Решение уравнений методом оценки
Решение уравнений методом оценки основано на сравнении области значений функций, стоящих в левой и правой части уравнения.
Если в уравнении
то равенство возможно тогда и только тогда, когда и f(x) и g(x) одновременно равны a:
При этом, если максимальное значение функции, стоящей в одной части уравнения, равно минимальному значению функции, стоящему в другой части уравнения, и эти значения достигаются для обеих функций при x=x0, то xo — корень уравнения.
Графически это можно проиллюстрировать так:
Если максимальное значение функции, стоящей в одной части уравнения, равно минимальному значению функции, стоящему в другой части уравнения, но эти значения достигаются при разных x0, то уравнение не имеет корней:
Получив систему уравнений
достаточно решить одно из уравнений (которое проще), а затем проверить, являются ли найденные корни корнями другого уравнения.
Чаще всего при решении уравнений методом оценки правой и левой части используют следующие соображения:
причём равенство достигается при
4) Квадратичная функция в вершине параболы (x0; y0)
при a>0 принимает своё наименьшее значение:
при отрицательном коэффициенте a при x² — наибольшее значение:
где n — натуральное число.
Примеры решения уравнений методом оценки левой и правой части.
— квадратичная функция. График — парабола ветвями вверх. Наименьшее значение принимает в вершине
С другой стороны
Следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений
Корень второго уравнения:
x=2. Проверяем, является ли 2 корнем первого уравнения:
— верно. Следовательно, x=2 — единственный корень.
Так как x⁴≥0, то 25+ x⁴≥25, а значит,
С другой стороны,
Следовательно, исходное уравнение равносильно системе уравнений
Решаем первое уравнение
Проверяем, является ли x=0 корнем второго уравнения:
— верно. Значит, x=0 — корень данного уравнения.
Так как сумма взаимно-обратных положительных чисел не меньше двух,
Так как сумма положительных взаимно-обратных чисел равна 2, если эти числа равны между собой, то
Проверяем, являются ли эти корни корнями второго уравнения.
Таким образом, исходное уравнение имеет единственный корень x= -1.
Метод оценки в задачах с параметрами
В этой статье мы рассмотрим мощный метод, который применяется, когда в левой и правой частях уравнения или неравенства стоят функции разных типов. Для того чтобы лучше его запомнить, расскажем историю о том, как птичка и рыбка полюбили друг друга.
Еще раз: в левой и правой частях уравнения находятся функции разных типов. Мы помним, что в математике существует 5 типов элементарных функций: степенные, показательные, логарифмические, тригонометрические и обратные тригонометрические. Подробно о них — в статье «Элементарные функции и их графики».
Мы знаем из курса алгебры, что уравнения, которые мы решаем, обычно относятся к одному из этих пяти типов. Показательные и логарифмические, квадратные и тригонометрические уравнения — для каждого типа есть свои характерные приемы и способы решения. И основаны они на тех или иных свойствах функций. Для тригонометрических уравнений — свои способы решения, для логарифмических — свои.
Но сейчас мы рассмотрим уравнение, в левой и правой частях которого находятся функции разных типов. Вот оно:
Такое уравнение бесполезно возводить в квадрат или делать с ним арифметические действия. Бесполезно брать логарифмы от обеих частей — от этого оно станет только хуже.
Что же с ним делать? Упростим его, насколько возможно.
Посмотрим на правую часть этого уравнения. Очевидно,
Интересно — а какой же будет левая часть? Давайте оценим и ее тоже.
Поскольку получим, что
Получается, что при всех значениях х левая часть уравнения не меньше, чем 8, а правая часть не больше, чем 8. И это значит, что решением уравнения могут быть только такие значения переменной х, когда и левая, и правая часть равны 8. Тогда они равны друг другу. В этом и состоит метод оценки.
Метод оценки применяется для уравнений и неравенств, где функции, стоящие в левой и правой части, могут быть равны друг другу только в определенной точке, причем одна из них принимает в этой точке наименьшее значение, а другая — наибольшее.
Вот как это выглядит:
А чтобы лучше запомнить суть метода, рассказываем историю.
Глубоко-глубоко в море жила маленькая рыбка. А высоко-высоко в небе жила маленькая птичка. И однажды они полюбили друг друга! А встретиться они могли только в одной точке, на границе моря и неба, до которой рыбке надо подняться, а птичке — спуститься!
Смотри видео о том, как птичка и рыбка полюбили друг друга и что из этого получилось
О чем эта история? О нашем уравнении, конечно! В левой и правой его частях находятся функции разных типов. И при определенном значении х они оказались равны друг другу. Легко заметить, что значения выражения в левой части всегда больше либо равны восьми («птичка»), значения выражения в правой части — меньше либо равные восьми («рыбка»). И возможно, есть такая точка, где у одной из этих функций будет минимум, а у другой — максимум, причем значение каждой из них станет равно восьми.
Нам осталось только проверить, что эта точка действительно есть. Приравняем правую часть к восьми.
Подставив в левую часть, получим, что и она равна восьми при этом значении x. Значит, является единственным корнем данного уравнения.
Вот еще одна задача на метод оценки.
Умножим обе части данного неравенства на положительную величину:
В левой и правой частях полученного неравенства оказались функции разных типов. Метод оценки!
Выделим под логарифмом полный квадрат:
Неравенство примет вид:
Наибольшее значение выражения под логарифмом равно 2. Стало быть, наибольшее значение логарифма равно
, то есть 1, и достигается оно при единственном значении x = 3.
