Решение систем нелинейных уравнений конспект урока

урок по теме»Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными»
план-конспект урока (алгебра, 11 класс) на тему

обобщающий урок по теме»Решение нелинейных систем уравнений с 2 переменными» для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok_na_25.02.doc131 КБ
prilozhenie_k_uroku.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «РЕШНИЕ СИСТЕМ УРАВНЕНИЙ»

Образовательные: закрепить изученный материал, совершенствовать умения применять способы решения систем уравнений при решении примеров, применять свойства функций.

Развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы переноса знаний в новую ситуацию, развитию мышления и речи, внимания и памяти;

Воспитательная: содействие воспитанию активности, аккуратности и внимательности, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самостоятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: доска, индивидуальные карточки

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Литература : Дидактические материалы по алгебре и началам анализа» Б.Г. Зив, В.А. Гольдич, сборник заданий для подготовки письменного экзамена за курс средней школы, ЕГЭ (актив-тренинг) под редакцией А.Л.Семенова, И.В. Ященко, интернет-ресурс «Решу ЕГЭ»

II. Устная работа

Вопросы – задания.
На которые ученик отвечает «да» или «нет»

1. Логарифмическая функция y=log а x определена при любом х.(0)
2.Область значений логарифмической функции является множество действительных чисел.(1)

3.Область определения всех тригонометрических функций является множество действительных чисел (1)

4.Областью значения фунций у=cosx; y=sinx является отрезок [-1;1] (1)

5.Областью значений функции у=а х является множество действительных чисел (0)

6.Область определения функций у= tgx, где x= (0)

11.Графики тригонометрических функций имеют наименьший период Т=2πк(0)
12.Областью определения степенной функции является множество положительных чисел (1)
13.График четной функции симметричен относительно Ох.(0)
14.График нечетной функции всегда находится в I и Ш четвертях.(0)

15.График логарифмической функции всегда пересекает ось Ох в точке (1;0).(1)

В это время 5 сильных учеников решают по карточкам.

Вспомним основные методы решения систем уравнений.

  1. Метод подстановки.
  2. Метод алгебраического сложения уравнений .
  3. Метод замены переменных .
  4. Метод разложения на множители
  5. Графическое решение систем уравнений.

Вспомним основные графики через решения систем (решения задач по карточкам)

Пример 1. Решите систему уравнений

х 2 +у 2 =2,5ху

х+у=0,25ху (для более сильных учащихся)

Решение. Из второго уравнения находим: . Подставляя это значение в первое уравнение, получаем: , или после упрощения . Корнями этого уравнения являются числа , . Таким образом, получаем совокупность двух систем уравнений:

Первая система имеет решения , а вторая . Значит, данная система имеет решения: .

2. Метод алгебраического сложения уравнений .

Пример 2. Решите систему уравнений:

Решение. Метод подстановки в данном случае приводит к сложным выкладкам. Поэтому будем рассуждать иначе: прибавим к первому уравнению системы второе уравнение, тогда получаем систему: т.е.

Равносильную заданной. А теперь воспользуемся методом подстановки:

Полученная система уравнений равносильна совокупности двух систем уравнений:

Первая система имеет решение , а вторая . Значит, решение данной системы имеет вид: .

3. Метод замены переменных .

Пример 3. Решите систему уравнений:

Решение. пусть u= , v= , тогда получим более простую систему равносильную исходной. Решив полученную систему, будем иметь: . Перейдем к переменным х и y , и решим совокупность двух систем уравнений:

4. Метод разложения на множители :

Пример 4. Решите систему уравнений:

Решение. Второе уравнение системы представим в виде: . Тогда данная система будет равносильна совокупности двух систем, решаемых методом подстановки.

  1. или , значит и решением первой системы будет .
  2. или , значит и решением второй системы будет Ответ: .

5. Графическое решение систем уравнений.

Пример 5. Решите несколькими способами систему уравнений:

Решение. Уравнение задает окружность с центром в начале координат и радиусом 6. Уравнение — парабола, это уравнение можно переписать в виде: . Вершиной этой параболы является точка (0; 6), ветви параболы направлены вниз, она пересекает ось Ох в точках (6; 0); (-6; 0). Построим графики указанных линий и найдем их точки пересечения.

Из чертежа видно, что линии пересекаются трижды и точками пересечения являются А (-6; 0); В (0; 6); С (6; 0).

Рассмотрим примеры решения систем уравнений, содержащих тригонометрические, показательные, логарифмические уравнения .

Пример 6. Решить систему уравнений:

Решение. Преобразуем первое уравнение данной системы с помощью соответствующих формул к виду , складывая и вычитая уравнения полученной системы перейдем к системе тригонометрических уравнений вида

или . Из полученной системы находим

Пример 7. Решить систему уравнений:

Решение. Заменим данную систему на равносильную ей, воспользовавшись свойствами степеней: . Обозначим ; . Система примет вид: Решив её методом подстановки, получим и = 1, v = 2, т.к. полученные значения удовлетворяют условиям ; , перейдем к системе

, откуда получаем х = 0, y = 1. Ответ: .

Пример 8. Решить систему уравнений: .

Решение. ОДЗ:

Переходя к логарифмам по основанию 3, получаем систему, равносильную исходной:

Так как уравнение равносильно совокупности двух систем, то и полученная система равносильна совокупности двух систем:

1) Так как х = -6 не входит в ОДЗ, то решение первой системы является только пара (1; 1).

