Решение уравнений с промежутками корней

Решение тригонометрических уравнений на промежутке

Разделы: Математика

Цель урока:

а) закрепить умения решать простейшие тригонометрические уравнения;

б) научить выбирать корни тригонометрических уравнений из заданного промежутка

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

а)Проверка домашнего задания: классу дано опережающее домашнее задание – решить уравнение и найти способ выбора корней из данного промежутка.

1)cos x = -0,5, где хI [- ]. Ответ: .

2) sin x = , где хI [0;2?]. Ответ: ; .

3)cos 2x = —, где хI [0;]. Ответ:

Ученики записывают решение на доске кто-то с помощью графика, кто-то методом подбора.

В это время класс работает устно.

Найдите значение выражения:

а) tg – sin + cos + sin . Ответ: 1.

б) 2arccos 0 + 3 arccos 1. Ответ: ?

в) arcsin + arcsin . Ответ: .

г) 5 arctg (-) – arccos (-). Ответ:– .

– Проверим домашнее задание, откройте свои тетради с домашними работами.

Некоторые из вас нашли решение методом подбора, а некоторые с помощью графика.

2. Вывод о способах решения данных заданий и постановка проблемы, т. е. сообщение темы и цели урока.

– а) С помощью подбора решать сложно, если задан большой промежуток.

– б) Графический способ не даёт точных результатов, требует проверку, и занимает много времени.

– Поэтому должен быть ещё как минимум один способ, наиболее универсальный -попробуем его найти. Итак, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Учиться выбирать корни тригонометрического уравнения на заданном промежутке.)

– Пример 1. (Ученик выходит к доске)

cos x = -0,5, где хI [- ].

Вопрос: Отчего зависит ответ на данное задание? (От общего решения уравнения. Запишем решение в общем виде). Решение записывается на доске

х = + 2?k, где k R.

– Запишем это решение в виде совокупности:

– Как вы считаете, при какой записи решения удобно выбирать корни на промежутке? (из второй записи). Но это ведь опять способ подбора. Что нам необходимо знать, чтобы получить верный ответ? (Надо знать значения k).

(Составим математическую модель для нахождения k).

1 уровень: № 295 (а,б), № 317 (а,б)

2 уровень: № 307 (в), № 308 (б), № 326(б), № 327(б).

Отбор корней в тригонометрическом уравнение

В этой статье и постараюсь объяснить 2 способа отбора корней в тригонометрическом уравнение: с помощью неравенств и с помощью тригонометрической окружности. Перейдем сразу к наглядному примеру и походу дела будем разбираться.

а) Решить уравнение sqrt(2)cos^2x=sin(Pi/2+x)
б) Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие промежутку [-7Pi/2; -2Pi]

Решим пункт а.

Воспользуемся формулой приведения для синуса sin(Pi/2+x) = cos(x)

sqrt(2)cos^2x — cosx = 0

cosx(sqrt(2)cosx — 1) = 0

x1 = Pi/2 + Pin, n ∈ Z

sqrt(2)cosx — 1 = 0

x2 = arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z
x3 = -arccos(sqrt(2)/2) + 2Pin, n ∈ Z

x2 = Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z
x3 = -Pi/4 + 2Pin, n ∈ Z

Решим пункт б.

1) Отбор корней с помощью неравенств

Здесь все делается просто, полученные корни подставляем в заданный нам промежуток [-7Pi/2; -2Pi], находим целые значения для n.

-7Pi/2 меньше или равно Pi/2 + Pin меньше или равно -2Pi

Сразу делим все на Pi

-7/2 меньше или равно 1/2 + n меньше или равно -2

-7/2 — 1/2 меньше или равно n меньше или равно -2 — 1/2

-4 меньше или равно n меньше или равно -5/2

Целые n в этом промежутку это -4 и -3. Значит корни принадлежащие этому промежутку буду Pi/2 + Pi(-4) = -7Pi/2, Pi/2 + Pi(-3) = -5Pi/2

Аналогично делаем еще два неравенства

-7Pi/2 меньше или равно Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
-15/8 меньше или равно n меньше или равно -9/8

Целых n в этом промежутке нет

-7Pi/2 меньше или равно -Pi/4 + 2Pin меньше или равно -2Pi
-13/8 меньше или равно n меньше или равно -7/8

Одно целое n в этом промежутку это -1. Значит отобранный корень на этом промежутку -Pi/4 + 2Pi*(-1) = -9Pi/4.

