Математика. 6 класс
Конспект урока
Перечень рассматриваемых вопросов:
Распределительный закон для целых чисел.
Раскрытие скобок и вынесение общего множителя за скобки.
Для любых целых чисел a, b, c выполняется распределительный закон: (a + b) · c = a · c + b · c
Переход от суммы a · c + b · c к произведению (a + b) · c называют вынесением общего множителя за скобки.
1. Никольский С. М. Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017, стр. 258.
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты.5-6 кл. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина – М.: Просвещение, 2009, стр. 142.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 кл. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014, стр. 95.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Распределительный закон для натуральных чисел a, b и c:
(a + b) · c = a · c + b · c
(6 + 35) · 7 = 6 · 7 + 35 · 7
9 · (89 – 35) = 9 ·89 – 9 · 35
Распределительный закон выполняется для любых целых чисел a, b, c:
(a + b) · c = a · c + b · c
Доказательство этого закона рассмотрим на примере. Докажем такое числовое равенство:
По правилам действий над целыми числами
По распределительному закону для неотрицательных чисел
(12 + 4) · 5 = 12 · 5 + 4 · 5
По правилам действий над целыми числами:
12 · 5 + 4 · 5 = (-12) · (-5) + (-4) · (-5)
Распределительный закон выполняется и для нескольких слагаемых.
(-2 + 5 + (-9)) · (-7) = (-2) · (-7) + 5 · (-7) + (-9) · (-7)
Действие по распределительному закону в обратную сторону
a · c + b · c = (a + b) · c
То есть переход от суммы a · c + b · c к произведению
(a + b) · c называют вынесением общего множителя за скобки.
Одинаковый множитель 6, его и вынесем за скобки:
4 · 6 + 6 · 46 = 6 · (4 + 46)
Представим 880 как 88 · 10.
88 · 91 – 880 = 88 · 91 – 88 · 10
Получили разность произведений с общим множителем 88, его и вынесем за скобки:
88 · 91 – 880 = 88 · 91 – 88 · 10 = 88 · (91 — 10)
Заметим, что каждое слагаемое суммы имеет множитель (– 47). Вынесем его за скобки:
(-47) · (-97) + 87 · (-47) = (-47) · (-97 + 87) = (-47) · (-10) = 470
Вынесение общего множителя за скобки в некоторых случаях позволяет избежать громоздких вычислений.
Вынесите общий множитель за скобки в каждом выражении:
35 · (-12) + 8 · 35 = 35 · (-12 + 8)
Разбор заданий тренировочного модуля
Тип 1. Запишите произведение в виде суммы.
Используем распределительный закон.
Правильный ответ: 5 · 13 + 5 · a
Тип 2. Запишите произведение в виде суммы.
17 · (b + 7) = ___ · b + __ · __
(p – 21) · 56 = ___ · ___ — ___ · ___
Воспользуемся распределительным законом.
a ± b · c = a · c ± b · c
17 · (b + 7) = 17 · b + 17 · 7
(p – 21) · 56 = p · 56 – 21 · 56
Конспект урока по математике 6 класс на тему «Распределительный закон»Уравнения
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Проверено: ______________
Технологическая карта урока
Урок №93, 05.02.2018
Шултукова Зауреш Айчановна
Автор УМК: Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В.
Тема урока: Уравнения
Тип урока: Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков
Цель урока: Систематизация предметных знаний, умений, навыков, универсальных учебных действий (решение предметных задач).
1. Обучающие: Формирование навыков решения уравнений, с применением правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую; научить решать задачи на составление уравнений.
2. Развивающие: Развитие навыков самоконтроля, самооценки; развитие вычислительных навыков; взаимоконтроля ; развитие мыслительной активности; развитие навыков работы в группе.
3. Воспитательные: Воспитание ответственности за коллективную работу.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: уметь решать уравнения,
классифицировать и проводить сравнительный анализ, рассуждать и обобщать, аргументировано отвечать на вопросы собеседников, адекватно воспринимать устную речь, проводить информационно- смысловой анализ текста, приводить примеры.