2) Так как х = 3 не входит в OДЗ, то решением является пара (2; 4). Ответ: <(1; 1); (2; 4)>.

Пример 9. Найти все а, при которых система имеет 2 решения.

Найти все параметры а, при которых система (|x|-4) 2 +(y-4) 2 =9

(x+1) 2 +y 2 =a 2 имеет 3 решения

Решение. ОДЗ: х >0 данная система уравнений равносильна системе . Полученная система уравнений имеет 2 решения тогда и только тогда, когда уравнений (2) системы имеет два положительных корня. Исследуем уравнение (2)

Так как по теореме Виета , то указанные условия будут иметь место, если имеет решение следующая система двух неравенств

Пример 10. Пусть — решение системы . Найдите разность .

Решение. Из условия задачи следует, . Кроме того , т.к. . Следовательно, данная система равносильна системе

так как второе уравнение полученной системы равносильно совокупности двух уравнений, то и полученная система равносильна совокупности двух систем уравнений

1) 2) так как y = -1 не удовлетворяет условию , то вторая пара чисел не является решением.

Рассмотрим пример системы с неизвестным под знаком модуля.

Пример 11 . Решить систему уравнений:

Решение. Множество допустимых значений х , y можно определить из условий

. Данная система в ОДЗ равносильна системе или . Полученная система в ОДЗ переменных х и y равносильна совокупности двух систем и .

Решая методом подстановки каждую из систем, получаем, что первая не имеет действительных корней, а решением второй системы является множество двух пар чисел

Разработка урока по алгебре «Решение систем нелинейных уравнений» (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Конспект урока по алгебре для 9 класса

«Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными».

Цель урока: Актуализировать опорные знания учащихся по теме урока «Система нелинейных уравнений с двумя переменными».

Образовательные: проверка знаний учащихся при решении систем нелинейных уравнений;

Воспитательные: воспитание активности, самостоятельности, ответственности;

Развивающие: формирование мировоззрения учащихся, развитие всех составляющих мышления.

Организационный момент (2 мин.).

Устный опрос (10 мин.).

Решение примеров (23 мин.).

Итог урока (5 мин.).

Выставление оценок, домашнее задание.(5 мин.).

— Здравствуйте, садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Решение систем нелинейных уравнений с двумя переменными». Целью нашего урока является актуализация ваших знаний по данной теме.

Для начала повторим: Какая система называется нелинейной?

(Система уравнений с двумя переменными, в составе которой хотя бы одно уравнение является нелинейным, называется системой нелинейных уравнений с двумя переменными.)

Какие способы решения таких систем вы знаете?

(алгебраического сложения, способ подстановки, способ введения новой переменной, графический)

В чем идея способа алгебраического сложения?

(Необходимо привести уравнения системы к уравнению с одной переменной, решить его и найти соответствующее значение второй переменной)

Что мы для этого должны сделать?

(Умножить почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами, а затем сложить левые и правые части уравнений системы)

3. Итак, решим систему, применяя данный способ:

( Ученик выходит к доске, решает систему при этом комментирует решение)

Ответ: (-1;-2) или (2;1)

-Следующий способ – способ подстановки. В чем заключается этот способ?

( В одном из уравнений нужно выразить одну переменную через другую, подставить это выражение во второе уравнение для получения уравнения с одной переменной, решив которое находим вторую переменную)

Ответ: (1;4) или (-1;-4)

-Расскажите алгоритм решения системы с помощью введения новой переменной.

(нужно ввести новые переменные для выражения определенных соотношений переменных в уравнениях системы, записать уравнения системы через введенные переменные, решить полученную систему уравнений относительно новых переменных, найти значения исходных переменных, используя числовые значения введенных переменных, записать ответ)

Введем a = x + y и b = xy

Ответ : (2;1) или (1;2)

-И последний способ – графический. Что нужно сделать, чтобы решить систему графически?

(Нужно рассмотреть одну из переменных системы уравнений как аргумент, а другую – как функцию, построить графики уравнений системы в одной прямоугольной системе координат, определить координаты точек пересечений графиков уравнений, записать ответ)

Ответ: (2;3) или (3;2)

4.- Итак, еще раз повторим, какие методы решения нелинейных систем вы знаете?

— Повторим основные идеи решения систем алгебраическим методом, подстановки, введения новой переменной, графический.

5. Запишите домашнее задание: №123,130

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 932 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 682 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 308 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 575 831 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 10.02.2016
  • 13488
  • 80
  • 10.02.2016
  • 2648
  • 1
  • 10.02.2016
  • 589
  • 0
  • 10.02.2016
  • 1245
  • 3
  • 10.02.2016
  • 980
  • 4
  • 10.02.2016
  • 1036
  • 0
  • 10.02.2016
  • 482
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 10.02.2016 3455
  • DOCX 44.5 кбайт
  • 40 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Елюбаева Жанна Калкамановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 6 лет
  • Подписчики: 0
  • Всего просмотров: 12986
  • Всего материалов: 5

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

Время чтения: 1 минута

Количество бюджетных мест в вузах по IT-программам вырастет до 160 тыс.

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Приемная кампания в вузах начнется 20 июня

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-algebre-reshenie-sistem-nelineynih-uravneniy-klass-864932.html