Решение уравнений с одним неизвестным 10 класс

Уравнение с одним неизвестным

Уравнение вида ax = b, где x — неизвестное, a и b — числа, называется уравнением с одним неизвестным или линейным уравнением.

Число a называется коэффициентом при неизвестном, а число bсвободным членом.

Если в уравнении ax = b коэффициент не равен нулю (a ≠ 0), то, разделив обе части уравнения на a, получим . Значит, уравнение ax = b, в котором a ≠ 0, имеет единственный корень .

Если в уравнении ax = b коэффициент равен нулю (a = 0), а свободный член не равен нулю (b ≠ 0), то уравнение не имеет корней, так как равенство 0x = b, где b ≠ 0, не является верным ни при каком значении x.

Если в уравнении ax = b и коэффициент, и свободный член равны нулю (a = 0 и b = 0), то уравнение имеет бесконечное множество корней, так как равенство 0x = 0 верно при любом значении x.

Решение уравнений с одним неизвестным

Все уравнения с одним неизвестным решаются одинаково с помощью преобразований, которые могут выполняться в любом порядке. Список возможных преобразований, которые могут быть использованы для решения уравнений:

  • освобождение от дробных членов;
  • раскрытие скобок;
  • перенос всех членов, содержащих неизвестное, в одну часть, а известные — в другую (члены с неизвестными, как правило, переносят в левую часть уравнения);
  • сделать приведение подобных членов;
  • разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном.

Пример 1. Решить уравнение

    Освобождаем уравнение от дробных членов:

20x — 28 — 24 = 9x + 36.

20x — 9x = 36 + 28 + 24.

Выполняем приведение подобных членов:

Делим обе части уравнения на коэффициент при неизвестном (на 11):

Делаем проверку, подставив в данное уравнение вместо x его значение:

Уравнение обратилось в верное равенство, следовательно, корень был найден верно.

Пример 2. Решить уравнение

    Это уравнение проще решить, не раскрывая скобок, поэтому делим обе части уравнения на 5:

Выполняем приведение подобных членов:

  • Делаем проверку, подставив в данное уравнение вместо x его значение:
    5(11 — 2) = 45;
    5 · 9 = 45;
    45 = 45.
  • Обычно все рассуждения при решении уравнения производят устно, а само решение записывается так:

    Показательные уравнения

    О чем эта статья:

    6 класс, 7 класс

    Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
    Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
    (в правом нижнем углу экрана).

    Определение показательного уравнения

    Показательными называются уравнения с показательной функцией f(x) = a х . Другими словами, неизвестная переменная в них может содержаться как в основании степени, так и в ее показателе. Простейшее уравнение такого вида: a х = b, где a > 0, a ≠ 1.

    Конечно, далеко не все задачи выглядят так просто, некоторые из них включают тригонометрические, логарифмические и другие конструкции. Но для решения даже простых показательных уравнений нужно вспомнить из курса алгебры за 6–7 класс следующие темы:

    Если что-то успело забыться, советуем повторить эти темы перед тем, как читать дальнейший материал.

    С точки зрения геометрии показательной функцией называют такую: y = a x , где a > 0 и a ≠ 1. У нее есть одно важное для решения показательных уравнений свойство — это монотонность. При a > 1 такая функция непрерывно возрастает, а при a

    Иногда в результате решения будет получаться несколько вариантов ответа, и в таком случае мы должны выбрать тот корень, при котором показательная функция больше нуля.

    Свойства степеней

    Мы недаром просили повторить свойства степенной функции — на них будет основано решение большей части примеров. Держите небольшую шпаргалку по формулам, которые помогут упрощать сложные показательные уравнения.

    Показательные уравнения. 10-й класс

    Разделы: Математика

    Класс: 10

    Учебник: Колягин Ю. М. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Москва, «Просвещение», 2014.

    Урок проведён в универсальном 10-м классе средней общеобразовательной школы.

    Цели урока: изучение способов решения показательных уравнений, тренировка в применении полученных знаний при решении заданий по теме, развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся, формирование умения чётко и ясно излагать свои мысли, формирование познавательных интересов и мотивов самосовершенствования, воспитание умения работать с имеющейся информацией и культуры труда.

    Структура урока

    1. Организационный этап. Постановка темы и цели урока

    – Прочитайте тему сегодняшнего урока (Приложение 1, слайд № 1)
    – «Показательные уравнения».
    – Нам это уже известно или это новый вид уравнений?
    – Это новый вид уравнений.
    – Попробуйте сформулировать цели урока.
    – Мы узнаем, какие уравнения называются показательными, изучим способы их решения и будем учиться применять новое знание при решении задач по теме.
    Учитель корректирует ответы учащихся.

