Решение уравнений методом введения новой переменной

Решение уравнения методом введения новой переменной

Математика. Уравнения. 283гр. Дистанционное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Решение уравнения методом введения новой переменной»

21.04.20. Задание: Записать конспект и решить уравнения

Тема: Основные приемы решения уравнений:

Решение уравнения методом введения новой переменной

Метод введения новой переменной:

1. в уравнении какая-то его часть заменяется другой переменной (a, y, t. )

(прежнее неизвестное одновременно с новым в уравнении быть не может);

2. решается новое уравнение;

3. возвращаются к обозначенному и, используя полученное число (корни), вычисляют требуемое неизвестное.

Пример: Решить уравнение (2x−21) 2 −5(2x−21)+4=0.

Это уравнение можно решить и без использования новой переменной (раскрываются скобки по формуле разности квадратов и т. д.), но решение будет длинным и с большими числами.

Используем то, что обе скобки равны.

Обозначаем 2x−21=y. Получается простое квадратное уравнение:

D=b 2 -4ac=(-5) 2 -4•1•4=25-16=9

Возвращаемся к обозначенному:

Методом введения новой переменной решаются биквадратные уравнения:

ax 4 +bx 2 +c=0, где a,b,c ∈R; x 2 =y; ay 2 +by+c=0. В биквадратных уравнениях всегда используется новая переменная. Получается квадратное уравнение

Пример: Решить уравнение:

x 4 −13x 2 +12=0; x 2 =y, тогда

1)x 2 =12; или 2) x 2 =1,

Задание: Решить уравнения 1. (3x−4) 2 +3 (3x−4)-4=0.

Решение уравнений методом введения новой переменной, теория, практика

В этой статье мы всесторонне разберем метод введения новой переменной. Здесь мы выясним, для решения каких уравнений этот метод предназначен, проникнем в его суть, приведем обоснование метода, доказав соответствующее утверждение, запишем алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной и рассмотрим решения характерных примеров.

Когда применяется и в чем суть метода

Метод введения новой переменной предназначен для решения уравнений, имеющих вид f(g(x))=0 или f1(g(x))=f2(g(x)) , где f , f1 и f2 – некоторые функции, а x – неизвестная переменная. Для лучшего восприятия приведем примеры таких уравнений:

  • (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 , это уравнение имеет вид f(g(x))=0 , здесь g(x)=x 2 , а функция f такая, что f(t)=t 2 −3·t+2 ;
  • , это уравнение вида f1(g(x))=f2(g(x)) , здесь в качестве g(x) можно рассматривать x 2 +2·x , тогда функции f1 и f2 таковы, что и ;
  • , это уравнение, имеющее вид f(g(x))=0 , где , а функция f описывается как .

Понятно, что f(g(x))=0 и f1(g(x))=f2(g(x)) — равносильные уравнения, так как уравнение f1(g(x))=f2(g(x)) приводится к виду f(g(x))=0 при помощи равносильного преобразования, заключающегося в переносе выражения f2(g(x)) из правой части в левую с противоположным знаком. Поэтому дальнейшую теорию мы будем излагать только для уравнений вида f(g(x))=0 , это сделано в угоду краткости без ущерба для общности.

Суть метода введения новой переменной для решения уравнения f(g(x))=0 состоит во введении новой переменной t как g(x)=t с целью нахождения всех корней исходного уравнения через множество решений T уравнения f(t)=0 с новой переменной t и использование равенства g(x)=t . Забегая немного вперед, скажем, что корнями исходного уравнения являются все такие значения x , которые удовлетворяют условию g(x)∈T . В частности,

  • если T – пустое множество, то есть, уравнение f(t)=0 не имеет решений, то условие g(x)∈T определяет пустое множество, а это означает, что исходное уравнение не имеет решений;
  • если T – конечное множество, то есть, уравнение f(t)=0 имеет n решений t1, t2, …, tn , то условие g(x)∈T есть не что иное, как совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn , а это означает, что решением исходного уравнения является решение совокупности уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn .

Поясним на примере. Возьмем уже упомянутое выше уравнение (x 2 ) 3 −3·x 2 +2=0 . Введение новой переменной x 2 =t позволяет от исходного уравнения перейти к кубическому уравнению t 3 −3·t+2=0 с новой переменной (заменяем в исходном уравнении x 2 на t ). Множество решений этого уравнения T (оно в нашем случае состоит из двух чисел t1=1 и t2=−2 , то есть, T= <−2, 1>) и использование равенства x 2 =t дают возможность определить все корни исходного уравнения. Они определяются по условию x 2 ∈ <−2, 1>, которое есть не что иное, как совокупность двух уравнений x 2 =−2 , x 2 =1 .

