Творческий проект » Задачи с параметрами».
Мы не случайно захотели рассмотреть данную тему. В последние годы на ГИА предлагались так называемые задачи с параметрами — уравнения, неравенства или системы уравнений, содержащие параметры . При решении задач с параметрами приходится все время производить несложные, но последовательные рассуждения, составлять для себя логическую схему решаемой задачи . Основная трудность их решения состоит в том, чтоб внимательно следить за возникающим ветвлением и аккуратно учитывать все возможности. Такие задачи — незаменимое средство для тренировки логического мышления, их решение позволяет намного лучше понять обычные, без параметров , задачи .
С учётом этого был разработан проект «Задачи с параметрами». Изучили теоретический материал по теме, обработали и систематизировали. В связи с этим вытекает следующая цель и задачи: .
Цель работы: Сформировать умения и навыки решения задач с параметрами для подготовки к ГИА.
1. Изучить алгоритм решения некоторых задач с параметрами. 2. Научиться выбирать способ решения задач с параметрами. 3.Развивать свои навыки исследовательской и познавательной деятельности.
Данный вопрос изучен всесторонне, но каждый заново открывает для себя искусство решения задач с параметрами .
Исследование поможет учителям и учащимся 7- 9х классов в подготовке к ГИА.
Главной особенностью работы является ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt._zadachi_s_parametrami.doc | 312.5 КБ |
prezentatsiya_zadachi_s_parametrami.ppt | 739.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Задачи с параметрами»
Автор работы: Куликова Олеся
Место выполнения работы:
МОУ СОШ №12, 10 класс
Руководитель: Полянская Нина Николаевна
учитель математики МОУ СОШ № 12
г.Новоалександровск, 2014 г
II. Основная часть………………………………………………………………………………4
1. Знакомство с параметром …………………………………………………………………4
2. Что значит решить задачу с параметрами . 5 3. Основные типы задач с параметрами……………………………………………………….5 4. Алгоритмы решения задач с параметрами………………………………………………….6
- Решение линейных уравнений………………………………………………………6
- Решений линейных неравенств………………………………………………. ……6
- Решение систем линейных уравнений с параметрами…… ………………………7
- Решение квадратных уравнений……………………………………………………..7
- Решение квадратных неравенств…………………………………………………….8
5. Решение заданий с параметрами по текстам ГИА………………………………………….8
Приложение 1. Алгоритм решения уравнения с параметром первой степени.
Приложение 2. Алгоритм решения неравенства к(х) > b(a).
Приложение 3. Алгоритм решения квадратного уравнения с параметром А(а)х + В(а)х + С(а) =0 .
Приложение 4. Алгоритм решения квадратных неравенств А(а)х 2 + В(а)х + С(а) 0.
В последние годы на ГИА предлагались так называемые задачи с параметрами — уравнения, неравенства или системы уравнений, содержащие параметры . При решении задач с параметрами приходится все время производить несложные, но последовательные рассуждения, составлять для себя логическую схему решаемой задачи . Основная трудность их решения состоит в том, чтоб внимательно следить за возникающим ветвлением и аккуратно учитывать все возможности. Поэтому такие задачи — незаменимое средство для тренировки логического мышления, их решение позволяет намного лучше понять обычные, без параметров , задачи .
Данный вопрос изучен всесторонне, но каждый заново открывает для себя искусство решения задач с параметрами .
Исследование поможет учителям и учащимся 7- 9х классов в подготовке к ГИА.
Главной особенностью работы является ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.
В работе задачи сформированы по основным темам алгебры 7-9 классов:
— решение линейных уравнений; — решение линейных неравенств; — решение квадратных уравнений; — решение квадратных неравенств; — решение системы уравнений, неравенств.
В каждой теме в начале дан алгоритм решения и представлено решение некоторых задач. Работа поможет учащимся привить интерес к решению задач с параметрами в процессе самоподготовки.
В связи с этим вытекает следующая цель и задачи: .
Цель работы : Сформировать умения и навыки решения задач с параметрами для подготовки к ГИА.
1. Изучить алгоритм решения некоторых задач с параметрами. 2. Научиться выбирать способ решения задач с параметрами. 3.Развивать свои навыки исследовательской и познавательной деятельности.
- Знакомство с параметром
Если в уравнении некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами, то они называются параметрами, а уравнение параметрическим.
Поскольку в школьных учебниках нет определения параметра, мы предлагаем взять за основу следующий его простейший вариант.
Определение. Параметром называется независимая переменная, значение которой в задаче считается заданным фиксированным или произвольным действительным числом, или числом, принадлежащим заранее оговоренному множеству.
В качестве примера рассмотрим уравнение: в(в – 1)х=в +в+2
в этом уравнении х обозначено неизвестное число, а буква в выполняет роль известного фиксированного числа. Это уравнение является линейным уравнением с параметром в .
Придавая в различные значения, мы будем получать различные уравнения с числовыми коэффициентами. При различных в получаем различные уравнения из данного семейства уравнений, определяемых параметром в .
в =2 2х=4 имеет единственный корень
в = – 0,5 0,75х = – 2,25 также имеет единственный корень
в = 1 0х = 0 множество корней
в = 0 0х = – 2 корней нет
Итак, решая уравнение в(в – 1)х=в +в+2 , мы должны рассмотреть случаи:
3) когда В результате получаем следующие возможные решения:
При уравнение имеет единственный корень
При уравнение корней не имеет
При в=1 уравнение имеет бесконечное множество корней
2. Что значит решить задачу с параметрами ?
