Решение уравнений с параметрами
творческая работа учащихся (10 класс) по теме
Работа студентки, написанная для конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya_s_parametrami.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Пермский химико-технологический техникум
Решение уравнений с параметром
Выполнил студент гр. П-10-9:
Руководитель: Старкова О.П.
- Решение уравнений с параметром
2.1. Основные определения
2.2. Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним
2.3. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
3. Практическая часть
3.1. Линейные уравнения и уравнения, приводимые к ним
3.2. Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным
3.3. Системы линейных уравнений с двумя переменными
3.4. Тригонометрические уравнения
3.5. Графический способ решения уравнений
Во многих областях человеческой деятельности возникает потребность решать уравнения. С решением линейных и квадратных уравнений мы уже знакомы. Любое равенство вида f(x)=g(x) , где f(x) и g(x) – некоторые функции, называется уравнением с одной переменной х . В реальных же прикладных задачах их больше. При этом важно выяснить, как зависит ответ (сколько решений вообще или с определёнными свойствами: положительные, рациональные, целые и т. д.) в зависимости от тех или иных переменных, входящих в уравнение. Поэтому решение уравнений с параметром находит широкое применение и имеет большое значение.
В математике, физике, экономике решаются следующие уравнения:
- линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным;
- квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным;
- уравнения с модулем;
- графическое решение уравнений с параметром;
- системы линейных уравнений;
2. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ.
2.1 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ.
Уравнение х² + ах + 1 = 0 можно рассматривать как уравнение с переменными х и а. Но чаще говоря о решении уравнения относительно х , т.е. считают переменные х и а неравноценными и решают уравнение, считая а известным. При таком рассмотрении переменная х называется неизвестным, переменная а – параметром.
Рассмотрим уравнение вида к f ( a; в; с; … ; к; х; )=g( а; в; с; … ; х ) , где
а; в; с; … ; к; х – переменные величины.
Любую систему значений а = а ; в = в ; … ; к = к ; х = х ; при которой обе части уравнения имеют смысл, будем называть системой допустимых значений переменных а; в; с; … ; к; и …………………………………………. подставить в обе части уравнения, то получим уравнение с одной переменной х .
Переменные а; в; с; … ; к; которые при решении уравнения считаются постоянными, называются параметрами , а само уравнение называется уравнением с параметром .
Параметры обозначаются первыми буквами латинского алфавита: а; в; с;
… ; к; l; t; n; а известные – буквами х; у; z .
= =
a, b, c, d, l, m, n, p – являются параметрами, х – неизвестное.
Допустимой является любая система значений a, b, c, d, l, m, p, x, удовлетворяющая условию: х ≠ 0, с ≠ 0, m ≠ -1, р ≠ 0, m ≠ 0 .
Решить уравнение – значит указать, при каких значениях параметров существуют решения, сколько их и каковы они.
Два уравнения, содержащие одни и те же параметры, называют равносильными, если:
- они имеют смысл при одних и тех же значениях параметров,
- каждое решение первого уравнения является решением второго и наоборот.
2.2 ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ И УРАВНЕНИЯ,
ПРИВОДИМЫЕ К ЛИНЕЙНЫМ
Уравнения вида ах = b , где а и b – выражения, зависящие только от параметров, а х – неизвестное, называются линейным уравнением относительно х .
Приведём словесное описание алгоритма его решения:
Ответ: единственный корень .
- Если а = 0 , b = 0 , то 0·х = 0
Ответ: х — любое число.
- Если а = 0 , b ≠ 0 , то 0 ·х = b
Ответ: решений не существует .
если а ≠ 0 , то х = 0;
если а = 0 , то корней нет.
если а ≠ 0, то х = 1;
если а = 0 , то 0х = 0,
х – любое действительное число .
если а=1 , то уравнение корней не имеет;
если а ≠ 1 , то х = 2 : (а-1) корень уравнения.
2.3 КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ И УРАВНЕНИЯ, ПРИВОДИМЫЕ К КВАДРАТНЫМ
Уравнения вида mx² + px + q = 0 , где х – неизвестное, m, p, q – выражения, зависящие только от параметров, а m ≠ 0 , называются квадратными уравнениями относительно х .
Допустимыми являются такие значения параметров, при которых m, p, q имеют смысл.
ах² — 2(а+1)х + 2а = 0
Если а = 0 , то в этом случае уравнение не будет являться квадратным, уравнение примет вид: 2х = 0,
Если а ≠ 0 , то в этом случае уравнение является квадратным, поэтому существование корней и их число определяется знаком дискриминанта. Найдём дискриминант:
D = (a+1)²-2a² = -a² + 2a +1 .
