Решение уравнений с отрицательными числами 6 класс

Урок математики в 6-м классе «Действия с положительными и отрицательными числами»

Разделы: Математика

Цели:

  • повторить, закрепить, обобщить и систематизировать знания детей по теме;
  • развивать аналитическое мышление, воображение, память, речь учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету, чувство гордости и любовь к своей малой Родине, родному краю.

– Добрый день! Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Действия с положительными и отрицательными числи». А цель вы мне поможете сформулировать позднее. Вначале проверим выполнение домашнего задания. (Домашнее задание к уроку было предложено на карточках. Приложение 2). Каждый ряд в ответе получает одно слово.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Завтра

контрольная

работа

– Ребята, если завтра контрольная работа, то, как вы думаете, какова же цель нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) На протяжении последних уроков математики, мы, учились выполнять действия с положительными и отрицательными числами.
Цель урока – повторить, закрепить, обобщить и систематизировать ваши знания по выполнению действий с положительными и отрицательными числами, полученные на предыдущих уроках; подготовиться к контрольной работе. Девизом нашего урока мне хочется взять слова великого французского философа, физика и математика Рене Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». И мы сегодня с вами, ребята, постараемся подтвердить эти слова.
За выполнение каждого задания, во время работы, вы в таблицу будете ставить себе определённое количество баллов.

1. Устный счёт (5 баллов)

Слайды 5-8
– Ребята, у вас на столах лежат карточки с точками (Приложение 3). Ваша задача, решить примеры и выделить те точки, которые соответствуют вашим ответам. Работаем в парах.
– А теперь, выделенные точки, плавно соедините линией. Что же у вас получилось?
Количество баллов за каждое задание проставляйте в таблице итогов (Приложение 4).
Все точки на «5» – 5б., 10 точек – 4б., 8 точек – 3б., 6 точек – 2б., 4 точки – 1б., менее – 0б.

– (– 4) + (– 3) = 1
– 6 – (– 4) = – 2
5 – (– 8) = 13
– 10 – (– 10) = 0
2 • (– 3) = – 6
– 5,3 : 1 = – 5,3
– 3,3 + (– 2,1) = – 5.4
– 22 : 20 = – 1,1
0,7 • (– 2) = – 1,4
– 9,4 : 2 = – 4,7
– 4,9 + (– 1,4) = – 6,3
0 + (– 5,8) = – 5

2. Найди и исправь ошибки в вычислениях (6 баллов).

17 + (– 8) = 25
20 – (– 12) = – 8
– 25 • (– 0,1) = 250
– 42 : (– 0,3) = 140
– 38 + (– 17) = – 21
– 16 – (– 9) = – 7
9
32
2,5
правильно
– 55
правильно

Проверку каждого примера сопроводить правилом.

3. Работа над правилами (4 баллов)

– Верны ли утверждения?

  • Сумма двух положительных чисел не может быть отрицательным числом. (Да)
  • Разность двух положительных чисел не может быть отрицательным числом. (Нет)
  • Произведение двух отрицательных чисел может быть отрицательным числом. (Нет)
  • Частное двух отрицательных чисел не может быть положительным числом. (Нет)

– Объясните, пожалуйста, почему? (За каждый верный ответ один балл).
– Итак, что мы сделали? (Повторили правила выполнения действий с положительными и отрицательными числи)

«Не зная прошлого в развитии науки, нельзя понять её настоящее»

– Выполнять действия с отрицательными числами люди научи­лись еще до нашей эры.
Индийские математики представляли себе положительные числа как «имущества», а отрицательные числа как «долги».
Вот как индийский математик Брахмагупта (VII в.) излагал некоторые правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами:
«Сумма двух иму­ществ есть имущество»,
«Сумма двух долгов есть долг»,
«Сумма имущества и долга равна их разности»,
«Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество»,
«Произведение имущества и долга есть долг».
– Ребята, переведите, пожалуйста, древнеиндийские правила на современный язык.

