Урок математики в 5-м классе по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Разделы: Математика
Образовательные – обеспечить отработку ЗУН по теме «Умножение и деление натуральных чисел»; закрепить умения решать уравнения и задачи различными способами; создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие – способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развивать критическое мышление, кругозор, умение говорить и оценивать работу товарища и свою; внимания и памяти.
Воспитательные – воспитывать интерес к математике, активность, мобильность, умение общаться, общую культуру, толерантность.
Тип урока: Урок совершенствования ЗУН по теме «Умножение и деление натуральных чисел».
Формы организации учебной деятельности воспитанников на уроке:
- индивидуальная,
- фронтальная,
- работа в парах.
Оборудование:
- Проектор, интерактивная доска, ПК, ноутбуки воспитанников.
- Раздаточный материал.
- Сигнальные карточки.
Применяемые педагогические технологии:
- Технология развития критического мышления;
- Технология индивидуализированного обучения.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Устная работа.
1) Устный счет (работа в парах по индивидуальным карточкам). Воспитанники работают по карточкам, которые заранее были ими изготовлены и проверены учителем. Карточка содержит примеры устного характера на все действия с натуральными числами.
3. Стадия вызова
Направлена на вызов у воспитанников уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизации их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Игра “Верю, не верю” (прием верные и неверные утверждения). Повторение теоретического материала.
У воспитанников в руках цветные сигнальные карточки (зеленый цвет – да, красный – нет). Преподаватель задает вопросы, воспитанники отвечают, используя карточки. Вопросы, вызывающие затруднения обсуждаются тут же.
“Верю, не верю”.
- Числа, которые перемножают, называют множителями. +
- Выражение называют суммой. —
- Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. +
- При умножении числа на единицу получиться то же самое число. +
- Числа, которые делят, называют множителями. –
- Результат деления называют частным. +
- Чтобы найти неизвестный делитель, нужно частное разделить на делимое. –
- Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель. +
- При делении числа на нуль в результате получиться нуль. –
- Если один множитель увеличить в 2 раза, а другой в 5 раз, по произведение увеличиться в 7 раз. –
- Если среди множителей есть нуль, по произведение равно нулю. +
- Чтобы найти во сколько раз одно число больше другого, нужно выполнить вычитание.
4. Смысловая стадия
Непосредственная работа с новой информацией, постепенное продвижение от знания старого к новому. Используемые приемы для поддержания активности: интересные факты и комментарии; проблемные вопросы.
Эпиграф: “Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно.
Где есть желание, найдется путь!”
1) Историческая справка.
ДьёрдьПо м йа, ДжорджПо м лиа — венгерский, швейцарский и американский математик.
Окончил Будапештский университет (1912), в 1914—1940 работал в Высшей технической школе в Цюрихе (с 1928 — профессор). В 1940 переехал с женой в США, где после двух лет в университетах поступил на работу в Станфорд, в котором и прошла вся его дальнейшая научная карьера. Основные труды по теории чисел, функциональному анализу, математической статистике (распределение Пойа) и комбинаторике (теорема Пойа).
Живя в США, Пойа много работал со школьными учителями математики и внёс большой вклад в популяризацию науки. Он написал несколько книг о том, как люди решают задачи и как надо учить решать задачи.
2) Решение упражнений.
Воспитанники решают задачи и уравнения. Слабоуспевающие воспитанники работают по индивидуальным карточкам. Приложение 1. (Элемент Технологии индивидуализированного обучения).
Фронтальная работа с дальнейшей проверкой проверка решения у доски.
Для нормального протекания физиологических функций человеку в среднем требуется 3 л воды в сутки (с учетом поступления воды с пищевыми продуктами). Человек выпивает примерно 1л 500 мл воды, а остальное получает с пищевыми продуктами.
Сколько литров воды потребуется человеку в месяц? за год?
- 1500 * 30 = 45 000 мл = 45 л – требуется выпить человеку за месяц.
- 1500 * 365 = 547500 мл = 547 л 500 мл – требуется выпить человеку за год.
Задача № 2. Решите разными способами.
В Санкт-Петербурге часты наводнения. Одно из крупнейших произошло 7 ноября 1824 года. Русский художник Ф.Я. Алексеев отобразил это событие на картине “На площади у Большого театра”.
Большой театр(Каменный театр) — петербургский театр, существовавший в 1784—1886 гг. Первое постоянное в Санкт-Петербурге и одно из крупнейших в России XVIII века театральных зданий. Находился на Театральной площади. В 1886 году здание Каменного театра разобрано и перестроено в современное здание Петербургской консерватории.
Задача. Однажды во время наводнения затопило подвал дома на набережной. Из подвала нужно было выкачать воду. Спасатели установили 5 больших и 3 малых насоса. Большой насос выкачивает за 1 час 4537 литров воды, а малый – 2120 литров. Через 6 часов вся вода была выкачана. Сколько литров воды скопилось в подвале во время наводнения? (Решите задачу 2 способами: по действиям; выражением).
Решение: 1 способ.
- 5 * 4537 = 22685 л – 5 б. насосов за 1 час.
- 3 * 2120 6360 л – 3 м. насосов за 1 час.
- 22685 + 6360 = 29 045 л всего за час.
- 29045 * 6 = 174270 л скопилось в подвале во время наводнения.
2 способ: (5 * 4537 + 3 * 2120 6360) * 6 = 174270 л
Слабоуспевающие воспитанники сдают работы на проверку.
Задание № 3. Найдите ошибки, допущенные при решении уравнений. Решите уравнения самостоятельно.
