Решение сложных уравнений 3 класс петерсон

Урок математики в 3-м классе по программе Л.Г. Петерсон «Решение составных уравнений»

– Познакомить с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения.

– Формировать на автоматизированном уровне способность к нахождению неизвестных компонентов действий и умение комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий.

– Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и предложения с переменной, правило порядка действий в выражениях, решать задачи, содержащие переменную.

– Способствовать развитию грамотной математической речи, способности к выражению в речи действий по алгоритмам.

– Развивать навыки самоконтроля.

– Тема урока, девиз, алгоритм решения составных уравнений.

– Карточки-помощницы для слабых учащихся.

– Карточки для индивидуальной работы.

– Эталоны для самопроверки.

– Карточки с домашним заданием.

1.Организация к уроку (1-2 мин).

– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

– Пожелайте друг другу удачи на сегодняшний урок. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.

– Давайте вместе прочитаем девиз нашего урока:

Где есть желание, найдётся и путь!

– Как вы понимаете эти слова?

2. Актуализация знаний (5-7 мин).

1 группа (слабые дети)

2 группа3. группа (сильные дети)

1.Вычислить устно наиболее удобным способом:

398+7864+602+2136=

х · 7=100 – 51

Найди значение выражений:

72:(12·3)·450-400·(82–68):70=

2.Расставить порядок действий:

а : в — с · d + k · m : n

19 + 17 · 3 – 46

3. Решить уравнения:

60: n=4 15+а=40

2). Самостоятельная работа.

8 · х = 24 (у — 4) · 3=15

– Чему равен корень 1 уравнения?

– Чему равен корень 2 уравнения? (. )

3. Постановка проблемы (5 мин).

– Подходит ли для решения этого уравнения известный нам алгоритм? (Нет)

– Почему? (Неизвестный компонент является выражением, а мы такие уравнения ещё не решали).

– Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида).

– В математике такие уравнения называют составными.

– Тема нашего урока “Решение составных уравнений”.

4. “Открытие” детьми нового знания (10 мин).

– Кто догадался, как решить такое уравнение? (Предположения детей).

– На какое из известных нам уравнений похоже данное?

– Сколько действий в левой части?

– Какое действие последнее?

– Назовите компоненты при умножении.

– В каком из этих компонентов стоит переменная?

– Закроем компонент (у-4) карточкой Х

– Что заметили? (Получили простое уравнение на нахождение неизвестного множителя).

– Решите полученное уравнение: Х · 3 = 15

– Убрать карточку Х и решить уравнение до конца: (у-4) · 3=15

– Выполним проверку: (9-4) · 3=15

– Проверка показывает, что корень уравнения найден верно.

Решение составных уравнений напоминает, как зайчик ест капусту: сначала он съедает последний листочек, потом следующий, пока не доберётся до кочерыжки. Последний листочек определяется по последнему действию, а кочерыжка – это корень уравнения.

– А что вам напоминает решение составных уравнений?

– Составное уравнение может содержать несколько листочков. Это зависит от того, сколько действий в выражении с переменной. Поэтому в решении составного уравнения может быть большее число шагов.

– Давайте составим блок-схему решения таких уравнений.

– Чтение по учебнику, с. 83.

5. Первичное закрепление (5 мин).

№1 (а, б),с.83 – проговаривание в громкой речи.

а) (у-5) · 4=28, – неизвестен 1 множитель (у-5)

у-5=28:4, – чтобы его найти, надо произведение разделить на 2 множитель

у-5=7, – теперь неизвестно уменьшаемое

у=5+7, – чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое

у=12. – корень уравнения равен 12

(12-5) · 4=28, – проверка: подставим в уравнение вместо у число12 и сосчитаем

28=28.(и) – получили верное равенство

уравнение решено правильно

б) 3· а – 7=14 – подробное комментирование

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).

№1 (в, г), с.83 – работа в парах (с проговариванием)

– Какая пара быстрее справилась с заданием?

– Проверка по эталону. У кого так?

№1 (д, е), с 83 – по вариантам

– Проверка по эталону.

– Кто выполнил без ошибок?

– Кто допустил ошибки? С чем это связано?

