Решение система уравнений для 7 класса

Системы линейных уравнений (7 класс)

Если несколько линейных уравнений с одними теми же неизвестными рассматривают совместно, то говорят, что это система линейных уравнений с несколькими неизвестными.

Решить систему с двумя неизвестными – это значит найти все пары значений переменных, которые удовлетворяют каждому из заданных уравнений. Каждая такая пара называется решением системы.

Пример:
Пара значений \(x=3\);\(y=-1\) является решением первой системы, потому что при подстановке этих тройки и минус единицы в вместо \(x\) и \(y\), оба уравнения превратятся в верные равенства \(\begin3-2\cdot (-1)=5 \\3 \cdot 3+2 \cdot (-1)=7 \end\)

А вот \(x=1\); \(y=-2\) — не является решением первой системы, потому что после подстановки второе уравнение «не сходится» \(\begin1-2\cdot(-2)=5 \\3\cdot1+2\cdot(-2)≠7 \end\)

Отметим, что такие пары часто записывают короче: вместо «\(x=3\); \(y=-1\)» пишут так: \((3;-1)\).

Как решить систему линейных уравнений?

Есть три основных способа решения систем линейных уравнений:

Возьмите любое из уравнений системы и выразите из него любую переменную.

Полученное выражение подставьте вместо этой переменной в другое линейное уравнение системы.

Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\)

Замечание к шагу 1: нет никакой разницы какую переменную и из какого уравнения выражать. Обычно более удобно выражать ту переменную, перед которой нет коэффициента или, говоря точнее, коэффициент которой равен единице (в примере выше это был икс в первом уравнении).

Почему так? Потому что во всех остальных случаях у нас при выражении переменной получилась бы дробное выражение . Попробуем, например, выразить икс из второго уравнения системы:

И сейчас нам нужно будет эту дробь подставлять в первое уравнение и решать то, что получиться. До верного ответа мы бы всё равно дошли, но идти было бы неудобнее

Способ алгебраического сложения.

    Равносильно преобразовывая каждое уравнение в отдельности, запишите систему в виде:\(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\).

    Теперь нужно сделать так, чтоб коэффициенты при одном из неизвестных стали одинаковы (например, (\(3\) и \(3\)) или противоположны по значению (например, \(5\) и \(-5\)). В нашем примере уравняем коэффициенты при игреках. Для этого первое уравнение домножим на \(2\), а второе — на \(3\).

    \(\begin2x+3y=13 |\cdot 2\\ 5x+2y=5 |\cdot 3\end\)\(\Leftrightarrow\)\(\begin4x+6y=26\\15x+6y=15\end\)\(\Leftrightarrow\)

    Сложите (или вычтите) почленно обе части уравнения так, чтобы получилось уравнение с одним неизвестным.

    Найдите неизвестное из полученного уравнения.

    Подставьте найденное значение неизвестного в любое из исходных уравнений и найдите второе неизвестное.

    Ответ запишите парой чисел \((x_0;y_0)\).

    Замечание к шагу 3: В каком случае уравнения складывают, а в каком вычитают? Ответ прост – делайте так, чтоб пропала переменная: если «уравненные» коэффициенты имеют один и тот же знак – вычитайте, а если разные – складывайте.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin12x-7y=2\\5y=4x-6\end\)

    Приводим систему к виду \(\begina_1 x+b_1 y=c_1\\a_2 x+b_2 y=c_2\end\) преобразовывая второе уравнение.

    «Уравняем» коэффициенты при иксах. Для этого домножим второе уравнение на \(3\).

    Знаки при иксах разные, поэтому чтоб иксы пропали, уравнения надо сложить.

    Делим уравнение на \(8\), чтобы найти \(y\).

    Игрек нашли. Теперь найдем \(x\), подставив вместо игрека \(-2\) в любое из уравнений системы.

    Икс тоже найден. Пишем ответ.

    Приведите каждое уравнение к виду линейной функции \(y=kx+b\).

    Постройте графики этих функций. Как? Можете прочитать здесь .

