Решение задач на уравнения скорости реакции

Задачи к разделу Химическая кинетика и равновесие химической реакции

Задача 1. Дайте определение понятию скорость химической реакции. Опишите количественно (где это можно), как влия­ют на скорость реакции внешние условия (концентрация, тем­пература, давление). Рассчитайте, во сколько раз изменится скорость реакции Н2+С12 = 2НС1 при увеличении давления в 2 раза;

Решение.

Скоростью химической реакции u называют число элементарных актов взаимодействия, в единицу времени, в единице объема для гомогенных реакций или на единице поверхности раздела фаз для гетерогенных реакций. Среднюю скорость химической реакции выражают изменением количества вещества n израсходованного или полученного вещества в единице объема V за единицу времени t. Концентрацию выражают в моль/л, а время в минутах, секундах или часах.

где C – концентрация, моль/л

Единица измерения скорости реакции моль/л·с

Если в некоторые моменты времени t1 и t2 концентрации одного из исходных веществ равна с1 и с2, то за промежуток времени Δt = t2 – t1 , Δc = c2 – c1

ῡ = — ΔC/Δt [моль/л·с]

Если вещество расходуется, то ставим знак «-», если накапливается – «+»

Скорость химической реакции зависит от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, присутствия катализаторов, давления (с участием газов), среды (в растворах), интенсивности света (фотохимические реакции).

Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Каждому химическому процессу присуще определенное значение энергии активации Еа. Причем, скорость реакции. тем больше, чем меньше энергия активации.

Скорость зависит от прочности химических связей в исходных веществах. Если эти связи прочные, то Еа велика, например N2 + 3H2 = 2NH3, то скорость взаимодействия мала. Если Еа равна нулю, то реакция протекает практически мгновенно, например:

HCl (раствор) + NaOH (раствор) = NaCl (раствор) + H2O.

Закон действующих масс. Скорость элементарной гомогенной химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагентов, взятых в степенях, равных их стехиометрическим коэффициентам.

Для реакции аА + bB = cC + dD

где [A] и [B] – концентрации веществ А и В в моль/л,

k – константа скорости реакции.

Концентрации твердых веществ, в случае гетерогенной реакции в кинетическое уравнение не включают.

Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ определяется законом действующих масс:

Очевидно, что с увеличением концентраций реагирующих веществ, скорость реакции увеличивается, т.к. увеличивается число соударений между участвующими в реакции веществами. Причем, важно учитывать порядок реакции: если реакция имеет первый порядок по некоторому реагенту, то ее скорость прямо пропорциональна концентрации этого вещества. Если реакция имеет второй порядок по какому-либо реагенту, то удвоение его концентрации приведет к росту скорости реакции в 2 2 = 4 раза, а увеличение концентрации в 3 раза ускорит реакцию в 3 2 = 9 раз.

Зависимость скорости от температуры. Правило Вант-Гоффа: Скорость большинства химических реакций при повышении температуры на 10° увеличивается от 2 до 4 раз.

υТ2 – скорость реакции при температуре t2, υТ1 – скорость реакции при температуре t1, γ — температурный коэффициент (γ = 2¸4).

Влияние катализаторов. Катализаторы увеличивают скорость реакции (положительный катализ). Скорость реакции растет, так как уменьшается энергия активации реакции в присутствии катализатора. Уменьшение энергии активации обусловлено тем, что в присутствии катализатора реакция протекает в несколько стадий с образованием промежуточных продуктов, и эти стадии характеризуются малыми значениями энергии активации.

Ингибиторы замедляют скорость реакции (отрицательный катализ).

При увеличении давления в 2 раза концентрация веществ увеличится тоже в 2 раза и скорость реакции станет равна:

υпрям возрастает в 4 раза.

Задача 2. При установлении равновесия Fe2O3 (т) + 3CO (г) = 2Fe (т) + 3CO2 (г) концентрация [CO] = 1 моль/л и [CO2] = 2 моль/л. Вычислите исходную концентрацию [CO]исх, если начальная концентрация CO2 равна нулю.

Решение.

3 моля СО2 образуется, если в реакцию вступают 3 моля СО,

х = 2 моль, ⇒ исходная концентрация [CO]исх = [CO]pавн + 2 моль = 1 + 2 = 3 моль.

Задача 3.Температурный коэффициент реакции равен 2,5. Как изменится ее скорость при охлаждении реакционной смеси от изменения температуры от 50 °С до 30 °С?

Решение.

Воспользуемся правилом Вант-Гоффа

Скорость реакции уменьшится в 6,25 раз

Задача 4. Рассчитайте скорость реакции между растворами хлорида калия и нитрата серебра, концентрации которых составляют соответственно 0,2 и 0,3 моль/л, а k=1,5∙10 -3 л∙моль -1 ∙с -1

Решение.

Скорость прямой реакции равна:

v = 1,5∙10 -3 · 0,2 · 0,3 = 9·10 -5 моль/л·с

Таким образом скорость реакции равна v = 9·10 -5 моль/л·с

Задача 5. Как следует изменить концентрацию кислорода, чтобы скорость гомогенной элементарной реакции: 2 NО(г) +O2(г) → 2 NО2(г) не изменилась при уменьшении концентрации оксида азота (II) в 2 раза?

