Решение систем уравнений методом алгебраического сложения 9 класс

Урок математики в 9-м классе по теме «Решение систем уравнений второй степени способом сложения»

Разделы: Математика

  • показать решение систем уравнений второй степени способом сложения;
  • закрепить знание решения систем уравнений графическим способом и способом подстановки;
  • учить выбирать наиболее рациональный способ решения данной системы;
  • развитие мышления, внимания и памяти учащихся;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • развитие математической речи;
  • воспитание активности, умения общаться, общей культуры.

I этап – мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности.

II этап — подготовительный: актуализация прежних знаний.

III этап – основной:

  • знакомство с новой темой;
  • выполнение заданий по теме.

IV этап – заключительный:

  • задание на дом;
  • подведение итогов.

Компьютер; проектор; экран; доска; карточки с заданиями; учебник «Алгебра,9» (авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова).

Подготовка к уроку

На доске записаны число, тема урока, домашнее задание. На первой парте лежат карточки с заданиями для индивидуальной работы, листочки для записи решения заданий. Перед уроком включается компьютер. Заранее готовятся слайды с устными упражнениями. Если кабинет не оснащен компьютером, экраном и проектором, то задания для устной работы записываются на доске.

1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, садитесь. Тема нашего урока «Решение систем уравнений второй степени способом сложения».

2. Проверка домашней работы.

Учитель. Прежде, чем мы будем знакомиться с темой урока, проверим правильность выполнения домашней работы (№ 288(а, в), 263(а, б), 260).

— Один учащийся вызывается к доске для решения № 260 из домашней работы;

— Двое учащихся выполняют задания индивидуально по карточкам;

1. Изобразив схематически графики уравнений, определить, сколько решений имеет система уравнений:

2. Решить неравенство:

x 2 2 – 6x 4 -18 y² +81 = 0,

y = 3,

Ответ. Произошла потеря корня при решении неполного квадратного уравнения.

Учитель. А теперь проверим решение № 260, выполненное учащимся на доске.

D = 9-32 = -23 нет корней => система не имеет решений => нет точек пересечения окружности и прямой.

3. Знакомство с новым материалом

Учитель. Запишите в тетрадях число, тему урока и следующую систему уравнений второй степени

Решите ее разными способами, начните с графического.

Первый учащийся решает графическим способом, комментируя решение.

Учитель. На прошлых уроках мы говорили о достоинствах графического способа (графики элементарных функций легко построить, координаты точек пересечения являются решениями данной системы). Удобен ли для данной системы этот способ? Ответ обоснуйте.

Ответ. Нет, на построение потрачено много времени, так как функции получились неэлементарные. Нет однозначного ответа на вопрос о количестве решений.

Учитель. Решите систему способом подстановки.

Второй учащийся решает данную систему способом подстановки, комментируя решение.

Учитель.Этот способ дает точное решение, но решение громоздкое, в результате подстановки получилось дробное уравнение.

В 7-ом классе помимо графического способа и способа подстановки вы решали системы линейных уравнений способом сложения. Вспомним этапы решения систем способом сложения (на дом было дано задание: вспомнить этапы решения систем способом сложения).

Ответ. При необходимости умножить почленно уравнения системы на число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами; сложить почленно левые и правые части уравнений системы; решить полученное уравнение с одной переменной; найти соответствующее значение второй переменной. Попробуйте применить этот способ для данной системы.

Третий учащийся решает данную систему способом сложения, комментируя решение.

Учитель. Назовите достоинства этого способа.

Ответ. Дает точное решение, нет трудоемких преобразований, после сложения получается линейное уравнение, которое легко решить.

Учитель. Любую ли систему можно решить способом сложения?

Ответ. Нет, только в отдельных случаях, если уравнения системы однотипны и отличаются друг от друга коэффициентами.

Если учащиеся не назовут ответ на последний вопрос, то задать дополнительный вопрос: Всегда ли при почленном сложении уравнений системы исчезает одна из переменных?

Вывод: Для каждой системы необходимо выбирать свой рациональный способ.

4. Закрепление изученного материала

Учитель. Решите из учебника № 262 (а).

Ребята решают систему.

Учитель. Иногда при решении систем приходится использовать два способа одновременно. Выполним из учебника № 262 (б).

Ребята решают систему.

5. Домашнее задание

Учитель. Откройте дневники и запишите задание на дом: выполнить № 263(в), 310(б), 302(д), 288(б, г).

6. Подведение итогов урока

Учитель. Еще раз вспомним, какие способы систем уравнений второй степени существуют; назовите этапы решения систем уравнений.

Выставляются оценки за урок.

Спасибо за урок. До свидания.