Решить уравнение с параметрами означает
1. Определить, при каких значениях параметров существуют решения. 2. Для каждой допустимой системы значений параметров найти соответствующее множество решений.
3. Основные типы задач с параметрами.
Тип 1. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, которые необходимо решить либо для любого значения параметра (параметров), либо для значений параметра, принадлежащих заранее оговоренному множеству. Этот тип задач является базовым при овладении темой «Задачи с параметрами», поскольку вложенный труд предопределяет успех и при решении задач всех других основных типов.
Тип 2. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется определить количество решений в зависимости от значения параметра (параметров). При решении задач данного типа нет необходимости ни решать заданные уравнения, неравенства, их системы и совокупности и т. д., ни приводить эти решения; такая лишняя в большинстве случаев работа является тактической ошибкой, приводящей к неоправданным затратам времени.
Тип 3. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых требуется найти все те значения параметра, при которых указанные уравнения, неравенства, их системы и совокупности имеют заданное число решений (в частности, не имеют или имеют бесконечное множество решений).
Тип 4. Уравнения, неравенства, их системы и совокупности, для которых при искомых значениях параметра множество решений удовлетворяет заданным условиям в области определения. Например, найти значения параметра, при которых: 1) уравнение выполняется для любого значения переменной из заданного промежутка;
2) множество решений первого уравнения является подмножеством множества решений второго уравнения и т. д.
4. Алгоритмы решения задач с параметрами.
4.1. Решение линейных уравнений с параметрами
Определение. Уравнение вида аx=b , где х – переменная , а и b — некоторые числа, называется линейным уравнением с одной переменной .
Алгоритм решения уравнения с параметром первой степени. (Приложение 1)
Задание №1. Решите уравнение ax =1.
Решение: если а = 0 , то нет решения ; если а 0 , то х = Ответ: если а 0 , то х = ; если а = 0 , то нет решения.
Задание №2. Для каждого значения параметра а найдите количество корней уравнения ах=8. Рассмотрим уравнение: а =
у = а — семейство горизонтальных прямых;
у= — графиком является гипербола.
Ответ: Если а = о, то уравнение решений не имеет. Если а ≠ о, то одно решение.
Задание №3 . При каких значениях а, уравнение не имеет решений?
Решение : х -2 , дробь равна нулю, когда х =а , значит уравнение не имеет решение если а = -2.
Ответ: при а = -2 нет решений
4.2.Решение линейных неравенств с параметром
Алгоритм решения неравенства к(х) > b(a) (Приложение 2)
Задание №4 .Решите неравенство: ( а -4) х + а -5>0.
Решение: ( а -4) х >5- a . если а >4,то х > если а х
если то х – любое из R . если , то нет решений .
Задание №5 . Для каждого значения параметра а найдете решение неравенства ax +1 >0.
Решение: если а =0,то 0 х +1>0, 0 x >-1 при любом х .
если а >0, то х >- если a х
Ответ: при а =0 , х любое ; при а >0, х >- ; при a х
4.3.Решение систем линейных уравнений с параметрами
Системой двух уравнений первой степени с двумя неизвестными х и у называется система вида
Решение данной системы — это пары чисел ( х; у ), являющиеся решениями одновременно и первого, и второго уравнения .
Если , то система имеет единственное решение. Если , то система не имеет решений. Если , то система имеет бесконечно много решений.
Задание №6 . При каких значениях параметра а система а) имеет бесконечное множество решений; б) имеет единственное решение?
Решение: а) , а =4; б) , а 4 .
Ответ: а) если а =4, то система имеет множество решений; б) если а 4 , то одно решение.
4.4.Решение квадратных уравнений с параметрами
Уравнение вида ах 2 + bx + c =0, где х – переменная, а 0 называется квадратным. Корни квадратных уравнений х 1 ; х 2 причем х 1 х 2 . Дискриминант квадратного уравнения D = b 2 –4 ac Теорема Виета: х 1 + х 2 = — , х 1 х 2 = .
Алгоритм решения квадратного уравнения с параметром А(а) х +В (а) х +С(а) =0 (Приложение 3).
Задание №7 . .Найти все значения параметра а, при которых уравнение
x 2 –2( а -2) х + а 2 –2 a -3=0 имеет два различных положительных корня.
Решение: D > 0, 4( а -2) 2 –4( а 2 -2 а -3)>0, а
По теореме Виета условием положительности корней будет a >3
4.5.Решение квадратных неравенств параметрами
Алгоритм решения квадратных неравенств А(а)х 2 + В(а)х + С(а) 0 (Приложение 4)
Задание №8 . . При каких значениях параметра а неравенство ( а +6) х 2 -( а +3) x +1
Решение: если нет решений
если нет решений
5. Решение заданий с параметрами по текстам ГИА.
Задание № 9 . Найдите значения р , при которых парабола у=-2х 2 +рх-50 касается оси х . Для каждого значения р определите координаты точки касания.
Решение: Парабола у=-2х 2 +рх-50 касается оси х значит квадратный трехчлен -2х 2 +рх-50 имеет единственный корень. Следовательно дискриминант этого квадратного трехчлена равен 0: D=p 2 -400, p 2 -400=0, p= ±20.