Решение .

Скорость прямой реакции равна:

При уменьшении концентрации NО в 2 раза скорость прямой реакции станет равной:

т.е. скорость реакции уменьшится в 4 раза:

Чтобы скорость реакции не изменилась концентрацию кислорода надо увеличить в 4 раза.

Задача 6. При увеличении температуры с 30 до 45 о С скорость гомогенной реакции повысилась в 20 раз. Чему равна энергия активации реакции?

Решение.
Применяя уравнение Аррениуса, получим:
ln 20 = Ea/8,31 · (1/303 – 1/318),
отсюда

Ea = 160250 Дж = 160,25 кДж

Задача 7. Константа скорости реакции омыления уксусноэтилового эфира: СН3СООС2Н5(р-р) + КОН(р-р)→СН3СООК (р-р)2Н5ОН(р-р) равна 0,1 л/моль∙мин. Начальная концентрация уксусноэтилового эфира была равна 0,01 моль/л, а щелочи – 0,05 моль/л. Вычислите начальную скорость реакции и в тот момент, когда концентрация эфира станет равной 0,008 моль/л.

Решение.

Скорость прямой реакции равна:

В тот момент, когда концентрация эфира станет равной 0,008 моль/л, его расход составит

Значит, в этот момент щелочи также израсходовалось [КОН]расход = 0,002 моль/л и ее концентрация станет равной

[КОН]кон = 0,05 – 0,002 = 0,048 моль/л

Вычислим скорость реакции в тот момент, когда концентрация эфира станет равной 0,008 моль/л, а щелочи 0,048 моль/л

υкон = 0,1·0,008·0,048 = 3,84·10 -5 моль/л·мин

Задача 8. Как следует изменить объем реакционной смеси системы:
8NH3(г) + 3Br2(ж)→6NH4Br(к) + N2(г), чтобы скорость реакции уменьшилась в 60 раз?

Решение.

Чтобы уменьшить скорость реакции необходимо увеличить объем системы, т.е. уменьшить давление и, тем самым, уменьшить концентрацию газообразного компонента — NH3. Концентрация Br2 при этом останется постоянной.

Начальная скорость прямой реакции была равна:

при увеличении концентрации аммиака скорость прямой реакции стала равной:

После сокращения всех постоянных, получаем

Таким образом, чтобы уменьшить скорость реакции в 60 раз, надо увеличить объем в 1,66 раз.

Задача 9. Как повлияет на выход хлора в системе:
4HCl(г) +O2(г) ↔2Cl2(г) + 2H2О(ж); ΔН о 298 =−202,4кДж
а) повышение температуры; b) уменьшение общего объема смеси; c) уменьшение концентрации кислорода; d) введение катализатора?

Решение.

  1. ΔН о 298 ˂ 0, следовательно, реакция экзотермическая, поэтому, согласно принципу Ле-Шателье, при повышении температуры равновесие сместится в сторону образования исходных веществ (влево), т.е. выход хлора уменьшится.
  2. При уменьшении давления, равновесие смещается в сторону реакции, идущей с увеличением числа молекул газообразных веществ. В данном случае в равновесие смещается сторону образования исходных веществ (влево), т.е. выход хлора также уменьшится.
  3. Уменьшение концентрации кислорода также будет способствовать смещению равновесия влево и уменьшению выхода хлора.
  4. Внесение катализатора в систему приводит к увеличению скорости как прямой, так и обратной реакций. При этом, изменяется скорость достижения состояния равновесия, но при этом константа равновесия не меняется и смещения равновесия не происходит. Выход хлора останется неизменным.

Задача 10. В системе: PCl5 ↔ PCl3 + Cl2
равновесие при 500 о С установилось, когда исходная концентрация PCl5, равная 1 моль/л, уменьшилась до 0,46 моль/л. Найдите значение константы равновесия при указанной температуре.

Решение.

Запишем выражение для константы равновесия:

Найдем количество PCl5, которое расходуется на образование PCl3 и Cl2 и их равновесные концентрации.

Из уравнения реакции:

Из 1 моль PCl5 образуется 1 моль PCl3

Из 0,54 моль PCl5 образуется x моль PCl3

Аналогично, из 1 моль PCl5 образуется 1 моль Cl2

из 0,54 моль PCl5 образуется у моль Cl2

Задача 11. Константа равновесия реакции: СОСl2(г) ↔ СО(г)+С12(г) равна 0,02. Исходная концентрация СОCl2 составила 1,3 моль/л. Рассчитайте равновесную концентрацию Сl2. Какую исходную концентрацию СОCl2 следует взять, чтобы увеличить выход хлора в 3 раза?

Решение.