  1. Найдите координаты \((x;y)\) точки пересечения графиков и запишите их в ответ в виде \((x_0;y_0 )\).
    Ответ: \((4;2)\)
  2. Матхак. Если сомневаетесь в правильности ответа (неважно каким способом вы решали), проверьте подстановкой значений \(x_0\) и \(y_0\) в каждое уравнение. Если оба уравнения превратятся в верные равенства, то ответ правильный.
    Пример: решая систему \(\begin3x-8=2y\\x+y=6\end\), мы получили ответ \((4;2)\). Проверим его, подставив вместо икса \(4\), а вместо игрека \(2\).

    Оба уравнения сошлись, решение системы найдено верно.

    Пример. Решите систему уравнений: \(\begin3(5x+3y)-6=2x+11\\4x-15=11-2(4x-y)\end\)

    Перенесем все выражения с буквами в одну сторону, а числа в другую.

    Во втором уравнении каждое слагаемое — четное, поэтому упрощаем уравнение, деля его на \(2\).

    Эту систему линейных уравнений можно решить любым из способов, но мне кажется, что способ подстановки здесь удобнее всего. Выразим y из второго уравнения.

    Подставим \(6x-13\) вместо \(y\) в первое уравнение.

    Первое уравнение превратилась в обычное линейное . Решаем его.

    Сначала раскроем скобки.

    Перенесем \(117\) вправо и приведем подобные слагаемые.

    Поделим обе части первого уравнения на \(67\).

    Ура, мы нашли \(x\)! Подставим его значение во второе уравнение и найдем \(y\).

    Открытый урок по математике на тему: «Решение систем уравнений». 7-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 7

    Тип урока: обобщающий урок.

    Вид урока: урок закрепления умений и навыков.

    Оборудование: мультимедийная установка, плакаты: Периодическая система элементов Д. И. Менделеева, система кровообращения человека, солнечная система, физическая система СИ, соединительные союзы русского языка.

    Цели урока:

    1. Содействовать обобщению и систематизации знаний учащихся по теме “Решение систем уравнений”; продолжить закрепление следующих умений: решение систем уравнений графическим способом, способом подстановки, способом сложения (вычитания).
    2. Развитие познавательного интереса, совершенствовать навыки решения систем уравнений;
    3. Связать математику с другими предметами.
    4. Обобщить знания основного программного материала.

    Задачи урока.

    • Воспитательная – формирование нравственных убеждений.
    • Развивающая – развитие внимания и логического мышления, памяти.
    • Учебная – обобщить и повторить знания по применению в реальной жизни темы данного урока.

    Эпиграф к уроку записан на доске “Где есть желание, найдется путь”.

    I. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы должны обобщить весь материал § 15 “Решение систем уравнений”, совершенствовать навыки решения систем уравнений т. е.

    1) способ подстановки;

    2) способ сложения (вычитания);

    3) графическим способом. Один из великих философов сказал: “ ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ, НАЙДЕТСЯ ПУТЬ!”. Мы сегодня на уроке с большим желанием будем решать системы, определяя свой рациональный путь.

    II. Проверка домашнего задания.

    Проверяются решения домашних задач.

    III. Фронтальная работа с классом:

    1. Теоретический опрос: один из учащихся читает контрольный вопрос, располагающийся в учебнике на стр. 184.

    1. Дайте определение линейного уравнения с двумя переменными;

    2. Что называют решением уравнения с двумя переменными?

    3. Что является графиком уравнения ax+by=c, где х, y переменные, а = 0, b = 0.

    4. Если говорят, что задана система уравнений, что это значит?

    5. Что является решением системы линейного уравнения с двумя переменными?

    6. Что, значит, решить систему линейного уравнения с двумя переменными?

    7. Сколько решений может иметь система линейного уравнения с двумя переменными?

    Каждый вопрос сопровождается мультимедийным ответом. Приложение № 1. Слайд № 1, № 2.

    Учитель рассказывает о системах окружающих нас в повседневной жизни. Ученики вспоминают о предметах, где они встречали системы. Это предметы: русский язык (соединительные союзы), биология (система кровообращения человека), физика (система СИ), химия (периодическая система элементов), астрономия (солнечная система).

    Теоретический материал закрепляется тестом, сопровождаемый взаимопроверкой. Приложение № 1. Слайд № 3.

    ТЕСТ.

    1. Какие из перечисленных уравнений являются линейными?
    2. Какая пара чисел является решением уравнения 3х-2у=5?
    3. Какая пара чисел является решением системы:
    4. Какая из перечисленных систем имеет одно решение?
    5. Какая из перечисленных систем имеет бесконечно много решений?
    6. Какая из перечисленных систем не имеет решения?

