Решение задач по праву уравнений

Решение задач по праву уравнений

Многолетний опыт решения задач по праву закрепил определенный алгоритм действий. Сегодня я хочу поделиться данным алгоритмом с Вами.

Итак, прочитав условия задачи, первым делом необходимо определить предмет правового регулирования (далее – ППР) затронутых в условии задачи правоотношений. ППР определить не всегда бывает просто, зачастую условия задачи бывают запутаны настолько, что ответ на поставленные вопросы приходится зачастую искать в 2-3-х, а то и в 4-5 отраслях права. Определив ППР, мы сможем четко определить перечень нормативных правовых актов подлежащих применению.

Следующим этапом в решении задачи является определение полномочий действующих в условии лиц. Нередко в условии задачи умышленно авторы закладывают «бомбочки» — совершение лицами определенных действий, которые находятся за пределами их полномочий. Разобравшись с полномочиями, следует переходить не посредственно поиску ответов на поставленные вопросы.

Заключительным этапом в решении задачи является подкрепление своих выводов материалами судебной практики, при этом лучше ориентироваться на позиции высших судов.

Если при решении задач всё-таки возникают проблемы или трудности, то лучше доверить эту «миссию» профессионалам.

В качестве введения хочу сказать, что каждая задача по праву индивидуальна, так как нюансов в законодательстве много. Часто задачи вроде и похожи друг на друга, но их решение может быть диаметрально противоположным. Поэтому решение задач по праву и вызывает так много трудностей у студентов. Итак, начну…

Пункт 1: Необходимо понять, к какой отрасли права (уголовное, уголовно-процессуальное, административное, гражданское, трудовое, семейное, налоговое, предпринимательское право) относится ваша задача. Как правило, изучаемые Вами дисциплины уже разделены на отрасли права, но бывают и исключения, когда задачи даются в общей контрольной для юристов. По условию любой задачи, легко можно понять к какому праву относится та или иная задача, поэтому этот шаг пункт алгоритма самый простой.

Пункт 2: Определяем подотрасль права. Приведу пример: Допустим в пункте первом мы определили — задача по уголовному праву. Уголовное право обобщает в себе наказания за общественные опасные деяния такие как: посягание на жизнь и здоровье человека, кражу имущества и собственности. После определения подоотрасли становится просто найти статью права из уголовного кодекса, и в соответствии с нормой права вынести решение задачи. Аналогично действуем и с другими отраслями права. Основная цель сужать круг и умело находить статьи в кодексах.

Бесплатный совет: Обязательно обращайте внимание на поправки к законам и изменение статей в кодексах. Ведь пользуясь только актуальной информацией можно правильно решить задачу по праву.

Решаем задачи по праву

В курсе права, изучаемого как отдельный предмет в классах социально-гуманитарного профиля, большое значение уделяется формированию у учащихся практического опыта по самостоятельному поиску и использованию правовой информации. Наши выпускники должны овладеть навыками сравнительного анализа правовых понятий и норм, объяснения смысла конкретных норм права, умением давать характеристику содержания текстов нормативных актов; использовать нормы права при решении учебных и практических задач. Овладение школьниками указанными умениями возможно только при практическом изучении курса права, поэтому на уроках я стараюсь уделять время решению правовых задач. После изучения каждой темы старшеклассники сдают зачет, к которому готовят не только теоретический материал, но и свой вариант практической правовой задачи по изученной теме. Для организации итогового повторения и контроля по курсу права в 11 классе проводится зачет по всем темам курса, в том числе, школьники решают практические задачи, входившие ранее в экзаменационные билеты по курсу права. Возможно, представленный мною материал (практические задания с решениями) станет полезен и другим учителям курса права в школе.

Задание 1.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.
Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?
В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.

А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.

Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке)

В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.

Задание 2.

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.

Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.

Задание 5.

Заполните таблицу: “Стадии уголовного процесса”

Название стадии

Содержание деятельности

Участники

Проверка поступившего сообщения

Оформление постановления возбуждении уголовного дела

Предварительное расследование

.Судебное следствие

Название стадии

Содержание деятельности

Участники

Проверка поступившего сообщения

Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований

Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора.