личностные: проявлять активность во взаимодействиях для решения коммуникативных и познавательных задач; умение контролировать процесс и результат математической деятельности.
метапредметные: — Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
— Познавательные: умение проводить исследование, анализировать, сравнивать, извлекать из личного опыта, дифференцировать, делать выводы; умение структурировать полученную информацию, выбирать главное; умение определять логическую последовательность действий и следовать ей в своей деятельности.
-Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной; формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, символической формах; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
формы обучения: самостоятельная работа, консультация
основные: раздаточный материал
Организационная структура урока
Цель этапа: Активация обучающихся
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.
Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока
мобилизация внимания, уважение к окружающим
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия
Этап урока: Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель этапа: Создать благоприятный психологический настрой на работу Активация обучающихся
1. Разминка (примеры на доске)
2. Фронтальная проверка правил решения уравнений.
Оценивают уровень усвоения правила
А) учащиеся 1 варианта рассказывают правила учащимся 2 варианта.
Б) учащиеся 2 варианта рассказывают правила учащимся 1 варианта.
Вспоминают правила действий с рациональными числами и выполняют примеры устно.
(парная работа и оценка успеха учеником класса).
умение выделять необходимую информацию.
выслушивают одноклассников, озвучивают своё мнение.
Этап урока: Актуализация знаний
Цель этапа: Выявить уровень знаний и систематизировать их
Задания выполняются учащимися
умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий одноклассника; оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
умение аргументировать, убеждать и уступать
умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, владение основами самооценки.
Этап урока: Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
Самостоятельная работа проводится в трех вариантах.
Консультирует, советует, помогает обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Самостоятельная работа учащихся
умение решать проблемы или задачи
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель этапа: Обеспечение понимания учащимися целей и содержания домашнего задания.
Самостоятельно выбирают себе домашнее задание.
планирование сотрудничества с учителем
умение выбрать задание по силам.
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель этапа: Оценка работы учащихся. Рефлексия психологического состояния учащихся, их взаимодействия с учителем, с учащимися.
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
— Какие виды заданий мы решали на уроке?
Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия;
осознавать успешность своей деятельности
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Конспект урока «Распределительный закон умножения»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Предлагаю материал для проведения урока по теме » Распределительный закон умножения» (урок обобщения) 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_2013g.doc | 85 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku_2013god_6_klass.ppt | 1.89 МБ |
blank_v_kletochku.docx | 27.56 КБ |
invidualnye_kartochnye_listy.docx | 13.97 КБ |
kartochka_s_testom.docx | 15.29 КБ |
kartochki_s_zadachami.docx | 14.14 КБ |
matematicheskaya_estafeta.docx | 15.44 КБ |
samostoyatelnaya_rabota_po_urovnyam.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике
6 класс по теме: «Распределительный закон умножения»
- закрепить навыки применения распределительного свойства умножения относительно вычитания и сложения;
- развивать логическое и творческое мышление учащихся;
- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания и его применению при решении задач;
- развивать ключевую компетенцию: умение решать практические задачи;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
- развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы;
- экран
- проектор
- карточки для выполнения работы в парах
- карточки для выполнения сам. работы.
1. Тип урока по основной дидактической цели- урок закрепления и систематизации знаний; выработки умений по применению распределительного закона умножения.
1) образовательные: систематизировать, расширить и углубить знания, формировать умение применять распределительный закон умножения при решении задач, продолжить выявление пробелов в знаниях и ликвидировать их.
2) развивающие: способствовать развитию наблюдательности, умения находить наиболее рациональные пути решения задач, развивать вычислительные навыки, продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать.
3) воспитательные: воспитание чувства ответственности за результат, воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности, развивать способность самооценки.
