Решение уравнений переменной знаком модуля

Решение уравнений переменной знаком модуля

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля

При решении таких уравнений применяют чаще всего следующие методы: а) раскрытие модуля; b) возведение обеих частей уравнения в квадрат; с) разбиение на промежутки.

Пример 2.4.1. Решить уравнение

Решение

а) Так как по определению

то исходное уравнение равносильно следующей совокупности двух смешанных систем:

Из первой системы этой совокупности находим x = 2, а из второй x = –1.

b) Так как обе части исходного уравнения – выражения одинаковых знаков, то оно равносильно следующему уравнению:

Решая последнее уравнение, находим те же корни.

Пример 2.4.2. Решить уравнение

Решение

Нанесем на числовую прямую значения x, которые обращают в нуль выражения, находящиеся под знаком модуля, т.е. x = –4 и x = 3. Числовая прямая при этом

разобьется на следующие промежутки:

На каждом из этих промежутков будем решать уравнение, эквивалентное исходному, но не содержащее знака абсолютной величины, т.е. решим равносильную исходному уравнению следующую совокупность смешанных систем:

Решений первая и третья системы не имеют, а вторая система имеет решение x = 0. Объединяя решения этих трех систем, получаем решение исходного уравнения: x = 0.

Уравнения с модулем

Эта статья посвящена приёмам решения различных уравнений и неравенств, содержащих
переменную под знаком модуля.

Если на экзамене вам попадётся уравнение или неравенство с модулем, его можно решить,
вообще не зная никаких специальных методов и пользуясь только определением модуля. Правда,
занять это может часа полтора драгоценного экзаменационного времени.

Поэтому мы и хотим рассказать вам о приёмах, упрощающих решение таких задач.

Прежде всего вспомним, что

Рассмотрим различные типы уравнений с модулем. (К неравенствам перейдём позже.)

Слева модуль, справа число

Это самый простой случай. Решим уравнение

Есть только два числа, модули которых равны четырём. Это 4 и −4. Следовательно, уравнение
равносильно совокупности двух простых:

Второе уравнение не имеет решений. Решения первого: x = 0 и x = 5.

Переменная как под модулем, так и вне модуля

Здесь приходится раскрывать модуль по определению. . . или соображать!

Уравнение распадается на два случая, в зависимости от знака выражения под модулем.
Другими словами, оно равносильно совокупности двух систем:

Решение первой системы: . У второй системы решений нет.
Ответ: 1.

Первый случай: x ≥ 3. Снимаем модуль:

Число , будучи отрицательным, не удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому не является корнем исходного уравнения.

Выясним, удовлетворяет ли данному условию число . Для этого составим разность и определим её знак:

Значит, больше трёх и потому является корнем исходного уравнения

Стало быть, годятся лишь и .

Ответ:

Квадратные уравнения с заменой |x| = t

Поскольку , удобно сделать замену |x| = t. Получаем:

Модуль равен модулю

Речь идёт об уравнениях вида |A| = |B|. Это — подарок судьбы. Никаких раскрытий модуля по определению! Всё просто:

Например, рассмотрим уравнение: . Оно равносильно следующей совокупности:

Остаётся решить каждое из уравнений совокупности и записать ответ.

Два или несколько модулей

Не будем возиться с каждым модулем по отдельности и раскрывать его по определению — слишком много получится вариантов. Существует более рациональный способ — метод интервалов.

Выражения под модулями обращаются в нуль в точках x = 1, x = 2 и x = 3. Эти точки делят числовую прямую на четыре промежутка (интервала). Отметим на числовой прямой эти точки и расставим знаки для каждого из выражений под модулями на полученных интервалах. (Порядок следования знаков совпадает с порядком следования соответствующих модулей в уравнении.)

Таким образом, нам нужно рассмотреть четыре случая — когда x находится в каждом из интервалов.

Случай 1: x ≥ 3. Все модули снимаются «с плюсом»:

Полученное значение x = 5 удовлетворяет условию x ≥ 3 и потому является корнем исходного уравнения.

Случай 2: 2 ≤ x ≤ 3. Последний модуль теперь снимается «с минусом»:

Полученное значение x также годится — оно принадлежит рассматриваемому промежутку.

Случай 3: 1 ≤ x ≤ 2. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Мы получили верное числовое равенство при любом x из рассматриваемого промежутка [1; 2] служат решениями данного уравнения.

Случай 4: x ≤ 1 ≤ 1. Второй и третий модули снимаются «с минусом»:

Ничего нового. Мы и так знаем, что x = 1 является решением.

Модуль в модуле

Начинаем с раскрытия внутреннего модуля.

