Уравнения с модулем
Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.
Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.
Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.
Прежде всего вспомним, что
Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)
Слева модуль, справа число
Это самый простой случай. Решим уравнение
Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:
Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.
Переменная как под модулем, так и вне модуля
Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!
Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:
Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.
Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:
Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.
Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:
Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения
Стало быть, годятся лишь и .
Ответ:
Квадратные уравнения с заменой |x| = t
Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:
Модуль равен модулю
Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:
Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:
Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.
Два или несколько модулей
Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.
Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)
Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.
Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:
Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.
Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:
Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.
Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.
Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.
Модуль в модуле
Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.
1) x ≤ 3. Получаем:
Выражение под модулем обращается в нуль при . Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.
1.1) Получаем в этом случае:
Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.
1.2) . Тогда:
Это значение x также не годится.
Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.
Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:
Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.
Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.
Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.
Основные сведения о способах решения неравенств с модулем
Определение модуля
Модуль, или абсолютная величина, числа х в алгебре является самим числом «х» при x ≥ 0 и числом «–х» при x | x | = x , x ≥ 0 — x , x 0
Модуль числа обладает следующими свойствами:
- Модуль числа является неотрицательным числом: x ≥ 0 , x = 0 ⇔ x = 0 .
- Противоположные числа обладают равными модулями: — x = x .
- Модуль произведения из пары или более чисел равен произведению модулей этих чисел: x · y = x · y .
- Модуль частного пары чисел равен частному модулей этих чисел: x y = x y , где у отличен от нуля.
- Модуль суммы чисел в любом случае меньше по сравнению с суммой их модулей, либо равен сумме модулей данных чисел: x + y ≤ x + y .
- Неизменяемый множитель, который больше нуля, допускается выносить за знак модуля: c x = c · x при c>0.
- Квадрат модуля числа равен квадрату данного числа: x 2 = x 2 .
Виды неравенств с модулем
Неравенствами называют выражения, включающие в себя числа, либо выражения с переменной и записанные в виде:
a > b , a b , a ≤ b и a ≥ b .
Числовым называют такое неравенство, в котором a и b являются числами или числовыми выражениями.
Числовое неравенство представляет собой сравнение пары чисел. Смысл такой записи заключается в определении, какое из чисел больше или меньше по сравнению со вторым.
Виды числовых неравенств:
Неравенство -5 17 + 3 ≥ 115 является неверным. Правая часть неравенства равна 20:
Число 20 меньше по сравнению с числом 115. Этот вывод противоречит записанному неравенству, что позволяет назвать его неверным.
Неравенством с переменной называют такое неравенство, которое содержит переменную.
При решении задач можно столкнуться с разными видами неравенств с переменными:
- Линейное, с переменной в первой степени, например: 2 x + 1 ≥ 4 ( 5 — x ) .
- Квадратное, с переменной, возведенной в квадрат, например: 3 x 2 — x + 5 > 0 .
- Логарифмическое, где переменная записана под знаком логарифма, например: log 4 ( x + 1 ) 3 .
- Показательное, переменная записана в показателе степени, как 2 x ≤ 8 5 x — 2 .
Определение 5
Строгие неравенства — неравенства, которые содержат знаки сравнения > (больше) или Пример 3
Пример строгого неравенства:
Заметим, что в случае строгого неравенства не допускается равенство между правой и левой частью выражения. По этой причине такие неравенства и называют строгими.
Нестрогие неравенства — неравенства, которые содержат знаки сравнения \geq (больше или равно) либо ≤ (меньше или равно).
Пример нестрого неравенства:
Заметим, что в случае нестрого неравенства допускается равенство левой и правой частей выражения. По этой причине такие неравенства называются нестрогими.
Неравенства с модулем представляют собой такие неравенства, в которых неизвестные находятся под знаком модуля.
Решить неравенство с модулем можно, руководствуясь определением модуля числа:
| x | = x , x ≥ 0 , — x , x 0
Способы решения неравенств с модулем, пояснения на примерах
Существует определенный алгоритм, который удобно применять для решения заданий на неравенства с модулем:
- Неравенство, записанное в виде | x | a , где а больше нуля, является равносильным системе . Когда а меньше нуля, у неравенства отсутствуют решения.