– Чему мы научились? (Научились решать уравнения нового вида)

– Зачем нужен алгоритм? (Чтобы правильно решать задачи и уравнения)

– Проговорите ещё раз алгоритм решения составных уравнений.

– Для тех, кто хочет проверить свои силы – №2,с.83.

Решите столько уравнений, сколько сможете.

7. Повторение (5-10мин).

– А теперь я предлагаю вам решить геометрические задачи.

– Какая фигура изображена?

– Что такое прямоугольник?

– Как найти сторону прямоугольника?

– Кто может записать равенство с переменной?

– Чему равна ширина?

– Какая фигура изображена?

– Что такое квадрат?

– Какие свойства квадрата вы знаете?

– Запишите равенство с переменной.

– Можем ли мы решить данное уравнение?

– Этому вы научитесь в старших классах.

8. Итог урока. Рефлексия деятельности (2-3мин).

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

– К какому выводу пришли? (Составные уравнения решаются в 2 этапа).

– Оцените свою работу на уроке.

  • У кого не было затруднений?
  • Какие встретили затруднения? Чем они вызваны?
  • Что необходимо для их устранения?
  • Кто собой не доволен?

– Помог ли нам девиз урока?

9. Домашнее задание.

  • Повторить алгоритм решения составных уравнений.
  • №2, с.83 – для тех, кто хочет проверить свои силы.
  • Кто считает задание для себя трудным, возьмите задание у меня.
  • Урок математики в 3 классе «Решение сложных уравнений». Автор учебника «Математика» Л.Г.Петерсон

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Крестьянинова Наталья Николаевна 220- 001-200

    Урок математики в 3 классе «Решение сложных уравнений». Автор учебника «Математика» Л.Г.Петерсон

    Тема урока « Решение составных уравнений »

    Систематизировать знания по теме «Уравнения», совершенствовать вычислительные навыки, закрепить понятия неравенство, равенство, уравнение.

    Развивать внимание, память, математическую речь, мышление, познавательные интересы, волю, эмоции, умение выделять главное, существенное в изученном материале.

    Воспитывать культуру поведения, навыки самоконтроля.

    Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    В жизни много интересного,

    Но пока нам неизвестного

    Будем думать и считать

    И о многом узнавать.

    2. Актуализация знаний

    1) математический диктант

    Самое большое однозначное число увеличить в 5 раз

    К самому маленькому двузначному числу прибавить половину 60

    К половине 800 прибавить половину 200

    Самое большое однозначное чётное число увеличить на 2

    Из самого большого двузначного вычесть самое большое однозначное

    (записывают ответы 45, 40, 500, 10, 90 – самопроверка)

    2) Какое число лишнее? Почему?

    3) Отработка знаний компонентов. Как называются числа при сложении? При вычитании? При умножении? При делении?

    Как найти слагаемое? Вычитаемое? Делитель? Множители?

    4)Отработка устного счёта и терминологии. Показывают ответы на карточках.

    Слагаемое 90, слагаемое 10. Покажите сумму

    Уменьшаемое 90, вычитаемое 45. Покажите разность.

    Делимое 500, делитель 10. Покажите частное.

    Множитель 40, множитель 90. Покажите произведение.

    3. Этап выхода на новые знания

    Как можно назвать эти записи? (выражения)

    Какие бывают выражения? (буквенные и числовые)

    На какие группы можно распределить эти записи?

    Чем является буква в выражении? (Переменной)

    Что мы называем равенством?

    Как называется равенство, содержащее переменную?

    Что значит решить уравнение?

    Давайте вспомним алгоритм решения уравнения ( Этапы решения нужно назвать по порядку. Карточки на доске.)

    5.Новый материал. На доске рисунок весов с чашечками на которых гири. Справа гиря Х кг и гиря 2кг,слева гири 5кг и 3кг)

    Какие величины знаете?

    С какой величиной связан этот рисунок? (масса)

    Почему? (видим весы)

    Составьте и запишите по этому рисунку уравнение.

    Чем отличается это уравнение от предыдущих? (справа выражение, а не число)

    Решали ли вы такие уравнения?

