Решение систем уравнения по математике 7 класс

Системы линейных уравнений (7 класс)

Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.

Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.

Пример:
Пара значений \(x=3\);\(y=-1\) является решением первой системы, потому что при подстановке этих тройки и минус единицы в вместо \(x\) и \(y\), оба уравнения превратятся в верные равенства \(\begin3-2\cdot (-1)=5 \\3 \cdot 3+2 \cdot (-1)=7 \end\)

А вот \(x=1\); \(y=-2\) — не является решением первой системы, потому что после подстановки второе уравнение «не сходится» \(\begin1-2\cdot(-2)=5 \\3\cdot1+2\cdot(-2)≠7 \end\)

Отметим, что такие пары часто записывают короче: вместо «\(x=3\); \(y=-1\)» пишут так: \((3;-1)\).

Как решить систему линейных уравнений?

Есть три основных способа решения систем линейных уравнений:

Возьмите любое из уравнений системы и выразите из него любую переменную.

Полученное выражение подставьте вместо этой переменной в другое линейное уравнение системы.

Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\)

Замечание к шагу 1: нет никакой разницы какую переменную и из какого уравнения выражать. Обычно более удобно выражать ту переменную, перед которой нет коэффициента или, говоря точнее, коэффициент которой равен единице (в примере выше это был икс в первом уравнении).

Почему так? Потому что во всех остальных случаях у нас при выражении переменной получилась бы дробное выражение . Попробуем, например, выразить икс из второго уравнения системы:

И сейчас нам нужно будет эту дробь подставлять в первое уравнение и решать то, что получиться. До верного ответа мы бы всё равно дошли, но идти было бы неудобнее

Способ алгебраического сложения.

    Равносильно преобразовывая каждое уравнение в отдельности, запишите систему в виде:\(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\).

    Теперь нужно сделать так, чтоб коэффициенты при одном из неизвестных стали одинаковы (например, (\(3\) и \(3\)) или противоположны по значению (например, \(5\) и \(-5\)). В нашем примере уравняем коэффициенты при игреках. Для этого первое уравнение домножим на \(2\), а второе — на \(3\).

    \(\begin2x+3y=13 |\cdot 2\\ 5x+2y=5 |\cdot 3\end\)\(\Leftrightarrow\)\(\begin4x+6y=26\\15x+6y=15\end\)\(\Leftrightarrow\)

    Сложите (или вычтите) почленно обе части уравнения так, чтобы получилось уравнение с одним неизвестным.

    Найдите неизвестное из полученного уравнения.

    Подставьте найденное значение неизвестного в любое из исходных уравнений и найдите второе неизвестное.

    Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\).

    Замечание к шагу 3: В каком случае уравнения складывают, а в каком вычитают? Ответ прост – делайте так, чтоб пропала переменная: если «уравненные» коэффициенты имеют один и тот же знак – вычитайте, а если разные – складывайте.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin12x-7y=2\\5y=4x-6\end\)

    Приводим систему к виду \(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\) преобразовывая второе уравнение.

    «Уравняем» коэффициенты при иксах. Для этого домножим второе уравнение на \(3\).

    Знаки при иксах разные, поэтому чтоб иксы пропали, уравнения надо сложить.

    Делим уравнение на \(8\), чтобы найти \(y\).

    Игрек нашли. Теперь найдем \(x\), подставив вместо игрека \(-2\) в любое из уравнений системы.

    Икс тоже найден. Пишем ответ.

    Приведите каждое уравнение к виду линейной функции \(y=kx+b\).

    Постройте графики этих функций. Как? Можете прочитать здесь .

  1. Найдите координаты \((x;y)\) точки пересечения графиков и запишите их в ответ в виде \((x_0;y_0 )\).
    Ответ: \((4;2)\)
  2. Матхак. Если сомневаетесь в правильности ответа (неважно каким способом вы решали), проверьте подстановкой значений \(x_0\) и \(y_0\) в каждое уравнение. Если оба уравнения превратятся в верные равенства, то ответ правильный.
    Пример: решая систему \(\begin3x-8=2y\\x+y=6\end\), мы получили ответ \((4;2)\). Проверим его, подставив вместо икса \(4\), а вместо игрека \(2\).