- Неравенство, записанное в виде |x|>a , где а больше нуля, является равносильным совокупности неравенств: a \hfill \\ x . При а=0 корни неравенства соответствуют множеству x ∈ ( — ∞ ; 0 ) ∪ ( 0 ; + ∞ ) . При a меньше нуля решения расположены на всей числовой оси: x ∈ ( — ∞ ; + ∞ ) .
В том случае, когда требуется решить неравенство в виде | f ( x ) | > | g ( x ) | и л и | f ( x ) | | g ( x ) | , все части выражения, в том числе, дробные, следует возвести в квадрат. Неравенства, содержащие больше одного выражения, записанного под знаком модуля, решают с применением графического метода интервалов. Этот способ часто применяют в классе на уроке алгебры и при решении домашних заданий.
Разберем несколько примеров для доказательства удобства использования записанной ранее схемы. Попробуем найти решения такого неравенства:
Заметим, что данное выражение можно представить, как систему:
Первое из неравенств системы является равносильным совокупности неравенств:
Неравенство под номером два соответствует системе:
В результате оба неравенства будут решены:
Рассмотрим простое задание с неравенством, которое требуется решить с подробными действиями:
Запишем равносильную совокупность неравенств по правилам:
Если объединить интервалы со всех сторон, то получится:
Решим следующее неравенство аналогичного типа несколько другим способом:
Запишем совокупность неравенств:
При пересечении найденных интервалов получим, что:
Разберем метод решения неравенства с модулем путем возведения в квадрат:
Возведем все части выражения во вторую степень:
( x + 1 ) 2 ≤ ( x — 2 ) 2
Заметим, что в данном случае можно воспользоваться формулами сокращенного умножения, а именно: распишем квадрат суммы и квадрат разности:
x 2 + 2 x + 1 ≤ x 2 — 4 x + 4
С помощью приведения подобных упростим выражение:
6 x ≤ 3 ⇒ 2 x ≤ 1 ⇒ x ≤ 1 2 ⇒ x ∈ ( — ∞ ; 0 , 5 ]
Попробуем справиться с более сложным примером:
| x — 1 | + | x — 2 | ≤ 3
Здесь целесообразно применить метод интервалов. Для этого сначала вычислим нули выражений, которые записаны под знаком модуля:
Заметим, что если перенести полученные значения на числовую ось, то получится три интервала:
x ∈ ( — ∞ ; 1 ] ; ( 1 ; 2 ] ; ( 2 ; + ∞ ] .
Рассмотрим каждый из промежутков:
— ( x — 1 ) — ( x — 2 ) ≤ 3
На пересечении этого решения и первого интервала x ∈ ( — ∞ ; 1 ] получим, что:
Рассмотрим второй интервал:
Здесь неравенство можно записать таким образом:
x — 1 — ( x — 2 ) ≤ 3
Сделаем вывод о том, что для х приемлемы любые значения на данном промежутке, то есть:
На пересечении этого решения и третьего интервала:
Результат можно определить, если объединить найденные решения:
x ∈ [ 0 ; 1 ] ∪ ( 1 ; 2 ] ∪ ( 2 ; 3 ] ⇒ x ∈ [ 0 ; 3 ]
Примеры решения задач
Дано неравенство, которое нужно решить:
| 2 x 2 — 9 x + 15 | ≥ 20
Если x ∈ R , получим:
2 x 2 — 9 x + 15 > 0
2 x 2 — 9 x + 15 ≥ 20
2 x 2 — 9 x — 5 ≥ 0
2 ( x — 5 ) ( x + 1 2 ) ≥ 0
x ≤ — 1 2 или x ≥ 5
Ответ: x ∈ — ∞ ; — 1 2 ∪ [ 5 ; + ∞ )
Нужно решить неравенство:
| x — 3 | 2 x 2 — 7 x > 1
| x — 3 | 2 x 2 — 7 x > | x — 3 | 0
0 | x — 3 | 1 , 2 x 2 — 7 x 0 ; | x — 3 | > 1 , 2 x 2 — 7 x > 0
— 1 x — 3 1 , x — 3 ≠ 0 , x ( 2 x — 7 ) 0 ; x — 3 > 1 , x — 3 — 1 , x ( 2 x — 7 ) > 0
2 x 4 , x ≠ 3 , 0 x 7 2 ; x > 4 , x 2 , x > 7 2 , x 0 .
