Решение уравнений обобщение 5 класс

Обобщающий урок по теме: «Уравнение» (5 класс)
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Конспект урока+презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
uravneniya_konspekt.docx24.45 КБ
prezentatsiya_uravneniya.ppt757.5 КБ
kartochki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по теме «Уравнения». 5-й класс

Цель: закрепить умения и навыки решения уравнений и задач с помощью уравнений.

  • повторить понятия уравнения и корня уравнения;
  • повторить решение простых уравнений;
  • закрепить навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия;
  • закрепить навыки решения задач с помощью уравнений.
  • воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму проведения урока.
  • развивать логическую смекалку;
  • развивать творческое мышление.

Тип урока: урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме: “Решение уравнений”.

Формы организации учебной деятельности: работа в парах, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактическое обеспечение урока: набор индивидуальных карточек), презентация PowerPoint “Путешествие по Солнечной системе”

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня я приглашаю вас на необычный урок. Сегодня мы совершим виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы.

Звездное небо. Что может быть необычнее и притягательнее? Россыпь звезд, яркий свет далеких галактик.

Человек давно начал постигать межпланетное пространство. Но, к сожалению, человеческие возможности ограничены, и здесь на помощь ученым приходит наука математика.

Сегодня во время нашего виртуального путешествия мы проверим свои знания и умения по решению уравнений и задач с помощью уравнений.

II. Актуализация знаний по теме: “Уравнения”.

Вспомним основные понятия из темы: “Уравнения”.

  1. Что называется уравнением?

Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.

  1. Что такое корень уравнения?

Значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.

  1. Что значит решить уравнение?

Решить уравнение – значит найти все его корни (или убедиться, что это уравнение не имеет ни одного корня).

  1. Как называются компоненты при сложении?

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

  1. Как найти неизвестное слагаемое?

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

  1. Как называются компоненты при вычитании?

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.

  1. Как найти неизвестное вычитаемое?
    Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

III. Закрепление знаний по теме «Уравнения»

1)Проверка навыков решения уравнений, содержащих одно арифметическое действие.

Я вижу, вы хорошо готовы к нашему путешествию.

Заправлены в планшеты космические карты.
Отправимся в дорогу мы прямо из-за парты.
Первый на пути – Меркурий.
Он первый от Солнца, с него и начнем,
Нет атмосферы и жизни на нем.

На Меркурии мы повторим решение уравнений, содержащих одно арифметическое действие. Работать будем на полосках с кружочками (карточка 1).

Задание: решите уравнение и в каждой из троек предложенных чисел выберите правильный ответ. Запишите букву, соответствующую выбранному числу.

Проверим правильно ли вы записали буквы. Какое слово вы получили?

Слово “пустыня”, казалось бы, земное, появилось здесь не случайно. Меркурий – первая от Солнца планета, Солнце здесь светит в 7 раз сильнее, чем на Земле. Меркурий – царство пустынь. Одна половина его – горячая каменная пустыня, другая – ледяная пустыня.

2) Проверка навыков решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

Летим дальше. Следующая на нашем пути планета, четвертая от Солнца, похожа на Землю, но меньше ее по величине и холоднее. Единственный, кроме Луны, космический объект, который уже можно достичь при помощи современных ракет.

Какая это планета? Марс.

На Марсе мы проверим навыки решения уравнений, содержащих более одного арифметического действия.

  1. 138 + х + 57 = 218;
  2. 248 – (у + 123) = 24;
  3. (24 – х) + 37 = 49;
  4. (у + 263) – 97 = 538;
  5. 169 + (87 + n) = 303.

1) 138 + х + 57 = 218,

2) 248 – (у + 123) = 24,

3) (24 – х) + 37 = 49,

х + (138 + 57) = 218, у + 123 = 248 – 24, 24 – х = 49 – 37,

х + 195 = 218, у + 123 = 224, 24 – х = 12,

х = 218 – 195, у = 224 – 123, х = 24 – 12,

х = 23. у = 101. х = 12.

Ответ: х = 23. Ответ: у = 101. Ответ: х = 12.

4) (у + 263) – 97 = 538,

5) 169 + (87 + n) = 303.

у + 263 = 538 + 97, 87 + n = 303 – 169,

у + 263 = 635, 87 + n = 134,

у = 635 – 263, n = 134 – 87,

Ответ: у = 372. Ответ: n = 47.