    Оба уравнения сошлись, решение системы найдено верно.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin3(5x+3y)-6=2x+11\\4x-15=11-2(4x-y)\end\)

    Перенесем все выражения с буквами в одну сторону, а числа в другую.

    Во втором уравнении каждое слагаемое — четное, поэтому упрощаем уравнение, деля его на \(2\).

    Эту систему линейных уравнений можно решить любым из способов, но мне кажется, что способ подстановки здесь удобнее всего. Выразим y из второго уравнения.

    Подставим \(6x-13\) вместо \(y\) в первое уравнение.

    Первое уравнение превратилась в обычное линейное . Решаем его.

    Сначала раскроем скобки.

    Перенесем \(117\) вправо и приведем подобные слагаемые.

    Поделим обе части первого уравнения на \(67\).

    Ура, мы нашли \(x\)! Подставим его значение во второе уравнение и найдем \(y\).

    Открытый урок по математике на тему: «Решение систем уравнений». 7-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 7

    Тип урока: обобщающий урок.

    Вид урока: урок закрепления умений и навыков.

    Оборудование: мультимедийная установка, плакаты: Периодическая система элементов Д. И. Менделеева, система кровообращения человека, солнечная система, физическая система СИ, соединительные союзы русского языка.

    Цели урока:

    1. Содействовать обобщению и систематизации знаний учащихся по теме “Решение систем уравнений”; продолжить закрепление следующих умений: решение систем уравнений графическим способом, способом подстановки, способом сложения (вычитания).
    2. Развитие познавательного интереса, совершенствовать навыки решения систем уравнений;
    3. Связать математику с другими предметами.
    4. Обобщить знания основного программного материала.

    Задачи урока.

    • Воспитательная – формирование нравственных убеждений.
    • Развивающая – развитие внимания и логического мышления, памяти.
    • Учебная – обобщить и повторить знания по применению в реальной жизни темы данного урока.

    Эпиграф к уроку записан на доске “Где есть желание, найдется путь”.

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал § 15 “Решение систем уравнений”, совершенствовать навыки решения систем уравнений т. е.

    1) способ подстановки;

    2) способ сложения (вычитания);

    3) графическим способом. Один из великих философов сказал: “ ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, НАЙДЕТСЯ ПУТЬ!”. Мы сегодня на уроке с большим желанием будем решать системы, определяя свой рациональный путь.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверяются решения домашних задач.

    III. Фронтальная работа с классом:

    1. Теоретический опрос: один из учащихся читает контрольный вопрос, располагающийся в учебнике на стр. 184.

    1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными;

    2. Что называют решением уравнения с двумя переменными?

    3. Что является графиком уравнения ax+by=c, где х, y переменные, а = 0, b = 0.

    4. Если говорят, что задана система уравнений, что это значит?

    5. Что является решением системы линейного уравнения с двумя переменными?

    6. Что, значит, решить систему линейного уравнения с двумя переменными?

    7. Сколько решений может иметь система линейного уравнения с двумя переменными?

    Каждый вопрос сопровождается мультимедийным ответом. Приложение № 1. Слайд № 1, № 2.

    Учитель рассказывает о системах окружающих нас в повседневной жизни. Ученики вспоминают о предметах, где они встречали системы. Это предметы: русский язык (соединительные союзы), биология (система кровообращения человека), физика (система СИ), химия (периодическая система элементов), астрономия (солнечная система).

    Теоретический материал закрепляется тестом, сопровождаемый взаимопроверкой. Приложение № 1. Слайд № 3.

    ТЕСТ.

    1. Какие из перечисленных уравнений являются линейными?
    2. Какая пара чисел является решением уравнения 3х-2у=5?
    3. Какая пара чисел является решением системы:
    4. Какая из перечисленных систем имеет одно решение?
    5. Какая из перечисленных систем имеет бесконечно много решений?
    6. Какая из перечисленных систем не имеет решения?

    Взаимопроверка теста учениками. Каждый вопрос теста выводится на большой мультимедийный экран, решение комментируется.

    Учитель сообщает, что система, не имеющая решений, называется несовместной. 7. В заданиях теста найдите несовместную систему?

    IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 4 — № 8. 1) Данную систему решаем

    Графическим способом.