    Какую цель себе поставим? (научиться решать новые уравнения)

    Тема нашего урока: составные уравнения, правая часть которых представлена выражением

    Как бы вы предложили решить это уравнение? Появляется новая карточка

    4.Этап первичного закрепления

    Решают №1(а)- с комментированием

    (б)- 1вариант самостоятельно

    (в) -2 вариант самостоятельно

    5. Этап включения новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа.

    Составьте своё уравнение нового вида. Проверка.

    – Какова была цель вашей работы на уроке? ( составить алгоритм решения составных уравнений)

    Добились ли цели?

    Кому было легко?

    Кто испытал затруднения?

    Краткое описание документа:

    Урок математики в 3 классе «Решение сложных уравнений». Автор учебника «Математика» Л.Г.Петерсон

    Тема урока « Решение составных уравнений »

    Систематизировать знания по теме «Уравнения», совершенствовать вычислительные навыки, закрепить понятия неравенство, равенство, уравнение.

    Развивать внимание, память, математическую речь, мышление, познавательные интересы, волю, эмоции, умение выделять главное, существенное в изученном материале.

    Воспитывать культуру поведения, навыки самоконтроля.

    Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    В жизни много интересного,

    Но пока нам неизвестного

    Будем думать и считать

    И о многом узнавать.

    2. Актуализация знаний

    1) математический диктант

    Самое большое однозначное число увеличить в 5 раз

    К самому маленькому двузначному числу прибавить половину 60

    К половине 800 прибавить половину 200

    Самое большое однозначное чётное число увеличить на 2

    Из самого большого двузначного вычесть самое большое однозначное

    (записывают ответы 45, 40, 500, 10, 90 – самопроверка)

    2) Какое число лишнее? Почему?

    3) Отработка знаний компонентов. Как называются числа при сложении? При вычитании? При умножении? При делении?

    Как найти слагаемое? Вычитаемое? Делитель? Множители?

    4)Отработка устного счёта и терминологии. Показывают ответы на карточках.

    Слагаемое 90, слагаемое 10. Покажите сумму

    Уменьшаемое 90, вычитаемое 45. Покажите разность.

    Делимое 500, делитель 10. Покажите частное.

    Множитель 40, множитель 90. Покажите произведение.

    3. Этап выхода на новые знания

    Как можно назвать эти записи? (выражения)

    Какие бывают выражения? (буквенные и числовые)

    На какие группы можно распределить эти записи?

    Чем является буква в выражении? (Переменной)

    Что мы называем равенством?

    Как называется равенство, содержащее переменную?

    Что значит решить уравнение?

    Давайте вспомним алгоритм решения уравнения ( Этапы решения нужно назвать по порядку. Карточки на доске.)

    5.Новый материал. На доске рисунок весов с чашечками на которых гири. Справа гиря Х кг и гиря 2кг,слева гири 5кг и 3кг)

    Какие величины знаете?

    С какой величиной связан этот рисунок? (масса)

    Почему? (видим весы)

    Составьте и запишите по этому рисунку уравнение.

    Чем отличается это уравнение от предыдущих? (справа выражение, а не число)

    Решали ли вы такие уравнения?

    Какую цель себе поставим? (научиться решать новые уравнения)

    Тема нашего урока: составные уравнения, правая часть которых представлена выражением

    Как бы вы предложили решить это уравнение? Появляется новая карточка

    Найти значение числового выражения

    4.Этап первичного закрепления

    Решают №1(а)- с комментированием

    (б)- 1вариант самостоятельно

    (в) -2 вариант самостоятельно

    5. Этап включения новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа.

    Составьте своё уравнение нового вида. Проверка.

    – Какова была цель вашей работы на уроке? ( составить алгоритм решения составных уравнений)

    Добились ли цели?

    Кому было легко?

    Кто испытал затруднения?