В случае системы:
2 x 4 , x ≠ 3 , 0 x 7 2
решение будет таким:
x > 4 , x 2 , x > 7 2 , x 0 .
x ∈ ( — ∞ ; 0 ) ∪ ( 2 ; 3 ) ∪ ( 3 ; 7 2 ) ∪ ( 4 ; + ∞ )
Ответ: x ∈ ( — ∞ ; 0 ) ∪ ( 2 ; 3 ) ∪ ( 3 ; 7 2 ) ∪ ( 4 ; + ∞ )
Нужно определить решения следующего неравенства:
| x — 6 | > | x 2 — 5 x + 9 |
| x — 6 | > x 2 — 5 x + 9
x — 6 > x 2 — 5 x + 9
x 2 — 5 x + 9 0 — решения отсутствуют;
x — 6 — x 2 + 5 x — 9
Найти решения неравенства:
log 0 , 25 2 x + 1 x + 3 + 1 2 > 1 2
0 2 x + 1 x + 3 + 1 2 1 2
0 4 x + 2 + x + 3 2 ( x + 3 ) 1 2
0 5 x + 5 2 ( x + 3 ) 1 2
5 x + 5 2 ( x + 3 ) ≠ 0 , 5 x + 5 2 ( x + 3 ) 1 2 , 5 x + 5 2 ( x + 3 ) > — 1 2 ;
x ≠ — 1 , x ≠ — 3 , 2 x + 1 x + 3 0 , 3 x + 4 x + 3 > 0
x ≠ — 1 , x ≠ — 3 , — 3 x — 1 2 , x > — 4 3 , x — 3
x ∈ — 4 3 ; — 1 ∪ — 1 ; — 1 2
Ответ: x ∈ — 4 3 ; — 1 ∪ — 1 ; — 1 2
Определить решения неравенств:
| x 2 + 5 x | 6 , | x + 1 | ≤ 1 .
— 6 x 2 + 5 x 6 , — 1 ≤ x + 1 ≤ 1 .
x 2 + 5 x 6 , x 2 + 5 x > — 6 , x + 1 ≤ 1 , x + 1 ≥ — 1
x 2 + 5 x — 6 0 , x 2 + 5 x + 6 > 0 , x ≤ 0 , x ≥ — 2
— 6 x 1 , x > — 2 , x — 3 — 2 ≤ x ≤ 0 .
Ответ: x ∈ ( — 2 ; 0 ]
Дано неравенство, решения которого требуется найти:
| x 2 — 4 x | 5 , | x + 1 | 3 .
x 2 — 4 x 5 , x 2 — 4 x > — 5 , — 3 x + 1 3
x 2 — 4 x — 5 0 , x 2 — 4 x + 5 > 0 , — 4 x 2
— 4 x 2 , x ∈ R , — 4 x 2
Ответ: x ∈ ( — 1 ; 2 )
Дано неравенство, которое требуется решить:
3 2 | x — 1 | + 3 4 3 | x — 1 |
3 2 | x — 1 | — 4 · 3 | x — 1 | + 3 0
Заметим, что это квадратное неравенство по отношению к 3 | x — 1 | :
0 — 1 x — 1 1 , x — 1 ≠ 0
x ∈ ( 0 ; 1 ) ∪ ( 1 ; 2 )
Ответ: x ∈ ( 0 ; 1 ) ∪ ( 1 ; 2 )
x 3 — 1 > 1 — x , x 3 — 1 — 1 ( 1 — x )
( x 3 — 1 ) + ( x — 1 ) > 0 , x ( x 2 — 1 ) 0
( x — 1 ) ( x 2 + x + 1 ) + ( x — 1 ) > 0 , x ( x + 1 ) ( x — 1 ) 0
( x — 1 ) ( x 2 + x + 2 ) > 0 , x ( x + 1 ) ( x — 1 ) 0
x > 1 , x — 1 , 0 x 1 .