Запишем выражение для константы равновесия:

Подставим значения в выражение для константы равновесия

Преобразим выражение в квадратное уравнение

х 2 + 0,02х – 0,026 = 0

Решая уравнение, находим

Увеличив выход хлора в 3 раза получим:

Исходная концентрация [СОСl2]исх2 при этом значении Cl2 равна:

[СОСl2]равн2 = 0,45·0,45/0,02 = 10,125 моль/л

[СОСl2]исх2 = 10,125 + 0,45 = 10,575 моль/л

Таким образом, чтобы увеличить выход хлора в 3 раза, исходная концентрация СОCl2 должна быть равна [СОСl2]исх2 = 10,575 моль/л

Задача 12. Равновесие в системе H2(г)+ I2(г)↔ 2HI(г) установилось при следующих концентрациях участников реакции: HI – 0,05 моль/л, водорода и иода – по 0,01 моль/л. Как изменятся концентрации водорода и иода при повышении концентрации HI до 0,08 моль/л?

Решение.

Найдем значение константы равновесия данной реакции:

К = 0,05 2 ̸ 0,01 · 0,01 = 25

При увеличении концентрации HI до 0,08 моль/л, равновесие сместится в сторону образования исходных веществ.

Из уравнения реакции видно, что образуется 2 моль HI, 1 моль H2 и 1 моль I2.

Обозначим новые равновесные концентрации через неизвестную х.

Найдем х с помощью выражения для константы равновесия:

К = (0,08 — 2х) 2 ̸ [(0,01 + х) · (0,01 + х)] = 25

Решая уравнения находим:

Задача 13. Для реакции: FeO(к) + CO(г)↔Fe(к) + CO2(г) константа равновесия при 1000 о С равна 0,5. Начальные концентрации СО и СО2 были соответственно равны 0,05 и 0,01 моль/л. Найдите их равновесные концентрации.

Решение.

Запишем выражение для константы равновесия:

Пусть равновесные концентрации равны:

Подставим значения в выражение для константы равновесия:

Решая уравнение, найдем х:

[СО]равн = 0,05 – 0,01 = 0,04 моль/л [СО2]равн = 0,01 + 0,01 = 0,02 моль/л

Скорость химической реакции

Скорость химической реакции — основное понятие химической кинетики, выражающее отношения количества прореагировавшего вещества (в молях) к отрезку времени, за которое произошло взаимодействие.

Скорость реакции отражает изменение концентраций реагирующих веществ за единицу времени. Единицы измерения для гомогенной реакции: моль/л * сек. Физический смысл в том, что каждую секунду какое-то количество одного вещества превращается в другое в единице объема.

Мне встречались задачи, где была дана молярная концентрация вещества до реакции и после, время и объем. Требовалось посчитать скорость реакции. Давайте решим подобное несложное задание для примера:

Молярная концентрация вещества до реакции составляла 1.5 моль/л по итогу реакции — 3 моль/л. Объем смеси 10 литров, реакция заняла 20 секунд. Рассчитайте скорость реакции.

Влияние природы реагирующих веществ

При изучении агрегатных состояний веществ возникает вопрос: где же быстрее всего идут реакции: между газами, растворами или твердыми веществами?

Запомните, что самая высокая скорость реакции между растворами, в жидкостях. В газах она несколько ниже.

Если реакция гетерогенная: жидкость + твердое вещество, газ + твердое вещество, жидкость + газ, то большую роль играет площадь соприкосновения реагирующих веществ.

Очевидно, что большой кусок железа, положенный в соляную кислоту, будет гораздо дольше реагировать с ней, нежели чем измельченное железо — железная стружка.

Химическая активность также играет важную роль. Например, отвечая на вопрос «какой из металлов Fe или Ca быстрее прореагирует с серой?» мы отдадим предпочтение кальцию, так как в ряду активности металлов он стоит левее железа, а значит кальций активнее железа.

Иного подхода требуют реакции металлов с водой, где нужно учитывать радиус атома. Например, отвечая на вопрос «какой из металлов Li или K быстрее прореагирует с водой?» мы отдадим предпочтение калию, так как калий имеет больший радиус атома. Калий будет быстрее взаимодействовать с водой, чем литий.

Иногда для верного ответа на вопрос о скорости реакции требуется знание активности кислот. Мы подробнее обсудим эту тему в гидролизе, однако сейчас я замечу: чем сильнее (активнее) кислота, тем быстрее идет реакция.

Например, реакцию магния с серной кислотой протекает гораздо быстрее реакции магния с уксусной кислотой. Причиной этому служит то, что серная кислота относится к сильным (активным) кислотам, а активность уксусной кислоты меньше, она является слабой кислотой.

Как я уже упомянул, слабые и сильные кислоты и основания изучаются в теме гидролиз.

Влияние изменения концентрации

Влияние концентрации «прямо пропорционально» скорости реакции: при увлечении концентрации реагирующего вещества скорость реакции повышается, при уменьшении — понижается.

Замечу деталь, которая может оказаться важной, если в реакции участвуют газы: при увеличении давления концентрация вещества на единицу объема возрастает (представьте, как газ сжимается). Поэтому увеличение давление, если среди исходных веществ есть газ, увеличивает скорость реакции.

Закон действующих масс устанавливает соотношение между концентрациями реагирующих веществ и их продуктами. Скорость простой реакции aA + bB → cC определяют по уравнению:

Физический смысл константы скорости — k — в том, что она численно равна скорости реакции при том условии, что концентрации реагирующих веществ равны 1. Обратите внимание, что стехиометрические коэффициенты уравнения переносятся в степени — a и b.