Теперь возьмите карточку 2. Закрасьте те клетки таблицы, в которых записаны полученные ответы. Время выполнения задания – 1 мин. Готовность – поднятая рука.

Какую букву русского алфавита образовали все закрашенные клетки?

С – “Солнце”. Солнце – это огромный шар из плазмы, состоящий, в основном, из водорода и гелия, звезда-карлик, вокруг которой обращаются все планеты Солнечной системы.

3) Задание на сравнение натуральных чисел.

Скорости вращения планет вокруг Солнца различны. Приведем, к примеру, скорости вращения посещенных нами планет: скорость вращения Марса 24 км/с, скорость вращения Меркурия 48 км/с.

Задание: сравните скорости вращения Меркурия и Марса.

(48 : 24 = 2 – Меркурий вращается быстрее Марса в 2 раза)

4) Проверка навыков решения задач с помощью уравнений.

Следующая планета нашего виртуального путешествия – Венера.

Венера – вторая планета от Солнца. Она подходит к Земле ближе, чем какая-либо другая. Найти Венеру на небе очень легко. Каждые 7 месяцев в течение нескольких недель Венера представляет собой самый яркий объект в небе.

Решим задачу с помощью уравнения, в которой говорится о еще двух планетах Солнечной системы: Уране и Нептуне.

Уран и Нептун, почти одинаковые по размерам, их называют планетами близнецами. Если число спутников Нептуна увеличить на 12, и от этой суммы отнять 2, то получите число спутников Урана, которое равно 18. Найдите число спутников Нептуна.

Пусть х – число спутников Нептуна, тогда (х + 10) – 2 – число спутников Урана.

Зная, что число спутников Урана равно 18, составим и решим уравнение.

Значит число спутников Нептуна равно 8.

Ответ. 8 спутников.

Снова отправляемся в открытый космос.

Закройте глаза и представьте перед собой картину. Тишина. Темное небо. Маленькая точка. Точка приближается и превращается в шар. Мы уже можем различить на точке синий цвет – это океаны. Желтый и коричневый – пески. Зеленый цвет – леса. И вот на небе появляется еще одна маленькая точка – это Вы. Вы летите над планетой Земля. Вам легко, спокойно. Перед Вами открываются бескрайние картины звездного неба. Через несколько секунд по моей просьбе Вы откроете глаза и окажетесь на Земле отдохнувшими и полными свежих сил и энергии.

V Проверка навыков решения уравнений. (Самостоятельная работа)

Теперь откройте глаза и приготовьтесь выполнить тестовую работу. На партах у вас лежат карточки с тестом. На карточке напишите свою фамилию. При выполнении работы вам нужно выбрать правильный ответ и обвести его кружком. Время выполнения 7 минут.

Ребята, время закончилось. Теперь поменяйтесь карточками со своим соседом, возьмите в руки красную ручку и проверьте правильность выполнения задания. Неправильный ответ нужно зачеркнуть. Время выполнения 1 минута.

Теперь снова поменяйтесь карточками.

Поднимите руки те, у кого 2 ошибки, 1 ошибка, нет ошибок.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Молодцы. А сейчас ответьте мне на несколько вопросов.

Что нового узнали сегодня?

Какая из планет вам запомнилась больше всего?

Посмотрите пожалуйста, у вас на парте лежат маленькие солнышки, а у меня на доске большое. Чем лучше вы усвоили тему «Уравнения» тем ближе поместите свое солнышко к моему на доске.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Сегодня мы побывали только на четырех планетах Солнечной системы. Всего же планет в нашей системе 9.

Если мы будем удаляться от Солнца, то увидим планеты в таком порядке: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Наше путешествие и вместе с ним наш урок подошли к концу. Спасибо всем за работу.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Уравнение». 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Образовательная цель: Повторить основные понятия по теме уравнения, обобщить теоретические и практические знания.

Развивающая цель: Способствовать формированию умений применять приёмы: обобщения, сравнения и систематизации, развитию математического мышления, речи, внимания и памяти.

Воспитательная цель: Способствовать развитию интереса к предмету, организованности, мировоззренческих понятий.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.

Оборудование: Мультимедийная установка, оценочный лист, карточки с заданиями к работе в парах “Домино”, карточки с домашней работой.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем повторять, и обобщать знания по теме “Уравнения”. Эта тема очень важна в курсе математики.

“Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы”. Приложение 2

Сегодня на уроке мы с вами будем работать с различными видами заданий. Каждое из этих заданий будет отдельно оценено. У каждого из вас на парте находится оценочный лист Приложение 1, с помощью которого мы с вами подведем итог нашей работы на уроке и выставим итоговую оценку.