    Взаимопроверка теста учениками. Каждый вопрос теста выводится на большой мультимедийный экран, решение комментируется.

    Учитель сообщает, что система, не имеющая решений, называется несовместной. 7. В заданиях теста найдите несовместную систему?

    IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 4 — № 8. 1) Данную систему решаем

    Графическим способом.

    Построить в координатной плоскости графики уравнений системы.

    Если прямые, являющиеся графиками линейных функций пересекаются, значит, система имеет единственное решение.

    Если прямые параллельны, то система не имеет решений.

    Если прямые совпадают, то система имеет бесконечно много решений.

    Способом подстановки.

    Выражают из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую;

    Подставляют в другое уравнение системы вместо этой переменной полученное выражение;

    Решают получившиеся уравнение с одной переменной;

    Находят соответствующее значение второй переменной.

    Способом сложения.

    Умножают почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами;

    Складывают почленно левые и правые части уравнений системы;

    Решают получившееся уравнение с одной переменной. 11х = -22, х = — 2\

    Находят соответствующее значение второй переменной.

    Записываем ответ. (-2; 3)

    У доски прорешиваются задания графическим способом, где есть несовместная система.

    Способом подстановки решается задача № 1174.

    Способом сложения решается задача № 1180.

    1. Решите систему способом подстановки:

    у = 5-х,
    3х – у = 11.

    2. Решите систему способом сложения:

    3х – 2у = 4,
    5х + 2у = 12.
    2х + 3у = 10,
    – 2х + 5у = 6.

    3. Решите задачу.

    Периметр прямоугольника равен 26см. Периметр прямоугольника равен 16см.

    Его длина на 3 см больше ширины. Его ширина на 4 см меньше длины.

    Найдите стороны прямоугольника. Найдите стороны прямоугольника

    1. Решите систему способом подстановки:

    3х + у = 7,
    9х – 4у = -7.
    х – 3у = 6,
    2у – 5х = -4.

    2. Решите систему способом сложения:

    х – 4у = 9,
    3х + 2у = 13.
    2х + у = 6,
    – 4х + 3у = 8.

    3. Решите задачу.

    Туристическую группу из 42 человек Расселили в двух- и трехместные номера. .

    Всего было занято 16 номеров. Сколько среди них было двухместных и сколько трехместных?

    За покупку канцтоваров на сумму 65 коп. Таня расплатилась пяти- и десятикопееч ными монетами. Всего она отдала 9 монет.

    Сколько среди них было пятикопеечных и сколько десятикопеечных?

    Ответы каждого задания располагаются на карточках определённого цвета, которые нужно сложить на край парты в порядке выполнения задания. Среди предоставленных карточках есть лишние.

    Результатом самостоятельной работы является триколлор флагов РТ и РФ. Учитель комментирует результаты самостоятельной работы.

    белый цвет – благородство,

    синий цвет – верность,

    красный цвет – мужество, любовь.

    зелённый цвет обновление,

    белый цвет — надежда,

    красный цвет — символ борьбы за свободу.

    V. Подведение итогов урока.

    Учащимся выставляются оценки, комментируется домашняя работа.

    Системы уравнений

    Система уравнений — это группа уравнений, в которых одни и те же неизвестные обозначают одни те же числа. Чтобы показать, что уравнения рассматриваются как система, слева от них ставится фигурная скобка:

    x — 4y = 2
    3x — 2y = 16

    Решить систему уравнений — это значит, найти общие решения для всех уравнений системы или убедиться, что решения нет.

    Чтобы решить систему уравнений, нужно исключить одно неизвестное, то есть из двух уравнений с двумя неизвестными составить одно уравнение с одним неизвестным. Исключить одно из неизвестных можно тремя способами: подстановкой, сравнением, сложением или вычитанием.

    Способ подстановки

    Чтобы решить систему уравнений способом подстановки, нужно в одном из уравнений выразить одно неизвестное через другое и результат подставить в другое уравнение, которое после этого будет содержать только одно неизвестное. Затем находим значение этого неизвестного и подставляем его в первое уравнение, после этого находим значение второго неизвестного.