D зависит от параметра а . Для вычисления его знака найдём корни: а 1 =1- и а 2 =1+ . Нанесём на числовую ось а полученные точки (рис.2)
Если 1 — , а ≠ 0 , то D > 0 и уравнение имеет два решения:
При а = 1 — и а = 1 + , D = 0 и уравнение имеет по одному решению. Если а = 1 — , то х = , при а = 1 + — корень х = — .
При а є (- ; 1 — ) (1 + ; + ) уравнение не имеет решений, так как D
Ответ: а є(- ;1 — ) корней нет,
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ
Рассмотрим ряд уравнений, содержащие буквенные коэффициенты (параметры). Решить уравнение с параметром – значит найти все решения данного уравнения для каждой допустимой системы значений параметров.
3.1 ЛИНЕЙНЫЕ УРАВНЕНИЯ И
ПРИВОДИМЫЕ К НИМ.
а) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
если а=5 , то имеем х · 0= -3 – не имеет решение.
Ответ: а = 5 уравнение не имеет решения,
а≠ 5 , уравнение имеет единственное решение: х= .
б) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
( а² — 9)х = а² + 2а — 3
Уравнение имеет смысл при любых значениях параметра. Запишем уравнение в виде:
(а — 3)(а + 3)х = (а + 3)(а — 1)
если а = — 3 , то уравнение примет вид: 0х = 0 . Отсюда следует, что решением этого уравнения является любое действительное число (x є R) .
если а ≠ — 3 , то уравнение примет вид: (а — 3)х = а — 1
при а = 3 имеем 0х = 2 . Уравнение решения не имеет.
при а ≠ 3 имеем х = . Уравнение имеет одно решение.
Ответ: а = — 3, x є R;
а = 3, нет решения;
в) При каких значениях а данное уравнение имеет единственное решение, не имеет решения?
Очевидно, (х + 1)а ≠ 0, т.е. х ≠ -1, а ≠ 0.
Преобразуем данное уравнение, умножив обе его части на а(х + 1) ≠ 0.
(х — 4)а – 1 = — 2(х + 1)
ха — 4а – 1 = — 2х — 2
ха — 4а – 1 + 2х + 2 = 0
ха — 4а + 2х + 1 = 0
Если а = — 2 , то имеем 0х = — 9 , уравнение решений не имеет.
Если а ≠ — 2 , то х = .
Согласно ОДЗ: х ≠ — 1 , поэтому необходимо проверить, нет ли таких значений а , при которых найденное значение х равно — 1 :
Значит, при а ≠ 0, а ≠ — 2, а = — уравнение имеет единственное решение:
Разработка урока «Уравнения с параметрами». 10 класс
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
І-ІІІ ступеней №2 отдела образования администрации города Кировское,
10 класс. Алгебра
Тема урока: Решение уравнений с параметрами в программе Advanced Grapher.
Обучающая — организова ть работу учащихся по закреплению знаний, умений и навыков решения уравнений с параметрами. Показать на примере применение программы Advanced Grapher с использованием метода самостоятельной практической деятельности.
Развивающая — обеспечить получение новых знаний и развитие в учащихся навыков, способствующих применению полученных знаний и умений для решения более сложных уравнений с параметрами.
Воспитательная — формирование информационной культуры, умения и навыков самостоятельного овладения знаниями.
Оборудование:
компьютеры с установленной операционной системой Advanced Grapher компьютер учителя -1 шт, компьютер ученика -12 шт;
учебник Нелин Е.П., Алгебра и начало анализа, профильный уровень, 10 класс. – Харьков: Издательство «Гимназия», 2010.
Тип урока: урок усовершенствования знаний и умений учащихся по теме «Решение уравнений с параметрами».
Ход урока
І .Организационный момент.
Сообщение темы, целей и задач урока.
ІІ .Объяснение учителя.
Уравнение (неравенство) с параметрами – математическое уравнение (неравенство), внешний вид и решение которого зависит от значения одного или нескольких параметров, обозначенных буквами (а, в , с и т.д.).
Решить уравнение с параметром означает:
Найти все системы значений параметров, при которых данное уравнение имеет решение.
Найти все решения для каждой найденной системы значений параметров, то есть для неизвестного и параметра должны быть указаны свои области допустимых значений.
Задачи, связанные с решением уравнений с параметрами, часто встречаются на олимпиадах разных уровней, на различных конкурсах. Актуальность данной темы определяется необходимостью уметь решать такие уравнения с параметрами при сдаче Единого Государственного экзамена и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.
Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, но их решение вызывает значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое уравнение с параметрами представляет собой целый класс обычных уравнений, для каждого из которых должно быть получено решение.
Значительный вклад в изучение вопроса методики решения уравнений с параметрами сделали такие ученые как Горнштейн П.И., Полонский В.Б., М.С., Цыпкин А.Г., Пинский А.И., Новоселов С.И., Никонов Е.Ю., Ткачук В.В., Локоть В.В., Мордкович А.Г и др.