Значит ответ в пункте б: -7Pi/2, -5Pi/2, -9Pi/4

2) Отбор корней с помощью тригонометрической окружности

Чтобы пользоваться этим способом надо понимать как работает эта окружность. Постараюсь простым языком объяснить как это понимаю я. Думаю в школах на уроках алгебры эта тема объяснялась много раз умными словами учителя, в учебниках сложные формулировки. Лично я понимаю это как окружность, которую можно обходить бесконечное число раз, объясняется это тем, что функции синус и косинус периодичны.

Обойдем раз против часовой стрелки

Обойдем 2 раза против часовой стрелки

Обойдем 1 раз по часовой стрелки (значения будут отрицательные)

Вернемся к нашем вопросу, нам надо отобрать корни на промежутке [-7Pi/2; -2Pi]

Чтобы попасть к числам -7Pi/2 и -2Pi надо обойти окружность против часовой стрелки два раза. Для того, чтобы найти корни уравнения на этом промежутке надо прикидывать и подставлять.

Рассмотри x = Pi/2 + Pin. Какой приблизительно должен быть n, чтобы значение x было где-то в этом промежутке? Подставляем, допустим -2, получаем Pi/2 — 2Pi = -3Pi/2, очевидно это не входит в наш промежуток, значит берем меньше -3, Pi/2 — 3Pi = -5Pi/2, это подходит, попробуем еще -4, Pi/2 — 4Pi = -7Pi/2, также подходит.

Рассуждая аналогично для Pi/4 + 2Pin и -Pi/4 + 2Pin, находим еще один корень -9Pi/4.

Сравнение двух методов.

Первый способ (с помощью неравенств) гораздо надежнее и намного проще для пониманию, но если действительно серьезно разобраться с тригонометрической окружностью и со вторым методом отбора, то отбор корней будет гораздо быстрее, можно сэкономить около 15 минут на экзамене.

Презентация к уроку на тему «Решение тригонометрических уравнений с выбором корней на промежутке»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Практикум по теме: «Решение уравнений, составленных на основе материалов ЕГЭ по математике (группа С1)»

«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс (1844-1924)

Цель: систематизация знаний по теме: «Решение тригонометрических уравнений с выбором корней на промежутке»

«Метод решения хорош тем, что если с самого начала мы можем предвидеть и впоследствии подтвердить это, то, следуя этому, мы достигнем цели» Вильгельм Лейбниц

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

y x 1 -1 б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Отбор корней с помощью графиков cos = x y —

y x 1 -1 б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Отбор корней с помощью графиков sin = x y 2 p

x б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку Отбор корней с помощью графиков cos = x y — y 1 -1 —

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

p arcsin 3 5 p – б). Найдем все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку б). Выбирать корни по тригонометрической окружности не удобно, т.к. это … полтора круга

б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

Работа в группах

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку p или 2p k p — p + p k +2 p k +2

2p p б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку 3p 2 p 3 2 p 2 p 5 3p —

а). Решите уравнение б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку + p k + — p k +

б). Найдите все корни этого уравнения, принадлежащие отрезку p 2 p 5 6 p 7 6 p 11 6 p 13 p 2

Решение тригонометрического уравнения с последующим выбором корней из заданного промежутка эксперты оценивают выполнение задания по следующим критериям: — обоснованно получены ответы в обоих пунктах – 2 балла (это макс. балл); — обосновано решение в пункте а или б – 1 балл; — решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше – 0 баллов.

«Вы — талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы сумеете, если будете постоянно работать над собой…» Жан-Жак Руссо

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока «Решение уравнений, составленных на основе материалов ЕГЭ по математике (группа С1)». Алгебра и начала анализа. 11 класс

Систематизация и углубление знаний учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений с выбором корней на промежутке».

— выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;

— закрепить умение решать тригонометрические уравнения различными методами;

— продолжать учить находить наиболее рациональные способы выбора корней тригонометрического уравнения на промежутке.

— воспитывать настойчивость в приобретении знаний и умений, умения принимать самостоятельные решения;

— воспитывать общую культуру , эсте тическое восприятие окружающего мира;

— прививать интерес к изучаемому предмету.

— развивать логическое мышление через умение обобщать и систематизировать;

— продолжать учить чётко и ясно излагать свои мысли.