    Курс повышения квалификации

    Дистанционное обучение как современный формат преподавания

    • Сейчас обучается 920 человек из 80 регионов

    Курс повышения квалификации

    Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

    • Курс добавлен 24.12.2021
    • Сейчас обучается 195 человек из 51 региона

    Курс повышения квалификации

    Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

    • Сейчас обучается 362 человека из 69 регионов

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дистанционные курсы для педагогов

    «Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 582 297 материалов в базе

    Самые массовые международные дистанционные

    Школьные Инфоконкурсы 2022

    33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

    Другие материалы

    • 01.10.2020
    • 292
    • 6
    • 01.10.2020
    • 456
    • 0
    • 01.10.2020
    • 281
    • 2
    • 01.10.2020
    • 288
    • 0
    • 01.10.2020
    • 259
    • 0
    • 01.10.2020
    • 383
    • 4
    • 01.10.2020
    • 269
    • 0
    • 01.10.2020
    • 522
    • 0

    Вам будут интересны эти курсы:

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    Добавить в избранное

    • 10.01.2015 2237
    • DOCX 19.6 кбайт
    • 6 скачиваний
    • Оцените материал:

    Настоящий материал опубликован пользователем Крестьянинова Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Автор материала

    • На сайте: 6 лет и 7 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2806
    • Всего материалов: 2

    Московский институт профессиональной
    переподготовки и повышения
    квалификации педагогов

    Дистанционные курсы
    для педагогов

    663 курса от 690 рублей

    Выбрать курс со скидкой

    Выдаём документы
    установленного образца!

    Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

    Время чтения: 11 минут

    Полный перевод школ на дистанционное обучение не планируется

    Время чтения: 1 минута

    В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

    Время чтения: 2 минуты

    Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

    Время чтения: 1 минута

    Инфоурок стал резидентом Сколково

    Время чтения: 2 минуты

    В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

    Время чтения: 1 минута

    Рособрнадзор не планирует переносить досрочный период ЕГЭ

    Время чтения: 0 минут

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Урок математики, 3 класс.Тема урока: Решение составных уравнений.

    Цель: научиться решать составные уравнения с помощью алгоритма.

    1. Отработать умение анализировать и решать простые уравнения.
    2. Творческое преобразование плана (алгоритма).
    3. Развивать навыки самостоятельной работы.

    Ход урока:

    Математический диктант на отработку вычислительных навыков, а также на закрепление знаний компонентов действий.

    Найдите разность чисел 96 и 79.

    Найдите сумму 56 и 83.

    Произведение чисел равно 117,один из множителей 3,найдите второй множитель… и т.д.

    2.Постановка проблемы:

    Он есть у слова и цветка,

    Он есть у уравнений,
    Заданий многих он итог,
    И с эти мы не спорим.
    Надеемся, что каждый смог
    Ответить: это ……(корень)

    — Где мы встречаемся с корнем? (В уравнении)

    — Что мы называем корнем уравнения?

    Значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения.

    — Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Решению уравнений)

    Что такое уравнение?

    Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.

    Посмотрите на доску. Рассмотрите задание. На какие группы можно разбить эти записи? (Уравнения и выражения)

    Возьмите карандаш и отметьте уравнения. Прочитайте выражения с опорой на последнее действие. (По цепочке с места)

    Докажите, что остальные записи – уравнения. (Это равенства, содержащие переменную)

    Что значит решить уравнение? (Найти его корни)

    Просмотр содержимого документа
    «Урок математики, 3 класс.Тема урока: Решение составных уравнений. »

    учитель МБОУ СОШ № 4

    Урок математики, 3 класс, учебник Л.Г. Петерсон, программа «Школа 2100»

    Тема урока: Решение составных уравнений.

    Цель: научиться решать составные уравнения с помощью алгоритма.

    Отработать умение анализировать и решать простые уравнения.

    Творческое преобразование плана (алгоритма).

    Развивать навыки самостоятельной работы.

    Математический диктант на отработку вычислительных навыков, а также на закрепление знаний компонентов действий.

    Найдите разность чисел 96 и 79.

    Найдите сумму 56 и 83.

    Произведение чисел равно 117,один из множителей 3 ,найдите второй множитель… и т.д.

    Он есть у слова и цветка,

    Он есть у уравнений,
    Заданий многих он итог,
    И с эти мы не спорим.
    Надеемся, что каждый смог
    Ответить: это ……(корень)

    — Где мы встречаемся с корнем? (В уравнении)

    — Что мы называем корнем уравнения?

    Значение переменной, при котором из уравнения получается верное равенство, называют корнем уравнения.

    — Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Решению уравнений)

    Что такое уравнение?

    Уравнением называют равенство, содержащее переменную, значение которой надо найти.

    Посмотрите на доску. Рассмотрите задание. На какие группы можно разбить эти записи? (Уравнения и выражения)

    Возьмите карандаш и отметьте уравнения. Прочитайте выражения с опорой на последнее действие. (По цепочке с места)

    Докажите, что остальные записи – уравнения. (Это равенства, содержащие переменную)

    Что значит решить уравнение? (Найти его корни)

    Чем мы пользуемся, когда решаем уравнения? (Алгоритмом).

    Давайте вспомним его. На доске карточки с записанным алгоритмом расположены в беспорядке. Что будете делать? (Восстановим порядок)

    Работа по рядам. (Кто быстрее и точнее восстановит алгоритм). Выходят к доске по цепочке, восстанавливают порядок. Проверка.

    Алгоритм решения простого уравнения:

    1. Выделить неизвестный компонент.

    2. Применить правило нахождения неизвестного компонента.

    3. Найти корень уравнения.

    4. Сделать проверку.

    — Устно вычислить корни уравнений и записать ответ в тетради. Время 2 минуты.

    Проверка. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Фиксация ответов на доске)

    — У кого возникло затруднение?

    Где? (В последнем уравнении)

    Почему? (Мы не решали уравнения такого вида)

    Как вы решали уравнение? (По алгоритму)

    В чём же затруднение? ( Алгоритм не подходит. В последнем уравнении несколько действий.)

    Такие уравнения мы будем называть составными.

    Кто может сформулировать тему урока?

    « Решение составных уравнений»

    — Что нам поможет? (Алгоритм).

    Кто сможет определить цель урока?

    Научиться решать составные уравнения. Для этого нам нужно построить новый алгоритм — алгоритм решения составных уравнений.

    Как же будем строить новый алгоритм? (Будем изменять уже известный нам алгоритм. На его основе.)

    Совершенно верно. Мы попробуем изменить алгоритм простого уравнения, т.е. преобразуем его так, чтобы мы смогли решать составные уравнения.

    Предлагаю поработать в парах. Вспомните основные правила работы. (Не мешать другим, слушать друг друга)

    Задание: Запишите, используя язык математики: произведение разности чисел у и 4 и числа 3 равно 15.

    Во время обсуждения выбирается правильная запись и фиксируется на доске.

    — Является ли эта запись уравнением? (Да)

    — Как найти корень уравнения? (Применить правило нахождения неизвестного компонента)

    В чём причина нашего затруднения? (Мы умеем решать уравнение в одно действие, в данном уравнении два).

    Как же нам быть (Надо привести сложное уравнение к простому, упростить его)

    Определите, какое действие последнее. Назовите компоненты действий при умножении.

    — Где стоит переменная? Закроем (у- 4) карточкой х. Что у нас получилось? (Простое уравнение)

    — Можем решить это уравнение? Как? (По алгоритму решения простых уравнений. Мы его уже знаем).

    Проговорите друг другу алгоритм решения и запишите уравнение в тетрадях.

    Один человек работает у доски. Решение: х=5

    Учитель переворачивает карточку х на (у – 4).Получилось уравнение: у – 4=5.

    Умеем мы решать такие уравнения? (Да)

    Какое уравнение мы решили. (Нового вида. Составное уравнение)

    — Что мы с вами сделали, чтобы решить составное уравнение? (Мы упростили правую часть, и пришли к простому уравнению).

    Составление нового алгоритма:

    Давайте восстановим порядок решения составного уравнения и запишем его, опираясь на известный нам алгоритм. Работа в группах. Одна группа у доски. (На листах формата А4)

    Повторите, какой шаг выполняли первый?

    Находили последнее действие.

    Какой шаг следующий?

    Выделяли неизвестный компонент.

    Применяли правило нахождения неизвестного компонента.

    Корень уравнения найден? (Да)

    Давайте запишем этот вопрос, графически выделив его (в ромбе).

    Что осталось выполнить?