Записанное выше следствие закона действующих масс нужно не только «зазубрить», но и понять. Поэтому мы решим пару задач, где потребуется написать подобную формулу.

Окисление диоксида серы протекает по уравнению: 2SO2(г) + O2 = 2SO3(г). Как изменится скорость этой реакции, если объемы системы уменьшить в три раза?

По итогу решения становится ясно, что скорость реакции в таком случае возрастет в 27 раз.

Решим еще одну задачу. Дана реакция синтеза аммиака: N2 + ЗН2 = 2NH3. Как изменится скорость прямой реакции образования аммиака, если уменьшить концентрацию водорода в два раза?

В результате решения мы видим, что при уменьшении концентрации водорода в два раза скорость реакции замедлится в 8 раз.

Влияние изменения температуры на скорость реакции

Постулат, который рекомендую временно взять на вооружение: «Увеличение температуры увеличивает скорость абсолютно любой химической реакции: как экзотермической, так и эндотермической. Исключений нет!»

Очень часто в заданиях следующей темы — химическом равновесии, вас будут пытаться запутать и ввести в заблуждение, но вы не поддавайтесь и помните про постулат!

Итак, влияние температуры на скорость реакции «прямо пропорционально»: чем выше температура, тем выше скорость реакции — чем ниже температура, тем меньше и скорость реакции. Однако, как и в случае с концентрацией, это больше чем простая «пропорция».

Правило Вант-Гоффа, голландского химика, позволяет точно оценить влияние температуры на скорость химической реакции. Оно звучит так: «При повышении температуры на каждые 10 градусов константа скорости гомогенной элементарной реакции увеличивается в два — четыре раза»

В формуле, написанной выше, используются следующие обозначение:

  • υ1 — скорость реакции при температуре t1
  • υ2 — скорость реакции при температуре t2
  • γ — температурный коэффициент, который может быть равен 2-4

Если по итогам решения задач у вас получится температурный коэффициент меньше 2 или больше 4, то, скорее всего, где-то вы допустили ошибку. Используйте этот факт для самопроверки.

Для тренировки решим пару задач, в которых потребуется использование правило Вант-Гоффа.

Как изменится скорость гомогенной реакции при повышении температуры от 27°C до 57°C при температурном коэффициенте, равном трем?

Иногда в задачах требуется рассчитать температурный коэффициент, как, например, здесь: «Рассчитайте, чему равен температурный коэффициент скорости, если известно, что при понижении температуры от 250°C до 220°C скорость реакции уменьшилась в 8 раз».

Катализаторы и ингибиторы

Катализатор (греч. katalysis — разрушение) — вещество, ускоряющее химическую реакцию, но не участвующее в ней. Катализатор не расходуется в химической реакции.

Многие химические реакции в нашем организме протекают с участием катализаторов — белковых молекул, ферментов. Без катализаторов подобные реакции шли бы сотни лет, а с катализаторами идут одну долю секунды.

Катализом называют явление ускорения химической реакции под действием катализатора, а химические реакции, идущие с участием катализатора — каталитическими.

Ингибитор (лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее протекание какой-либо химической реакции.

Ингибиторы применяют для замедления коррозии металла, окисления топлива, старения полимеров. Многие лекарственные вещества являются ингибиторами.

Так при лечении гастрита — воспаления желудка (греч. gaster — желудок) или язв часто назначаются ингибиторы протонной помпы — химические вещества, которые блокирует выработку HCl слизистой желудке. В результате этого соляная кислота прекращает воздействие на поврежденную стенку желудка, воспаление стихает.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2022

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Блиц-опрос по теме Скорость химической реакции

Алгоритм решения задач по теме «Скорость химических реакций»

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Актуальность создания школьных служб примирения/медиации в образовательных организациях»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Алгоритм решения задач по теме «Скорость химической реакции»

Реакция протекает по уравнению А+В = 2С. Начальная концентрация вещества А равна 0,22 моль/л, а через 10 с — 0,215 моль/л. Вычислите среднюю скорость реакции.

Используем формулу для расчёта

υ = ± ΔС/Δτ = ± (0,215-0,22)/(10-0) = 0,0005 моль/л ∙ с

Вычислите, во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры от 30 до 70 С, если температурный коэффициент скорости равен 2.

По правилу Вант-Гоффа

По условию задачи требуется определить υ/υ 0 :

υ/υ 0 =2 (70-30)/10 = 2 4 = 16

Запишите кинетическое уравнение для следующих уравнений реакций:

Согласно закону действующих масс, который действует для газов и жидкостей:

Как изменится скорость реакции:

при увеличении давления в системе в 4 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию кислорода

С(О 2 ) = а, концентрация серы — твёрдого вещества не учитывается.

При повышении давления в 4 раза, объём уменьшается в 4 раза, следовательно концентрация газа кислорода увеличится в 4 раза и кинетическое уравнение примет вид:

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 4а / к 1 а = 4

Следовательно, при повышении давления в 4 раза, скорость данной реакции увеличится в 4 раза.

Как изменится скорость реакции:

при увеличении давления в системе в 2 раза?

