Примеры решения СЛАУ
Методы решения систем линейных уравнений широко используются в задачах математики, экономики, физики, химии и других науках. На практике, они позволяют не делать лишних действий, а записать систему уравнений в более компактной форме и сократить время выполнения задач. Поэтому, будущим специалистам очень важно понять основные методы решения и научиться выбирать оптимальный.
Перед изучением примеров решения задач советуем изучить теоретический материал по СЛАУ, прочитать все теоремы и методы решения. Список тем находится в правом меню.
Примеры по темам:
СЛАУ: основные понятия, виды
Задание. Проверить, является ли набор $<0,3>$ решением системы $\left\<\begin
Решение. Подставляем в каждое из уравнений системы $x=0$ и $y=3$ :
$$3 x-2 y=-6 \Rightarrow 3 \cdot 0-2 \cdot 3=-6 \Rightarrow-6=-6$$ $$5 x+y=3 \Rightarrow 5 \cdot 0+3=3 \Rightarrow 3=3$$
Так как в результате подстановки получили верные равенства, то делаем вывод, что заданный набор является решением указанной СЛАУ.
Ответ. Набор $<0,3>$ является решением системы $\left\<\begin
Задание. Систему $\left\<\begin
Решение. Заданную СЛАУ записываем в матричной форме $A \cdot X=B$ , где матрица системы:
$$A=\left(\begin
$$A=\left(\begin
вектор-столбец свободных коэффициентов:
то есть, запись СЛАУ в матричной форме:
$$\left(\begin
Задание. Записать матрицу и расширенную матрицу системы $\left\<\begin
Решение. Матрица системы $A=\left(\begin
Критерий совместности системы
Задание. При каких значениях $\lambda$ система $\left\<\begin
Решение. Ранг матрицы равен количеству ненулевых строк после приведения этой матрицы к ступенчатому виду. Поэтому записываем расширенную матрицу системы $\tilde$ (слева от вертикальной черты находится матрица системы $A$ ):
и с помощью элементарных преобразований приводим ее к ступенчатому виду. Для этого вначале от второй строки отнимаем две вторых строки, а от третьей вторую, в результате получаем:
Третью строку складываем с первой:
и меняем первую и вторую строки матрицы местами
Квадратные СЛАУ. Матричный метод решения
Теоретический материал по теме — матричный метод решения.
Задание. Найти решение СЛАУ $\left\<\begin
Решение. Выпишем матрицу системы $\left\<\begin
$$X=\left(\begin
Две матрицы одного размера равны, если равны их соответствующие элементы, то есть в итоге имеем, что $x_<1>=-11$, $x_<2>=31$
Ответ. $x_<1>=-11$, $x_<2>=31$
Задание. Решить с помощью обратной матрицы систему $\left\<\begin
Решение. Запишем данную систему в матричной форме:
где $A=\left(\begin
Найдем обратную матрицу $A^-1$ к матрице $A$ с помощью союзной матрицы:
Определитель матрицы $A$
$$\Delta=\left|\begin
Отсюда искомая матрица
Метод / Теорема Крамера
Теоретический материал по теме — метод Крамера.
Задание. Найти решение СЛАУ $\left\<\begin
Решение. Вычисляем определитель матрицы системы:
$$\Delta=\left|\begin
Так как $\Delta \neq 0$ , то по теореме Крамера система совместна и имеет единственное решение. вычислим вспомогательные определители. Определитель $\Delta_<1>$ получим из определителя $\Delta$ заменой его первого столбца столбцом свободных коэффициентов. Будем иметь:
$$\Delta_<1>=\left|\begin
Аналогично, определитель $\Delta_<2>$ получается из определителя матрицы системы $\Delta$ заменой второго столбца столбцом свободных коэффициентов:
$$\Delta_<2>=\left|\begin
Тогда получаем, что
Ответ. $x_<-1>=-11$, $x_ <2>= 31$
Задание. При помощи формул Крамера найти решение системы $\left\<\begin
Решение. Вычисляем определитель матрицы системы:
$$\Delta=\left|\begin
Так как определитель матрицы системы неравен нулю, то по теореме Крамера система совместна и имеет единственное решение. Для его нахождения вычислим следующие определители:
$$\Delta_<1>=\left|\begin
Метод Гаусса. Метод последовательного исключения неизвестных
Теоретический материал по теме — метод Гаусса.