    На доске новый (преобразованный алгоритм)

    Посмотрите на свои записи и сравните получившийся алгоритм с алгоритмом решения простого уравнения. Подумайте, как мы смогли решить составное уравнение (добавили ещё один шаг в алгоритм решения простого уравнения)

    Вывод: мы преобразовали, т.е. изменили, дополнили новыми шагами известный нам алгоритм решения простого уравнения, и таким образом получили новый алгоритм. Теперь, с его помощью мы сможем решать уравнения нового вида.

    — Какой следующий этап урока? (закрепить полученные знания)

    Решите последнее уравнение (то, которое не смогли решить на первом этапе) используя преобразованный алгоритм, записанный на доске.

    Один человек работает у доски.

    С какого шага вы начнёте решать уравнение? (Находим последнее действие)

    Как будете работать дальше? (Надо выделить неизвестный компонент. Применить правило нахождения неизвестного компонента).

    Пришли к простому уравнению? (Нет. Необходимо дальше упрощать уравнение).

    Какие действия для этого предпримите? (Повторим с первого шага)

    Может быть, кто нибудь помнит, как называется алгоритм, когда одно и то же действие приходится повторять несколько раз? (Если затрудняются, сразу даю подсказку: мы как будто движемся по кругу). (Это циклический алгоритм).

    Совершенно верно. Если действие не закончилось, то оно повторяется снова, по кругу, пока не придём к простому уравнению.

    Сколько раз вам надо будет повторить цикл? (Два раза, т.к. в уравнении 3 действия).

    Получилось ли у вас решить уравнение? (Да. Когда мы повторили цикл 2 раза, то пришли к простому уравнению. Осталось выполнить проверку).

    Посмотрите на выведенный нами ранее алгоритм. Какой он по виду? (Линейный, т.е. все действия выполняются по порядку, как бы по одной линии). А какой алгоритм использовали мы в последнем уравнении? (Циклический)

    Подумайте, как преобразовать линейный алгоритм в циклический? (Надо провести ещё одну стрелочку от вопроса к первому шагу. Как будто мы замыкаем круг).

    Кто сможет это показать на доске? Желающие выходят к доске. Преобразованный алгоритм имеет следующий вид:

    Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Научиться решать сложные уравнения с помощью алгоритма.)

    Уравнение в несколько действий похоже на клубок, надо найти кончик, чтобы этот клубок размотать, т. е. найти путь, который бы привёл нас к простому уравнению — их мы умеем решать.

    Нам удалось достичь цели? (Да. Мы преобразовали (добавили шаги) в известный нам алгоритм решения простых уравнений и получили циклический алгоритм решения составных уравнений. С его помощью мы сможем теперь решить любое составное уравнение).

    Были удачи на уроке? Как вы отметите свою работу и работу класса.

    Д/З.: решить уравнение в несколько действий, попытаться самим воспроизвести (записать) алгоритм решения сложных уравнений или придумать свой алгоритм.

    На последующих уроках, после отработки решения уравнения в несколько действий, я прошу ребят подумать, а как можно сократить, сжать алгоритм. Может можно убрать несколько шагов. Как, например мы сжимали (сокращали) алгоритм деления в столбик на однозначное число. Ребята пробуют: меняют последовательность шагов в алгоритме, пытаются убрать некоторые шаги. Приходят к выводу: каждый шаг нужен, если убрать или поменять шаги местами «теряется нить клубка», можно запутаться и неверно решить уравнение.

    учитель МБОУ СОШ № 4

    Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

    Цель: формирование умения правильно писать безударную гласную в падежных окончаниях прилагательных.

    обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.

    развитие связанной устной речи.

    1.Актуализация опорных знаний.

    У: Какая часть речи о себе рассказала следующее:

    «У существительных подчас не жизнь, а просто скука!

    Ни цвета нет у них без нас, ни запаха, не звука!

    Но если нас к ним приложить, им веселее станет жить». (Имя прилагательное)

    У: На протяжении нескольких уроков мы знакомимся с этой частью речи. Многое о ней знаем. Давайте попробуем составить рассказ о ней. Работать будем в группах.

    1 группа: вам необходимо составить план рассказа об имени прилагательном.

    2 группа: Вам будет дан рассказ об имени прилагательном. Ваша задача вписать недостающие шаги.