При p= -20, у=-2х 2 -20х-50, у=-2(х+5) 2 , х=-5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (-5;0) – координаты точки касания.
При p= 20, у=-2х 2 +20х-50, у=-2(х-5) 2 , х=5 – абсцисса точки касания параболы с осью х , (5;0) – координаты точки касания.
Ответ: при p= -20, координаты точки касания – (-5;0); при p= 20 — (5;0).
Задание № 10 . Найдите все отрицательные значения параметра а , при которых неравенство ах 2 + (а-6) х + а ≥ 0 не имеет решений.
Решение: Неравенство ах 2 + (а-6) х + а ≥ 0 не имеет решений при отрицательных а, если дискриминант уравнения ах 2 + (а-6) х + а ≥ 0 меньше нуля, т.е. D = (а-6) 2 -4а∙а Получаем:
Решая методом интервалов получим а
Задание № 11. Найдите все значения k, при которых прямая y=kx пересекает ровно в двух различных точках график функции, заданной условиями:
Решение: Построим график данной функции
у=
Прямая у= kx пересекает график функции в двух различных точках, если:
- Угловой коэффициент прямой больше углового коэффициента прямой у=0 и меньше либо равен угловому коэффициенту прямой, проходящей через точку с координатами (-2;-1);
- Угловой коэффициент прямой больше либо равен угловому коэффициенту прямой, параллельной прямой у=х-2 и меньше углового коэффициента прямой, параллельной прямой у=3х+5.
- Найдем угловой коэффициент прямой, проходящей через точку с координатами (-2;-1): -1= -2k; k = 0,5.
Угловой коэффициент прямой у=0 равен 0. Получаем: 0
- Угловой коэффициент прямой, параллельной прямой у = х-2, равен 1, а прямой, параллельной прямой у=3х+5, равен 3. Получаем: 1 ≤ k
Ответ: ( 0; 0,5 ] U [ 1; 3).
Итак, в ходе данного исследования я узнала, что такое параметры, параметрические уравнения и неравенства, что значит решить задачу с параметрами, мною изучен алгоритм решения наиболее распространенных задач с параметрами. Познакомилась с четырьмя основными типами задач с параметрами. Определены сложности, возникающие при решении этих задач. Причем самым трудным в их решении является выбор способа решения и отслеживание возникающих ветвлений.
Проделанная работа по созданию проекта не только обогатила меня новыми знаниями и умениями, требовала самостоятельности, способствовала развитию логического мышления, но и помогла при подготовке к ГИА.
1. Горбачев В.И. Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. М., Математика в школе №6/99 с.60-68
2. Звавич Л.И. и др. Алгебра и начала анализа. 3600 задач для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа. 1999 г. – 382 с.
3. Кожухов С.К. Об одном классе параметрических задач. – М., Математика в школе, №3/96 с.45-49
4. Кожухов С.К Различные способы решений задач с параметрами. – М., Математика в школе, №6/98 с.9-12
5. Крамар В.С. Примеры с параметрами и их решения. Пособие для поступающих в вузы. – М.:АРКТИ 200 – 48 с.
6. Мещерякова Г.П. Задачи с параметром, сводящиеся к квадратным уравнениям. М., Математика в школе, №5/2001 с.60-62
7. Ястребинецкий Г.А. Уравнения и неравенства, содержащие параметры. М.: Просвещение, 1972г.
Рецензируемая работа посвящена актуальной проблеме – решению задач с параметрами для подготовки к государственной итоговой аттестации. Задачи с параметрами традиционно представляют для учащихся сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Однако именно решение таких задач открывает перед учащимися большое число эвристических приемов общего характера, применяемых в исследованиях на любом математическом материале. Автор работы понимает, что д анный вопрос в математике изучен всесторонне, но ученица заново открывает для себя искусство решения задач с параметрами.
Основная часть рецензируемой работы представляет собой изучение теоретических сведений о задачах с параметрами.
В работе задачи сформированы по основным темам алгебры 7-9 классов:
— решение линейных уравнений;
— решение линейных неравенств;
— решение квадратных уравнений;
— решение квадратных неравенств;
— решение системы уравнений, неравенств.
В каждой теме в начале дан алгоритм решения и представлено решение некоторых задач. Работа написана живо и хорошим математическим языком. Автором и зучен алгоритм решения некоторых задач с параметрами. Она научилась выбирать способ решения задач с параметрами. Автор работы проявила личную заинтересованность и самостоятельность в проделанной работе, научилась отдельным приёмам исследовательской работы. В конце работы приведён довольно большой список использованной литературы.
Работа представляет практический интерес, поскольку может быть использована как пособие для элективных курсов и факультативных занятий. Главной методической особенностью работы является ориентированность её на возможность самостоятельного овладения учащимися содержанием.
Рецензировала учитель математики Полянская Н.Н
Творческие проекты и работы учащихся
В процессе работы над индивидуальным проектом по математике «Решение уравнений с параметром» учеником 11 класса школы была поставлена и реализована цель, изучить различные способы решения задач с параметрами, решить ряд аналогичных заданий, чтобы подготовиться к решению примеров с параметрами на ЕГЭ.
Подробнее о проекте:
В готовом творческом и исследовательском проекте по математике «Решение уравнений с параметром» автор анализирует задания с параметром из ЕГЭ прошлых лет, систематизирует все задания по видам, показывает способы решения в общем виде, подбирает по несколько подобных примеров на каждый вид для самостоятельного решения. К концу учебного года 19/20 автор планирует создать методичку для подготовки к решению заданий с параметром из ЕГЭ.