4. Мир логики (4 баллов)

Выясните правило нахождения числа, в средней клетке первой строки, и по этому правилу найдите пропущенное число (за каждое верное число – 2 балла).

— 15

— 41

— 26

19

12

— 186— 24
5— 12

Физминутка

1. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, выполните круговые вращения головой вправо – 1, 2, влево – 1, 2, 3.
2. Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.
3. Крепко зажмурьте глаза (считая до 3), откройте их и посмотрите вдаль (считать до 5). Повторить 2 раза.
Положите руки на парту, наклоните голову, закройте глаза и пусть вам приснятся все правила выполнения действий с положительными и отрицательными числами, так как сейчас будет самостоятельная работа (считаю до 3). А теперь дети проснулись, сели правильно и приступаем к выполнению тестовых заданий.

5. Самостоятельная работа. Тест (6 баллов)

1. Какой знак надо поставить вместо *, чтобы получилось верное соотношение?

1. >; 2. ; 2.

«3»

«4»

«5»

11 – 16б.

17 – 22б.

23 б. и более

Подведём небольшой итог нашей работе

Домашнее задание:

Найдите значение выражения:

1.
2. – 4,1 + (– 8,3) – (– 7,3) – (+ 1,9)

1. х + 3,12 = – 5,43
2.

Найдите расстояние между точками А(– 2, 8) и В(3, 7) на координатной прямой.

Творческое задание

Составьте задачи, в результате решения которых, вы должны получить некоторые даты из истории развития своего посёлка.
Примеры таких задач мы сейчас будем решать на уроке.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на домашнее задание. Я думаю, что особых пояснений, по первой части работы, вам не нужно, так как, все задания подобные этим, мы с вами решали сегодня на уроке, и на предыдущих. Это задания обязательной части контрольной работы.
Ребята, а сейчас, выполняя задания по математике, мы пролистаем некоторые страницы истории Чуровской школы.

Задание 1. Решите уравнение: 2х – (– 1220) = 5000
Ребята, посмотрите, на слайде изображена лента времени, где стрелка направлена в будущее. Число 1890 я отмечаю на ленте. Дети, как вы думаете, что обозначает эта дата в истории нашей школы?

В 1890 году в селе Чуровском благодаря пожертвованиям Владыки Мисаила была открыта церковно-приходская школа, в здании, которое является исторической достопримечательностью до нашего времени. Благодарные чуровчане помнят епископа Мисаила и 16 сентября 2007 в нашем селе был открыт памятник епископу Мисаилу, в миру его звали Крылов Михаил Иванович.
Годом основания Чуровской школы, согласно архивным документам, считается 1875 год. К сожалению, приуроченное для школы здание не сохранилось до нашего времени. Ребята, под штрихом какого цвета на ленте времени нужно отметить число 1875, если длина деления между двумя белыми штрихами 20 лет? (Cиреневого)

Задание 2

В парке 100 деревьев. 3% всех деревьев составляют хвойные, остальные деревья лиственные. Сколько лиственных деревьев в парке?

1. 100 • 0,03 = 3(д) – хвойных деревьев в парке.
2. 100 – 3 = 97(д) – лиственных деревьев в парке.

Ребята, нужно выполнить перемещение по ленте времени на 97 лет от 1890 года. Какое число получилось? (1987 год)
Под штрихом, какого цвета на ленте времени нужно отметить это число? (Rрасного)
Что обозначает эта дата в истории нашей школы?
Да, действительно 1 сентября 1987 года распахнула двери новая, теперь уже средняя школа в нашем селе.

Задание 3.
Вычислите: + 5,3 + (– 1,92) + (– 24) + (– 5,3) + + 1,92 = – 24
Ребята, выполните, пожалуйста, перемещение по ленте времени на –24 года со дня открытия средней школы.
Какое число получилось? (1963 год)
Под штрихом, какого цвета на ленте времени нужно отметить это число? (Жёлтого)
Что обозначает эта дата в истории нашей школы?
В 1963 году Чуровская восьмилетняя школа разместилась в бывшем здании церкви святого Миколы.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ленту времени. Какие вопросы вы можете задать своим одноклассникам по этой ленте времени? (Вопросы детей).