В то же время, наименьшее значение выражения также равно 1, и достигается оно при том же единственном значении x= 3.
Поэтому последнее неравенство будет выполнено лишь в одном-единственном случае: когда обе его части равны 1, т. е. при x = 3. Решением данного неравенства служит единственное число!
Мы обещали задачи с параметрами, которые решаются методом оценки. Вот, пожалуйста:
18. Найдите все значения а, при которых уравнение
имеет ровно два решения.
Обозначим Уравнение примет вид:
Мы видим, что левая часть этого уравнения не меньше единицы, а правая часть — не больше единицы. Равенство может быть, только если обе они равны единице.
Это классическая задача на метод оценки.
В нашем случае функция f в левой части уравнения и функция g в правой части «встречаются», когда одна из них принимает свое наименьшее значение, равное единице, а другая — свое наибольшее значение, также равное единице.
Второе уравнение означает, что частное — целое число.
В первом уравнении сделаем замену
Обозначим а — 6 = b и найдем, сколько корней имеет уравнение при неотрицательных z и различных b.
Нам нужно, чтобы исходное уравнение относительно х имело два корня.
Это происходит, когда уравнение имеет единственный положительный корень , которому соответствуют и
Заметим, что так как если то и двух корней не получится.
График функции — парабола с вершиной М(3;-9)
1) Если , то уравнение имеет единственный корень , которому соответствуют два корня исходного уравнения: и
Поскольку , в этом случае . Это значение удовлетворяет и второму уравнению системы: — целое.
2) Уравнение > имеет единственное положительное решение также при , при этом и
Исследование СЛАУ. Общие сведения
В данной статье мы расскажем о методах, видах, условиях и определениях исследований решений систем линейных уравнений, что такое метод Кронекера-Капели, а также приведем примеры.
Общие сведения (определения, условия, методы, виды)
Системы линейных алгебраических уравнений с n неизвестными могут иметь:
- единственное решение;
- бесконечное множество решение (неопределенные СЛАУ);
- ни одного решения (несовместные СЛАУ).
Пример 1
Система x + y + z = 1 2 x + 2 y + 2 z = 3 не имеет решений, поэтому она несовместна.
Система x + y = 1 2 x + 7 y = — 3 имеет единственное решение x = 2 ; y = 1 .
Система x + y = 1 2 x + 2 y = 2 3 x + 3 y = 3 имеет бесконечное множество решений x = t y = 1 — t при — ∞ t ∞ .
Перед решением системы уравнений необходимо исследовать систему, т.е. ответить на следующие вопросы:
- Совместна ли система?
- Если система совместна, то, какое количество решений она имеет — одно или несколько?
- Как найти все решения?
Если система малоразмерна при m = n , то ответить на поставленные вопросы можно при помощи метода Крамера:
- если основной определитель системы, то система совместна и имеет единственное решение, которое вычисляется методом Крамера;
- если, и один из вспомогательных определителей, то система не является совместной, т.е. не имеет решений;
- если и все, и один из коэффициентов СЛАУ, то система не является определенной и имеет бесконечное множество решений.
Ранг матрицы и его свойства
Бывают случаи, которые выбиваются из представленных вариантов решения СЛАУ, например, линейные уравнения с большим количеством уравнений и неизвестных.
Для такого варианта решения существует ранг матрицы, который представляет собой алгоритм действий в случае решения системы матрицы, когда
В математике выделяют следующие подходы к определению ранга матрицы:
- при помощи понятия линейной зависимости/независимости строк/столбцов матрицы. Ранг равен максимальному количеству независимых строк (столбцов) матрицы
- при помощи понятия минора матрицы в качестве наивысшего порядка минора, который отличается от нуля. Минор матрицы порядка k — определитель k-го порядка, составленный из элементов, которые стоят на пересечении вычеркиваемых k-строк и k-столбцов матрицы;
- при помощи метода Гаусса. По завершении прямого хода ранг матрицы равняется количеству ненулевых строк.
Обозначение ранга матрицы: r ( A ) , r g ( A ) , r A .
Свойства ранга матрицы:
- квадратная невырожденная матрица обладает рангом, который отличается от нуля;
- если транспонировать матрицу, то ранг матрицы не изменяется;
- если поменять местами 2 параллельные строки или 2 параллельных столбца, ранг матрицы не изменяется;
- при удалении нулевого столбца или строки ранг матрицы не изменяется;
- ранг матрицы не изменяется, если удалить строку или столбец, которые являются линейной комбинацией других строк;
- при умножении все элементов строки/столбца на число k н е р а в н о н у л ю ранг матрицы не изменяется;
- ранг матрицы не больше меньшего из ее размеров: r ( А ) ≤ m i n ( m ; n ) ;
- когда все элементы матрицы равны нулю, то только тогда r ( A ) = 0 .
Пример 2
А 1 = 1 1 1 2 2 2 3 3 3 , B 1 = 1 0 0 0 0 0
r ( A 1 ) = 1 , r ( B 1 ) = 1
А 2 = 1 2 3 4 0 5 6 7 0 0 0 0 ; В 2 = 1 1 3 1 2 1 4 3 1 2 5 0 5 4 13 6
http://ege-study.ru/metod-ocenki-v-zadachax-s-parametrami/
http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/issledovanie-slau/slau/