Оглавление
Введение
1. Методы решения заданий с параметром.
1.1. Аналитический метод.
1.2. Графический метод.
1.3. Метод решения относительно параметра.
2. Виды уравнений с параметром.
3. Решение уравнений с параметром.
4. Задания для самостоятельного решения.
Заключение
Литература
Введение
На ЕГЭ встречаются два типа задач с параметрами. Первый «для каждого значения параметра найти все решения некоторого уравнения или неравенства». Второй «найти все значения параметра, при каждом из которых решения уравнения или неравенства удовлетворяют заданным условиям».
И ответы в задачах этих двух типов различаются по существу. В задачах первого типа ответ выглядит так: перечисляются все возможные значения параметра и для каждого из этих значений записываются решения уравнения. В ответах второго типа задач с параметром перечисляются все значения параметра, при которых выполнены условия задачи.
Противоречие: многие ученики не приступают к решению задания с параметром на ЕГЭ, даже несмотря на то, что оно высоко оценивается.
Проблема: как подготовиться к решению заданий с параметрами из ЕГЭ
Цель проекта: изучение различных способов решения задач с параметрами.
Задачи:
- Проанализировать задания с параметром из ЕГЭ прошлых лет
- Систематизировать все задания по видам
- Показать способы решения в общем виде
- Подобрать по несколько подобных примеров на каждый вид для самостоятельного решения
- к концу учебного года 19/20 создать методичку для подготовки к решению заданий с параметром из ЕГЭ
Данная методическая разработка «Решение уравнений с параметрами» предназначена для учащихся 11-х классов, желающих углубить и расширить свои знания по математике. Для тех, кто готовится к поступлению в высшие учебные заведения.
Актуальность проекта обусловлена тем, что многим ученикам будет гораздо легче подготовиться к ЕГЭ, используя эту разработку.
По данным только около 10% выпускников приступают к решению таких задач, и процент верного решения всего 2–3%, поэтому приобретение навыков решения трудных, нестандартных заданий, в том числе задач с параметрами, учащимися школ по-прежнему остается актуальным.
Продукт проекта: методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (задание с параметром).
Этапы работы над проектом:
Этап | Срок | Результат |
Определение темы, цели, задач, актуальности проекта | Сентябрь-Октябрь 2018 | Тема проекта «Решение уравнений с параметром» Поставлены цели и задачи, определена актуальность |
Сбор материала по проекту | Октябрь 2018-Май 2019 | Получение нужных сведений для написания проектной работы |
Обобщение материала | Май 2019-Ноябрь 2020 | Готовый проект и презентация |
Представление проекта | Февраль 2020 | Защита проекта |
Заключение
Во время создания данного проекта я взялся за детальное рассмотрение параметра на примерах математических задач. Ведь параметры встречаются гораздо чаще, чем мы себе представляем. Изучение многих процессов и геометрических закономерностей часто приводит к решению задач с параметрами. Включая такое большое количество столкновений, пусть и косвенных, с параметром, я пришел к выводу, что необходимо изучать данную тему более детально. Также, решение уравнений с параметром способствует развитию логического и вариативного мышление человека, что позволит ему улучшить свои знания и умения. В моей работе рассмотрены часто встречающиеся типы уравнений, и я надеюсь, что знания, которые я получил в процессе работы, а также использовал при выполнении данной проектной работы, помогут мне и другим одиннадцатиклассникам при сдаче ЕГЭ. Выполняя данную работу, я ставил цель более глубокого изучения этой темы, выявления наиболее рациональных способов решения. На мой взгляд, графо-аналитический метод является самым удобным и наглядным способом решения уравнений с параметрами, так как при таком решении можно наглядно увидеть все корни и гораздо легче заметить ошибки.
Исследовательская работа по математике «Уравнения с параметрами»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Научное общество учащихся «Поиск»
БОУ «Тарская гимназия № 1 им. А.М. Луппова»
Тема: Решение уравнений,
Научное направление: математика
Ученица 8 «Б» класса
БОУ «Тарская гимназия № 1
Драгун Анна Петровна
БОУ «Тарская гимназия № 1
Селюкова Любовь Владимировна
Глава 1. Уравнения с параметром…………………………………………………. …. …5
Глава 2. Методы решения уравнений, содержащих параметр…………………………. 8
Глава 3. Решение уравнений с параметром……………………………………………. 10
Список используемой литературы………………………………………………………. 15
Для современного школьника основной задачей в школе является успешная сдача ОГЭ, а затем ЕГЭ. Но, к сожалению, времени на уроках недостаточно для глубокого и основательного изучения некоторых тем.
В 7 классе мы изучали линейные уравнения вида ax = b , в 8 познакомились с квадратными уравнениями ax 2 + bx + c = 0 , содержащими параметр .
Задания с параметром очень интересные, однако они требуют особого внимания к себе. Для успешного решения таких задач нужно овладеть основными приёмами и методами исследования условия задачи, научиться классифицировать задания по виду и по способам решения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметром представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение.
В школьных учебниках по математике в последнее время всё чаще стали появляться уравнения, неравенства и системы, содержащие параметр. Также подобные задачи включены в ОГЭ и ЕГЭ.