Универсального метода решения задач с параметрами не существует.
Часто пользуются аналитическим (с использованием формул, свойств функций) и графическими методами.
Рассмотрим несколько примеров решения таких задач.
ІІІ. Решение упражнений.
Задание №1. Решить уравнение
При решении данного уравнения необходимо рассмотреть случаи, когда (это происходит, когда а = 2, или а = -2) и случай, когда .
Если а = 2, уравнение имеет вид 0 · х = 0, тогда х – любое число.
Если а = — 2, уравнение имеет вид 0 · х = — 4, тогда уравнение не имеет решений.
Если а 2, а -2, тогда уравнение имеет вид
Ответ: если а = 2, то х – любое число; если а = — 2, то уравнение не имеет решений; если а 2, а -2, то
Пользуясь собственным опытом, выполните решение предложенной ниже турнирной задачи.
Задача. «Количество решений». Найдите все значения параметра , при которых уравнение имеет один корень.
, ОДЗ: х R , а R .
Решим уравнение графическим способом. Для этого рассмотрим функции
у = | x + 3| — 1 и у = |2х — а|. Построим графики функций в одной системе координат.
Алгоритм построение графика у = | x + 3| — 1.
1 шаг: у = х + 3 – графиком является прямая, сдвинутая вверх по оси ОУ на 3 единицы. Точки пересечения с ОХ (у = 0), х = — 3.
2 шаг: у = | x + 3| — часть прямой, которая расположена выше оси ОХ остается без изменения. Часть прямой, находящаяся ниже оси ОХ отображается симметрично этой оси вверх.
3 шаг: у = | x + 3| — 1 — полученный график опускаем вниз на 1 единицу.
Точки пересечения с ОХ (у = 0) Точки пересечения с ОУ (х = 0) у = 2.
Алгоритм построения графика у = |2х — а|.
1 шаг: у = 2х – графиком является прямая пропорциональность. График проходит через начало координат.
2 шаг: у = 2х – а. В зависимости от параметра а график сдвигается параллельным переносом вдоль оси ОУ вверх (если а 0).
3 шаг: у = |2х — а|. Часть графика, находящаяся выше оси ОХ остается без изменения, часть графика, находящаяся ниже оси ОХ отображается симметрично оси ОХ вверх.
При построении графиков в одной системе координат видно, что они будут иметь одну общую точку (одно решение уравнения) при Значит:
Если , то уравнение имеет одно решение.
Если х( — уравнение имеет 2 решения.
Если х(-4;-2) – уравнение не имеет решений.
Графически это выглядит так:
Найдем значение параметра а, при котором
Если х = -2, то у = 0, имеем |-4-а| = 0, а = -4.
Если х = -4, то у = 0, имеем |-8-а| = 0, а = -8.
Ответ: уравнение имеет одно решение, если а= -4 или а= -8.
І V . Домашнее задания
Используя программу Advanced Grapher, найдите все значения параметра а, при котором уравнение имеет больше двух решений.
В программе Advanced Grapher строим график функции у = |х-1| + |х-3|.
В этой же системе координат строим графики у = а, если а = 5; 2; -3. Это используем для того, чтобы показать, количество возможных решений:
-если а = 2, то уравнение имеет бесконечное множество решений;
-если а > 2, то уравнение имеет два решения.
Уравнения с параметром
Разделы: Математика
Справочный материал
Уравнение вида f(x; a) = 0 называется уравнением с переменной х и параметром а.
Решить уравнение с параметром а – это значит, для каждого значения а найти значения х, удовлетворяющие этому уравнению.
Если 1 – а = 0, т.е. а = 1, то х0 = -2 корней нет
Если 1 – а 0, т.е. а 1, то х =
Пример 4.
Если а = 1, то 0х = 0
х – любое действительное число
Если а = -1, то 0х = -2
Корней нет
Если а 1, а -1, то х = (единственное решение).
Это значит, что каждому допустимому значению а соответствует единственное значение х.
если а = 5, то х = = ;
Дидактический материал
3. а = +
4. + 3(х+1)
5. = –
6. =
Ответы:
- При а1 х =;
- При а3 х = ;
- При а1, а-1, а0 х = ;
при а = 1 х – любое действительное число, кроме х = 1
- При а2, а0 х = ;
- При а-3, а-2, а0, 5 х =
- При а + с0, с0 х = ;
Квадратные уравнения с параметром
Пример 1. Решить уравнение
х = –
В случае а 1 выделим те значения параметра, при которых Д обращается в нуль.