Контролирующая самостоятельная работа

Как решать систему уравнений

О чем эта статья:

8 класс, 9 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные понятия

Алгебра в 8 и 9 классе становится сложнее. Но если изучать темы последовательно и регулярно практиковаться в тетрадке и онлайн — ходить на уроки математики будет не так страшно.

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в исходное уравнение получилось верное числовое равенство.

Например, возьмем 3 + 4 = 7. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 7 = 7.

Уравнением можно назвать, например, равенство 3 + x = 7 с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Система уравнений — это несколько уравнений, для которых надо найти значения неизвестных, каждое из которых соответствует данным уравнениям.

Так как существует множество уравнений, составленных с их использованием систем уравнений также много. Поэтому для удобства изучения существуют отдельные группы по схожим характеристикам. Рассмотрим способы решения систем уравнений.

Линейное уравнение с двумя переменными

Уравнение вида ax + by + c = 0 называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа.

Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому уравнению и обращает его в верное числовое равенство.

Теорема, которую нужно запомнить: если в линейном уравнение есть хотя бы один не нулевой коэффициент при переменной — его графиком будет прямая линия.

Вот алгоритм построения графика ax + by + c = 0, где a ≠ 0, b ≠ 0:

Дать переменной 𝑥 конкретное значение x = x₁, и найти значение y = y₁ при ax₁ + by + c = 0.

Дать x другое значение x = x₂, и найти соответствующее значение y = y₂ при ax₂ + by + c = 0.

Построить на координатной плоскости xy точки: (x₁; y₁); (x₂; y₂).

Провести прямую через эти две точки и вуаля — график готов.

Нужно быстро привести знания в порядок перед экзаменом? Записывайтесь на курсы ЕГЭ по математике в Skysmart!

Система двух линейных уравнений с двумя переменными

Для ax + by + c = 0 можно сколько угодно раз брать произвольные значение для x и находить значения для y. Решений в таком случае может быть бесчисленное множество.

Система линейных уравнений (ЛУ) с двумя переменными образуется в случае, когда x и y связаны не одним, а двумя уравнениями. Такая система может иметь одно решение или не иметь решений совсем. Выглядит это вот так:

Из первого линейного уравнения a₁x + b₁y + c₁ = 0 можно получить линейную функцию, при условии если b₁ ≠ 0: y = k₁x + m₁. График — прямая линия.

Из второго ЛУ a₂x + b₂y + c₂ = 0 можно получить линейную функцию, если b₂ ≠ 0: y = k₂x + m₂. Графиком снова будет прямая линия.

Можно записать систему иначе:

Множеством решений первого ЛУ является множество точек, лежащих на определенной прямой, аналогично и для второго ЛУ. Если эти прямые пересекаются — у системы есть единственное решение. Это возможно при условии, если k₁ ≠ k₂.

Две прямые могут быть параллельны, а значит, они никогда не пересекутся и система не будет иметь решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ ≠ m₂.

Две прямые могут совпасть, и тогда каждая точка будет решением, а у системы будет бесчисленное множество решений. Это возможно при следующих условиях: k₁ = k₂ и m₁ = m₂.

Метод подстановки

Разберем решение систем уравнений методом подстановки. Вот алгоритм при переменных x и y:

Выразить одну переменную через другую из более простого уравнения системы.

Подставить то, что получилось на место этой переменной в другое уравнение системы.

Решить полученное уравнение, найти одну из переменных.

Подставить поочередно каждый из найденных корней в уравнение, которое получили на первом шаге, и найти второе неизвестное значение.

Записать ответ. Ответ принято записывать в виде пар значений (x; y).

Потренируемся решать системы линейных уравнений методом подстановки.

Пример 1

Решите систему уравнений:

x − y = 4
x + 2y = 10

Выразим x из первого уравнения:

x − y = 4
x = 4 + y

Подставим получившееся выражение во второе уравнение вместо x:

x + 2y = 10
4 + y + 2y = 10

Решим второе уравнение относительно переменной y:

4 + y + 2y = 10
4 + 3y = 10
3y = 10 − 4
3y = 6
y = 6 : 3
y = 2

Полученное значение подставим в первое уравнение вместо y и решим уравнение:

x − y = 4
x − 2 = 4
x = 4 + 2
x = 6

Ответ: (6; 2).

Пример 2

Решите систему линейных уравнений:

x + 5y = 7
3x = 4 + 2y

Сначала выразим переменную x из первого уравнения:

x + 5y = 7
x = 7 − 5y

Выражение 7 − 5y подставим вместо переменной x во второе уравнение:

3x = 4 + 2y
3 (7 − 5y) = 4 + 2y

Решим второе линейное уравнение в системе:

3 (7 − 5y) = 4 + 2y
21 − 15y = 4 + 2y
21 − 15y − 2y = 4
21 − 17y = 4
17y = 21 − 4
17y = 17
y = 17 : 17
y = 1

Подставим значение y в первое уравнение и найдем значение x:

x + 5y = 7
x + 5 = 7
x = 7 − 5
x = 2

Ответ: (2; 1).