Запишем кинетическое уравнение для реакции до повышения давления в системе. Обозначим концентрацию SO 2

С(SО 2 ) = а, концентрация кислорода C(O 2 ) = b.

При повышении давления в 2 раза, объём уменьшается в 2 раза, следовательно концентрация газа кислорода и SO 2 увеличится в 2 раза и кинетическое уравнение примет вид:

υ ‘ = к 1 (2а) 2 ·2b = к 1 4а 2 ·2b= к 1 8а 2 ·b

Определяем, во сколько раз возрастёт скорость реакции:

υ ‘ /υ = к 1 8а 2 ·b / к 1 а 2 ·b =8

Следовательно, при повышении давления в 2 раза, скорость данной реакции увеличится в 8 раз.

При температуре 10 ºС реакция протекает за 5 мин, при 20ºС – за 1 мин. Рассчитайте температурный коэффициент скорости реакции.

1) При условии, что концентрация вещества (С), вступившего в реакцию, постоянна:

При температуре 10 ºС скорость реакции равна υ 0 =∆ C /∆τ 0 ,

При температуре 30 ºС скорость реакции равна υ =∆ C /∆τ,

υ =∆ C /60, ∆ C = 60 υ . Следовательно, 300 υ 0 =60 υ , а υ/ υ 0 =300/60=5.

2) По правилу Вант Гоффа: υ = υ 0 γ ∆ t /10 , υ/ υ 0 = γ ∆ t /10

3) Согласно рассуждениям (1) и (2), получим γ (20-10)/10 = γ=5

Работа № 143 (лабораторная). Выделение крахмала, белка, жира из семян.

Оборудование: мука, семена подсолнечника, вода в химическом стакане, кусочек марли, раствор иода, стакан с водой и крахмалом, пипетка.

1.Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста.

2.Заверните комочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой и крахмалом. Как изменилась окраска содержимого стакана?

4.Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой, в котором промывали комочек теста в марле. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем это можно объяснить?

5.Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу — клейковину, или растительный белок.

6.Возьмите семя подсолнечника и заверните его в листок белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните листок бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага.

7.Перечертите схему и заполните ее.

Органические вещества семени

Работа № 143 (лабораторная). Выделение крахмала, белка, жира из семян.

Оборудование: мука, семена подсолнечника, вода в химическом стакане, кусочек марли, раствор иода, стакан с водой и крахмалом, пипетка.

1.Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста.

2.Заверните комочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой и крахмалом. Как изменилась окраска содержимого стакана?

4.Капните 1—2 капли раствора иода в стакан с водой, в котором промывали комочек теста в марле. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем это можно объяснить?

5.Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу — клейковину, или растительный белок.

6.Возьмите семя подсолнечника и заверните его в листок белой бумаги. Надавите на семя тупым концом карандаша. Разверните листок бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага.

7.Перечертите схему и заполните ее.

Органические вещества семени

Классификация органических соединений по функциональным группам.

Основы номенклатуры органических соединений.

Изомерия в органической химии: углеродного скелета, положения кратной связи.

Изомерия положения функциональных групп. Межклассовая и пространственная изомерия.

Решение заданий по определению и написанию изомеров. Решение расчетных задач на вывод формул органических

Решение расчетных задач на вывод формул органических по процентному составу вещества.

Контрольная работа №1 по теме «Строение и классификация орг. в-в»

Тема 3. Химические реакции в органической химии (4 часа)

Типы химических реакций в органической химии: замещения и присоединения.

Реакции отщепления и изомеризации

Решение задач и упражнений по теме «Химические реакции»

Практическая работа №1 «Качественный анализ органических соединений»

Тема 4. Углеводороды (16 часов)

Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ, каменный уголь.

Алканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Химические свойства алканов.

Алкены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства.

Химические свойства алкенов.

Практическая работа №2 «Получение этилена и опыты с ним»

Алкины: строение, номенклатура, изимерия, получение, физические свойства

Химические свойства алкинов.

Алкадиены: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства

Химические свойства алкадиенов. Каучуки. Резина.

Циклоалканы: строение, номенклатура, изомерия, получение, физические свойства.

Ароматические углеводорода (Арены). Строение молекулы бензола. Физические свойства и получение.

Химические свойства бензола.

Генетическая связь между классами углеводородов.

Выполнение заданий по составлению изомеров, уравнений реакций.

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Тема 5. Спирты и фенолы (7 часов)

Спирты: состав, классификация, изомерия.

Химические свойства одноатомных спиртов

Взаимное влияние атомов на примере молекулы фенола.

Решение расчетных задач по определению мол. формулы по продуктам сгорания.

Тема 6. Альдегиды и кетоны (6 часов)

Альдегиды: классификация, изомерия, номенклатура. Строение молекулы, физ. свойства».

Химические свойства альдегидов.

Генетическая связь между органическими веществами.

Решение расчетных и экспериментальных задач

Контрольная работа №3 по теме «Альдегиды и кетоны»

Практическая работа №4 «Спирты. Фенолы. Альдегиды. Кетоны»

Тема 7. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры (7 часов).

Карбоновые кислоты: строение, классификация.

Химические свойства карбоновых кислот (по карбоксильной группе)

Химические свойства карбоновых кислот (по радикалу).