1) x ≤ 3. Получаем:

Выражение под модулем обращается в нуль при . Данная точка принадлежит рассматриваемому
промежутку. Поэтому приходится разбирать два подслучая.

1.1) Получаем в этом случае:

Это значение x не годится, так как не принадлежит рассматриваемому промежутку.

1.2) . Тогда:

Это значение x также не годится.

Итак, при x ≤ 3 решений нет. Переходим ко второму случаю.

Здесь нам повезло: выражение x + 2 положительно в рассматриваемом промежутке! Поэтому никаких подслучаев уже не будет: модуль снимается «с плюсом»:

Это значение x находится в рассматриваемом промежутке и потому является корнем исходного уравнения.

Так решаются все задачи данного типа — раскрываем вложенные модули по очереди, начиная с внутреннего.

Читайте также о том, как решать неравенства с модулем.

Тема урока: «Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля»

Разделы: Математика

Тип урока: урок обобщения и систематизации учебного материала.

Форма урока: урок-практикум.

Класс: 11.

Предмет: алгебра и начала анализа.

Тема: “Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля”

Цели:

  1. Актуализировать знания: модуль числа и свойства модуля; совершенствовать умение при решении уравнений, содержащих переменную под знаком модуля, применять методы: раскрытие модуля по определению; возведение обеих частей уравнения в квадрат; метод разбиения на промежутки.
  2. Развивать интеллектуально-логические умения и математические способности;
  3. Воспитывать адаптивность к современным условиям обучения, воспитывать личность, интегрированную в современное общество.

    I. Организационный момент.

    II. Мотивация деятельности учащихся.

    Сообщение целей и задач урока. Принятие учащимися целей урока.

    III. Актуализация опорных знаний.

    1. Определение модуля. Модулем (абсолютной величиной) действительного числа х называется само это число, если х > 0, и противоположное ему число –х, если х 0.

    -|x| 3 – 15x 2 + x + 7.

    По определению модуля

    Уравнение |x – 7| = x 3 – 15x 2 + x + 7 равносильно следующей совокупности двух смешанных систем:

    Ответ: 0;

    Уравнение вида |f(x)| = |g(x)|.

    |x 5 -6x 2 +9x-6| = |x 5 -2x 3 +6x 2 -13x+6|.

    |x 5 -6x 2 +9x-6| > 0 и |x 5 -2x 3 +6x 2 -13x+6| > 0.

    Так как обе части уравнения неотрицательны, то данное уравнение равносильно совокупности двух уравнений:

    Решив каждое из уравнений, получим:

    х = 0; х = ± .

    Ответ: 0; ± ; 1; 2; 3.

    |2x + 1| + |5 — 3x| + 1 — 4x = 0.

    1. По определению модуля

    2. Hайдём критические точки:

    2х + 1 = 0; 5 — 3х = 0.

    3. Hули функции разбивают числовую ось на промежутки.

    4. Решим уравнение на каждом из промежутков:

    Уравнение, записанное без знака модуля на промежутках х , равносильно совокупности смешанных систем:

    Ответ: ; 3.

    Ученик может выбрать любой из трёх уровней примеров. Первый уровень оценивается оценкой “3”, второй “4”, третий “5”. Решение в тетрадях с последующим объяснением своего решения в группах. Наиболее сложные задания решаются у доски. Решения проверяются и записываются в тетрадях. Оставшиеся задания выполняются дома.

    V. Самостоятельная работа.

    Самостоятельная письменная работа по вариантам
    на отдельных листах с последующей сдачей учителю вместе с диагностическими листами

    Вариант 2

    А|x 2 -3x|=2x-4 ( МГУ 2000)

    x 2 +|x-1|-5=0. (МФТИ 1999)

    Б|x 2 +2x-3|=|x+1|+2 (МФТИ)

    |2x+8|-|x-5|=12 (МГУ 2000)

    В4|x+1|-1=3|2x+5|-2|x+5| (МГУ 1997)

    |6x 3 -2x 2 +4x-33|=10x-35 (МФТИ)

    Методы решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

    Алгоритм решения уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

    VII. Домашнее задание.

    Решить три уравнения различного уровня.

    Индивидуальные задания.

    2. | | 3х + 2| — 5х| = 14;

    3. | 2 — | 3х — 1| | = х 2 + 1;

    4. | 3х – 1| + | 2х — 4| = | х 2 — 1| + 4;

    5. | х + 2| — | 3х — 4| + | 2х + 7| — = | х + 5|.


    источники:

    http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/uravneniya-i-neravenstva-s-modulem/

    http://urok.1sept.ru/articles/313822