Анализ предыдущих результатов ГИА и ЕГЭ показывает, что школьники с большим трудом решают задания с параметром, а многие даже не приступают к ним, либо приводят громоздкие вычисления [11]. Причиной этого является отсутствие системы знаний по данной теме.
При решении заданий с параметром в 8 классе возникает много сложностей, поэтому чтобы лучше понять, усвоить материал, мы решили заняться подробным изучением и исследованием темы «Решение уравнений, содержащих параметр».
В данной работе мы рассмотрим различные методы решения уравнений с параметром, это поможет в будущем успешно сдать экзамены. Наша работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы попытаемся определить понятие «уравнения с параметром» и описать все способы решения подобных уравнений. В практической части мы предложим решение для некоторых уравнений, содержащих параметр.
Задачи с параметром помогают овладеть формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умением выстраивать цепочку рассуждений, повышают уровень логического мышления у учащихся, что необходимо для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ, поэтому нашу работу можно назвать актуальной.
Объектом исследовательской работы являются уравнения с параметром.
Предметом исследования мы избрали различные методы решения уравнений, содержащих параметр.
Целью работы является углубленное изучение методов решения уравнений с параметром.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
Изучить литературу по теме исследования
Раскрыть понятие «уравнение с параметром»
Рассмотреть различные методы и способы решения уравнений с параметром
Решить некоторые уравнения, содержащие параметр с помощью различных методов
Для построения графиков использовать программу FX Draw
Глава 1. Уравнения с параметром
Уравнение с параметром – это уравнение, в котором некоторые коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами (параметрами). Такие уравнения называют еще параметрическими. [7; с. 164]
Задачи с параметром можно условно разделить на два типа:
В условии сказано: решить уравнение (неравенство, систему) – это значит, для всех значений параметра найти все решения. Если хотя бы один случай остался неисследованным, признать такое решение удовлетворительным нельзя;
Требуется указать возможные значения параметра, при которых уравнение (неравенство, система) обладает определенными свойствами. Например, имеет одно решение, не имеет решений, имеет решения, принадлежащие промежутку и т. д. В таких заданиях необходимо четко указать, при каком значении параметра требуемое условие выполняется. [ 10]
Сложное уравнение с параметром, как правило, сводится к более простому — линейному. Поэтому существует такой алгоритм действий:
Найдем множество всех доступных значений параметров;
Перенесем все члены, содержащие неизвестное, в левую часть уравнения, а все члены, не содержащие неизвестного в правую;
Приведем подобные слагаемые;
Решаем уравнение вида ax = b. [12]
Для того чтобы начать решать уравнения с параметром, необходимо вспомнить все ранее изученное.
Равенство с переменной x : f ( x ) = g ( x ) называется уравнением с одной переменной x . Всякое значение переменной x , при котором выражения f ( x ) и g ( x ) принимают равные числовые значения, называется корнем уравнения. Решить уравнение – это значит найти его корни или доказать, что их нет. [5; с. 131]
Например, уравнение 3 + x = 7 имеет единственный корень 4, так как при этом и только при этом значении переменной 3 + x = 7 – верное равенство.
Линейным уравнением с одной неизвестной x называют уравнение вида ax = b , где a и b – действительные числа; a называют коэффициентом при переменной, b – свободным членом.
Для линейного уравнения ax = b могут представиться три случая:
a 0; в этом случае корень уравнения равен ;
a = 0, b = 0; в этом случае уравнение принимает вид 0 ∙ x = 0, что верно при любом x , т.е. корнем уравнения служит любое действительное число;
a = 0, b 0; в этом случае уравнение принимает вид 0 ∙ x = b , оно не имеет корней.[8; с. 21]
Задача: Решить уравнение x + = 0
Решение: x = —
x = — :
x = —
Ответ: —
Уравнение вида ax 2 + bx + c = 0, где a , b , c – действительные числа, причем a 0, называют квадратным уравнением. Если a = 1, то квадратное уравнение называют приведенным; если a 1 – то неприведенным. Числа a , b , c носят следующие названия: a – первый коэффициент, b – второй коэффициент, c – свободный член.
Корни уравнение ax 2 + bx + c = 0 находятся по формуле .
Выражение D = b 2 – 4 ac называют дискриминантом квадратного уравнения.
Если D > 0, то уравнение имеет два различных действительных корня
Если D = 0, то уравнение имеет два совпадающих действительных корня. В этом случае говорят, что уравнение имеет один корень.[5; с. 133]
Используя обозначение D = b 2 – 4 ac , можно переписать формулу .
в виде .
Задача: Решить уравнение 2 x 2 – 5 x + 2 = 0
Решение: D = (-5) 2 – 4 ∙ 2 ∙ 2 = 9, D > 0
, .
Ответ: x 1 = 2, x 2 =
Если в квадратном уравнении ax 2 + bx + c = 0 второй коэффициент b или свободный член c равен нулю, то квадратное уравнение называют неполным. Для неполного уравнения формула нахождения корней такая: .
Задача: Решить уравнение 2 x 2 – 5 x = 0
Для приведенных квадратных уравнений существует теорема Виета, она заключается в том, что если приведенное квадратное уравнение x 2 + px + q = 0 имеет действительные корни, то их сумма равна – p , а произведение равно q , т.е.