Контрольная работа №4 по теме «Карбоновые кислоты и их производные»

Практическая работа №5 «Карбоновые кислоты»

Тема 8. Углеводы (5 часов)

Углеводы, их состав и классификация.

Решение экспериментальных задач. Генетическая связь между классами орг. в-в»

Практическая работа №6 «Углеводы»

Тема 9. Азотсодержащие соединения (8 часов)

Амины: строение, классификация, номенклатура, получение.

Аминокислоты: состав и строение молекул, номенклатура, получение.

Белки как биополимеры. Биологическая роль белков.

Химические свойства белков.

Контрольная работа №5 « Азотсодержащие соединения»

Практическая работа № 7 « Амины. Аминокислоты, Белки»

Практическая работа № 8 «Идентификация органических соединений»

Тема 9. Биологически активные вещества (3 часа)

Закрепить знания об органических и неорганических веществах, входящих в состав клеток и тканей организма, полученные в ходе изучения курса биологии и химии.

Развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Развивать навыки проведения химического эксперимента.

Тип занятия: практическая работа.

Практическая работа рассчитана на 2 спаренных урока по 45 минут.

1. Персональный компьютер (или ноутбук) для преподавателя

2. Мультимедийный проектор

6. Держатели для пробирок

7. Стаканы химические

1. Пероксид водорода – 3% H 2 O 2

3. Разбавленная серная кислота – 2н H 2 SO 4

4. Соляная кислота – 2н HCl

5. Крахмальный клейстер

6. Спиртовая настойка йода 5%

7. Гидрофосфат натрия – 2н Na 2 HPO 4

8. Хлорид аммония – 0,5н NH 4 Cl

9. Гидроксид аммония – 10% NH 4 OH

10. Хлорид магния – 0,5н MgCl 2

Биологический материал (исследуемые образцы растительного и животного происхождения):

1. Сырой картофель

2. Вареный картофель

5. Скорлупа куриного яйца

1. Организационная часть.

Преподаватель объявляет тему занятия, раскрывает ее связь с другими темами курса.

2. Контроль исходного уровня знаний.

Проводится в виде фронтального опроса, сопровождаемого мультимедийной презентацией:

— Какие макроэлементы входят в состав клетки?

— Какие макроэлементы являются главными компонентами всех органических соединений? Какой процент они составляют от массы клетки?

— В состав каких органических молекул входят сера и фосфор?

— Какие функции выполняют в клетке ионы калия, натрия и хлора?

— Какую роль в организме играет кальций?

— Какова роль железа в организме?

— Какую функцию в организме выполняет гемоглобин?

— Почему угарный газ в отличие от углекислого вызывает отравление организма?

— Какова роль магния в клетках животных?

— Какие вещества называются ферментами? Какое строение имеют ферменты?

— Какую роль магний играет в клетках растений?

— Что такое хлорофилл? В каких органоидах он содержится? В каких процессах обмена веществ участвует?

— Какие элементы относятся к микроэлементам? Какую роль они играют в организме?

— Какие вещества называются гормонами?

— Какое неорганическое вещество содержится в клетке в наибольшем количестве?

— В каких органах и тканях содержание воды наименьшее, а в каких наибольшее?

— Какую роль вода играет в клетке и живом организме в целом?

— Какой процесс называется гидролизом?

— Какие вещества пищи при попадании в организм подвергаются гидролизу?

— В каком состоянии в клетке могут находиться соли?

— Какой процесс называется диссоциацией? Какие вещества подвергаются диссоциации?

— Распределите приведенные вещества по классам: CO, Na 2 HPO 4 , HCl, KHCO 3 , CO 2 , NaH 2 PO 4 , CaCl 2 , CH 3 COOH, NH 4 OH.

— Какие ионы образуются в клетке при диссоциации солей NaCl, CaCl 2 , KHСO 3 ? К какому классу относится последняя соль? Назовите ее.

— Как применяются в медицине NaCl и CaCl 2 ?

— Приведите примеры нерастворимых солей, входящих в состав клетки.

— Какова реакция среды в клетке? Какие ионы поддерживают постоянную слабощелочную реакцию среды в клетке?

— Какая реакция среды в желудке? Какое вещество ее создает? Для чего?

— Какой рН желудочного сока? При каких значениях рН функционирует пепсин желудочного сока?

Если учащийся не может ответить на вопрос, он переходит к следующему ученику. В результате опрошенными оказываются практически все учащиеся.

Далее учащимся предлагается устно выполнить несколько заданий, текст которых высвечивается на слайдах мультимедийной презентации:

1. Установите соответствие:

Ответы: А – 2, Б – 1, В – 4, Г – 2, Д – 4

2. Установите соответствие:

Ответы: А – 4, Б – 3, В – 5, Г – 2, Д – 1

3. Вставьте пропущенные слова:

Жиры – это . вещества клетки, представляющие собой сложные эфиры . и . Жиры относятся к группе . По агрегатному состоянию растительные жиры обычно . а животные — . однако встречаются исключения, например, . имеет животное происхождение, но по агрегатному состоянию . В организме жиры выполняют множество функций. Например, . — жиры входят в состав биологических мембран. Кроме того, жиры препятствуют потере тепла организмом вследствие своей низкой . Верблюдам запас жира позволяет долгое время обходиться без жидкости, так как при . жиров выделяется большое количество воды. Утки смазывают свое оперение секретом, содержащим жиры, в результате их перья приобретают . свойства. В семенах подсолнечника большое количество жиров служит в качестве . для развития зародыша.