    Задание для 2 группы: Допишите предложения. Восстановите алгоритм рассказа «Имя прилагательное, как часть речи» и впишите недостающие шаги. Подготовить рассказ об имени прилагательном.

    Прилагательное это ………………..часть речи

    Прилагательные склоняются, т.е. …………………

    Имя прилагательное связано с ….

    В предложении чаще всего являются……………..

    3 группы: Ваша задача восстановить алгоритм рассказа «Имя прилагательное, как часть речи»

    Задание для третьей группы.

    Восстановите последовательность рассказа об имени прилагательном, подготовить пересказ.

    -Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие.

    -Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

    -В предложении чаще всего являются второстепенными членами предложения.

    -Имя прилагательное это самостоятельная часть речи.

    -Имя прилагательное стоит в том же роде числе и падеже, что и имя существительное с которым оно связано.

    -Имя прилагательное связано с именем существительным.

    У: Скажите, что объединяет все три группы?

    Д: Общая задача-составление рассказа об имени прилагательном.

    У: А рассказывать о прилагательном можно в любом порядке?

    У: Т.е. что вы будете составлять?

    Д: Алгоритм. Ведь алгоритм это чёткий порядок действий.

    У: Если задание понятно — приступаем. (Дети работают по группам).

    Результаты своей работы вывешивают на доску. Обсуждается правильность выполненной работы. К доске выходит третья группа (была перепутана последовательность рассказа)

    У: С какого пункта начали рассказ?

    1. Имя прилагательное это самостоятельная часть речи.

    2.Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие.

    3. Имя прилагательное связано с именем существительным.

    4. Имя прилагательное стоит в том же роде числе и падеже, что и имя существительное с которым оно связано.

    1-я группа: Эти два пункта можно объединить в один, например:

    3. Имя прилагательное связано с именем существительным и стоит в том же роде, числе и падеже.

    Все согласны? Тогда продолжаем, следующий шаг…

    Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. (склоняются).

    В предложении чаще всего является второстепенным членом.

    У: Все согласны, что по такой порядок рассказа о имени прилагательном правильный? Есть ли дополнения к плану? Замечания?

    Вывод: все три группы справились с заданием. Были составлены алгоритмы рассказа и рассказ об имени прилагательном. Совпадение последовательности рассказа и пунктов плана говорит о том, что задание выполнено, верно.

    У: Ребята, как вы думаете, а для чего нужен алгоритм рассказа? Может, достаточно было составить сам рассказ?

    Д: Алгоритм необходим. Он помогает соблюдать правильную последовательность в рассказе и ничего не упустить.

    У: Помните это. Алгоритм ещё пригодиться нам сегодня на уроке.

    Как вы думаете, мы уже всё узнали об имени прилагательном? Можем приступить к изучению другой части речи? (разные ответы детей).

    Давайте не будем спорить и выполним следующее задание. В упр.218 вставьте пропущенные буквы (дан текст с пропущенными безударными окончаниями у имён прилагательных). Дети выполняют задание.

    Проверка: весеннИЕ деньки, весеннЕЕ солнце.

    Прилагательное одно и то же, а окончания разные. Почему так получилось? (Версии).
    В какой части слова расхождение? (В окончании) Какое оно? (Безударное).
    Так что же сегодня будем изучать? Определите тему урока. (Безударная гласная в окончании прилагательных).
    Это тема сегодняшнего урока. (Открывается на доске).
    Чему же вы должны сегодня научиться? Определите цель. (Правильно писать безударную гласную в окончаниях имен прилагательных).

    Открытие “нового” знания.
    Что же для этого нужно? Ваши гипотезы? Предложения? (Узнать правило, по которому мы сможем определять, какое окончание пишется у прилагательных)

    Давайте вспомним, как прилагательное рассказывает о себе: «Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны…»

    Какую информацию мы можем извлечь из этой фразы?

    Имена прилагательные связаны с именами существительными и стоят в том же

    роде, числе и падеже!

    С помощью чего связаны существительные и прилагательные? (с помощью вопросов)

    Давайте поставим вопросы и запишем их.

    Посмотрите еще раз на доску. Что еще замечаете? (Окончания в вопросах и прилагательных одинаковые!).
    Проверим. Поставим ударение. Сравним окончания у вопросов и прилагательных.