Активизировать знания учащихся о распределительном законе, расширить и углубить
знания по теме. Создать условия для того, чтобы учащиеся могли применять их на
практике при решении примеров, уравнений и текстовых задач. Развивать устойчивый
познавательный интерес к изучению математики. Вырабатывать умение самокритично
оценивать свои знания и выбирать задания соответственно своему уровню знаний.
4. Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики в ходе урока:
продолжить выработку умений применять распределительный закон умножения при
упрощении выражений, путем вынесения общего множителя за скобки, для более
рационального счета, решать уравнения и составлять их при решении текстовых задач.
Слайдовая презентация урока «Распределительный закон умножения», классная доска,
ноутбук, экран, медиа-проектор, учебник «Математика, 5» автор Н.Я. Виленкин,
В.И. Жохов, индивидуальные оценочные листы, карточки с заданиями к
«Математической эстафете», карточки с задачами, карточки с тестами, листы с
заданиями для самостоятельной работы трех уровней.
1. Организационный момент урока – 2 мин.
Учитель приветствует учащихся, сообщает тему урока (слайд №1), эпиграф (слайд №2), ставит перед классом цели урока (слайд №3), план урока (слайд №4), правила заполнения индивидуальных оценочных листов.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит повторить распределительный закон умножения и подготовиться к контрольной работе. Будьте внимательны! Наш урок
будет состоять из нескольких этапов, вы их видите на слайде (слайд №3), оценку за урок мы будем накапливать (слайд №5) и в конце урока подведем итоги. Ваша работа будет считаться успешной и получаете оценку «5», если вы наберете от 37 до 41 баллов, если вы набираете от 29 до 36 баллов, то вы получаете оценку «4», если от 20 до 28 – оценку
«3», менее 20 баллов — оценку «2».
2.Проверка домашнего задания – 5 мин.
Цель этапа: подчеркнуть важность выполнения домашнего задания, искать
рациональные пути решения для упрощения вычислительной работы, выявление
пробелов в знаниях.
Знания: вынесение за скобки общего множителя числового или буквенного.
Умения: составление уравнений и их решение, нахождение неизвестной компоненты.
Форма работы: фронтальная, самопроверка.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты – (Слайд №6)
Деятельность учителя – учитель зачитывает верные ответы к заданиям домашней
Деятельность ученика – сверяет свои ответы с готовыми на экране.
Задания домашней работы проецируются на экран с готовыми ответами. Учащимся
предлагается сравнить их со своими ответами и оценить каждое верно выполненное
задание 1 баллом. Максимальное число баллов на данном этапе – 10. Полученные баллы
учащиеся заносят в индивидуальный оценочный лист.
Ребята, а каким способом вы решали задание №2? Часть учащихся решали по действиям, другие с помощью распределительного закона. Сравниваем и делаем вывод, что второй способ не требует больших вычислений и он более рациональный. При разборе задачи №4 выясняем, что учащиеся принимали за х, какое уравнение составили и какой ответ получили.
3. «Разминка» — тест с взаимопроверкой (в парах) – 7мин.
Цель этапа: актуализировать знания по теме, осуществлять самостоятельную деятельность
на уроке, развивать коммуникативные качества.
Знания: названий законов умножения и их буквенной записи, распределительного закона.
Умения: применять распределительный закон умножения , находить ошибки в решении
товарища, составить уравнение по тексту задачи и решить его.
Форма работы: индивидуальная, а во время проверки — в парах.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты — (Слайды №7, №8, №9).
Деятельность учителя – консультирует детей, дает рекомендации по выполнению
заданий теста, контролирует самостоятельность решения.
Деятельность ученика: самостоятельно выполняет задания, затем после обмена
работами осуществляет проверку работы товарища, сравнивая с готовыми ответами на
экране, оценивает баллами его работу. Заносит баллы в индивидуальный оценочный лист.
Готовые ответы проецируются на экран. Задания №1 и №2 оцениваются в 1 балл,
№3 – 2 балла. Максимальное число баллов – 9.
