Решение уравнения cosx 1 являются

Узнать ещё

Знание — сила. Познавательная информация

cosx=-1

С помощью этой ассоциации легко запомнить формулу для решения частного случая простейшего тригонометрического уравнения cosx=-1.

Колобок движется влево-вправо, а не вверх вниз — его фигура предполагает именно такое движение. А вправо-влево у нас происходит движение по оси ox. Значит, косинус — это x.

И когда нам надо решить уравнение cosx=-1, это означает, что требуется найти точки, в которых x равен -1.

Как и для других частных случаев косинуса, рассматриваем решение данного уравнения на единичной окружности, то есть на окружности с радиусом 1.

Так как cosx=-1, а косинус — это x, идем влево на 1. Попадаем в точку п. Это лишь одна из точек, в которых cosx=-1.

Таких точек — бесконечное множество. В каждую следующую точку попадаем через полный оборот окружности, то есть через 2п. Чтобы учесть все эти точки, 2п умножаем на n, где n — целое число.

Итак, решение уравнения cosx=-1 — это множество точек x=п+2пn, где n — целое число. Проиллюстрируем эти рассуждения рисунком:

Урок тригонометрии «Различные способы решения уравнения sinx + cosx = 1»

Разделы: Математика

Образовательные, развивающие и воспитательные цели урока:

  • ликвидировать пробелы в знаниях и систематизировать умения и навыки по теме “Решение тригонометрических уравнений”;
  • развивать математическую речь, логику рассуждений при применении знаний в указанной учителем ситуации;
  • воспитывать умение слушать товарищей, корректность в ведении дискуссии, умение видеть красоту математических образов.
  • Техническая оснащенность урока: компьютеры.

    План сдвоенного урока.

  • Подготовка к работе.
  • Математический диктант по проверке тригонометрических формул.
  • Различные аналитические способы решения уравнения sin x + cos x = 1.
  • Графические способы решения уравнения sin x + cos x = 1 (в компьютерном классе).
  • Подведение итогов урока.
  • I. Повторение по теме “Уравнения”.

    Вопросы для повторения.

  • Что называется уравнением?
  • Что означает решить уравнение?
  • Что называется корнем уравнения?
  • При каких операциях в ходе решения уравнения могут появиться посторонние корни?
  • А когда может произойти потеря корней?
  • II. Сообщение темы урока, знакомство с целями.

    Урок посвящён способам решения уравнения sin x + cos x = 1.

    III. Ход работы.

    Я буду ставить перед вами задачу, определив способ решения, а вы будете именно этим способом решать данное уравнение, используя различные приёмы. Работать будете на листочках. Кто раньше решит, выйдет и приведёт своё решение на обороте доски (такую возможность будут иметь одновременно 4 ученика).

    По окончанию работы и сдачи листочков на проверку класс обсудит приведённые на доске варианты решений. Затем начнётся следующий этап работы. Не забывайте каждый раз подписывать листочки.

    Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1.

    I способ. Введение вспомогательного угла.

    Рассмотрим два приёма:

    Разделим обе части уравнения на :

    Воспользуемся алгоритмом решения уравнений вида а sin x + b cos x = c.

    применительно к уравнению sin x + cos x, имеем:

    Подпишите листочки.

    1. Изложите на листочках алгоритм использования вспомогательного угла при решении уравнений вида a sin x + b cos x =0.
    2. Запишите формулу применения синуса дополнительного угла для выражения sin x + cos x.
    3. Теперь выразите sin x + cos x через косинус дополнительного угла.
    4. Кто раньше закончит работу, покажет свои варианты ответов на доске.

    II способ. С помощью универсальной тригонометрической подстановки.

    Запишите формулы универсальной подстановки для sin x, cos x . Кто первый закончит, покажет на доске.

    (1)

    Выводы: Обращение к функции tgx / 2 предполагает, что cosx / 2 0, т.е. x 2n, n Z.

    При таком переходе возможна потеря решений, т.к. исходное уравнение имело смысл при всех значениях переменной х, в том числе и при x = + 2n, n Z.

    Есть вероятность того, что они могут оказаться корнями исходного уравнения,

    поэтому надо проверить, не являются ли значения x = + 2n, n Z решениями данного уравнения.

    sin ( + 2n) + cos( + 2n) = 1

    -1 1.

    Следовательно, x = + 2n, n Z.

    Решением уравнения не является и переход к функции tgx / 2, в данном случае потери решения за собой не повлечёт. Итак, по формулам (1) из исходного уравнения sin x + cos x = 1, получаем:

    III способ. Сведение к однородному уравнению.

    Возможно, ли получить из данного уравнения однородное уравнение?

    Надо перейти к аргументу x/2 и применить формулы половинного аргумента к функциям в левой и правой частях уравнения sin x + cos x = 1.

    Написать на листочках формулы, которые при этом используются, и то однородное уравнение, которое получится. Получили однородное уравнение второй степени.

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2 (2)

    Подпишите листочки и решите данное однородное тригонометрическое уравнение второй степени

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 = sin 2 x/2 + cos 2 x/2,

    2sinx/2*cosx/2 + cos 2 x/2- sin 2 x/2 — sin 2 x/2 — cos 2 x/2 = 0

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0

    Это уравнение можно решить, используя различные приёмы.