В основе метода введения новой переменной лежит следующее утверждение:

Решение уравнения f(g(x))=0 есть множество значений переменной x , удовлетворяющих условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Приведем обоснование озвученного утверждения в следующем пункте.

Обоснование

Докажем утверждение, лежащее в основе метода введения новой переменной, которое мы привели в предыдущем пункте. Для этого нужно доказать два момента:

  • что любой корень уравнения f(g(x))=0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 ,
  • что любое значение переменной x , удовлетворяющее условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 , является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Начнем с первой части. Пусть x0 – корень уравнения f(g(x))=0 . Докажем, что x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 .

Так как x0 – корень уравнения f(g(x))=0 , то f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. Из этого равенства следует, что g(x0) – корень уравнения f(t)=0 . А из этого следует, что g(x0) принадлежит множеству всех корней уравнения f(t)=0 .

Первая часть доказана. Переходим к доказательству второй части утверждения.

Пусть x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , где T – множество всех корней уравнения f(t)=0 . Докажем, что x0 является корнем уравнения f(g(x))=0 .

Так как x0 удовлетворяет условию g(x)∈T , то g(x0)∈T , то есть, g(x0) – это один из корней уравнения f(t)=0 . Значит, f(g(x0))=0 – верное числовое равенство. А из этого равенства следует, что x0 – корень уравнения f(g(x))=0 .

Так доказана вторая часть утверждения и все утверждение в целом.

Алгоритм решения уравнений методом введения новой переменной

Приведенная выше информация позволяет записать алгоритм решения уравнения f(g(x))=0 методом введения новой переменной:

  • Вводится новая переменная t как g(x)=t , и осуществляется переход от исходного уравнения f(g(x))=0 со старой переменной x к уравнению f(t)=0 с новой переменной t .
  • Решается полученное уравнение с новой переменной. При этом
    • если оно не имеет корней, то делается вывод об отсутствии корней у исходного уравнения,
    • если уравнение имеет корни, то выполняются следующие шаги алгоритма.
  • Осуществляется возврат к старой переменной. Для этого
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет единственный корень, обозначим его t1 , то составляется уравнение g(x)=t1 ,
    • если решенное на предыдущем шаге уравнение имеет два, три или любое другое, но конечное число корней, обозначим их t1, t2, …, tn , то составляется совокупность уравнений g(x)=t1, g(x)=t2, …, g(x)=tn ,
    • если же решенное на предыдущем шаге уравнение имеет бесконечно много корней, и они составляют числовое множество T , то составляется совокупность уравнений, неравенств и двойных неравенств, отвечающая выражению g(x)∈T (например, если решением уравнения с новой переменной t является числовое множество (−∞, t1)∪2>∪[t3, t4) , что то же самое , то соответствующая совокупность будет иметь вид ).
  • Наконец, решается составленное уравнение или совокупность – ее решение есть искомое решение исходного уравнения.

Решение примеров

Обычно первое знакомство с методом введения новой переменной происходит в школе в рамках темы «решение рациональных уравнений». В частности, рациональными являются биквадратные уравнения, стандартным методом решения которых как раз является метод введения новой переменной. Для примера приведем краткое решение методом введения новой переменной биквадратного уравнения x 4 −3·x 2 +5=0 . После представления его в виде (x 2 ) 2 −3·x 2 +5=0 , вводим новую переменную x 2 =t , это позволяет перейти к квадратному уравнению с новой переменной: t 2 −3·t+5=0 . Оно не имеет действительных корней, так как его дискриминант D=(−3) 2 −4·1·5=−11 – отрицательный, откуда заключаем, что исходное уравнение не имеет корней.

Среди рациональных уравнений масса и других типичных представителей, решающихся методом введения новой переменной. Такими, во-первых, являются уравнения, в которых переменная фигурирует только в одинаковых квадратных двучленах, например (x 2 −5·x+4)·(x 2 −5·x+6)=120 , (x 2 +5) 2 −11·(x 2 +5)+28=0 , . Во-вторых, через введение новой переменной решаются уравнения, в которых переменная находится только во взаимно обратных дробях, например, , здесь одна из дробей принимается за t , а другая, очевидно, выражается через t как 1/t , ведь на ОДЗ для данного уравнения . В-третьих, упомянем про возвратные уравнения, которые тоже решаются методом введения новой переменной, а именно . Решения подобных уравнений Вы без труда найдете в статье, упомянутой в первом предложении этого пункта, а также на страницах школьных учебников, например, [1, c. 74-75, 80; 2, с. 150-152; 3, с. 213-216].