    Построить в координатной плоскости графики уравнений системы.

    Если прямые, являющиеся графиками линейных функций пересекаются, значит, система имеет единственное решение.

    Если прямые параллельны, то система не имеет решений.

    Если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений.

    Способом подстановки.

    Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;

    Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;

    Решают получившиеся уравнение с одной переменной;

    Находят соответствующее значение второй переменной.

    Способом сложения.

    Умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;

    Складывают почленно левые и правые части уравнений системы;

    Решают получившееся уравнение с одной переменной. 11х = -22, х = — 2\

    Находят соответствующее значение второй переменной.

    Записываем ответ. (-2; 3)

    У доски прорешиваются задания графическим способом, где есть несовместная система.

    Способом подстановки решается задача № 1174.

    Способом сложения решается задача № 1180.

    1. Решите систему способом подстановки:

    у = 5-х,
    3х – у = 11.

    2. Решите систему способом сложения:

    3х – 2у = 4,
    5х + 2у = 12.
    2х + 3у = 10,
    – 2х + 5у = 6.

    3. Решите задачу.

    Периметр прямоугольника равен 26см. Периметр прямоугольника равен 16см.

    Его длина на 3 см больше ширины. Его ширина на 4 см меньше длины.

    Найдите стороны прямоугольника. Найдите стороны прямоугольника

    1. Решите систему способом подстановки:

    3х + у = 7,
    9х – 4у = -7.
    х – 3у = 6,
    2у – 5х = -4.

    2. Решите систему способом сложения:

    х – 4у = 9,
    3х + 2у = 13.
    2х + у = 6,
    – 4х + 3у = 8.

    3. Решите задачу.

    Туристическую группу из 42 человек Расселили в двух- и трехместные номера. .

    Всего было занято 16 номеров. Сколько среди них было двухместных и сколько трехместных?

    За покупку канцтоваров на сумму 65 коп. Таня расплатилась пяти- и десятикопееч ными монетами. Всего она отдала 9 монет.

    Сколько среди них было пятикопеечных и сколько десятикопеечных?

    Ответы каждого задания располагаются на карточках определённого цвета, которые нужно сложить на край парты в порядке выполнения задания. Среди предоставленных карточках есть лишние.

    Результатом самостоятельной работы является триколлор флагов РТ и РФ. Учитель комментирует результаты самостоятельной работы.

    белый цвет – благородство,

    синий цвет – верность,

    красный цвет – мужество, любовь.

    зелённый цвет обновление,

    белый цвет — надежда,

    красный цвет — символ борьбы за свободу.

    V. Подведение итогов урока.

    Учащимся выставляются оценки, комментируется домашняя работа.

    Презентация по математике для 7 класса «Способы решения систем линейных уравнений»

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ СИСТЕМ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ (7 класс)

    Презентация составлена учителем математики МОУ «СОШ» п. Аджером Корткеросского района Респубрики Коми Мишариной Альбиной Геннадьевной

    Способы решения: СПОСОБ ПОДСТАНОВКИ СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ

    СПОСОБ ПОДСТАНОВКИ ПРИ РЕШЕНИИ СИСТЕМЫДВУХ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ СПОСОБОМ ПОДСТАНОВКИ: 1. Из одного уравнения выражают одну переменную через другую 2. Подставляют во второе уравнение найденное выражение; 3. Решают полученное уравнение с одной переменной 4. Находят соответствующее значение другой переменной.

    Например: 3х + 2у = 4 х – 4у = 6 Решение: из второго уравнения x = 4y+6 Подставим данное выражение в первое уравнение: 3(4y+6)+2y=4 12y+18+2y=4 14y = -14 y=-1 Найдем х: x=4∙(-1)+6 x=2 Ответ: (2;-1)

    ПРИМЕР 1: Решим систему: 5х – у = 16 10х – 3у = 27 Решение: Выразим из 1 уравнения: -у = 16-5x, тогда y = -16+5x = 5х-16 Выражение у = (5х-16) подставим во второе уравнение системы вместо у: 10x — 3(5x-16)=27 10x — 15x + 48 = 27 — 5x = — 48 +27 — 5x = -21 х = 4,2 Найдем у: у = 5х-16 = 5· 4,2 – 16 =21-16= 5 ОТВЕТ: (4,2; 5)

    СПОСОБ СЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ СИСТЕМЫ ДВУХ ЛИНЕЙНЫХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ СПОСОБОМ СЛОЖЕНИЯ: 1. умножают левую и правую части одного или обоих уравнений на некоторое число так, чтобы коэффициенты при одной из переменных в разных уравнениях стали противоположными числами; 2. складывают почленно полученные уравнения; 3. решают полученное уравнение с одной переменной; 4. находят соответствующее значение второй переменной.