Теорема Виета . Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. [1; с. 81]
Биквадратным называется уравнение вида ax 4 + bx 2 + c = 0, где a 0. Биквадратное уравнение решается методом введения новой переменной: положив x 2 = у , придем к квадратному уравнению ay 2 + by + c = 0.[5; с. 143]
Задача: Решить уравнение x 4 + 4 x 2 – 21 = 0
x 1 =
x 2 =
Ответ:
Глава 2. Методы решения уравнений
В этой главе мы рассмотрим два основных метода решения уравнений с параметром: аналитический и графический.
Во многих задачах параметр рассматривается как фиксированное, но неизвестное число. Между тем с формальной точки зрения параметр – это переменная, причем «равноправная» с другими, присутствующими в примере. К примеру, при таком взгляде на параметр формы f ( х ; а ) задают функции не с одной (как ранее), а с двумя переменными. Подобная интерпретация, естественно формирует аналитический метод решения уравнений с параметром. [3; с. 65]
Прежде, чем приступить к решению задачи с параметрами аналитическим методом, нужно разобраться в ситуации для конкретного числового значения параметра. Например, возьмите значение параметра α =1 и ответьте на вопрос: является ли значение параметра α = 1 искомым для данной задачи.
Далее уже на конкретном примере попробуем разобраться в аналитическом методе решения уравнений с параметром.
Задача: При каких значениях параметра a уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0
а) имеет единственный корень; б) имеет два корня?
Решение: а) При a = 0 уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0 имеет вид 4 x + 4 = 0, оно является уравнением первой степени и имеет единственный корень.
При любом a 0 уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0 квадратное, его дискриминант равен D = ( a + 4) 2 – 16 a = ( a – 4) 2 . Уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0 имеет единственный корень, если D = 0, т.е. если a = 4.
б) Пусть теперь a – любое действительное число, но a 4, тогда уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0 квадратное и оно имеет дискриминант D = ( a – 4) 2 . Очевидно, что D > 0, т.к. a 4. В этом случае уравнение ax 2 + ( a + 4) x + 4 = 0 имеет два корня.
Ответ: а) При a = 0 и при a = 4; б) при a > 4
Второй метод – графический. На практике он довольно часто оказывается полезным. При решении задач с параметрами иногда удобно строить графики в плоскости ( х,0,у ), а иногда лучше рассмотреть графики в плоскости ( х,0,а ), где х – независимая переменная, а « а » – параметр. Суть графического метода заключается в том, что для решения уравнения f ( x ) = 0 строят график функции y = f ( x ) и находят абсциссы точек пересечения графика с осью x ; эти абсциссы и являются корнями уравнения. Так, для решения уравнения ax 2 + bx + c = 0 достаточно построить график квадратичной функции y = ax 2 + bx + c и найти абсциссы точек пересечения этого графика с осью x .
При решении уравнений f ( х, а ) = 0 надо помнить, что в первую очередь рассматривают решение при тех значениях параметра, при которых обращается в ноль коэффициент при старшей степени х квадратного трехчлена f ( х, а ), понижая тем самым степень. Квадратное уравнение А( а ) х 2 + В( а ) х + С( а ) = 0 при А( а ) = 0 превращается в линейное, если при этом В( а ) ≠ 0, а методы решения квадратных и линейных уравнений различны.
Графический способ определения числа корней уравнения в зависимости от входящего в него параметра является более удобным, чем аналитический.
Алгоритм решения уравнений с параметром графическим методом :
Находим область определения уравнения.
Выражаем a как функцию от х .
В системе координат строим график функции a ( х ) для тех значений х , которые входят в область определения данного уравнения.
Находим точки пересечения прямой a = с , с графиком функции
a ( х ). Если прямая a = с пересекает график a ( х ), то определяем абсциссы точек пересечения. Для этого достаточно решить уравнение c = a ( х ) относительно х.
Записываем ответ [ 4 ]
При решении уравнений с модулем, содержащих параметр, графическим способом, необходимо построить графики функций и при различных значениях параметра рассмотреть все возможные случаи.
Задача: Определить при каких значениях а уравнение |х 2 -2х-3| = а имеет ровно 3 различных действительных корня.
Решение: Построим график функции 1)
2) y = а
Сначала избавимся от знака модуля. У нас получится: .
Значит, у =
Это означает, что график функции у = может быть получен из графика функции y = x 2 путем переноса на одну единицу вправо и на четыре единицы вниз.
Г
рафиком функции у = а – будет прямая параллельная оси ОХ.
Из графика видно, что только при значении а = 4 уравнение имеет 3 корня.
Задача: Найти сумму целых значений числа a , при которых уравнение | x 2 – 2 x – 3| = a имеет четыре корня.
Решение. Чтобы ответить на вопрос задачи, построим на одной координатной плоскости графики функций
График первой функции y = | x 2 – 2 x – 3| будет получен из графика параболы y = x 2 – 2 x – 3 путем симметричного отображения относительно оси абсцисс той части графика, которая находится ниже оси Ox. Часть графика, находящаяся выше оси абсцисс, останется без изменений.
Проделаем это поэтапно. Графиком функции y = x 2 – 2 x – 3 является парабола, ветви которой направлены вверх. Чтобы построить ее график, найдем координаты вершины. Это можно сделать по формуле x 0 = . Таким образом, x 0 = = 1. Чтобы найти координату вершины параболы по оси ординат, подставим полученное значение для x 0 в уравнение рассматриваемой функции. Получим, что y 0 = 1 – 2 – 3 = -4. Значит, вершина параболы имеет координаты (1; -4).