Пример 3

Решите систему линейных уравнений:

x − 2y = 3
5x + y = 4

Из первого уравнения выразим x:

x − 2y = 3
x = 3 + 2y

Подставим 3 + 2y во второе уравнение системы и решим его:

5x + y = 4
5 (3 + 2y) + y = 4
15 + 10y + y = 4
15 + 11y = 4
11y = 4 − 15
11y = −11
y = −11 : 11
y = −1

Подставим получившееся значение в первое уравнение и решим его:

x − 2y = 3
x − 2 (−1) = 3
x + 2 = 3
x = 3 − 2
x = 1

Ответ: (1; −1).

Метод сложения

Теперь решим систему уравнений способом сложения. Алгоритм с переменными x и y:

При необходимости умножаем почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.

Складываем почленно левые и правые части уравнений системы.

Решаем получившееся уравнение с одной переменной.

Находим соответствующие значения второй переменной.

Запишем ответ в в виде пар значений (x; y).

Система линейных уравнений с тремя переменными

Системы ЛУ с тремя переменными решают так же, как и с двумя. В них присутствуют три неизвестных с коэффициентами и свободный член. Выглядит так:

Решений в таком случае может быть бесчисленное множество. Придавая двум переменным различные значения, можно найти третье значение. Ответ принято записывать в виде тройки значений (x; y; z).

Если x, y, z связаны между собой тремя уравнениями, то образуется система трех ЛУ с тремя переменными. Для решения такой системы можно применять метод подстановки и метод сложения.

Решение задач

Разберем примеры решения систем уравнений.

Задание 1. Как привести уравнение к к стандартному виду ах + by + c = 0?

5x − 8y = 4x − 9y + 3

5x − 8y = 4x − 9y + 3

5x − 8y − 4x + 9y = 3

Задание 2. Как решать систему уравнений способом подстановки

Выразить у из первого уравнения:

Подставить полученное выражение во второе уравнение:

Найти соответствующие значения у:

Задание 3. Как решать систему уравнений методом сложения

  1. Решение систем линейных уравнений начинается с внимательного просмотра задачи. Заметим, что можно исключить у. Для этого умножим первое уравнение на минус два и сложим со вторым:
  1. Решаем полученное квадратное уравнение любым способом. Находим его корни:
  1. Найти у, подставив найденное значение в любое уравнение:
  1. Ответ: (1; 1), (1; -1).

Задание 4. Решить систему уравнений

Решим второе уравнение и найдем х = 2, х = 5. Подставим значение переменной х в первое уравнение и найдем соответствующее значение у.

Задание 5. Как решить систему уравнений с двумя неизвестными

При у = -2 первое уравнение не имеет решений, при у = 2 получается:

Конспект урока по теме «Системы уравнений с двумя переменными. Способ решения алгебраическим сложением» (9 класс)

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Тема: Системы уравнений с двумя переменными. Способ решения алгебраическим сложением

познакомить учащихся с системами уравнений с двумя переменными;

изучить понятия решение и решить ситему уравнений с двумя переменными;

научиться решать систему уравнений с двумя переменными способом алгебраического сложения;

развивать математическую логику, умение обобщать и анализировать;

воспитывать старательность, внимательность , самоопределение.

Материалы и оборудование: мультимедиа, карты самоанализа, дидактические материалы входного контроля и рефлексии, учебное пособие.

Организационный этап. Начало урока

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Этап изучения нового материала

Этап закрепления новых знаний.

Этап подведения итогов урока

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организационный этап. Начало урока

Учитель: Здравствуйте!! Занимайте рабочие места. Я очень рада сегодня всех видеть. Надеюсь, наш сегодняшний урок, пройдет для вас успешно, и в конце урока вы унесете багаж новых знаний!

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Учитель: Итак, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы проходили на прошлых уроках?

Ученик: Мы проходили уравнения с двумя переменными.

Учитель: Правильно. Но мы не закончили еще их изучать. Сегодня на уроке мы будем продолжать их изучать.

Посмотрите на экран, там записана тема урока, однако, одно слово потерялось. Для того чтобы узнать его, мы с вами решим небольшой тест по пройденной теме, правильно ответив на задания которого вы получите буквы, из которых составите недостающее слово темы урока. У вас на столе лежат листы с тестами. На выполнение этого задания у вас 3 минуты.

Укажите выражения, являющиеся уравнениями с двумя переменными:

с) ; и) ; р) ; а) .

Выберете, какие из пар чисел являются решением уравнения :

Какое выражение соответствует уравнению окружности с и центром в точке О с координатами (-5;3)?