Продвигаясь дальше в школьном курсе математики по пути знакомства с уравнениями, нам встречаются иррациональные, тригонометрические, показательные, логарифмические и другие уравнения, и каждый раз мы возвращаемся к методу введения новой переменной для их решения. Для уравнений каждого вида есть свои особенности в плане введения новой переменной. Рекомендуем ознакомиться с ними в следующих материалах:

  • решение иррациональных уравнений методом введения новой переменной,
  • метод введения новой переменной при решении показательных уравнений,
  • решение показательных уравнений методом введения новой переменной,
  • решение тригонометрических уравнений методом введения новой переменной.

В заключение покажем пример решения уравнения, которое после введения новой переменной имеет бесконечное множество решений. Подобные случаи встречаются крайне редко, и тем они еще более интересны. В них главное разобраться с особенностями возврата к старой переменной.

Решите уравнение

Метод введения новых переменных

Метод введения новых переменных

учитель школы «Логос ЛВ», ст. преп. фак-та довузовской подготовки МИТХТ, г. Москва

Тема: Системы уравнений

Урок: Метод введения новых переменных

1. Тема урока, введение

На предыдущих уроках для решения систем уравнений применялись графический метод, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Сейчас будет рассмотрен метод введения новых переменных.

2. Пример на введение новых переменных

Введение новых переменных позволяет упростить исходную систему. Рассмотрим в качестве примера систему, которая предлагалась на вступительном экзамене в 1979 г. в МГУ на механико-математический факультет.

Пример 1. Решить систему

Полезно ввести новые переменные

Довольно сложная исходная система свелась к более простой. Это система двух линейных уравнений относительно a и b. Решим ее методом алгебраического сложения, вычтем из первого уравнения второе.

Мы ввели новые переменные и решили систему относительно этих переменных. Возвращаемся к старым переменным.

Мы получили вторую систему двух линейных уравнений относительно x и y.

Решим систему методом подстановки.

Ответ:

3. Основные сведения о квадратных уравнениях

Часто при замене переменных мы получаем квадратное уравнение. Напомним основные сведения о них:

Квадратное уравнение в общем виде:

Формула корней квадратного уравнения через дискриминант:

Если b – четное число, имеем формулу:

Напомним теорему Виета: Если корни квадратного уравнения , то

Верно и обратное: Если числа удовлетворяют системе , то они являются корнями квадратного уравнения .

Напомним прием, который позволяет упростить нахождение корней квадратного уравнения. Умножим квадратное уравнение на Получим

Получили новое уравнение относительно новой переменной

Мы получили приведенное квадратное уравнение с целыми коэффициентами (если они были целыми в исходном уравнении).

4. Примеры приведенных квадратных уравнений с заменой переменных

Пример 2. Решить уравнение

;

Это приведенное уравнение, коэффициенты – целые числа.

По теореме Виета

Ответ:

Пример 3. Решить уравнение

Получили приведенное квадратное уравнение относительно z.

По теореме Виета

Ответ:

Мы рассмотрели еще один прием, который позволяет упростить нахождение корней квадратного уравнения.

5. Решение систем уравнений

После сделанных напоминаний для квадратных уравнений решим систему:

Пример 4. Решить систему

Решение: Произведем замену:

Вернемся к исходной системе:

Ответ:

Пример 5. Решить систему:

Введем новую переменную: Получаем квадратное уравнение относительно новой переменной.

Исходная система свелась к совокупности двух систем:

Каждую систему решаем методом подстановки.

1.

2.

Находим y при известных x.

Ответ:

6. Пример симметрической системы

Следующая система – симметрическая. Симметрической называется такая система, которая не изменится, если переменные поменять местами.

Решение: Произведем замену

Мы ввели новые переменные, и нашли их.

Вернемся к старым переменным. Получаем две системы:

1.

2.

нет решений.

Ответ:

Заметим, что решением симметрической системы являются симметричные пары чисел.

Мы рассмотрели метод введения новых переменных. На следующем уроке рассмотрим системы повышенной сложности.

Список рекомендованной литературы

1. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.

2. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / , и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.

3. Макарычев . 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / , , . — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.

4. , , Сидоров . 9 класс. 16-е изд. — М., 20с.

5. Мордкович . 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / , . — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.

6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / , , и др.; Под ред. . — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Раздел ***** по математике (Источник).

2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).

3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / , и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 000, 129.


источники:

http://www.cleverstudents.ru/equations/method_of_introducing_new_variable.html

http://pandia.ru/text/79/149/82232.php