x ∈ ( — ∞ ; — 1 ) ∪ ( 0 ; 1 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )
Ответ: x ∈ ( — ∞ ; — 1 ) ∪ ( 0 ; 1 ) ∪ ( 1 ; + ∞ )
Дано неравенство, которое требуется решить:
x 2 — | x | — 12 x — 3 ≥ 2 x
x 0 , x 2 — x — 12 x — 3 ≥ 2 x ; x ≥ 0 , x 2 — x — 12 x — 3 ≥ 2 x ,
x 0 , x 2 — x + 12 x — 3 ≤ 0 ; x ≥ 0 , x 2 — x + 12 x — 3 ≤ 0 ,
x 0 , ( x 2 — x + 12 ) ( x — 3 ) ≤ 0 , x — 3 ≠ 0 ; x ≥ 0 , ( x 2 — x + 12 ) ( x — 3 ) ≤ 0 , x — 3 ≠ 0
x 0 , ( x — 4 ) ( x — 3 ) 3 ≤ 0 , x — 3 ≠ 0 ; x ≥ 0 , x — 3 0
Решение задач по математике онлайн
//mailru,yandex,google,vkontakte,odnoklassniki,instagram,wargaming,facebook,twitter,liveid,steam,soundcloud,lastfm, // echo( ‘
Калькулятор онлайн.
Решение уравнений и неравенств с модулями.
Этот математический калькулятор онлайн поможет вам решить уравнение или неравенство с модулями. Программа для решения уравнений и неравенств с модулями не просто даёт ответ задачи, она приводит подробное решение с пояснениями, т.е. отображает процесс получения результата.
Данная программа может быть полезна учащимся старших классов общеобразовательных школ при подготовке к контрольным работам и экзаменам, при проверке знаний перед ЕГЭ, родителям для контроля решения многих задач по математике и алгебре. А может быть вам слишком накладно нанимать репетитора или покупать новые учебники? Или вы просто хотите как можно быстрее сделать домашнее задание по математике или алгебре? В этом случае вы также можете воспользоваться нашими программами с подробным решением.
Таким образом вы можете проводить своё собственное обучение и/или обучение своих младших братьев или сестёр, при этом уровень образования в области решаемых задач повышается.
Обязательно ознакомьтесь с правилами ввода функций. Это сэкономит ваше время и нервы.
Правила ввода функций >> Почему решение на английском языке? >> С 9 января 2019 года вводится новый порядок получения подробного решения некоторых задач. Ознакомтесь с новыми правилами >> —> |x| или abs(x) — модуль x
Введите уравнение или неравенство с модулями
Решить уравнение или неравенство
Немного теории.
Уравнения и неравенства с модулями
В курсе алгебры основной школы могут встретится простейшие уравнения и неравенства с модулями. Для их решения можно применять геометрический метод, основанный на том, что \( |x-a| \) — это расстояние на числовой прямой между точками x и a: \( |x-a| = \rho (x;\; a) \). Например, для решения уравнения \( |x-3|=2 \) нужно найти на числовой прямой точки, удалённые от точки 3 на расстояние 2. Таких точек две: \( x_1=1 \) и \( x_2=5 \).
Решая неравенство \( |2x+7| 0 \), то уравнение \( |f(x)|=c \) равносильно совокупности уравнений: \( \left[\begin
2) Если \( c > 0 \), то неравенство \( |f(x)| c \) равносильно совокупности неравенств: \( \left[\begin
4) Если обе части неравенства \( f(x) 0. Значит, |2х – 4| = (2х – 4), |х + 3| = (х + 3). Таким образом, на рассматриваемом промежутке заданное уравнение принимает вид: (2х – 4) + (х + 3) = 8. Решив это уравнение, находим: х = 3. Это значение принадлежит рассматриваемому промежутку, а потому является корнем заданного уравнения.
Итак, \(x_1=-1, \; x_2=3 \).