Ответы: органические; глицерина; высших жирных карбоновых кислот; липидов; жидкие; твердые; рыбий жир; жидкий; строительную; теплопроводности; окислении; водоотталкивающие; запаса питательных веществ.

4. В приведенном перечне веществ и понятий укажите лишнее:

а). Пепсин, амилаза, мальтоза, липаза.

— Мальтоза, так как это углевод, а все остальные вещества – белки.

б). Вазопрессин, инсулин, глюкагон, тестостерон.

— Тестостерон, так как это гормон, имеющий липидную природу, а все остальные вещества – гормоны белковой природы.

в). Лактоза, гликоген, мальтоза, сахароза.

— Гликоген, так как это – полисахарид, а все остальные углеводы – дисахариды.

г). Миоглобин, тромбин, гемоглобин, натрий-калиевый насос.

— Тромбин, так как он выполняет защитную функцию, а остальные белки транспортную.

д). Фруктоза, рибоза, глюкоза, галактоза.

— Рибоза, так как это пентоза, а все остальные углеводы – гексозы.

е). РНК, АКТГ, ДНК, АТФ.

— АКТГ, так как остальные вещества имеют нуклеотидную природу, а АКТГ – белок.

ж). Кератин, коллаген, эластин, иммуноглобулин.

— Иммуноглобулин, так как это белок, выполняющий защитную функцию, а остальные – строительную.

Другое объяснение: так как иммуноглобулин – это глобулярный белок, а остальные вещества – фибриллярные белки.

з). Фенилкетонурия, галактоземия, болезнь Тея-Сакса, синдром Дауна.

— Синдром Дауна, так как это заболевание вызвано хромосомной мутацией, а все остальные заболевания являются нарушениями обмена веществ.

и). Аденин, урацил, цитозин, тимин.

— Урацил, так как это азотистое основание, которое не входит в состав ДНК.

Другое вариант: тимин, так как это азотистое основание не входит в состав РНК.

5. Назовите химические вещества, входящие в состав клеточной мембраны, обозначенные на рисунке цифрами, и поясните их функцию.

1 – белки (транспортная, рецепторная, каталитическая функция);

2 – фосфолипиды (составляют основу мембраны);

3 – углеводы (обеспечивают узнавание клетки клеткой).

3. Выполнение практической работы.

Учащиеся выполняют работу парами в соответствии с методическими указаниями и заносят результаты в практическую тетрадь. Перед началом работы преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности.

Опыт 1. Химические свойства карбоната кальция и его значение для живых организмов.

а). В пробирку поместите 1г скорлупы куриного яйца, добавьте 3 мл соляной кислоты. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

Основу скорлупы куриных яиц составляет карбонат натрия. При взаимодействии его с кислотой происходит растворение соли и выделение газа:

CaCO 3 + 2HCl —> CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

б ). Демонстрационный опыт: поместите сырое куриное яйцо в раствор соляной кислоты на 30 минут. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о составе оболочки яйцеклетки курицы и влиянии неорганических солей на ее свойства.

Под действием соляной кислоты оболочка яйцеклетки курицы становится мягкой. Так как основу скорлупы куриного яйца составляет карбонат кальция, можно сделать вывод, что именно он обуславливает твердость скорлупы и обеспечивает ее защитную функцию для клетки.

Опыт 2. Химические свойства фосфата кальция и его значение для живых организмов.

а). В пробирку поместите 0,1г фосфата кальция, добавьте 2 мл серной кислоты. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

Фосфат кальция составляет основу костной ткани. В результате реакции происходит растворение фосфата кальция в кислоте:

б ). Демонстрационный опыт: поместите куриную кость в раствор соляной кислоты на 6 — 8 часов. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о составе костной ткани и влиянии неорганических солей на свойства костей. (Опыт закладывается заранее, учащимся на занятии только демонстрируются полученные результаты).

В состав костей входят неорганические и органические вещества. Неорганические вещества костей представлены в первую очередь нерастворимыми солями (Ca 3 (PO 4 ) 2 и CaCO 3 ). Карбонат кальция придает костям прочность. Органические вещества придают костной ткани эластичность. Под действием соляной кислоты происходит растворение карбоната кальция, в результате чего костная ткань теряет твердость и кость становится гибкой.

Опыт 3. Качественная реакция на фосфат-ион.

В пробирку налейте 2 капли раствора гидрофосфата натрия, добавьте 2 капли раствора хлорида аммония и 2 капли раствора гидроксида аммония, а затем 2 капли раствора хлорида магния. Запишите наблюдения, составьте уравнение химической реакции.

В результате реакции выпадает белый осадок фосфата магния аммония:

Na 2 HPO 4 + MgCl 2 + NH 4 OH —> MgNH 4 PO 4 + 2NaCl + H 2 O

Опыт 4. Взаимодействие пероксида водорода с белками клетки.

