Урок алгебры в 9-м классе (занятие элективного курса) по теме «Решение уравнений и неравенств, содержащих модули»
Презентация к уроку
На занятии изучается методика решения уравнений и неравенств, содержащих модули. Даётся подробная классификация уравнений и неравенств с модулем.
Введение. Определение модуля и его геометрический смысл.
«Модуль» (от лат. modulus-мера) ввёл английский математик Р. Котес (1682–1716). Знак модуля – немецкий математик (в 1841г.) К. Вейерштрасс (1815–1897).
Модуль числа a есть расстояние от нуля до точки a,
Модуль разности двух чисел равен расстоянию между точками числовой прямой, соответствующим этим точкам.
Используя определение модуля и его геометрический смысл, можно решить простейшие уравнения и неравенства с модулем. Простейшие уравнения и неравенства удобно решать с помощью равносильных преобразований: возведение в квадрат и т.д.
Изучение нового материала
Учитель даёт систематизацию материала, классификацию уравнений и неравенств с модулем. Показывает презентацию. Таблица №1
Таблица №1 Классификация уравнений и неравенств с модулем
Уравнения с модулем
Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.
Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.
Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.
Прежде всего вспомним, что
Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)
Слева модуль, справа число
Это самый простой случай. Решим уравнение
Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:
Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.
Переменная как под модулем, так и вне модуля
Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!
Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:
Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.
Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:
Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.
Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:
Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения
Стало быть, годятся лишь и .
Ответ:
Квадратные уравнения с заменой |x| = t
Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:
Модуль равен модулю
Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:
Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:
Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.
Два или несколько модулей
Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.
Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)
Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.
Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:
Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.
Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:
Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.
Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.
Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:
Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.
Модуль в модуле
Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.
1) x ≤ 3. Получаем:
Выражение под модулем обращается в нуль при . Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.
1.1) Получаем в этом случае:
Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.
1.2) . Тогда:
Это значение x также не годится.
Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.
Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:
Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.
Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.
Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.
Элективный курс «Уравнения и неравенства с модулем в курсе 9 класса»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58 »
«Уравнения и неравенства с модулем
в курсе 9 класса»
Подготовила: учитель математики
г. Магнитогорск, 2010
«Уравнения и неравенства с модулем в курсе 9 класса»
г. Магнитогорск, МОУ СОШ №58
Высшее назначение математики…
состоит в том, чтобы находить
скрытый порядок в хаосе,
который нас окружает
Разработанный курс составлен для учащихся 9 класса и рассчитан на 10 часов.
Понятие модуля, решение простейших уравнений и неравенств изучается в курсе математики 6-9 классов фрагментарно, вводятся основные понятия по данной теме.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель – создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся.
Анализ результатов экзаменов показывает, что при решении уравнений и неравенств с модулем учащиеся испытывают определенные трудности. Это обусловлено тем, что общеобразовательные стандарты по математике предусматривают решение заданий базового уровня, поэтому учащиеся слабо владеют одним из основных способов решения задач: анализ через синтез; редко могут ответить для себя на вопрос какого рода должны быть взаимосвязи между рассматриваемыми компонентами. Не всегда могут разбить задачу на подзадачи, чтобы прийти к цели, теряются при виде уравнения и неравенства с модулем.
Предлагаемый курс предполагает научить решать уравнений и неравенства с модулем, в том числе использовать логические приемы решения уравнений и неравенств.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Основой проведения занятий может служить технология деятельностного метода, которая обеспечивает системное включение ребенка в процесс
самостоятельного построения им нового знания и позволяет проводить разноуровневое обучение. Желательно использовать такие формы, как выступления с докладами, дополняющими лекционные выступления учителя. Возможны и разные формы индивидуальной или групповой работы.
Цель курса: Создание целостного представления о теме “Модуль», подготовить учащихся к успешному решению уравнений и неравенств с модулем, содержащих в заданиях ЕГЭ
Систематизировать ранее полученные знания о модуле.
Расширить спектр задач, посильных для учащихся.
Научить оценивать свои возможности по математике, и более осознано выбирать профиль дальнейшего обучения.
Совершенствовать и развивать математические знания и умения, повышать интерес к математике.
Общие требования к уровню усвоения содержания курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны
Знать: методы решения уравнений и неравенств с модулем;
Уметь: решать уравнения, содержащие один или несколько модулей; неравенства, содержащие модуль; выполнять построение графиков, содержащих модуль, а также расширить свои знания по теме “Модуль и его применение”.
Содержание курса состоит из теоретического материала, а также набора заданий различных уровней сложности, поэтому предполагает работу с различными источниками математической литературы.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся.
Формой итогового контроля может стать самостоятельная работа, тестовая работа, собеседование, доклад, защита проекта и т.д.
На изучение элективного курса выделено 10 часов.