Оформление постановления возбуждении уголовного дела

Изучение материалов проверки, составление постановления

Следователь, дознаватель, прокурор

Предварительное расследование

Проведение различных следственных действий и сбор доказательств

Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др.

Судебное следствие

Исследование собранных доказательств в суда

Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели.

Задание 6.

Познакомьтесь с юридическими нормами:

Статья 7.8. Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 658. 1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.

А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ.

Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, что является одним из отличительных признаков административной ответственности от уголовной. Так же здесь говорится об ответственности юридического лица, а к уголовной ответственности можно привлечь лишь физическое лицо. Объектом данного правонарушения будет являться общественное отношение по охране защитной полосы водного объекта, т.е. общественное отношение в сфере управления, ведь именно они охраняются административным законодательством.

В ст. 658 устанавливаются правила поведения при аренде предприятия, т.е. правоотношения по поводу имущества и платы за это имущество, так как предметом гражданского права являются имущественные стоимостные отношения, то данное правоотношение относится к сфере гражданского права и регулируется нормами ГК РФ.

В) В первом случае– органы природоохраны и непосредственный нарушитель. Во втором случае стороны – договора аренды предприятия и государственный орган по регистрации прав на недвижимое имущество.

Задание 8.

3. Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

А) На основании ст. 578 ГК РФ, согласно которой даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу ее безвозвратной утраты.

Б) 1. Обеспечить доказательства возможности утраты прялки (фотографии, свидетели);

2. Обратиться в суд с иском об отмене договора дарения;

3. Получить прялку.(обращение в суд необходимо, только если племянник добровольно не вернет прялку).

В) Гражданского кодекса/

Д) так как предметом гражданского права являются имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения.

Задание 9.

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

«Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».

Ошибочным является последнее предложение данного текста, так как возмещение убытков будет гражданско-правовой ответственностью, которая в свою очередь является разновидностью юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения (определенных неблагоприятных последствий) за совершенное им правонарушение. (перечислять виды юридической ответственности не стоит). Это определение достаточно полное, так как отражает все признаки юридической ответственности (виновность, наложение ответственности от имени государства, основанием является совершенное правонарушение) и оно универсально подойдет к любому виду (уголовной, административной, налоговой и др.)

Задание 10.

Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?

1. Гражданским правоотношением будет отношение между продавцом и покупателем по поводу купли-продажи книги в магазине. Так как гражданское право регулирует имущественные (по поводу имущества, собственности и др. имеющие стоимостное выражение) и связанные с ними личные неимущественные (честь, достоинство, деловая репутация) общественные отношения, а книга имеет определенную стоимость, то взаимные права и обязанности продавца и покупателя будут регулироваться гражданским правом (ст. 2 ГК РФ).

2. Семейным будет правоотношение по заключению брака между гр-ном Л. и гр-кой Н. Так как семейное право регулирует вопросы вступления в брак и иные права обязанности супругов, то данное правоотношение будет регулироваться Семейным кодексом РФ (ст. 2 СК РФ)/

3. Административным будет правоотношение по поводу проезда на красный сигнал светофора. Данное правонарушение посягает на установленный порядок управления (нарушение установленных государством правил дорожного движения), и не влечет за собой тяжких последствий, следовательно регулируется нормами КоАП РФ (ст. 12.12)/

Задание 11.

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

В силу ст. 90 Семейного кодекса РФ право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:

бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком – инвалидом с детства I группы;

нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;

нуждающийся супруг, достигший пенсионного возраста не позднее, чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.

Участниками правоотношения являются бывшие супруги и суд, рассматривающий дело. Суд изучит материальное положение бывшего супруга Ф., и если признает, что он (супруг) обладает достаточными необходимыми для этого средствами, то дело будет решено в пользу Ф.; размер алиментов определит суд в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Задание 12.

В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись автомашины «Жигули» и «Волга». Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.

А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.

Б) Назовите участников данного правоотношения.

В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?

Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?

Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?