В четыре пробирки поместите соответственно сырой и вареный картофель, сырое и вареное мясо. В каждую пробирку добавьте по 3 мл пероксида водорода. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о влиянии термической обработки на структуру и функции белка каталазы.

В тканях животных и растений содержится фермент каталаза, который катализирует реакцию разложения пероксида водорода:

H 2 O 2 —> O 2 + H 2 O

За счет действия каталазы при добавлении пероксида водорода к сырым мясу и картофелю наблюдается выделение газа.

По своей химической природе все ферменты являются белками. При термической обработке происходит денатурация белков, вследствие чего каталаза теряет свои свойства и разложение пероксида водорода в клетках вареного картофеля и мяса не идет.

Опыт 5. Качественная реакция на крахмал. Обнаружение крахмала в клетках картофеля.

а). В пробирку налейте 1 мл крахмала и добавьте 1 каплю йода. Запишите наблюдения, составьте схему химической реакции. Затем нагрейте пробирку. Какие изменения наблюдаете? Сохраняются ли эти изменения после охлаждения пробирки. Сделайте вывод о влиянии нагревания на смещение равновесия в реакции крахмала с йодом.

В результате реакции образуется соединение сине-фиолетового цвета:

I 2 + крахмал — сине-фиолетовое окрашивание

При нагревании пробирки происходит исчезновение окраски, а при охлаждении вновь ее появление, что указывает на обратимость реакции взаимодействия крахмала с йодом.

б). Возьмите ломтик сырого картофеля и капните на него 1 каплю йода. Какие изменения наблюдаете? Сделайте вывод о химическом составе клеток картофеля.

Под действием йода происходит появление сине-фиолетового окрашивания, что указывает на содержание в клетках клубня картофеля крахмала, который запасается там в виде крахмальных зерен.

Преподаватель в процессе беседы выясняет, какие у учащихся были трудности в ходе выполнения практической работы, предлагает им оценить эффективность своей работы на занятии и достигнутые результаты.

Проводится в форме ситуационных задач.

1. Известно, что кислотные дожди оказывают негативное воздействие на растения и животных, вызывая повреждения их тканей. Предположите, с чем связано негативное действие кислотных дождей на яйца птиц. Составьте уравнения соответствующих реакций, принимая во внимание, что кислотные дожди вызываются наличием в атмосфере оксида серы (IV) и оксида азота (IV).

При взаимодействии оксида серы (IV) и оксида азота (IV) с водой образуются кислоты:

Твердость скорлупы птичьих яиц обусловлена наличием в ней карбоната кальция, который растворяется в кислой среде с выделением углекислого газа:

CaCO 3 + 2HNO 3 —> Ca(NO 3 ) 2 + CO 2 + H 2 O

Таким образом, после воздействия кислотных дождей скорлупа яйца размягчается и не обеспечивает больше надлежащей защиты развивающемуся зародышу.

2. Известно, что тяжелые металлы вызывают нарушения в работе нервной системы, печени, почек и других органов. Объясните с точки зрения химического состава клетки, в чем состоит негативное воздействие на нее тяжелых металлов.

Тяжелые металлы вызывают необратимое осаждение белков, в результате чего белки перестают выполнять свои функции в клетке.

3. Основу препаратов “Мезим”, “Креон”, “Панзинорм” составляет панкреатин, представляющий собой экстракт содержимого поджелудочной железы. В состав панкреатина входят липаза, амилаза, трипсин, химотрипсин. Предположите, какое действие будет оказывать на организм данный препарат.

Препараты “Мезим”, “Креон”, “Панзинорм” нормализуют процессы пищеварения, так как в их состав входят ферменты, расщепляющие органические вещества пищи.

4. Для лечения повышенного артериального давления применяются препараты, относящиеся к фармакологической группе “блокаторы медленных кальциевых каналов”. Яркими представителями данной группы являются: “Кордафлекс”, “Кальцигард”, “Амлодипин”. Предположите, на чем основано действие препаратов данной группы на организм.

Препараты данной фармакологической группы уменьшают поступление ионов кальция в клетку. Ионы кальция влияют на сокращение гладкой и поперечнополосатой мускулатуры, в том числе сердечной мышцы, и как следствие, на артериальное давление.

5. Для уменьшения кислотности желудочного сока при гастрите и язвенной болезни желудка применяются препараты антацидной фармакологической группы, например, “Альмагель”, “Маалокс”, “Гастал”. В состав этих препаратов входят гидроксиды алюминия и магния, а также карбонат магния. Объясните, на чем основано действие этих препаратов на организм, составьте уравнения соответствующих реакций.

Препараты антацидной группы нейтрализуют соляную кислоту в желудке, снижая тем самым уровень кислотности.

MgCO 3 + 2HCl —> MgCl 2 + CO 2 + H 2 O

6. Подведение итогов.

Преподаватель выставляет оценки за занятие, комментирует полученные результаты. Учащиеся сдают тетради с оформленными результатами работы.


источники:

http://studarium.ru/article/155

http://infourok.ru/algoritm-resheniya-zadach-po-teme-skorost-himicheskih-reakciy-3719021.html