Задание. Решить СЛАУ $\left\<\begin
Решение. Выпишем расширенную матрицу системы и при помощи элементарных преобразований над ее строками приведем эту матрицу к ступенчатому виду (прямой ход) и далее выполним обратный ход метода Гаусса (сделаем нули выше главной диагонали). Вначале поменяем первую и вторую строку, чтобы элемент $a_<1>$ равнялся 1 (это мы делаем для упрощения вычислений):
Далее делаем нули под главной диагональю в первом столбце. Для этого от второй строки отнимаем две первых, от третьей — три первых:
Все элементы третьей строки делим на два (или, что тоже самое, умножаем на $\frac<1><2>$:
Далее делаем нули во втором столбце под главной диагональю, для удобства вычислений поменяем местами вторую и третью строки, чтобы диагональный элемент равнялся 1:
От третьей строки отнимаем вторую, умноженную на 3:
Умножив третью строку на $\left(-\frac<1><2>\right)$ , получаем:
Проведем теперь обратный ход метода Гаусса (метод Гассу-Жордана), то есть сделаем нули над главной диагональю. Начнем с элементов третьего столбца. Надо обнулить элемент $$\tilde \sim\left(\begin
Далее обнуляем недиагональные элементы второго столбца, к первой строке прибавляем вторую:
Полученной матрице соответствует система
$\left\<\begin
Однородные СЛАУ. Фундаментальная система решений
Теоретический материал по теме — однородные СЛАУ.
Задание. Выяснить, имеет ли однородная СЛАУ $\left\<\begin
Решение. Вычислим определитель матрицы системы:
$$\Delta=\left|\begin
Так как определитель не равен нулю, то система имеет только нулевое решение $x=y=0$
Ответ. Система имеет только нулевое решение.
Задание. Найти общее решение и ФСР однородной системы $\Delta=\left|\begin
Решение. Приведем систему к ступенчатому виду с помощью метода Гаусса. Для этого записываем матрицу системы (в данном случае, так как система однородная, то ее правые части равны нулю, в этом случае столбец свободных коэффициентов можно не выписывать, так как при любых элементарных преобразованиях в правых частях будут получаться нули):
$$A=\left(\begin
с помощью элементарных преобразований приводим данную матрицу к ступенчатому виду. От второй строки отнимаем первую, от третьей — четыре первых, от четвертой — две первых:
$$A \sim\left(\begin
Обнуляем элементы второго столбца, стоящие под главной диагональю, для этого от третьей строки отнимаем три вторых, к четвертой прибавляем вторую:
$$A \sim\left(\begin
От четвертой строки отнимем $$\frac<4><3>$$ третьей и третью строку умножим на $$\frac<1><3>$$ :
$$A \sim\left(\begin
Нулевые строки можно далее не рассматривать, тогда получаем, что
$$A \sim\left(\begin
Далее делаем нули над главной диагональю, для этого от первой строки отнимаем третью, а ко второй строке прибавляем третью:
$$A \sim\left(\begin
то есть получаем систему, соответствующую данной матрице:
Или, выразив одни переменные через другие, будем иметь:
Здесь $x_<2>, x_<4>$ — независимые (или свободные) переменные (это те переменные, через которые мы выражаем остальные переменные), $x_<1>,x_<3>,x_<5>$ — зависимые (связанные) переменные (то есть те, которые выражаются через свободные). Количество свободных переменных равно разности общего количества переменных $n$ (в рассматриваемом примере $n=5$ , так как система зависит от пяти переменных) и ранга матрицы $r$ (в этом случае получили, что $r=3$ — количество ненулевых строк после приведения матрицы к ступенчатому виду): $n-r=5-3=2$
Так как ранг матрицы $r=3$ , а количество неизвестных системы $n=5$ , то тогда количество решений в ФСР $n-r=5-3-2$ (для проверки, это число должно равняться количеству свободных переменных).
Для нахождения ФСР составляем таблицу, количество столбцов которой соответствует количеству неизвестных (то есть для рассматриваемого примера равно 5), а количество строк равно количеству решений ФСР (то есть имеем две строки). В заголовке таблицы выписываются переменные, свободные переменные отмечаются стрелкой. Далее свободным переменным придаются любые, одновременно не равные нулю значений и из зависимости между свободными и связанными переменными находятся значения остальных переменных. Для рассматриваемой задачи эта зависимость имеет вид:
Тогда придавая в первом случае, например, независимым переменным значения $x_<2>=1$ , $x_<4>=0$ получаем, что $\left\<\begin
Эти две строчки и есть фундаментальным решением заданной однородной СЛАУ. Частное решение системы:
Общее решение является линейной комбинацией частных решений:
$$X=C_ <1>X_<1>+C_ <2>X_<2>=C_<1>\left(\begin
где коэффициенты $C_<1>, C_<2>$ не равны нулю одновременно. Или запишем общее решение в таком виде:
Придавая константам $C_<1>, C_<2>$ определенные значения и подставляя их в общее решение, можно будет находить частные решения однородной СЛАУ.
Решение задач с помощью систем линейных уравнений
Алгоритм решения задачи с помощью системы линейных уравнений
- Обозначить неизвестные величины переменными («от смысла к буквам»).
- По условию задачи записать уравнения, связывающие обозначенные переменные.
- Решить полученную систему уравнений.
- Истолковать результат в соответствии с условием задачи («от букв к смыслу»).