Во время проверки теста учитель предлагает учащимся прочитать законы умножения.
Спрашивает ребят: «Кто не ошибся и набрал максимальное количество баллов?»
Большинство ребят сделали верно, настроение улучшается, повышается мотивация, ребята
стремятся к дальнейшим победам.
4. «Математическая эстафета» — 8 мин.
Цель этапа: выявление пробелов в знаниях, развитие коммуникативных качеств
Знания: распределительный закон умножения.
Умения: вынесение общего множителя за скобки, находить неизвестную компоненту
Форма работы: групповая — в парах и группа 8-9 человек.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты — (Слайд №10, №11).
Деятельность учителя – консультирует по правилам игры. Организует проверку
На последней парте каждого ряда находятся по листу с 9 заданиями (по два задания
каждой парте). Эти же задания высвечены на экране(слайд №10). Ученики последней
парты, решив два первых задания, передают впереди сидящим учащимся, после чего
решают последующие задания высвеченные на экране. Если удаётся решить все задания
верно и быстрее своей команды, то ученик получает оценку «5». На общем листе два
задания ученики решают парами. Все задания, связаны с темами нахождение дроби от числа, и на применение распределительного закона умножения. Эстафета считается оконченной, когда все три листа лежат на первой парте
Деятельность ученика – решают задания, записывают решение в общий лист, который
передают вперед, следующей паре учащихся. Затем команды обмениваются листами с
решениями и осуществляют проверку, соотнося с готовыми ответами на экране
(слайд №11), выставляют баллы — по 1 за каждое верно решенное задание.
Максимум — 9 баллов. Первой, сдавшей решение команде, добавляется 2 балла,
второй – 1 балл. Учащиеся заносят командные баллы в оценочный лист.
Методы: игровой метод.
5. «Решение задач на нахождение дроби от числа». – 7 мин.
Цель этапа: развитие логико – смыслового мышления.
Знания: правило нахождения дроби от числа.
Умения: умение находить дробь от числа.
Форма работы: групповая — 3 ряда — 3 команды.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты — (Слайд №12, №13)
Деятельность учителя – выбирает любого из учеников для решения у доски,
контролирует правильность решения, оценивает объяснение решения у доски, грамотно
заданные вопросы с места. Ответы высвечиваются на экране.
Деятельность ученика – решают задачу своей команды на местах, поправляют ответы
участников своей команды, решающих у доски ( в случае ошибок отвечающего), задают
вопросы соперникам, изображая непонимание. Рефлексия: осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Учащиеся верно решившие задачу, заносят в оценочный лист — 3 балла.
Методы: игровой метод.
6. Самостоятельная разно — уровневая работа с самопроверкой — 10 мин.
Вначале этапа учащимся демонстрируются 3 уровня работы и предлагается выбрать
самим, оценив реально свои возможности, для получения наибольшего балла
(Слайды №14, №15, №16).
Цель этапа: проверка знаний по теме, с учетом уровня приобретённых знаний.
Знания: правило нахождения дроби от числа, распределительный закон умножения.
Умения: применять распределительный закон умножения для рационального счета, при
решении уравнений, составлять математическую модель к текстовой задаче.
Форма работы: индивидуальная работа.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты — (Слайды №14 — №19)
Деятельность учителя – организация контроля за самостоятельностью решения и
процедуры проверки, сбор карточек с решениями.
Деятельность ученика – учащиеся, которые выбрали задание 1 уровня – заполняют
пропуски в решении заданий, 2 уровня – решают типичные задания, 3 уровня –
олимпиадные задания. Проводят проверку, сверяя с готовыми ответами на экране,
выставляют баллы в индивидуальные оценочные листы. Задания 1 и 2 уровня
сложности оцениваются — 1 баллом, их всего шесть, итого максимум – 6 баллов, задания 3 уровня сложности, требующие больше времени на их выполнение – 2 баллами, их четыре, итого – 8 баллов. Рефлексия: осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Методы: самоконтроль полученных знаний.