А) Проблемой явилась невнимательность или умысел одного из участников ДТП/

Б) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД/

В) Противоречие будет устранено по нормам КоАП РФ, путем опроса свидетелей, поиска иных доказательств (видеосъемка, экспертизы и т.д.), а вопрос о размере возмещения вреда будет решать суд.

Г) Владельцы транспортных средств, сотрудники ГИБДД (и, возможно, суд)/

Д) он будет нести административную и гражданско-правовую ответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ОНЛАЙН

Решение задач по праву. Как решить задачу по юриспруденции?

Обучаясь в высшем учебном заведении, каждому студенту приходится решать задачи по праву. На не юридических специальностях обычно все ограничивается решением задач по правоведению или на отраслях права, относящегося к специальности студента, например, медицинское право, право социального обеспечения, трудовое право и т.д.

Так как же решить задачу по праву? Все очень просто. Не зависимо от отрасли права, Вам необходимо определиться в каком нормативно-правовом акте содержится норма, на основании которой будет решена юридическая задача. Решая задачу Вы обязательно знаете, по какой дисциплине Вы ее делаете, поэтому для начала берем учебник по данной юридической дисциплине и с помощью содержания начинаем искать к какому разделу относится предложенная в задаче ситуация. После того, как мы нашли подходящий раздел, внимательно читаем его и пытаемся найти если не ответ на вопрос задачи, то хотя бы статью и название закона, в котором рассматривается данная ситуация. При этом следует учесть, что не всегда ситуация в задаче решается лишь только с помощью рассмотрения одной статьи, как правило для решения нужно привести 2-3 нормы и не всегда одного нормативно-правового акта.Решение задач по уголовному праву.

После того, когда Вы нашли норму регулирующие правоотношения, рассматриваемые в задаче, то с помощью логики необходимо подобрать именно те положения закона (например, использую онлайн-версию КонсультантПлюс), которые прямо выводят нас на решение ситуации в задаче. При этом не должно остаться никаких недопонятых моментов. Ответ в любом случае должен быть конкретным и полностью решать ситуацию в задаче. Ни в коем случае не нужно указывать в решении своих догадок, так как единственное и верное решение может содержаться только в норме закона и нигде больше!

Для наглядности рассмотрим решение достаточно сложной задачи по уголовному праву. Решение данной юридической задачи позволит Вам сориентироваться в алгоритме построения и логике изложения аргументов при решении Вашей задачи по юриспруденции.

Итак, условия задачи:

Рыбкин, не имеющий детей, знал, что он единственный наследник своей жены, больной шизофренией, желая ускорить получение наследства, Рыбкин в течение 10 дней вел с женой разговоры о самоубийстве, уговаривал ее покончить с собой, после этих разговоров Рыбкина повесилась, дайте уголовно-правовую оценку действиям Рыбкина.

Решение ситуации

Преступление, совершенное Рыбкиным, очень схоже с преступлением, квалифицируемым по ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», но В.М. Лебедев считает, что склонение к самоубийству в результате психического принуждения, следует квалифицировать по ст. 105 УК РФ «Убийство», с чем следует согласится, так как с объективной стороны в совершенном Рыбкиным преступлении отсутствуют угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства. При этом в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» ничего не сказано о таком виде убийства.

Объектом совершенного Рыбкиным преступления является жизнь человека – его жены.
Объективной стороной преступления выступает действие – ежедневные разговоры в течение 10 дней с женой о самоубийстве, в результате потерпевшая совершила самоубийство.

С субъективной стороны действия Рыбкина характеризуются прямым умыслом, так как он вел с женой разговоры о самоубийстве с целью ее самоубийства и быстрого получения наследства.

Субъект преступления – физическое вменяемое лицо старше 14 лет – Рыбкин.

При этом совершенное преступление следует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии».
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии) надлежит квалифицировать умышленное причинение смерти потерпевшему, неспособному в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая убийство, сознает это обстоятельство. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности, тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.

Вывод:

Действия Рыбкина следует квалифицировать по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ «Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии».


источники:

http://urok.1sept.ru/articles/576915

http://studresearsh.ru/articles/1_reshenieZadachPoPravu.html