Записать конспект и решить уравнения

Тема: Основные приемы решения уравнений:

Решение уравнения методом введения новой переменной

Метод введения новой переменной:

1. в уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a, y, t. )

(прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может);

2. решается новое уравнение;

3. возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляют требуемое неизвестное.

Пример: Решить уравнение (2x−21) 2 −5(2x−21)+4=0.

Это уравнение можно решить и без использования новой переменной (раскрываются скобки по формуле разности квадратов и т. д.), но решение будет длинным и с большими числами.

Используем то, что обе скобки равны.

Обозначаем 2x−21=y. Получается простое квадратное уравнение:

D=b 2 -4ac=(-5) 2 -4•1•4=25-16=9

Возвращаемся к обозначенному:

Методом введения новой переменной решаются биквадратные уравнения:

ax 4 +bx 2 +c=0, где a,b,c ∈R; x 2 =y; ay 2 +by+c=0. В биквадратных уравнениях всегда используется новая переменная. Получается квадратное уравнение

Пример: Решить уравнение:

x 4 −13x 2 +12=0; x 2 =y, тогда

1)x 2 =12; или 2) x 2 =1,

Задание: Решить уравнения 1. (3x−4) 2 +3 (3x−4)-4=0.

Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика

В этой статье мы всесторонне разберем метод введения новой переменной. Здесь мы выясним, для решения каких уравнений этот метод предназначен, проникнем в его суть, приведем обоснование метода, доказав соответствующее утверждение, запишем алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной и рассмотрим решения характерных примеров.

Когда применяется и в чем суть метода

Метод введения новой переменной предназначен для решения уравнений, имеющих вид f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная. Для лучшего восприятия приведем примеры таких уравнений:

  • (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 , это уравнение имеет вид f(g(x))=0 , здесь g(x)=x 2 , а функция f такая, что f(t)=t 2 −3·t+2 ;
  • , это уравнение вида f1(g(x))=f2(g(x)) , здесь в качестве g(x) можно рассматривать x 2 +2·x , тогда функции f1 и f2 таковы, что и ;
  • , это уравнение, имеющее вид f(g(x))=0 , где , а функция f описывается как .

Понятно, что f(g(x))=0 и f1(g(x))=f2(g(x)) — равносильные уравнения, так как уравнение f1(g(x))=f2(g(x)) приводится к виду f(g(x))=0 при помощи равносильного преобразования, заключающегося в переносе выражения f2(g(x)) из правой части в левую с противоположным знаком. Поэтому дальнейшую теорию мы будем излагать только для уравнений вида f(g(x))=0 , это сделано в угоду краткости без ущерба для общности.

Суть метода введения новой переменной для решения уравнения f(g(x))=0 состоит во введении новой переменной t как g(x)=t с целью нахождения всех корней исходного уравнения через множество решений T уравнения f(t)=0 с новой переменной t и использование равенства g(x)=t . Забегая немного вперед, скажем, что корнями исходного уравнения являются все такие значения x , которые удовлетворяют условию g(x)∈T . В частности,

  • если T – пустое множество, то есть, уравнение f(t)=0 не имеет решений, то условие g(x)∈T определяет пустое множество, а это означает, что исходное уравнение не имеет решений;
  • если T – конечное множество, то есть, уравнение f(t)=0 имеет n решений t1, t2, …, tn , то условие g(x)∈T есть не что иное, как совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn , а это означает, что решением исходного уравнения является решение совокупности уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn .

Поясним на примере. Возьмем уже упомянутое выше уравнение (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 . Введение новой переменной x 2 =t позволяет от исходного уравнения перейти к кубическому уравнению t 3 −3·t+2=0 с новой переменной (заменяем в исходном уравнении x 2 на t ). Множество решений этого уравнения T (оно в нашем случае состоит из двух чисел t1=1 и t2=−2 , то есть, T= <−2, 1>) и использование равенства x 2 =t дают возможность определить все корни исходного уравнения. Они определяются по условию x 2 ∈ <−2, 1>, которое есть не что иное, как совокупность двух уравнений x 2 =−2 , x 2 =1 .

В основе метода введения новой переменной лежит следующее утверждение:

Решение уравнения f(g(x))=0 есть множество значений переменной x , удовлетворяющих условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Приведем обоснование озвученного утверждения в следующем пункте.

Обоснование

Докажем утверждение, лежащее в основе метода введения новой переменной, которое мы привели в предыдущем пункте. Для этого нужно доказать два момента:

  • что любой корень уравнения f(g(x))=0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 ,
  • что любое значение переменной x , удовлетворяющее условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 , является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Начнем с первой части. Пусть x0 – корень уравнения f(g(x))=0 . Докажем, что x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Так как x0 – корень уравнения f(g(x))=0 , то f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. Из этого равенства следует, что g(x0) – корень уравнения f(t)=0 . А из этого следует, что g(x0) принадлежит множеству всех корней уравнения f(t)=0 .