Итог урока

– Ребята, чем же мы сегодня занимались на уроке? (Ответы детей)

Вывод учителя: Сегодня на уроке, мы с вами, ребята, повторили выполнение действий с положительными и отрицательными числами, в решении примеров, уравнений и задач. Вы показали хорошие знания. Листочки с таблицами вложите в свои тетради, чтобы я могла выставить оценки в журнал. Кроме этого, немного расширили знания об истории нашей родной школы.

Рефлексия:

Ребята, на ваших столах лежат карточки. Эти же рисунки показаны на слайде. Выберите, пожалуйста, рисунок, который будет соответствовать вашему настроению после нашего занятия и я пойму, понравилось ли оно вам.

Уравнения вида -х равен a

Уравнения вида «-x равен а» появляются в 6 классе с началом изучения отрицательных чисел.

Поскольку такие уравнения в дальнейшем будут встречаться довольно часто, желательно сразу же научиться их решать правильно и быстро.

В общем виде уравнения вида «минус икс равен а» можно разбить на три случая:

Рассмотрим каждый из вариантов в общем виде и на примерах.

Решить это уравнение — значит, найти x. x и -x — противоположные числа. Поэтому икс равен числу, противоположному числу, стоящему в правой части уравнения, то есть числу которое отличается только знаком:

Рассуждая аналогично, приходим к выводу, что

Здесь минус икс равен нулю. Нуль не является ни положительным, ни отрицательным числом и противоположен самому себе, поэтому корень этого уравнения

Итак, в общем виде решение уравнений вида минус икс равен а можно записать так:

Решение уравнений с отрицательными числами 6 класс

Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит

Основные правила математики с примерами. 6 класс. Часть 2.

Содержание

Умножение. Свойства умножения

Произведением числа на натуральное число не равное 1, называют сумму, состоящую из слагаемых, каждое из которых равно а:

a · b = a + a + a + . . . + a ⏟ b

Если один из двух множителей равен 1, то произведение равно второму множителю:

Если один из множителей равен нулю, то произведение равно нулю:

Если произведение равно нулю, то хотя бы один из множителей равен нулю.

!Важное правило. Помогает решать уравнения

( x — a ) ( x — b ) = 0 ; И л и x — a = 0 , и л и x — b = 0 ; 2 к о р н я x = a и x = b . ( x — 5 ) ( x + 2 ) = 0 ; И л и x — 5 = 0 , и л и x + 2 = 0 ; 2 к о р н я x = 5 и x = — 2 .

Умножение обыкновенных дробей

Чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения:

Чтобы умножить смешанные числа, надо сначала записать их в виде неправильных дробей, а затем воспользоваться правилом умножения дробей.

Умножение рациональных чисел

Чтобы умножить два числа с разными знаками, надо умножить их модули и перед полученным произведением поставить знак «-».

Чтобы умножить два отрицательных числа, надо умножить их модули.

Для любого рационального числа :

Если произведение — отрицательное, то числа и имеют раз­ные знаки.

Деление обыкновенных дробей

Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю:

a b : c d = a b · d c

Деление рациональных чисел

Чтобы найти частное двух чисел с разными знаками, надо мо­дуль делимого разделить на модуль делителя и перед полученным числом поставить знак «-».

Чтобы найти частное двух отрицательных чисел, надо модуль делимого разделить на модуль делителя.

Нахождение дроби от числа

Чтобы найти дробь от числа, можно число умножить на эту дробь.

Чтобы найти проценты от числа, можно представить проценты в виде дроби и умножить число на эту дробь.

Нахождение числа по его дроби

Чтобы найти число по значению его дроби, можно это значение разделить на эту дробь.