Модуль числа (понятие, определение, применение в других областях науки и техники). Простейшие уравнения с модулем (решение уравнений по определению)
Решение уравнений с модулем (продолжение). Уравнения, содержащие два модуля
Уравнения, содержащие два модуля и более модуля
Неравенства с модулем
Графики функций, содержащие модуль
Простейшие системы уравнений и неравенств с модулем
Решение простейших уравнений и неравенств с модулем
Тема 1. Модуль числа (понятие, определение, применение в других областях науки и техники). Простейшие уравнения с модулем (решение уравнений по определению). Решение простейших уравнений с модулем вида:
Определение: абсолютной величиной (или модулем) числа, а называется:
Пример 1. Решить уравнение:
Решение. По определению имеем:
Пример 2. . Решить уравнение: |
Решение.
Пример 3. Решить уравнение:
Решение. По свойству модуля выражение | неотрицательно, поэтому это выражение, никогда не может быть равно (-20).
Уравнение не имеет решений.
Ответ: нет решений.
Пример 4. Решить уравнение:
Решение. 1). Найдем значения переменной, при которых выражение, стоящее под знаком модуля, обращается в нуль
2). разбивает область допустимых значений переменной на промежутки, на каждом из которых выражение, стоящее под знаком модуля, сохраняет знак.
-1 х
3). На каждом из найденных промежутков решаем уравнение без знака модуля. а).
б). система не имеет решений, т.к. не входит в рассматриваемый промежуток .
4). Совокупность (объединение) решений и составляет все решения рассматриваемого уравнения.
Задачи для самостоятельной работы.
Решите уравнения, используя определение модуля.
.
.
.
.
|.
.
.
Свойства модуля действительного числа.
Тема 2. Решение уравнений с модулем (продолжение).
Уравнения, содержащие два модуля. Решение уравнений вида
При решении уравнений вида традиционным способом, в несложных случаях можно возвести обе части уравнения в квадрат, избавившись от модуля и получив равносильное уравнение
Пример 1. Решить уравнение: .
Решение. Возведем обе части уравнения в квадрат. Получим квадратное уравнение ,
Ответ:
Задачи для самостоятельной работы.
.
.
2
Решите уравнение
Если уравнение имеет несколько корней, то в ответе запишите их сумму.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим корнем уравнения .
Тема 3 . Уравнения, содержащие два модуля и более. Решение уравнений вида:
(уравнения с “вложенными” модулями),
При решении уравнений, содержащих два или более модулей можно использовать, кроме обычных способов, метод интервалов.
Пример 1. Решить уравнение
Решение. 1. Найдем значения переменной, при которых подмодульные выражения обращаются в нуль:
Определим знаки подмодульных выражений на трех образовавшихся промежутках:
— — + — + +
3 х
3. Оба модуля раскрываются со знаком «+»
Первый модуль раскрываем со знаком «+», а второй – со знаком «-»
система не имеет решений.
Оба модуля раскрываются со знаком «-»
Ответ:
Пример 2. Решить уравнение
Решение. 1. Раскрываем внутренний модуль со знаком «+»
или
.
Раскрываем внутренний модуль со знаком «-»
или
система не имеет решений. система не имеет решений.
Задачи для самостоятельной работы.
Найдите разность между наибольшим и наименьшим корнем уравнения .
Найдите сумму корней уравнения
5.Решите уравнение
Тема 4. Неравенства, содержащие модуль.
Решение неравенств вида:
.
Принцип решения неравенств, содержащих модули, аналогичен решению соответствующих уравнений. Отличие состоит в том, что при решении уравнений широко используется проверка, а при решении неравенств это часто вызывает затруднения. Следовательно, при решении неравенств необходимо использовать равносильные переходы, некоторые неравенства решаются с помощью замены переменной. Но более рационально — перейти к двойному неравенству или к равносильной системе двух неравенств
а также переходя к равносильной совокупности двух неравенств
Пример 1. Решить неравенство:
Решение. Так как , то . Обозначим Получим квадратное неравенство относительно : решив которое получим . , а т.к. модуль всегда неотрицателен, то левая часть этого двойного неравенства выполняется при всех значениях , поэтому надо решить
Пример 2. Решить неравенство:
Решение. 1. ; .
2. — — — + + +
В результате раскрытия модулей получаем три системы:
которые необходимо решить.
Пример 3. Решить неравенство: 2.
Решение. 2
Ответ:
Задачи для самостоятельной работы.
Решит e неравенство и для каждого укажите наименьшее положительное число
1).
2).
3).
4).
1).
2).
Тема 5. Построение графиков функций
Построение графика функции части графика функции лежащие выше оси ОХ и на оси ОХ, остаются без изменения, а лежащие ниже оси ОХ – симметрично отражаются относительно этой оси (вверх).
Замечание: функция неотрицательна (ее график расположен в верхней полуплоскости).
Построение графика функции часть графика функции лежащая левее оси ОУ, удаляется, а часть, лежащая правее оси ОУ — остается без изменения и, кроме того, симметрично отражается относительно оси ОУ (влево). Точка графика, лежащая на оси ОУ, остается неизменной.
Замечание: функция четная (её график симметричен относительно оси ОУ).
Пример 1. Построить график функции у =
Построение. 1. Построим график функции у = 2х.
у
http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/uravneniya-i-neravenstva-s-modulem/
http://infourok.ru/elektivniy-kurs-uravneniya-i-neravenstva-s-modulem-v-kurse-klassa-599621.html