    Рассмотрим решение системы уравнений:

    x — 4y = 2
    3x — 2y = 16

    Сначала найдём, чему равен x в первом уравнении. Для этого перенесём все члены уравнения, не содержащие неизвестное x, в правую часть:

    Так как x, на основании определения системы уравнений, имеет такое же значение и во втором уравнении, то подставляем его значение во второе уравнение и получаем уравнение с одним неизвестным:

    3x— 2y = 16;
    3( 2 + 4y )— 2y = 16.

    Решаем полученное уравнение, чтобы найти, чему равен y. Как решать уравнения с одним неизвестным, вы можете посмотреть в соответствующей теме.

    3(2 + 4y) — 2y = 16;
    6 + 12y — 2y = 16;
    6 + 10y = 16;
    10y = 16 — 6;
    10y = 10;
    y = 10 : 10;
    y = 1.

    Мы определили что y = 1. Теперь, для нахождения численного значения x, подставим значение y в преобразованное первое уравнение, где мы ранее нашли, какому выражению равен x:

    x = 2 + 4y = 2 + 4 · 1 = 2 + 4 = 6.

    Способ сравнения

    Способ сравнения — это частный случай подстановки. Чтобы решить систему уравнений способом сравнения, нужно в обоих уравнениях найти, какому выражению будет равно одно и то же неизвестное и приравнять полученные выражения друг к другу. Получившееся в результате уравнение позволяет узнать значение одного неизвестного. С помощью этого значения затем вычисляется значение второго неизвестного.

    Например, для решение системы:

    x — 4y = 2
    3x — 2y = 16

    найдём в обоих уравнениях, чему равен y (можно сделать и наоборот — найти, чему равен x):

    x — 4y = 23x — 2y = 16
    -4y = 2 — x-2y = 16 — 3x
    y = (2 — x) : — 4y = (16 — 3x) : -2

    Составляем из полученных выражений уравнение:

    2 — x=16 — 3x
    -4-2

    Решаем уравнение, чтобы узнать значение x:

    2 — x· (-4) =16 — 3x· (-4)
    -4-2
    2 — x = 32 — 6x
    x + 6x = 32 — 2
    5x = 30
    x = 30 : 5
    x = 6

    Теперь подставляем значение x в первое или второе уравнение системы и находим значение y:

    x — 4y = 23x — 2y = 16
    6 — 4y = 23 · 6 — 2y = 16
    -4y = 2 — 6-2y = 16 — 18
    -4y = -4-2y = -2
    y = 1y = 1

    Способ сложения или вычитания

    Чтобы решить систему уравнений способом сложения, нужно составить из двух уравнений одно, сложив левые и правые части, при этом одно из неизвестных должно быть исключено из полученного уравнения. Неизвестное можно исключить, уравняв при нём коэффициенты в обоих уравнениях.

    x — 4y = 2
    3x — 2y = 16

    Уравняем коэффициенты при неизвестном y, умножив все члены второго уравнения на -2:

    x — 4y = 2
    -6x + 4y = -32

    Теперь сложим по частям оба уравнения, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

    +x — 4y = 2
    -6x + 4y = -32
    -5x = -30

    Находим значение x (x = 6). Теперь, подставив значение x в любое уравнение системы, найдём y = 1.

    Если уравнять коэффициенты у x, то, для исключения этого неизвестного, нужно было бы вычесть одно уравнение из другого.

    Уравняем коэффициенты при неизвестном x, умножив все члены первого уравнения на 3:

    (x — 4y) · 3 = 2 · 3

    3x — 12y = 6
    3x — 2y = 16

    Теперь вычтем по частям второе уравнение из первого, чтобы получить уравнение с одним неизвестным:

    3x — 12y = 6
    3x — 2y = 16
    -10y = -10

    Находим значение y (y = 1). Теперь, подставив значение y в любое уравнение системы, найдём x = 6:

    3x — 2y = 16
    3x — 2 · 1 = 16
    3x — 2 = 16
    3x = 16 + 2
    3x = 18
    x = 18 : 3
    x = 6

    Для решения системы уравнений, рассмотренной выше, был использован способ сложения, который основан на следующем свойстве:

    Любое уравнение системы можно заменить на уравнение, получаемое путём сложения (или вычитания) уравнений, входящих в систему. При этом получается система уравнений, имеющая те же решения, что и исходная.


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/410182

    http://izamorfix.ru/matematika/algebra/sistema_uravn.html