Найти число, если известно, что

е г о д р о б ь 5 7 с о с т а в л я е т ч и с л о 15 : 15 : 5 7 = 15 · 7 5 = 15 3 · 7 5 1 = 21

Чтобы найти число по его процентам, можно представить про­центы в виде дроби и разделить значение процентов на эту дробь.

Найти число, если известно, что

24 % э т о г о ч и с л а р а в н ы 48 . 24 % = 24 100 ; 48 : 24 100 = 48 · 100 24 = 48 2 · 100 24 1 = 200

Степень числа

Степенью числа с натуральным показателем , большим , на­зывают произведение множителей, каждый из которых равен :

a n = a · a · a · … · a ⏟ n

Число при этом называют основанием степени.

Степенью числа с показателем называют само число

Вторую степень числа называют также квадратом числа. Напри­мер, запись читают: « в квадрате».
Третью степень называют кубом числа, а запись читают: « в кубе».

Если в числовое выражение входит степень, то сначала выпол­няют возведение в степень, а затем производят другие действия.

Найти значение выражения

5 · 2 3 + 15 5 · 2 2 3 1 + 3 15 = 5 · 8 + 15 = 40 + 15 = 55

Числовые и буквенные выражения

Запись, составленную из чисел, знаков арифметических действий и скобок, называют числовым выражением.

Запись, составленную из чисел, букв, знаков арифметических действий и скобок, называют буквенным выражением.

Приведение подобных слагаемых

Чтобы привести подобные слагаемые, надо сложить их коэффици­енты и полученный результат умножить на общую буквенную часть.

Раскрытие скобок

Если перед скобками стоит знак «-», то при раскрытии скобок надо опустить этот знак, а все знаки, стоящие перед слагаемыми в скобках, изменить на противоположные.

Если перед скобками стоит знак « + », то при раскрытии скобок надо опустить этот знак, а все знаки, стоящие перед слагаемыми в скобках, оставить без изменений.

Свойства уравнений
  • Если к обеим частям данного уравнения прибавить (или из обеих частей вычесть) одно и то же число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
  • Если данное уравнение не имеет корней, то, прибавив к обе­им его частям одно и то же число, получим уравнение, тоже не имеющее корней.
  • Если какое-либо слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак на противоположный, то по­лучим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
  • Если обе части уравнения умножить (разделить) на одно и то же отличное от нуля число, то получим уравнение, имеющее те же корни, что и данное.
Отношения
  • Частное двух чисел и , не равных нулю, еще называют от­ношением чисел и , или отношением числа к числу .
  • Отношение положительных чисел и показывает, во сколько раз число больше числа , или какую часть число составляет число .

показывает, что число 10 в 5 раз больше числа 2 или число 2 в 5 раз меньше числа 10.

  • Отношение не изменится, если его члены умножить или раз­делить на одно и то же число, не равное нулю.
Пропорции

Равенство двух отношений называют пропорцией. В буквенном виде пропорцию можно записать так:

a : b = c : d и л и a b = c d

Числа и называют крайними членами пропорции, а чис­ла и — средними членами пропорции.

Основное свойство пропорции

Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов:

a b = c d ⇒ a d = b c

Если , , и числа, не равные нулю, и = , то отношения

могут образовывать пропорцию

Процентное отношение двух чисел

Процентное отношение двух чисел — это их отношение, выраженное в процентах. Оно показывает, сколько процентов одно число составляет от другого.
Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо их отношение умножить на 100 и к результату дописать знак процента.

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается (уменьшается) во столько же раз.

Если величины и обратно пропорциональны, то их соответ­ствующие значения удовлетворяют равенству

, где -число, постоянное для данных величин.


источники:

http://www.for6cl.uznateshe.ru/uravneniya-x-raven-a/

http://blackseaweb.ru/6-klass/osnovnye-pravila-matematiki-s-primerami-6-klass-chast-2/