    ПРИМЕР 1: Решим систему: 2х – 3у = 11 3х + 7у = 5 Решение: первое уравнение умножим на (-3), а второе — на 2 — 6х + 9у = — 33 6х + 14у = 10 23y=-23 y=-1 Найдем х: 2x — 3·(-1)=11 2x + 3 = 11 2х = -3 +11 2х = 8 х = 4 ОТВЕТ: (4;-1)

    ПРИМЕР 2: Решим систему: 3х + 10у = 19 — 4х + 5у = -7 Решение: умножим второе уравнение на (-2) 3х + 10у = 19 8х – 10у = 14 11x=33 x=3 Найдем у: -4∙3+5y=-7 5y=12 -7 5у = 5 у =1 ОТВЕТ: (3;1)

    Решить системы: 1) 3х+4у =7 9х-4у = -7 х-3у =6 2у-5х = -4 4х -6у =2 3у -2х =1 -2х+3у =-1 4х +у =2 2х +у =6 -4х +3у =8 3(х+у)+1=х+4у 7-2(х-у)=х-8у 5+2(х-у)=3х-4у 10-4(х+у)=3у-3х 2х — 7у = 3 3х + 4у = -10 5х + 2у = -9 4х – 5у = 6 5(х+у)-7(х-у) = 54 4(х+у)+3(х-у) = 51

    Проверим: 1) х=0; у=7/4 2) (0; -2) 3) любое число 4) Х =0,5; у=0 5) х=1; у=4 6) (-1;-1) 7) (6 1/9; 5/9) 8) х = -2; у=-1 9) (-1;-2) 10) (9; 6)

    Краткое описание документа:

    В данной презентации для 7 класса рассматриваются два алгоритма решения систем линейных уравнений: способом подстановки и способом алгебраического сложения. Приведены примеры решения систем линейных уравнений данными способами, а так же составлены задания для самостоятельной работы обучающихся с последующей самопроверкой. Материал данной работы может быть использован как на обобщающем уроке по данной теме или частями при прохождении каждого способа решения систем линейных уравнений. Можно его использовать и в девятом классе как повторительный материал при подготовке к ГИА.

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 929 человек из 80 регионов

    Курс профессиональной переподготовки

    Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

    • Сейчас обучается 686 человек из 75 регионов

    Курс повышения квалификации

    Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

    • Сейчас обучается 313 человек из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 587 473 материала в базе

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    «Психологические методы развития навыков эффективного общения и чтения на английском языке у младших школьников»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Другие материалы

    • 30.01.2013
    • 1883
    • 1
    • 30.01.2013
    • 1574
    • 3
    • 30.01.2013
    • 12429
    • 128

    • 29.01.2013
    • 21649
    • 257
    • 29.01.2013
    • 1606
    • 0
    • 28.01.2013
    • 1931
    • 0
    • 28.01.2013
    • 4620
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 31.01.2013 3599
    • PPTX 363 кбайт
    • 9 скачиваний
    • Рейтинг: 2 из 5
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Мишарина Альбина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 5 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28953
    • Всего материалов: 56

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

    Время чтения: 1 минута

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    В Забайкалье в 2022 году обеспечат интернетом 83 школы

    Время чтения: 1 минута

    В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

    Время чтения: 2 минуты

    В Воронеже продлили удаленное обучение для учеников 5-11-х классов

    Время чтения: 1 минута

    Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Только 23 февраля!
    Получите новую
    специальность
    по низкой цене

    Цена от 1220 740 руб. Промокод на скидку Промокод скопирован в буфер обмена ПП2302 Выбрать курс Все курсы профессиональной переподготовки


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/410182

    http://infourok.ru/material.html?mid=4407