    Разделим обе части уравнения на cos 2 x/2, т.к. cos 2 x/2 0

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    Рассмотрим решение уравнения (2) способом разложения на множители:

    sinx/2*cosx/2 — sin 2 x/2 = 0,

    sinx/2*(cosx/2 — sinx/2) = 0,

    x = 2n, n Z;

    b) cosx/2 – sinx/2 = 0

    x = /2 + 2k, k Z.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    IV способ. Преобразование суммы в произведение.

    Запишите формулы преобразования суммы и разности тригонометрических функций в произведение. Кто первый закончит работу, воспроизведёт её на доске. Используя формулы преобразования суммы тригонометрических функций в произведение, решить данное уравнение:

    а) Выразим cos x через sin(/2 – x):

    О т в е т : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z

    sin x + cos x = 1

    б) Выразим sin x через cos (/2 – х):

    V способ. Применение формул половинного и двойного аргумента.

    Напишите формулы тригонометрических функций двойного аргумента и половинного аргумента.

    Запишите: sin x + cos x = 1; sin x = 1- cos x, приведите левую и правую части уравнения к аргументу х/2, используя формулы двойного и половинного угла, и решите получившееся уравнение.

    2sinx/2 * cosx/2 = 2 sin 2 x/2 ,

    sinx/2 * cosx/2 = sin 2 x/2 ,

    x = /2 + 2k, k Z.

    x = 2n; n, Z

    Ответ: <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    Или это уравнение можно решить делением обеих частей на cos 2 x/2.

    VI способ. Возведение обеих частей уравнения в квадрат:

    sin x + cos x = 1,

    (sin x + cos x) 2 = 1,

    2 sin x cos x + 1= 1,

    2 sin x cos x = 0,

    При возведении в степень возможно появление посторонних решений уравнения, но не возможна потеря корней, т.е. получается уравнение-следствие. Причина приобретения корней состоит в том, что при возведении в квадрат чисел, равных по абсолютной величине, но разных по знаку, получается один и тот же результат.

    При возведении в квадрат обеих частей уравнения sin x + cos x = 1, мы производим эту же операцию и с частями «теневого» уравнения (- sin x — cos x = 1), поскольку результат этих действий будет один и тот же.

    Следовательно, по окончании решения, обязательно следует производить отбор корней.

    1. Проверим корни вида x = j:

    Значит, значения x = 2k, k Z, являются решениями исходного уравнения.

    х= j , при j = 2k + 1, k Z.

    следовательно, значения x = 2(k+1), где k Z, не являются решениями исходного уравнения.

    2. Проверяем корни вида x = /2 + j, j Z:

    j = 2n : x = /2+ 2n, где n Z.

    Значит, значения x = /2+ 2n, где n Z являются решениями исходного уравнения.

    x = /2 + 2(n+1); n Z.

    следовательно, значения x = /2 + 2(n+1); n Z не являются решениями исходного уравнения.

    Ответ : <2n; /2 + 2k>, где n, k Z.

    VII способ. Замена cos x выражением :

    Проверив результат, убеждаемся, что из серии x = k, k Z решением исходного уравнения являются только значения х вида: x = 2h, где h Z при k = 2h.

    Ответ : <2h; /2 + 2n>, где n, h Z.

    VIII способ. Графическое решение уравнения sin x + cos x = 1.

    Предварительно проводится фронтальная беседа.

    1. Что значит решить уравнение графически?

    2. Как можно решить графически данное уравнение?

    1. Построить в одной системе координат графики функций:

    Абсциссы точек пересечения графиков функций и являются решением данного уравнения.

    2. Построить график функции y = sin x+ cos x –1.

    Абсциссы точек пересечения графика с осью абсцисс являются решением исходного уравнения.

    3. Построение графиков на экране компьютера:

    Прежде чем приступить к работе на компьютере, повторим элементы компьютерной грамотности, позволяющие построение графиков.


      Что такое масштаб применительно к ЭВМ?

    Масштаб – количество точек на экране, приходящееся на единицу значения.


    Что называется пикселем?

    Пиксель – наименьший объект графической среды, характеризующийся координатой Х и У (это точка на экране).


    С помощью какого оператора можно построить точку на экране?


    C помощью, какого оператора устанавливается новая система координат?

    Window (x1, y1) – (x2, y2).


    Рассказать о порядке построения линий осей координат на экране.

    Line (x, y) – (x2, y2), c

    Назовите операторы, которые обеспечивают надписи на осях координат.

    Locate x, y: PRINT «Y».


    Что собой представляет график на экране?


    Что обеспечивает развёртку графика по осям координат?

    Выполняем решение систем (1) на компьютере по соответствующим программам.

    IV. Домашнее задание:

    Решить различными способами уравнение sinx – cosx = 1 или любое другое уравнение.

    Простейшими тригонометрическими уравнениями называют уравнения

    Cos (x) = a, sin (x) = a, tg (x) = a, ctg (x) =a

    Уравнение cos (x) = a

    Объяснение и обоснование

      Корни уравнения cosx = а. При | a | > 1 уравнение не имеет корней, по­скольку | cosx | 1 или при а 1 уравнение не имеет корней, по­скольку | sinx | 1 или при а


    источники:

    http://urok.1sept.ru/articles/211974

    http://ya-znau.ru/znaniya/zn/75