Д = (2(2а + 1)) 2 – 4(а – 1)(4а + 30 = 16а 2 + 16а + 4 – 4(4а 2 + 3а – 4а – 3) = 16а 2 + 16а + 4 – 16а 2 + 4а + 12 = 20а + 16
a =
a =
Если а -4/5 и а 1, то Д > 0,
х =
х = – = –
Пример 2. При каких значениях параметра а уравнение
х 2 + 2(а + 1)х + 9а – 5 = 0 имеет 2 различных отрицательных корня?
В итоге | 4(а – 1)(а – 6) > 0 — 2(а + 1) 0 | а 6 а > — 1 а > 5/9 | 6 |
Пример 3. Найдите значения а, при которых данное уравнение имеет решение.
Д = 4(а – 1) 2 – 4(2а + 10 = 4а 2 – 8а + 4 – 8а – 4 = 4а 2 – 16а
4а 2 – 16 0
4а(а – 4) 0
а(а – 4)) 0
Ответ: а 0 и а 4
Дидактический материал
1. При каком значении а уравнение ах 2 – (а + 1) х + 2а – 1 = 0 имеет один корень?
2. При каком значении а уравнение (а + 2) х 2 + 2(а + 2)х + 2 = 0 имеет один корень?
3. При каких значениях а уравнение (а 2 – 6а + 8) х 2 + (а 2 – 4) х + (10 – 3а – а 2 ) = 0 имеет более двух корней?
4. При каких значениях а уравнение 2х 2 + х – а = 0 имеет хотя бы один общий корень с уравнением 2х 2 – 7х + 6 = 0?
5. При каких значениях а уравнения х 2 +ах + 1 = 0 и х 2 + х + а = 0 имеют хотя бы один общий корень?
Показательные уравнения с параметром
Пример 1.Найти все значения а, при которых уравнение
9 х – (а + 2)*3 х-1/х +2а*3 -2/х = 0 (1) имеет ровно два корня.
Решение. Умножив обе части уравнения (1) на 3 2/х , получим равносильное уравнение
3 2(х+1/х) – (а + 2)*3 х+1/х + 2а = 0 (2)
Пусть 3 х+1/х = у, тогда уравнение (2) примет вид у 2 – (а + 2)у + 2а = 0, или
Если у = 2, т.е. 3 х+1/х = 2 то х + 1/х = log32 , или х 2 – хlog32 + 1 = 0.
Это уравнение не имеет действительных корней, так как его Д = log 2 32 – 4 х+1/х = а то х + 1/х = log3а, или х 2 – хlog3а + 1 = 0. (3)
Уравнение (3) имеет ровно два корня тогда и только тогда, когда
Д = log 2 32 – 4 > 0, или |log3а| > 2.
Если log3а > 2, то а > 9, а если log3а 9.
Пример 2. При каких значениях а уравнение 2 2х – (а – 3) 2 х – 3а = 0 имеет решения?
Для того чтобы заданное уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы уравнение t 2 – (a – 3) t – 3a = 0 имело хотя бы один положительный корень. Найдем корни по теореме Виета: х1 = -3, х2 = а = >
а – положительное число.
Дидактический материал
1. Найти все значения а, при которых уравнение
25 х – (2а + 5)*5 х-1/х + 10а * 5 -2/х = 0 имеет ровно 2 решения.
2. При каких значениях а уравнение
2 (а-1)х?+2(а+3)х+а = 1/4 имеет единственный корень?
3. При каких значениях параметра а уравнение
4 х — (5а-3)2 х +4а 2 – 3а = 0 имеет единственное решение?
Ответ:
- 0 25/2
- при а = 1, а = -2,2
- 0 0, х1/4 (3)
х = у
Если а = 0, то – | 2у + 1 = 0 2у = 1 у = 1/2 х = 1/2 х = 1/4 |
Не выполняется (2) условие из (3).
Пусть а 0, то ау 2 – 2у + 1 = 0 имеет действительные корни тогда и только тогда, когда Д = 4 – 4а 0, т.е. при а 1.
Если Д = 0 (а = 1), то (4) имеет единственный положительный корень х = 1, удовлетворяющий условиям (3).
Пусть Д > 0 (а 0 уравнение (4) имеет действительные корни разных знаков. Это условие выполняется тогда и только тогда, когда Д > 0 и 1/а х
Выражая х из (1) и подставляя в (2), получаем неравенство
2 – а > 1 – а (3)
Чтобы решить неравенство (3), построим графики функций у = 2 – а и у = 1 – а.
Решения неравенства (3) образуют промежуток (а0; 2), где а0 2
а0 =
Ответ: x + 9a 3 ) = x имеет ровно два корня.
Ответы:
- при а 16.06.2009
http://infourok.ru/razrabotka-uroka-uravneniya-s-parametrami-klass-731241.html
http://urok.1sept.ru/articles/534897