а) 2х – 35 = 101
2х = 101 – 35
2х = 66
х = 66*2
х = 132
Ответ: х = 132. (Ответ: х = 68)
б) (у + 15) : 3 = 25
у + 15 = 25*3
у + 15 = 75
у = 75 + 15
у = 100
Ответ: у = 100. (Ответ: х = 60).
5. Контроль знаний.
Воспитанники выполняют тест. Приложение 2.
Дополнительные задания для тех, кто досрочно справился с тестом. (Элемент Технологии индивидуализированного обучения).
№ 1.Сердце человека перекачивает за сутки 8т. крови. Сколько тонн крови сердце перекачивает за 1 год? За 75 лет?
Решение.
1)365*8=2920(т) – сердце перекачивает за год.
2)2920*75=219000(т) – сердце перекачивает за 75 лет.
Ответ:219000тонн.
№ 2. По обеим сторонам аллеи посадили 30 лип и кусты камелии. С каждой стороны посадили одинаковое число лип, а камелию посадили так: между каждыми 2 липами – 2 куста. Сколько кустов камелии посадили?
Решение.
- 30 : 2 = 15 лип с каждой стороны аллеи.
- Между липами 14 промежутков. 14*2 = 28 кустов с одной стороны аллеи.
- 28*2 = 56 кустов камелии посадили всего.
Ответ: 56 кустов.
6. Рефлексия.
Воспитанники соотносят “новую” информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
Воспитанники отвечают на вопросы:
– Какие способы решения задач вы использовали сегодня на уроке?
– Знание каких свойств умножения и деления помогли нам при вычислениях?
– Какие задания для вас были трудными?
– Какие задания вы решали с удовольствием, с радостью? Почему?
– Что нам нужно еще повторить, чтобы на уроке было у вас хорошее настроение?
7. Домашнее задание.
№ 1. Решите уравнения:
- 51 * у = 1530
- 40 + 5m = 90
- 400 : х + 20 = 100
№2. Что это за число: если к нему прибавить 7, сумму разделить на 7, а из частного вычесть 7 и остаток помножить на 7, то в результате получится 7.
Ответ:49.
Недаром Платон приписывал числу божественную сущность. Например, числу 7 – 7дней недели, 7 цветов радуги. Числа встречаются в пословицах и поговорках.
№3. Найти пословицы и поговорки, в которых встречаются числа.
Технологическая карта урока в 5 классе «Решение уравнений и задач на умножение и деление натуральных чисел»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_reshenie_uravneniy_i_zadach_na_umnozhenie_i_delenie_naturalnyh_chisel.doc | 84.36 КБ |
test.doc | 45.88 КБ |
resheni_umnozheniy_i_zadach.ppt | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Пунанцева Валентина Алексеевна,
учитель математики МБОУ «СОШ № 5»
высшей квалификационной категории
города Северодвинска Архангельской области
Технологическая карта урока в 5 классе «Решение уравнений и задач на умножение и деление натуральных чисел»
Тема урока Решение уравнений и задач на умножение и деление натуральных чисел
Тип урока Урок закрепления знаний
Предметные : обобщить и закрепить знания учащихся об уравнениях, формировать
навыки решения уравнений с использованием правил нахождения
неизвестного компонента действий умножения и деления,
сложения и вычитания.
Личностные : планировать свои действия в соответствии с учебным заданием.
Развитие патриотизма и чувства гордости за страну, которая одержала
Великую победу над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Метапредметные : формировать умение видеть математическую задачу в контексте
проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Планируемые результаты : учащийся научится решать уравнения с использованием
правил нахождения неизвестного компонента действий умножения и
деления, сложения и вычитания, решать задачи.
Основные понятия : уравнение, корень уравнения.
Организационная структура урока
Этапы проведения урока
Форма организации УД
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
2.Проверка домашнего задания
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4. Закрепление нового материала
5.Рефлексия учебной деятельности
На уроке я узнал …
На уроке мне было интересно
На уроке я испытал трудности при выполнении…
6.Информация о домашнем задании
§17, §18, составить задачу или уравнение, используя данные о Великой Отечественной войне
Комментарии к уроку
Данный урок проведён в рамках Недели математики «Великая Победа в цифрах и фактах». При подготовке заданий к уроку использовались данные о войне на севере (Архангельской области ).
Приложение 1. Проверка домашнего задания.
3) 16a — 7a + 96 = 222, 4) 20y + 5y + y + 19 = 227,
(16 – 7)a + 96 = 222, (20 + 5 + 1)y + 19 = 227,
9a + 96 = 222, 26y + 19 =227,
9a = 222 – 96, 26y = 227 -19,
9a = 126, 26y = 208,
a = 126 : 9, y = 208 : 26,
Ответ: 14. Ответ: 8.
4) 52 + 72 😡 = 56, 5) 56 : (x – 6) =8, 6) 56 : x – 6 = 8,
72 😡 = 56 – 52, x – 6 = 56 : 8, 56 : x = 6 + 8,
72 😡 = 4, x – 6 = 7, 56 : x = 14,
x = 72 : 4, x = 7 + 6, x = 56 : 14,
Ответ: 18. Ответ: 13. Ответ: 4.
Приложение 2. Тест.
А) 2001, П) 1941, К) 2014.
А) 36, М) 3050, О) 30500.
В) 3800, Г) 380, Д) 38000.
А) 1945, Б) 2005, В) 2013.
- 1941 . 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
- 30 500 Северян были направлены 22 августа 1941 года на строительство оборонных сооружений на Северном фронте.
- 31 госпиталь был открыт в Архангельской области к концу 1941 года.
- 25 тонн крови сдали доноры Архангельской области за годы войны.
- 38000 человек умерло в городе Архангельске с 1941 по 1944 г.
- 1945. 9 мая 1945 года – День Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.