Что называется уравнением?

Что называется корнем уравнения?

Что значит решить уравнение?

2. Задание на распознавание уравнений: “Построй дом”.

Учащиеся повторили основные теоретические знания, поэтому им предлагается применить и укрепить их на практике. Необходимо, из предложенных выражений выбрать равенства, которые являются уравнениями. В оценочный лист выставить “+”, если задание выполнено правильно и “-”, если неправильно.

Ребята, а знаете ли вы, кто и когда придумал первое уравнение? По-видимому, ответить на этот вопрос невозможно. Ещё за 3-4 тысячи лет до нашей эры египтяне и вавилоняне умели решать простейшие уравнения, вид которых и приёмы решения были не похожи на современные. Греки

унаследовали знания египтян, и пошли дальше. Наибольших успехов в развитии учения об уравнениях достиг греческий учёный Диофант (III век).

В дальнейшем многие математики занимались проблемами уравнений. Одним из них был французский математик, имя которого вы узнаете, если выполните задания, предложенные для самостоятельной работы.

3. Задание “Домино”

У учащихся на партах карточки “Домино” Приложение 3, на одной части карточки задание, на другой ответ. Учащимся необходимо собрать домино, т. е. расположить карточки так, чтобы задание находилось рядом с правильным ответом.

Затем осуществляется проверка. Задание выполнено, верно, если учащиеся получили имя

Ф. Виета. Пояснение по слайду.

После выполнения задания учащиеся выставляют отметку в оценочный лист.

4. Решение задач.

В начале урока мы с вами говорили, о том, что уравнения необходимы для решения задач. Поэтому сейчас мы с вами будем применять знания по решению уравнений к решению задач.

В спортивном лагере 285 человека.
Когда несколько человек ушли в поход,
В лагере осталось 256 человек.
Сколько человек ушли в поход?

Многие задачи решаются с помощью более сложных уравнений. Одно из них мы решим:

5. Физкульт. минутка.

6. Дифференцированная работа по карточкам.

Учащимся предлагается применить свои знания, выполнив дифференцированную самостоятельную работу.

7. Итог урока. Выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы, с вами выполняя разного рода задания, оценивали себя на каждом этапе, поэтому пришло время выставить итоговую оценку. В колонке с итоговой оценкой выставьте ту оценку, которую вы считаете справедливой по результатам выполненных заданий.

8. Домашнее задание

У каждого ученика лист со схемами уравнений Приложение 4. Необходимо составить задачу и решить ее с помощью уравнения. Уравнение должно соответствовать схеме:

Решение уравнений 5 класс обобщение

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Решение уравнениний Урок-закрепление и систематизации изученного материала 5 класс

Тема урока: , ,, , , Е

Девиз урока: «Ум без догадки гроша не стоит».

Проверка правил Что такое уравнение? Что называется корнем уравнения? Что значит решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое? Как найти неизвестное уменьшаемое? Как найти неизвестное вычитаемое?

Когда уравненье решаешь, дружок, Ты должен найти у него корешок. Значение буквы проверить несложно, Поставь в уравненье его осторожно. Коль верное равенство выйдет у вас, То корнем зовите значенье тотчас.

№1. Решить самостоятельно 8 + у = 41 Х – 23 = 41 Х + 300 = 750 45 – а = 20 15 · х = 45 85 – х = 72 У : 6 = 8

4. Физкультурная пауза. Упражнение 1. Исходное положение – руки вдоль туловища; при правильном ответе – хлопок над головой; при неправильном – хлопок за спиной. 2х+3х=6х 6а+7а=13а 7в-5в=5в 4*25*0=100. Упражнение 2. Исходное положение руки на поясе; при правильном ответе – наклон вправо; при неправильном – наклон влево. а-а=0 1*0=1 а:а=0 х+0=х

Решить уравнение (24 – х) + 37 = 49, 24 – х = 49 – 37, 24 – х = 12, Х = 24 – 12, Х = 12. (24 – 12) + 37 = 49, 49 = 49. Ответ: х = 12.

. Решить задачу с помощью уравнения В мотке было 90 м проволоки. Сначала от него отрезали несколько метров, потом отрезали 45 метров, после чего в мотке осталось 22 метра проволоки. Сколько метров проволоки отрезали сначала?