Урок – практикум (урок применения знаний и умений).

Проектор, экран (интерактивная доска), презентация для сопровождения урока.

I. Среда — Microsoft Office PowerPoint

II. Вид медиапродукта — наглядная презентация изучаемого учебного материала.

III. Структура презентации:

Фронтальное решение тригонометрического уравнения с выбором корней на промежутке, используя графический способ

Фронтальное решение тригонометрического уравнения с выбором корней на промежутке, используя единичную окружность

Работа в парах. Решение тригонометрического уравнения с выбором корней на промежутке, используя способ оценки границ (двойное неравенство)

Задания для работы в группах

Проверка работы 1 группы

Проверка работы 2 группы

Проверка работы 3 группы

Подведение итогов урока

Здравствуйте, ребята. Девизом нашего сегодняшнего урока я выбрал слова известного ученого «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс
(1844-1924)

Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Мы начинаем урок алгебры.

2. Формулировка темы, цели, задач урока и мотивация,

Тема сегодняшнего урока:

«Решение тригонометрических уравнений с выбором корней на промежутке»

Сегодня на уроке мы с вами систематизируем, углубим знания и продолжим формировать умение решать тригонометрические уравнения.

А для этого мы вспомним все известные вам методы решения уравнений. Давайте проанализируем следующие слова:

«Метод решения хорош тем, что если с самого начала мы можем предвидеть и впоследствии подтвердить это, то, следуя этому, мы достигнем цели»
Вильгельм Лейбниц

3. Фронтальное решение уравнений

1) на промежутке

4. Работа в парах с последующей проверкой решения на доске

Решить уравнение: на промежутке

Удобно ли отобрать корни с помощью единичной окружности? Почему?

Какой способ отбора корней удобнее применить? (оценка границ)

5. Работа в группах с последующей защитой решения каждой группы на доске

7. Подведение итогов, рефлексия,

Решение тригонометрического уравнения с последующим выбором корней из заданного промежутка эксперты оценивают выполнение задания по следующим критериям:
— обоснованно получены ответы в обоих пунктах – 2 балла (это макс. балл);
— обосновано решение в пункте а или б –
1 балл;
— решение не соответствует ни одному из критериев, перечисленных выше – 0 баллов

Учитель: -Продолжите предложения:

— Я сегодня повторил (а)….

— Мне сегодня понравилось…

— Я сегодня научился (ась)…

Учитель: -Закончить наш урок хочется словами известного учёного:

«Вы — талантливые дети! Когда – нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы сумеете, если будете постоянно работать над собой…»
Жан-Жак Руссо

Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок.

8. Домашнее задание (можно использовать как дополнительный материал на уроке)

Решить уравнение: на промежутке

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 1: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2011. – 375 с.: ил.

2. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.: В двух частях. Ч. 2: Задачник для общеобразоват. учреждений. Под ред. А.Г. Мордковича. — 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2011. – 315 с.: ил.

3. Глазков Ю.А., Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я. Математика. Решение задач группы С. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 382 с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов»).

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 924 человека из 80 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 686 человек из 75 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Сейчас обучается 309 человек из 69 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дистанционные курсы для педагогов

«Взбодрись! Нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 582 171 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

33 конкурса для учеников 1–11 классов и дошкольников от проекта «Инфоурок»

Другие материалы

  • 17.01.2015
  • 515
  • 0
  • 17.01.2015
  • 551
  • 0
  • 17.01.2015
  • 433
  • 0
  • 17.01.2015
  • 1791
  • 14
  • 17.01.2015
  • 4085
  • 9
  • 17.01.2015
  • 3276
  • 12
  • 17.01.2015
  • 2247
  • 4

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Добавить в избранное

  • 17.01.2015 4447
  • PPTX 864.1 кбайт
  • 40 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Вантрусов Дмитрий Евгеньевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

  • На сайте: 7 лет и 2 месяца
  • Подписчики: 17
  • Всего просмотров: 33028
  • Всего материалов: 15

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России действуют более 3,5 тысячи студенческих отрядов

Время чтения: 2 минуты

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


источники:

http://reshimvse.com/article.php?id=100

http://infourok.ru/prezentaciya_k_uroku_na_temu_reshenie_trigonometricheskih_uravneniy_s_vyborom_korney_na-310538.htm