    Так как же проверить какую гласную надо писать в безударных окончаниях прилагательных?

    Нужно поставить вопрос от существительного к прилагательному, посмотреть и выделить окончание в вопросе и написать такое же окончание в прилагательном.

    Как вы думаете все, что вы сейчас сказали можно назвать правилом? (Да).

    Что можно узнать с помощью этого правила? (Какое окончание надо писать у прилагательных, если оно безударное).

    А теперь, выведенное вами правило запишите “пошагово, в виде плана. Что это значит? (Составим алгоритм).

    Работа в группах. Составление алгоритма.

    Одна из групп работает у доски.

    Сколько шагов (пунктов плана) получилось в ваших алгоритмах?(2-3-4-разные ответы детей). Давайте их зачитаем.

    Группа, работающая у доски зачитывает свои пункты:

    1. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

    2. Написать соответствующее окончание у прилагательных.

    Все согласны с таким алгоритмом? (Нет. Не хватает ещё одного пункта).

    Какого? ( Выделить окончание в слове-вопросе).

    Все согласны? (Да, ведь мы и задаём вопрос для того, чтобы по окончанию в вопросе написать окончание прилагательного. А для этого его надо выделить!).

    Согласна с вами. Давайте добавим этот пункт. Каким он будет по очерёдности? (Вторым).

    Получили следующий вариант алгоритма:

    Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

    Выделить окончание в слове-вопросе.

    Написать соответствующее окончание у прилагательных.

    Все согласны с таким алгоритмом? (Да).

    (Провокация) Тогда посмотрите на предложение, и, пользуясь составленным планом, определите какое окончание, вы будете писать у прилагательного.

    Запись на доске: Девочка была маленьк…,но у неё было больш…., добр…сердце.

    С чего вы начнёте? (Надо от существительного к прилагательному задать вопрос).

    Но у нас два существительных и три прилагательных…?!

    Надо найти то существительное, с которым связано наше прилагательное и от него задать вопрос!

    А разве этот пункт есть в нашем плане? (Нет. Но его обязательно надо добавить!)

    Каким по счёту? (Самым первым).

    Алгоритм:
    1. Найти в предложении существительное, с которым связано искомое прилагательное. (Можно сократить: найдём словосочетание сущ.+ прил.)

    2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

    3. Выделить окончание в слове-вопросе.

    4. Написать соответствующее окончание у прилагательных.

    Давайте проверим, как работает наш алгоритм на практике.

    Рассуждая по алгоритму, вставляют в предложение безударные окончания.

    Надо ли добавлять ещё какие-то пункты? (Нет.)

    Какой алгоритм мы составили? (Линейный. В нём действия выполняются по порядку, друг за другом).

    А если этот порядок изменить? (Тогда правило перестанет работать, и мы запутаемся).

    Мы узнали, что нужно делать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в окончании прилагательных. Для этого мы составили пошаговую инструкцию-алгоритм. Пользуясь алгоритмом можно правильно написать безударное окончание у имён прилагательных.

    А теперь сравним наш алгоритм с алгоритмом данном нам в учебнике. (Наш алгоритм похож на тот, который дан в учебнике, значит, мы рассуждали верно).
    4.Первичное закрепление.

    Опираясь на полученный алгоритм, выполните упр.216.Работа по цепочке с рассуждение вслух.

    Физминутка. Гимнастика для глаз.

    5. Самостоятельная работа.

    — У вас на столах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности. Если вы хорошо поняли тему и уверены в своих силах выберите карточку №1. Те, кто не совсем уверен в своих силах выберите карточку№2,а кто нуждается в дополнительной помощи карточку№3. Внимательно прочитайте задания. На выполнение 10 минут.

    Карточка с заданиями.

    Обозначить падеж имен прилагательных, вставить нужное окончание.


    источники:

    http://infourok.ru/urok-matematiki-v-klasse-reshenie-slozhnih-uravneniy-avtor-uchebnika-matematika-lgpeterson-369065.html

    http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-matiematiki-3-klass-tiema-uroka-rieshieniie-sostavnykh-uravnienii