Проверяем решение Пусть х м проволоки отрезали сначала. (90 – х) – 45 = 22, 90 – х = 22 + 45, 90 – х = 67, Х = 90 – 67, Х = 23. (90 – 23) – 45 = 22, 22 = 22. Ответ: 23 м проволоки отрезали сначала.

. Тест 1. х + 27 = 43 16, 2) 26, 3) 70, 4) 60. 2. 45 – а = 29 16, 2) 26, 3) 74, 4) 64. 3. Какое из чисел 1, 2, 3 является корнем уравнения 6·х = 9 + х ·х ? 1) среди приведённых чисел корней нет, 2) 3, 3) 2, 4) 1.

4. Составьте уравнение для решения задачи: Четыре одинаковые пачки печения, весом х г каждая, и трёхсотграммовая пачка вафель весят вместе 750 г. Сколько весит одна пачка печения? 1) Х + 300=750, 2) 304 ·х=750, 3)750:х+4=300, 4) 4·х+300 =750.

Проверка теста 1. – 1 2. – 1 3. – 2 4. — 4

Волшебная сила уравнений Сказка

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич.

Повстречал как-то Иван-царевич Елену Прекрасную.

Они полюбили друг друга. Но злой Кащей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.

Иван-царевич поехал выручать свою любимую. Вот подъехал он к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения: (Y-371)-546=277 (127+m)-98=32 (x-+379)-197=183 (Y-371)-546=277 (127+m)-98=32 (x-+379)-197=183

Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Помогите Ивану-царевичу.

Задания командам: (Y-371)-546=277 (127+m)-98=32 (x-+379)-197=183 (Y-371)-546=277 (127+m)-98=32 (x-+379)-197=183

Решение У-371=277+546 У-371=823 У=823+371 У=1194 Решение 127+m=32+98 127+m=130 m=130-127 m=3 Решение X+379=183+197 X+379=380 X=380-379 X=1

Долго ехал Иван-царевич по лесу, пока дорога не привела его к избушке Бабы Яги. Баба Яга согласилась помочь Ивану-царевичу, но только при условии, если он решит уравнения, написанные на стенах избушки.

Задания командам: 1) 65 + 2х = 145 2) 124 – 3х = 34 3) 75 + 5х – 15 = 160

2х=145-65 2х=80 х = 40 3х=124-34 3х=90 х = 30 5х+60=160 5х=100 х = 20

Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится».

Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кащею. Тот подстерег Ивана-царевича, схватил его и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три замка.

Помогите Ивану-царевичу открыть все замки. 350 : х – 12 = 38 (28 + х) + 37 = 125 (56 – х) + 38 = 44

Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись. х = 7 х = 60 х = 50

И встал Иван-царевич перед воротами Кощеева царства. А на воротах написано уравнение: Иван-царевич решил его устно. А вы сможете?

Ворота открылись. Освободил Иван-царевич Елену Прекрасную, и в тот же день сыграли они свадьбу. Да здравствует математика!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Придумать задачу на составление уравнения в два действия и решить ее.

Краткое описание документа:

Когда уравненье решаешь, дружок,

Ты должен найти у него корешок.

Значение буквы проверить несложно,

Поставь в уравненье его осторожно.

Коль верное равенство выйдет у вас,

То корнем зовите значенье тотчас.

Данная презентация поможет при проведении урока обобщения по теме «Решение уравнений». Здесь будут проверены знания основных правил, алгоритм решения уравнений, рассмотрены задачи, которые решаются с помощью уравнений.

На уроке будет проведено решение уравнений групповым методом и индивидуально.

Знания учащихся проверяются с помощью теста.

А так же в игровой форме закрепляются знания, полученные на предыдущих уроках.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 683 человека из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 313 человек из 70 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 301 материал в базе

Другие материалы

  • 15.02.2015
  • 913
  • 0
  • 15.02.2015
  • 2873
  • 8
  • 15.02.2015
  • 1152
  • 3
  • 15.02.2015
  • 7521
  • 95
  • 15.02.2015
  • 4648
  • 39
  • 15.02.2015
  • 530
  • 0
  • 15.02.2015
  • 1197
  • 0

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 15.02.2015 5384
  • PPTX 1.5 мбайт
  • 27 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шульга Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 1 месяц
  • Подписчики: 1
  • Всего просмотров: 8829
  • Всего материалов: 4

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: управление детским садом, коучинг, немецкий язык и другие

Время чтения: 18 минут

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/606176

http://infourok.ru/reshenie_uravneniy_5_klass_obobschenie-389633.htm