Если позволит время, то можно разобрать на доске задания третьего уровня : №1(б), №2,
составить уравнение к заданию №3.
7. Подведение итогов урока: оценка результатов за весь урок, выставление
общего балла и оценок — 5 мин.
Цель этапа: подведение итогов урока, достижение целей урока.
Используемые цифровые ресурсы или их компоненты — (Слайд №20)
Деятельность учителя — отмечает в какой мере достигнуты цели урока, на что
требуется обратить внимание. Комментирует результаты работы учащихся. Выставляет
оценки, созданная во время урока «ситуация успеха» принесла удовлетворенность
результатами, радость преодоленной трудности.
Деятельность ученика — подсчитывают баллы в индивидуальных оценочных листах,
выставляют оценки, в соответствии с заданными критериями.
8. Дифференцированное творческое домашнее задание — 1 мин.
Цель этапа: развитие творческого мышления учащихся
Деятельность учителя — ориентирует на домашнее задание, которое предусматривает
уровневую дифференциацию, ориентировано на достигнутый уровень знаний.
Деятельность ученика — записывает домашнее задание.
Спасибо за урок, дети! (слайд №21).
1. Учебник: «Математика, 5» автор Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов.
2. Тип: Файл «РРТ» Автор: sol «О моделях образовательного пространства и педагогических технологиях» Автор программы Сиденко А.С, Сологуб В.А.
www. allasidenko@mtu-net.ru «Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Мин. образования РФ».
3. Тип: Файл «РРТ» Автор: Alla Заголовок: «Инновационный потенциал российских школ». Презентация подготовлена Сиденко А.С. по книге голландских авторов проф. Э.Маркса, Л. Де Калюве и М. Петри «Развитие школы: модели и изменения»/ перев с англ., Калуга, 1993
Методическое описание – рекомендации к проведению урока.
Урок по теме «Распределительный закон умножения» разработан для учащихся 6 классов общеобразовательной школы на основе школьной программы для более эффективного изучения данного закона и его применения для рациональных вычислений, для решения текстовых задач. Рассчитан на один урок – 45 минут.
Целями урока являются развитие вычислительных навыков, усвоение распределительного закона и умения применять его в различных заданиях при упрощении выражений, решении уравнений и текстовых задач, решаемых с помощью уравнений, навыков самостоятельной деятельности, коммуникативных навыков.
Урок проводится в кабинете математики с наличием персонального компьютера — ноутбука, медиа-проектора и экрана.
Слайдовая презентация, разработанная учителем, отражает основные этапы урока, задания и ответы для быстроты проверки и корректировки пробелов в знаниях учащихся. Данный урок содержит большое количество этапов и заданий, в классах с высокой математической подготовкой необходимо выполнить все задания, в классах с низкой и средней подготовкой часть заданий и этапы можно опустить. Одним из самых эффективных способов проверки уровня знаний являются тестирование и разно-уровневая самостоятельная работа. Игровые моменты, нестандартные формы контроля на уроке способствуют созданию положительной мотивации к процессу обучения и повышению качества знаний учащихся. Использование слайдовой презентации для проверки и самопроверки работ учащихся повышает эффективность учебного процесса, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым, корректировки знаний. На различных этапах урока происходит рефлексия: осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Работа в парах, группах по 8-9 человек помогает развивать коммуникативные качества учащихся, умение высказывать свое мнение, выслушивать способы решения других и выбирать наиболее рациональные из них.
Разработанный урок может быть использован учителями математики в средних общеобразовательных школах при подготовке к контрольной работе по данной теме в 5 классе.
Урок прошел апробацию и имел высокие результаты и хорошие отзывы коллег.
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-klass-na-temu-raspredelitelniy-zakonuravneniya-2664922.html
http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/12/06/konspekt-uroka-raspredelitelnyy-zakon-umnozheniya