Далее нужно найти точки пересечения ветвей параболы с осями координат. В точках пересечения ветвей параболы с осью абсцисс значение функции равно нулю. Поэтому решим квадратное уравнение x 2 – 2 x – 3 = 0. Его корни и будут искомыми точками. По теореме Виета имеем x 1 = -1, x 2 = 3.
В точках пересечения ветвей параболы с осью ординат значение аргумента равно нулю. Таким образом, точка y = -3 есть точка пересечения ветвей параболы с осью y. Полученный график изображен на рисунке 1.
Чтобы получить график функции y = | x 2 – 2 x – 3|, отобразим симметрично относительно оси x часть графика, находящуюся ниже оси абсцисс. Полученный график изображен на рисунке 2.
График функции y = a – это прямая, параллельная оси абсцисс. Он изображен на рисунке 3. С помощью рисунка и находим, что графики имеют четыре общие точки (а уравнение – четыре корня), если a принадлежит интервалу (0; 4).
Целые значения числа a из полученного интервала: 1; 2; 3. Чтобы ответить на вопрос задачи, найдем сумму этих чисел: 1 + 2 + 3 = 6.
Сочетание аналитического способа решения с графической интерпретацией полученных результатов позволяет сделать процесс решения уравнений с параметрами более осознанным, способствуя при этом формированию элементов исследовательской деятельности. [ 12 ]
Глава 3. Решение уравнений с параметром
Пример 1. Решите уравнение ах = а
Решение. Если а = 0 , то 0 ∙ х = 0
х – любое действительное число
Если а 0 ,то х =
Пример 2. Решите уравнение х + 2 = ах
Если 1 – а = 0 , т.е. а = 1 , то х 0 = ˗ 2, то корней нет
Если 1 – а 0 , т.е. а 1 , то х =
Ответ: При 1 – a = 0 нет корней; при 1 – a 0 ∙ x = .
Пример 3. При каких значениях а уравнение не имеет решений?
Решение. х -2 , дробь равна нулю, когда х = а , значит, уравнение не имеет решений если а = — 2
Ответ. При а = — 2 нет решений.
Пример 4. Решите уравнение
Решение. При х 2 уравнение равносильно уравнению а + 3 = х – 2, откуда
х = а + 5 . Найдем значение а , при котором х = 2, 2 = а + 5, а = — 3.
Ответ. При а — 3 , х = а + 5; при а = — 3 нет корней.
Пример 5. При каждом значении параметра a решите уравнение ax – 6 = 2 a – 3 x = 0.
Решение. Переписав уравнение в виде ( a + 3) x = 2 ( a +3) рассмотрим два случая: a + 3 = 0 и a + 3 0.
Если a = — 3, то любое действительное число x ( x R ) является корнем уравнения ax – 6 = 2 a – 3 x = 0, т.к. 0 ∙ x = 0
Если a — 3, то уравнение ax – 6 = 2 a – 3 x = 0 имеет единственный корень
x = = 2.
Ответ. При а = — 3, x R ; при а — 3, x = 2.
Пример 6. При каких значениях k число 2 находится между корнями уравнения 2 x 2 — + ( k – 3) ( k + 5) = 0?
Р
ешение. Графиком функции y = 2 x 2 — + ( k – 3) ( k + 5) является парабола, ветви которой направлены вверх ( a = 2 > 0). Число 2 находится между корнями x 1 и x 2 , если
2 ∙ 2 2 — ∙ 2 + k 2 +2 k – 15
Пример 7 . Найдите среднее арифметическое целых значений числа a , при которых уравнение | x 2 – 4| x | – 1| = a имеет шесть корней.
Решение. Начнем с построения графика функции y = | x 2 – 4| x | – 1|. Для этого воспользуемся равенством a 2 = | a | 2 и выделим полный квадрат в подмодульном выражении, написанном в правой части функции:
x 2 – 4| x | – 1 = | x | 2 – 4| x | — 1 = (| x | 2 – 4| x | + 4) – 1 – 4 = (| x |– 2) 2 – 5.
Тогда исходная функция будет иметь вид y = |(| x | – 2) 2 – 5|.
Для построения графика этой функции строим последовательно графики функций:
1) y = ( x – 2) 2 – 5 – парабола с вершиной в точке с координатами (2; -5); (Рис. 1).
2) y = (| x | – 2) 2 – 5 – часть построенной в пункте 1 параболы, которая находится справа от оси ординат, симметрично отображается слева от оси OY; (Рис. 2).
3) y = |(| x | – 2) 2 – 5| – часть построенного в пункте 2 графика, которая находится ниже оси x , отображается симметрично относительно оси абсцисс наверх. (Рис. 3).
Рассмотрим получившиеся рисунки:
Графиком функции y = a является прямая, параллельная оси абсцисс.
С помощью рисунка делаем вывод, что графики функций имеют шесть общих точек (уравнение имеет шесть корней), если a принадлежит интервалу (1; 5).
Это можно видеть на следующем рисунке:
Найдем среднее арифметическое целых значений параметра a :
= 3.
Пример 8. При каждом значении параметра k решите уравнение
Решение. Уравнение x 2 – (3 k – 1) x – 3 k = 0 квадратное, вычислим его дискриминант: D = (3 k – 1) 2 + 12 k = (3 k + 1) 2 .