Первая часть доказана. Переходим к доказательству второй части утверждения.

Пусть x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 . Докажем, что x0 является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Так как x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , то g(x0)∈T , то есть, g(x0) – это один из корней уравнения f(t)=0 . Значит, f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. А из этого равенства следует, что x0 – корень уравнения f(g(x))=0 .

Так доказана вторая часть утверждения и все утверждение в целом.

Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной

Приведенная выше информация позволяет записать алгоритм решения уравнения f(g(x))=0 методом введения новой переменной:

  • Вводится новая переменная t как g(x)=t , и осуществляется переход от исходного уравнения f(g(x))=0 со старой переменной x к уравнению f(t)=0 с новой переменной t .
  • Решается полученное уравнение с новой переменной. При этом
    • если оно не имеет корней, то делается вывод об отсутствии корней у исходного уравнения,
    • если уравнение имеет корни, то выполняются следующие шаги алгоритма.
  • Осуществляется возврат к старой переменной. Для этого
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет единственный корень, обозначим его t1 , то составляется уравнение g(x)=t1 ,
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет два, три или любое другое, но конечное число корней, обозначим их t1, t2, …, tn , то составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn ,
    • если же решенное на предыдущем шаге уравнение имеет бесконечно много корней, и они составляют числовое множество T , то составляется совокупность уравнений, неравенств и двойных неравенств, отвечающая выражению g(x)∈T (например, если решением уравнения с новой переменной t является числовое множество (−∞, t1)∪2>∪[t3, t4) , что то же самое , то соответствующая совокупность будет иметь вид ).
  • Наконец, решается составленное уравнение или совокупность – ее решение есть искомое решение исходного уравнения.

Решение примеров

Обычно первое знакомство с методом введения новой переменной происходит в школе в рамках темы «решение рациональных уравнений». В частности, рациональными являются биквадратные уравнения, стандартным методом решения которых как раз является метод введения новой переменной. Для примера приведем краткое решение методом введения новой переменной биквадратного уравнения x 4 −3·x 2 +5=0 . После представления его в виде (x 2 ) 2 −3·x 2 +5=0 , вводим новую переменную x 2 =t , это позволяет перейти к квадратному уравнению с новой переменной: t 2 −3·t+5=0 . Оно не имеет действительных корней, так как его дискриминант D=(−3) 2 −4·1·5=−11 – отрицательный, откуда заключаем, что исходное уравнение не имеет корней.

Среди рациональных уравнений масса и других типичных представителей, решающихся методом введения новой переменной. Такими, во-первых, являются уравнения, в которых переменная фигурирует только в одинаковых квадратных двучленах, например (x 2 −5·x+4)·(x 2 −5·x+6)=120 , (x 2 +5) 2 −11·(x 2 +5)+28=0 , . Во-вторых, через введение новой переменной решаются уравнения, в которых переменная находится только во взаимно обратных дробях, например, , здесь одна из дробей принимается за t , а другая, очевидно, выражается через t как 1/t , ведь на ОДЗ для данного уравнения . В-третьих, упомянем про возвратные уравнения, которые тоже решаются методом введения новой переменной, а именно . Решения подобных уравнений Вы без труда найдете в статье, упомянутой в первом предложении этого пункта, а также на страницах школьных учебников, например, [1, c. 74-75, 80; 2, с. 150-152; 3, с. 213-216].

Продвигаясь дальше в школьном курсе математики по пути знакомства с уравнениями, нам встречаются иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические и другие уравнения, и каждый раз мы возвращаемся к методу введения новой переменной для их решения. Для уравнений каждого вида есть свои особенности в плане введения новой переменной. Рекомендуем ознакомиться с ними в следующих материалах:

  • решение иррациональных уравнений методом введения новой переменной,
  • метод введения новой переменной при решении показательных уравнений,
  • решение показательных уравнений методом введения новой переменной,
  • решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной.

В заключение покажем пример решения уравнения, которое после введения новой переменной имеет бесконечное множество решений. Подобные случаи встречаются крайне редко, и тем они еще более интересны. В них главное разобраться с особенностями возврата к старой переменной.

Решите уравнение


источники:

http://multiurok.ru/index.php/files/osnovnye-priemy-resheniia-uravnenii-reshenie-ura-1.html

http://www.cleverstudents.ru/equations/method_of_introducing_new_variable.html