    2. Актуализация знаний. Устная работа (слайд № 3)

    1. Подберите корень уравнения 2 х = 32; 3 х = 27; 10 х = 10000
    2. Решите уравнение х 2 = 36; х 2 + х = 0; х 2 + 2х + 1 = 0
    3. Найдите область значений функции у = π х ; у = (0,5) х ; у = (0,5) |х|
    4. Сравните, используя свойства функций, с единицей 2 – 5 ; (0,5) – 3 ; (0,5) 0,5

    3. Изучение нового материала (лекция)

    Уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени, считается показательным (слайд № 4). Рассмотрим основные виды показательных уравнений (слайд № 5) (учащиеся записывают названия видов и примеры в тетрадях).

    1. Элементарные показательные уравнения. Эти уравнения сводятся к решению уравнений вида а х = а в , где а >0, а ≠ 1. При этом используется свойство степени, которое мы изучали (повторить следствие 2 на стр. 160 учебника). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

    Пример 1 (слайд № 6).

    (0,0016) 0,2 х + 1 = 25;
    5 – 4 (0,2 х + 1) = 52;
    – 0,8 х – 4 = 2;
    – 0,8 х = 6;
    х = – 7,5 .

    Пример 2 (слайд №7)

    36 · 6 х = 1;
    6 2 + х = 60;
    2 + х = 0;
    х = – 2.

    Пример 3 (слайд №8)

    81 х · 2 4х = 36;
    3 4х · 2 4х = 62;
    6 4х = 6 2 ;
    4х = 2;
    х = 0,5.
    Ответ: 0,5.

    Пример 4 (слайд № 9)

    2 х – 3 = 3 х – 3 ;
    х – 3 = 0;
    х = 3.
    Ответ: 3.

    2. Вынесение общего множителя за скобки (слайд № 10). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

    2 · 3 х + 1 – 6 · 3 х – 1 – 3 х = 9;
    3 х (2 · 3 – 6 · 3 – 1 – 1) = 9;
    3 х · 3 = 9;
    3 х = 3;
    х = 3.
    Ответ: 3.

    Пример 2 (слайд № 11).

    5 2х – 7 х – 5 2х · 17 + 7 х · 17 = 0;
    5 2х – 5 2х · 17 = 7 х – 7 х · 17;
    5 2х (1 – 17) = 7 х (1 – 17);
    – 16· 52х = – 16 · 7х;
    5 2х = 7 х ;
    25 х = 7 х ;
    х= 0.
    Ответ: 0.

    3. Сведение к квадратному уравнению (слайд № 12). Рассмотрим примеры решения таких уравнений.

    9 х – 4 · 3 х = 45;
    3 2х – 4 · 3 х – 45 = 0;
    Замена 3 х = t, t > 0;
    t 2 – 4 t – 45 = 0;
    D = 16 +180 = 196;
    t1 = 9,
    t2 = – 5 – не удовлетворяет условию t > 0;
    3 х = 9;
    3 х = 32;
    х = 2;
    Ответ: 2.

    4. Закрепление изученного материала

    – Продолжаем учиться решать показательные уравнения. (Решение всех последующих уравнений записывается на доске с объяснениями, следует вызвать ученика по желанию). Разберём №680(3), 681(1), 682(3), 684(1), 693(2).

    5. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой

    – Предлагаю вам самостоятельно решить следующие уравнения (слайд № 13), а затем проверить себя самостоятельно с помощью готовых решений (решение уравнений следует заранее заготовить, например, на слайдах, а затем показать учащимся по окончании работы).

    1. (0,3) 5 – 2х = 0,09;
    2. 225 · 15 2х + 1 = 1;
    3. 3 х + 1 – 3 х = 18;
    4. 9 х – 26 · 3 х – 27 = 0

    Решение № 1 (слайд № 14)

    Решение № 2 (слайд № 15)

    15 2 · 15 2х + 1 = 150;
    152х + 3 = 150;
    2х + 3 = 0;
    х = – 1,5.
    Ответ: – 1,5.

    Решение № 3 (слайд № 16)

    3 х · 3 – 3 х = 18;
    3 х (3 – 1) = 18;
    3 х · 2 = 18;
    3 х = 9;
    3 х = 3 2 ;
    х = 2.
    Ответ: х = 2.

    Решение № 4 (слайд № 17)

    3 2х – 26 · 3 х – 27 = 0;
    Замена 3 х = t, t > 0;
    t 2 – 26 t – 27 = 0;
    t1 = 27,
    t2 = – 1 не удовлетворяет условию t > 0;
    3 х = 27; 3 х = 3 3 ; х = 3;
    Ответ: 3.

    6. Подведение итога урока. Рефлексия

    – Итак, подведём итоги проделанной работы. Что нового вы узнали?
    – С какими видами показательных уравнений мы познакомились?

    7. Домашнее задание (слайд № 18)


    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/pokazatelnye-uravneniya

    http://urok.1sept.ru/articles/652984