Значит, если k — , то D > 0, и уравнение x 2 – (3 k – 1) x – 3 k = 0 имеет два различных корня x 1 = = 3 k и x 2 = = — 1.
Если же k = — , то D = 0, и уравнение x 2 – (3 k – 1) x – 3 k = 0 имеет единственный корень x 1 = = = — 1.
Ответ. при любом k — два корня: 3 k и — 1; при k = — единственный корень — 1.
Пример 9. Найдем все значения параметра b , при каждом из которых корни x 1 и x 2 уравнения x 2 + bx + b + 8 = 0 различны и удовлетворяют условию + – 12 x 1 x 2 + 97 = 0.
Решение. Уравнение x 2 + bx + b + 8 = 0 имеет два различных корня, если выполнено условие D = b 2 – 4 ( b + 8) = b 2 – 4 b – 32 = ( b + 4) ( b – 8) > 0.
Пусть это условие выполнено, тогда уравнение x 2 + bx + b + 8 = 0 имеет два различных корня x 1 и x 2 и для них, по теореме Виета, справедливы равенства x 1 + x 2 = — b и x 1 x 2 = b + 8.
Преобразуем равенство + – 12 x 1 x 2 + 97 = 0, заменив в нем x 1 + x 2 и x 1 x 2 на – b и b + 8 соответственно:
Решив уравнение b 2 – 14 b – 15 = 0, найдем его корни b 1 = — 1 и b 2 = 15.
Но равенство + – 12 x 1 x 2 + 97 = 0 справедливо лишь тогда, когда выполняется условие D = b 2 – 4 ( b + 8) = b 2 – 4 b – 32 = ( b + 4) ( b – 8) > 0, поэтому надо проверить, выполняется ли оно при найденных значениях b .
Если b = — 1, то ( b + 4) ( b – 8) b = 15, то ( b + 4) ( b – 8) > 0.
Отсюда следует, что условия задачи выполняются лишь при b = 15.
Пример 10*. Найти все значения параметра a , при которых уравнение x 4 + ( a + 1) x 3 + (2 a + 1) x 2 – ( a + 1) x + 1 = 0 на промежутке (-∞; — 1) имеет не менее двух корней.
Приведем уравнение к виду
y 2 + ( a + 1) y + 2 a + 3 = 0, где функция y = f ( x ) = x — возрастает на промежутке (-∞; — 1) от -∞ до f (- 1) = 0. Поэтому исходное уравнение имеет не менее двух корней на промежутке (-∞; — 1) тогда и только тогда, когда полученное уравнение имеет два корня y 1,2 (-∞; — 1), т.е. когда
a + 1 > 0 a > — 1
2 a + 3 > 0 ( a – a 1 ) ( a – a 2 ) > 0 a > 3 +
( a + 1) 2 -4(2 a + 3) > 0 a 1,2 = 3 ±
Ответ. a > 3 + 2
Задачи с параметрами относятся к одним из самых трудных разделов школьного курса математики, так как их решение связано с умением проводить сложные логические построения. Они играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры, но, как правило, решение таких уравнений вызывает трудности.
В работе мы углубили свои знания об уравнениях с параметром, вспомнили, какие виды уравнений бывают, ввели понятие «параметрического» уравнения. Также нами были рассмотрены два метода решения уравнений: аналитический и графический. И пришли к выводу, что сочетание аналитического способа решения с графической интерпретацией полученных результатов позволяет сделать процесс решения уравнений с параметрами более осознанным, способствуя при этом формированию элементов исследовательской деятельности.
В последней главе мы представили задания, содержащие параметр и их решение различными способами. Помимо задач из учебника мы рассмотрели некоторые задания С5 из ЕГЭ.
Кроме того, мы пришли к выводу, что данная тема должна более глубоко изучаться в школьной программе, так как знания по этой теме помогут учащимся успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Таким образом, считаем, что задачи, поставленные нами, решены, цель работы достигнута.
Список используемой литературы
Алгебра. 8 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / [С.М.Николький, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин]. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 287 с. : ил. – (МГУ – школе).
Высоцкий В. С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. – М.: Научный мир, 2011. -316 с.
Горбачев В.И. Общие методы решения уравнений и неравенств с параметрами. М., Математика в школе №6/99 с.60-68
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., ЯкирМ.С. Задачи с параметрами. «Илекса», «Гимназия», Москва – Харьков, 2002. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., ЯкирМ.С. Задачи с параметрами. «Илекса», «Гимназия», Москва – Харьков, 2002.
Гусев В. А., Мордкович А. Г. Математика: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.: ил.
Корянов А. Г., Прокофьев А.А. МАТЕМАТИКА ЕГЭ 2012. (типовые задания С5). Функция и параметр. 2012, — 79 с.
Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА – 2012. Алгебра, геометрия, теория вероятности и статистика: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов н/Д: Легион-М, 2011. – 314 с. – (ГИА-9)
Потапов М.К. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 111с. : ил. – (МГУ – школе). – ISBN 978-5-09-024151-9.
Ященко И. В., Шестаков С. А. Захаров П. И. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2012 году. Методические указания. М.: МЦНМО, 2012. – 218 с.
http :// www . sholaprikumskoe . ru / e /3241666- sravnitelnyiy — analiz — gia — i — ege — s — proshiyim — god
http://tvorcheskie-proekty.ru/node/2339
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-matematike-uravneniya-s-parametrami-1727285.html