ма) ; но) ;

ко) ; ри) .

За каждый верно выполненный номер 1 балл, если указаны не все верные ответы 0,5 балла

Укажите выражения, являющиеся уравнениями с двумя переменными:

с) ; и) ; р) ; а) .

Выберете, какие из пар чисел являются решением уравнения :

Какое выражение соответствует уравнению окружности с и центром в точке О с координатами (2;-4)?

ма) ; но) ;

ко) ; ри) .

За каждый верно выполненный номер 1 балл, если указаны не все верные ответы 0,5 балла

Полученное слово: _____________ Полученное слово: _____________

Учитель: Ну что, справились? И какое слово у вас получилось?

Учитель: Правильно это слово система.

И тема нашего урока «Системы уравнений с двумя переменными». Запишите в тетрадях дату, классная работа и тему урока.

А теперь возьмите карты самоанализа и выставьте себе балы за выполненную работу. Количество баллов за верный ответ указано в листе с заданиями теста.

Ключ к тесту это разгаданное слово. Справились?

Теперь скажите, как вы думаете, какие у нас цели урока?

Ученики: Познакомиться с системами уравнений с двумя переменными, научиться решать их.

Учитель: Правильно цели нашего урока познакомить с системами уравнений с двумя переменными, научиться решать ее, причем способом алгебраического сложения.

Этап изучения нового материала

Учитель: Система уравнений называется утверждение, которое состоит из двух и более уравнений и которое истинно при тех и только тех наборах значений входящих в уравнения переменных, при которых истинно каждое из уравнений. Составленные системы записывают так:

А теперь, исходя из определения системы уравнений с двумя переменными, подумайте, что называется ее решением?

Ученики: Решением системы уравнений с двумя переменными называется пара значений переменных, которая является решением каждого из уравнений системы

Учитель: А что будет означать решить систему уравнений с двумя переменными?

Ученики: Это значит найти все ее решения.

Учитель: А теперь рассмотрим решение системы способом алгебраического сложения для записанного примера. Обратите внимание на то, что левые части уравнений системы отличаются своими первыми слагаемыми, а вторые слагаемые одинаковые. Умножим второе уравнение системы на –1 , и сложим два уравнения системы, получим:

Теперь зная значение переменной m , мы найдем соответствующее ей значение переменной n . Для этого подставим полученное значение m в любое из двух уравнений системы, и получим, что .

Откройте учебники на странице 169, посмотрите алгоритм решения системы уравнений с двумя переменными способом алгебраического сложения.

Физкультминутка (выполняется физкультминутка рекомендованная инструкторами ЛФК, под музыку)

Этап закрепления новых знаний.

Учитель: А теперь для закрепления полученных знаний, давайте решим несколько примеров № 556(а, в)

Учитель: А сейчас мы посмотрим, что же вы запомнили на уроке. Для этого вы ответите на вопросы рефлексивного листа, который лежит у вас на столе. На выполнение этого задания у вас 6 минут.

Что такое решение системы уравнений с двумя переменными?

это пара значений переменных, которая является решением каждого из уравнений системы;

это пара значений переменных, при которых уравнение обращается в истинное равенство;

это значит найти все решения системы;

это утверждение, которое состоит из двух или большего числа уравнений и которое истинно при тех и только тех наборах значений входящих в уравнения переменных, при которых истинно каждое из уравнений.

Выберете те пары чисел, которые являются решением системы уравнений с двумя переменными

Решить систему уравнений с двумя переменными способ алгебраического сложения

Что такое система уравнений с двумя переменными?

это пара значений переменных, которая является решением каждого из уравнений системы;

это пара значений переменных, при которых уравнение обращается в истинное равенство;

это значит найти все решения системы;

это утверждение, которое состоит из двух или большего числа уравнений и которое истинно при тех и только тех наборах значений входящих в уравнения переменных, при которых истинно каждое из уравнений.

Выберете те пары чисел, которые являются решением системы уравнений с двумя переменными

Решить систему уравнений с двумя переменными способ алгебраического сложения

А теперь подведите итоги за это задание в соответствии со схемой на экране. Занесите их в ваш лист самоанализа.

Этап подведения итогов урока

Учитель: А сейчас подсчитайте, сколько баллов вы набрали за урок, и выставьте себе итоговую отметку.

Поднимите руки у кого получились результаты выше 6? Ниже 6? Какие трудности у вас возникли?

С чем познакомились на уроке? Что научились делать?

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель: Запишите домашнее задание П. 14 стр. 162-169 № 557. Спасибо за внимание, урок закончен.


источники:

http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-sistem-uravnenij

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-sistemi-uravneniy-s-dvumya-peremennimi-sposob-resheniya-algebraicheskim-slozheniem-klass-2290640.html