Второй способ
Преобразуем уравнение к виду 2|x – 2| + |x + 3| = 8. Переведём эту аналитическую модель на геометрический язык: нам нужно найти на координатной прямой такие точки М(х), которые удовлетворяют условию \( 2\rho(x; \;2)+ \rho(x; \;-3) =8 \) или
MA + 2MB = 8
( здесь A = A(–3), B = B(2) ).
Интересующая нас точка М не может находиться левее точки А, поскольку в этом случае 2MB > 10 и, следовательно, равенство MA + 2MB = 8 выполняться не может.
Рассмотрим случай, когда точка \( M_1(x) \) лежит между А и В. Для такой точки равенство MA + 2MB = 8 принимает вид:
(х – (–3)) + 2(2 – х) = 8,
откуда находим: x = –1.
Рассмотрим случай, когда точка \( M_2(x) \) лежит правее точки B. Для такой точки равенство MA + 2MB = 8 принимает вид:
(х – (–3)) + 2(х – 2) = 8,
откуда находим: х = 3.
Ответ: –1; 3.
Пусть теперь требуется решить неравенство \( |f(x)| |f(x)| \). Отсюда сразу следует, что \( g(x) > 0 \). Воспользуемся тем, что при \( g(x) > 0 \) неравенство \( |f(x)| 0, \\ -g(x) 0 \\ f(x) -g(x) \end
Третий способ.
Воспользуемся тем, что при \( g(x) > 0 \) обе части неравенства \( |f(x)| 0 \\ (f(x))^2 0 \\ x^2 — 3x + 2 -(2x — x^2) \end
Решая эту систему, получаем:
\( \left\<\begin
\( \left\<\begin
\( \left\<\begin
Из последней системы находим: \( 0<,>5 g(x) \). Освободиться от знака модуля можно тремя способами.
Первый способ
Если \(f(x) \geqslant 0\), то \( |f(x)| = f(x) \) и заданное неравенство принимает вид \( f(x) > g(x) \).
Если \(f(x) g(x) \).
Таким образом, задача сводится к решению совокупности двух систем неравенств:
\( \left\<\begin
Второй способ.
Рассмотрим два случая: \( g(x) \geqslant 0, \; g(x) g(x) \) выполняется для всех x из области определения выражения f(x).
Если \( g(x) \geqslant 0 \), то воспользуемся тем, что согласно утверждению 3) в самом начале данной теории неравенство \( |f(x)| > g(x) \) равносильно совокупности неравенств \( f(x) g(x) \).
Таким образом, заданное неравенство сводится к совокупности трёх систем:
\( \left\<\begin
Третий способ.
Воспользуемся тем, что при \( g(x) \geqslant 0 \) неравенство \( |f(x)| > g(x) \) равносильно неравенству \( (|f(x)|)^2 > (g(x))^2 \). Это позволит свести неравенство \( |f(x)| > g(x) \) к совокупности систем:
\( \left\<\begin
ПРИМЕР 5. Решить неравенство \( |x^2 — 3x + 2| \geqslant 2x — x^2 \)
Первый способ
Задача сводится к решению совокупности двух систем неравенств:
\( \left\<\begin
\( \left[\begin
Таким образом, получаем совокупность неравенства и двух систем неравенств:
\( 2x — x^2 \leqslant 0; \) \( \left\<\begin
Решив неравенство \( 2x — x^2 \leqslant 0 \), получим: \( x \leqslant 0,\; x \geqslant 2 \)
Решив первую систему, получим: \( 0 0 \), то обе части заданного неравенства можно возвести в квадрат. Таким образом, получаем совокупность неравенства и системы неравенств:
\( 2x — x^2 \leqslant 0; \) \( \left\<\begin
Решив неравенство \( 2x — x^2 \leqslant 0 \), получим: \( x \leqslant 0,\; x \geqslant 2 \)
Решая систему, получаем последовательно:
\( \left\<\begin
http://wika.tutoronline.ru/algebra/class/9/osnovnye-svedeniya-o-sposobah-resheniya-neravenstv-s-modulem
http://www.math-solution.ru/math-task/modules-equality-inequality