Задуманы два числа. Если от первого отнять второе, то получается 10. Если к первому прибавить удвоенное второе, то получается 91. Найдите задуманные числа.
«От смысла к буквам»:
Пусть x и y — задуманные числа.
Уравнения по условию задачи::
Решение системы уравнений:
«От букв к смыслу»:
Задуманы числа 37 и 27.
Примеры
Пример 1. Периметр прямоугольника равен 48 см. Его длина больше ширины в 3 раза.
Найдите стороны прямоугольника.
Пусть a и b — длина и ширина прямоугольника.
$$ <\left\< \begin
Ответ: длина прямоугольника 18 см, ширина 6 см.
Пример 2. Два программиста из Бомбея, работающие в одном проекте, написали 100500 строк кода. Первый работал 70 дней, второй – 100 дней. Сколько строк писал каждый программист ежедневно, если за первые 30 дней первый написал на 5550 строк больше, чем второй?
Пусть x — ежедневное количество строк для 1-го программиста, y- для 2-го.
$$ <\left\< \begin
$$ \Rightarrow (+) <\left\< \begin
Ответ: 700 строк и 515 строк
Пример 3. За 2 кг конфет и 3 кг печенья заплатили 1540 руб. Сколько стоит 1 кг конфет и 1 кг печенья, если 2 кг печенья дороже 1 кг конфет на 210 руб.?
Пусть x — цена за 1 кг конфет, y — за 1 кг печенья.
$$ <\left\< \begin
Ответ: 1 кг конфет — 350 руб. и 1 кг печенья — 280 руб.
Пример 4. Катер за 3 ч движения против течения реки и 2 часа по течению проходит 73 км. Найдите собственную скорость катера и скорость течения, если за 4 ч движения по течению катер проходит на 29 км больше, чем за 3 ч движения против течения.
Пусть v — скорость катера (км/ч), u — скорость течения (км/ч).
$$ \Rightarrow <\left\< \begin
Ответ: скорость катера 15 км/ч и скорость течения 2 км/ч
Пример 5. 5 карандашей и 3 тетрадки вместе стоили 170 руб. После того, как карандаши подешевели на 20%, а тетрадки подорожали на 30%, за 3 карандаша и 5 тетрадок заплатили 284 руб. Найдите первоначальную цену карандаша и тетрадки.
Пусть x – первоначальная цена карандаша, y — тетрадки.
$$ <\left\< \begin
Ответ: карандаш сначала стоил 10 руб., тетрадка — 40 руб.
Пример 6*. Велосипедист планирует добраться из пункта А в пункт В. Если он будет ехать на 3 км/ч быстрее, чем обычно, он доберётся на 1 час раньше. А если он будет ехать на 2 км/ч медленней, чем обычно, то – на 1 час позже. Найдите обычную скорость велосипедиста и время поездки при этой скорости.
Пусть v – обычная скорость велосипедиста (км/ч), t — обычное время (ч).
Расстояние между А и В неизменно, и по условию равно:
Ответ: обычная скорость 12 км/ч, время 5 ч
Пример 7*. В одной бочке налито 12 л, во второй – 32 л. Если первую бочку доверху наполнить водой из второй, то вторая бочка будет наполнена ровно наполовину своего объёма. Если вторую бочку доверху наполнить водой из первой, то первая бочка будет наполнена на 1/6 своего объёма. Найдите объём каждой бочки.
Пусть x — объём первой бочки (л), y – объём второй (л).
Пусть a л перелито из второй бочки, и первая наполнилась до краёв, а во второй воды осталось наполовину:
Теперь пусть b л перелито из первой бочки, и вторая наполнилась до краёв, а в первой воды осталось на 1/6:
$$ <\left\< \begin
Ответ: первая бочка 24 л, вторая – 40 л
Пример 8*. Если школьник едет в школу на автобусе, а возвращается домой пешком, то он тратит на всю дорогу полтора часа. Если он едет туда и обратно на автобусе, то он тратит полчаса. Сколько времени потратит школьник, если он пойдёт туда и обратно пешком?
Пусть s — расстояние между домом и школой, v — скорость автобуса, u — скорость школьника, t — искомое время, потраченное на дорогу туда и обратно пешком.
По условию задачи:
Из второго уравнения $ \frac
И тогда искомое время:
$$ t = \frac<2s>
Системы уравнений. Метод алгебраического сложения
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
В данном уроке мы рассмотрим решение систем уравнений методом алгебраического сложения. Приведем примеры.
Если у вас возникнет сложность в понимании темы, рекомендуем посмотреть урок «Уравнения и неравенства»
http://reshator.com/sprav/algebra/7-klass/resheniya-zadachi-s-pomoshchyu-sistemy-linejnyh-uravnenij/
http://interneturok.ru/lesson/algebra/11-klass/uravneniya-i-neravenstva-sistemy-uravneniy-i-neravenstv/sistemy-uravneniy-metod-algebraicheskogo-slozheniya